Скачать 146.77 Kb.
|
Создание портфолио - обобщение опыта учителя Что это такое? Для начала разберемся, что такое портфолио. В переводе с английского оно означает «папка, дело, должность», а с итальянского – «папка с документами», «папка специалиста». Словом, портфолио - это досье, собрание достижений, фиксация успехов. Иными словами, профессиональное портфолио учителя – это один из способов фиксирования и накопления материалов, демонстрирующее уровень профессионализма учителя. Этот документ показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности. У учителя должно быть некое "досье успехов", в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать сайт учителя или портфолио учителя. Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования. Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов. Второе важное предназначение портфолио учителя - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории. Среди учителей портфолио завоевывает все большую популярность, и становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень. Для чего это нужно? В современных условиях у учителя должно быть некое «досье успехов», где отражается все интересное и достойное, что происходит в его жизни. Главное его назначение – продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции: реализованные проекты, участие в олимпиадах и конкурсах, результаты проведенных исследований. Портфолио помогает проанализировать, систематизировать и обобщить результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов. Кроме того, во многих регионах портфолио является формой оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении аттестационной экспертизы. Основная цель портфолио — оценивание работы учителя по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста учителя, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки). Структура портфолио может быть разнообразной. Комментарий к портфолио должен быть вдумчивым, отражающим собственные мысли учителя в отношении его деятельности, дающим полную картину творческого роста педагога. Он может быть представлен в виде отдельного письма читателю, выступления, краткого параграфа с выражением своих мыслей, эссе, объяснительной записки и т. д. В документах собираются материалы, регламентирующие работу педагога (положение о едином орфографическом режиме, ведении и проверке тетрадей, нормах оценки и др.). В творческом досье представлено собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учителя, описание его авторских методик, разработок, программ; а также сведения об основных направлениях его творческой активности, участии в научных конференциях, конкурсах, педагогических чтениях, прохождении курсов повышения квалификации; карта творческого роста и др. В диагностике успешности учителя содержатся результаты оценки и самооценки педагога: личности учителя, педагогической деятельности, педагогического общения, качества образовательного процесса (анализ работы за 3 года: срезы знаний, итоги успеваемости, учебная нагрузка учителя, программный банк, использование современных технологий, результаты олимпиад, план развития кабинета). Отзывы включают в себя характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные администрацией гимназии, коллегами, родителями, а также самоанализ деятельности педагога: отзыв о творческой работе, выступлении на НПК, педагогических чтениях, педсовете и др., рецензия на статью, методический бюллетень о проведенных открытых уроках, заключение о качестве выполненной работы (творческой, исследовательской), резюме, подготовленное педагогом, с оценкой собственных профессиональных достижений. Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения ^ Какие виды портфолио бывают? 1. Электронное портфолио. В наше время это не просто набор документов, хранящийся на компьютере или каких-либо электронных носителях. Такая папка не представляет никакой ценности и никакого интереса для педагогической общественности, если она не оформлена и опубликована в виде сайта. Сайт смогут увидеть сотни людей, оценить и прокомментировать его, воспользоваться вашими идеями, поделиться своими. 2. «Бумажное» портфолио. Конечно, у заинтересованного педагога должен иметься и бумажный эквивалент электронного портфолио – папка с документами, содержащая основные моменты и утверждения о вас и вашей деятельности. Такой вариант портфолио обязательно должен содержать упоминание о вашем личном сайте и несколько ссылок на него. Многие авторы выделяют такие разновидности портфолио: - портфолио достижений: делается акцент на документы, подтверждающие успехи вашей деятельности; - презентация: необходим при поступлении на новое место работы, особенно если заработная плата назначается по итогам собеседования (именно для учителя такой вариант неактуален); - тематическое портфолио – акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности; - комплексные портфолио – объединяют в себе вышеперечисленные виды. Такая разновидность наиболее пригодна для учителя. Из чего складывается портфолио? Классический вариант структуры портфолио учителя содержит пять разделов Раздел 1. Общие сведения об учителе - фамилия, имя, отчество, дата рождения, фотография. Несколько советов: имя, отчество и фамилия должны быть обозначены ярко и четко, чтобы они хорошо запомнились с первых секунд просмотра. Шрифт должен быть достаточно крупным, красивым, хорошо читаемым. Не увлекайтесь изощренными шрифтами с завитушками, с игрой цвета и лишними анимационными эффектами: такие надписи нечитабельны и безвкусны. Поступите по-другому – постарайтесь создать четкую ассоциацию между ФИО и всем остальным, что говорит о вас - образование. Укажите основную специальность и квалификацию по диплому. Если у вас несколько дипломов, перечислите все - трудовой и педагогический стаж. Эта часть отражает ваше положение на карьерной лестнице. Перечислите все учебные заведения, где вам удалось поработать - вы продемонстрируете ваш педагогический опыт и его разнообразие, а это один из ключевых параметров оценки учителя - повышение квалификации. Укажите пройденные курсы, семинары, в которых вы участвовали или были их организатором. Самые значимые курсы опишите более подробно (где, когда прослушаны, проблематика) - награды, грамоты, благодарственные письма. Эта часть дает представление о процессе индивидуального развития педагога. Лучше всего размещать документы в порядке значимости. - копии документов. Это важно для бумажного портфолио. Распечатайте копии документов, подтверждающих наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем. Раздел 2. Результаты педагогической деятельности. Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя. - материалы, показывающие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету (диагностические таблицы, графики, схемы и т.д.); - сравнительный анализ деятельности учителя за последние годы (обычно за три – пять лет) на основе контрольных срезов, участия воспитанников в олимпиадах, конкурсах, конференциях; - результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; - сведения о наличии медалистов; - сведения о поступлении в вузы по специальности и т.п. Раздел 3. Научно-методическая деятельность. - обоснование выбора образовательной программы, комплекта учебно-методической литературы, используемых образовательных технологий и средств диагностики; - использование ИКТ и технологий обучения детей с проблемами развития; - работа в методическом объединении, сотрудничество с методическим центром, вузами и другими учреждениями; - участие в творческих и профессиональных конкурсах; - организация и проведение семинаров, мастер-классов и т.п.; - проведение научных исследований; - разработка авторских программ; - написание кандидатской или докторской диссертации; - подготовка и публикация статьи, доклада, реферата, творческого отчета. Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету. - творческие и исследовательские работы, выполненные учащимися (достаточно списка этих работ); - список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований и т.п.; - сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеозаписи проведенных мероприятий; - программы работы кружков и факультативов. Раздел 5. Учебно-материальная база. Здесь можно поместить выписку из паспорта учебного кабинета: - список справочной литературы по предмету; - список наглядных пособий; - наличие технических средств обучения; - наличие компьютера и компьютерных средств обучения; - аудио- и видеопособия; - наличие дидактического материала; - измерители качества обученности учащихся. ^ Особый вид портфолио учителя – папка документов, подготовленных для прохождения аттестации. Как правило, она представляет собой бумажный вариант портфолио и содержит те же основные разделы. Однако перечень документов в ней строго регламентирован органами образования региона или города; как правило, «лишние» документы на заседании экспертной комиссии не рассматриваются. Большинство документов заверяет администрация школы, многие справки и диагностические таблицы также составляет и подписывает завуч по учебной работе или директор ^ Структура портфолио учителя. Вариант №1. Общие сведения об учителе Фамилия Имя и Отчество должны быть обозначены ярко и чётко, что бы с первых секунд просмотра сайта учителя или бумажного портфолио они хорошо запомнились. ФИО должны быть прописаны достаточно крупным, красивым, хорошо читаемым шрифтом. Ошибкой многих является "слишком" красивый шрифт с излишними завитушками. Некоторые педагоги считают, что чем изощрённее шрифт, тем очевиднее их умение пользоваться компьютером. Это не так. Подобные надписи нечитабельны и демонстрируют полную безвкусицу. Не нужно портить впечатление о вас с самого начала. Поступите иначе - постарайтесь создать чёткую ассоциацию между ФИО и всем остальным, что говорит о Вас. Подберите хороший шрифт и цвет, тогда появится шанс, что портфолио вызовет положительные эмоции, а его автор не останется безымянным. Помните! Ваше ФИО - это ваш логотип! Я предлагаю другой вариант - разместить рядом с ФИО вашу фотографию. Фото само расскажет о вашем возрасте. Кроме того оно продемонстрирует вашу обаятельность и красоту. А это, согласитесь, немаловажно! Образование. В этом разделе нужно указать свою основную специальность и квалификацию по диплому. Если у Вас несколько дипломов, то их всех нужно перечислить здесь. Трудовой и педагогический стаж работы. Этот раздел как бы отражает ваше положение на карьерной лестнице педагога. Не забывайте обновлять этот раздел! Здесь нужно перечислить все учебные заведения, в которых вам удалось поработать. Данный раздел один из самых важных, поскольку демонстрирует Ваш педагогический опыт и его разнообразие, а это один ключевых параметров оценки учителя. ^ Повышение квалификации. В этом разделе указываются пройденные вами курсы, семинары в которых вам удалось поучаствовать или проявить себя. Возможно, вы были организатором подобных курсов или семинаров - это также стоит отметить. Если курсы не были связанны с профессией педагога (из смежных областей), то о них всё равно стоит упомянуть. Более подробно опишите самые значимые эпизоды из всей практики повышения квалификации (где и когда прослушаны курсы, их проблематика). Награды, грамоты, благодарственные письма. Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога. В нём можно писать всё! Но советую размещать награды, грамоты и благодарственные письма в порядке значимости. Последние строки раздела обычно получают меньше внимания, поэтому постарайтесь самое важное поместить под №1. Копии документов. Данный раздел наиболее важен для бумажного портфолио. Распечатайте копии документов подтверждающих наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем. Для электронного портфолио всё проще. Разметите скан-копии документов в отдельной папке на Вашем сайте учителя, а в разделах "Образование" и "Повышение квалификации" превратите строки с описанием дипломов в гиперссылки так, что бы при нажатии на них, открывались сохраненные изображения ваших аттестатов и прочих документов. Например, вот так можно оформить этот раздел в электронном портфолио. Результаты педагогической деятельности В этом разделе должны быть собраны: материалы, демонстрирующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах; результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; сведения о наличии медалистов; сведения о поступлении в вузы по специальности и т.п. Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя. ^ Научно-методическая деятельность В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога: обоснование выбора аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы; основание выбора аттестуемым используемых образовательных технологий; обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов; использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.; работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром, АППО, вузами и другими учреждениями; Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах участие в методических и предметных неделях; организация и проведение семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.; проведение научных исследований; разработка авторских программ; написание рукописей кандидатской или докторской диссертации; подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи; ^ Внеурочная деятельность по предмету Раздел должен содержать документы: список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету; список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.; сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т. п.); программы работы кружков и факультативов другие документы. ^ Учебно-материальная база В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии): список словарей и другой справочной литературы по предмету; список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.); наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.); наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т. п.); аудио- и видеопособия; наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.; измерители качества обученности учащихся; другие документы по желанию учителя. Данные о повышении квалификации и профессиональной подготовке
Структура Портфолио
4. Папка достижений воспитанников 5. Папка подтверждающих документов 6. Папка экспертных оценок, отзывов, рекомендаций В разделе «Введение» представляются сведения о профессиональном статусе, стаже работы, образовании, личные данные. Эти сведения помогает формировать руководитель дошкольного образовательного учреждения. В раздел «Портрет» включается эссе «Я и моя профессия», характеристику, данную руководителем В эссе в свободной форме можно отразить следующие аспекты: мотивы выбора профессии, представления о качествах, необходимых для успешной профессиональной деятельности, этапы профессионального становления, личностные и профессиональные интересы, перспективы и достижения, изложить педагогическое кредо, дать самоанализ профессиональной компетентности, обозначить темы инновационной и экспериментальной деятельности, отразить творческие достижения и т.д. В характеристике , составляемой представителями администрации , отражаются: отношение педагога к профессиональной педагогической деятельности, его вклад в развитие образовательного учреждения и совершенствование педагогического процесса, перспективы профессионального роста , степень участия в общественной жизни, профессиональные и личные достижения, личностные и профессиональные качества педагога. Работа над данным разделом Портфолио позволяет отследить динамику и результаты профессионального становления и развития, определить возможные перспективы и направления профессионального саморазвития. «Папка профессиональных достижений» включает в себя следующие материалы: планы воспитательнообразовательной работы с детьми, доклады, сообщения на методических и педагогических советах, публикации, описание опыта работы, иллюстрации и самоанализ развивающей среды, конспекты открытых занятий, перечень разработанных дидактических и методических пособий, тексты проектов разной направленности, системы конспекты занятий или других форм организации работы с детьми, самоотчет о результатах работы за учебный год, видеозаписи разных форм работы с детьми, родителями, коллегами, результаты анкетирования и отзывы родителей и др. Данный материал служит в качестве иллюстраций и подтверждения профессиональных достижений, позволяет воспитателю создавать личный банк разнообразных по характеру и значимости творческих и методических материалов. В ходе работы над содержательным наполнением этого раздела Портфолио, воспитатель имеет возможность совершенствования ряда педагогических умений: аналитических, прогностических, рефлексивных, и др. «Папка достижений воспитанников» включает сертификаты об участии воспитанников в различных конкурсах, спортивных мероприятиях, олимпиадах, количественные и качественно проработанные данные диагностики продвижения детей в системе образовательного процесса, продукты детского творчества, сертификаты участия детей и педагога в проектах разного уровня и направленности. Материалы этого раздела Портфолио могут опосредованно свидетельствовать о качестве, уровне, содержании профессионально-педагогической деятельности , служить иллюстрацией его профессионального творчества, активности, компетентности. «Папка документов» наполняется сертификатами об участии в конференциях, круглых столах, конкурсах, документированными подтверждениями прохождения курсов повышения квалификации, прохождения стажировок, дипломы о профессиональной переподготовке или дополнительном профессиональном образовании, грамоты за успешную реализацию профессионально-педагогический или общественной деятельности. Материалы этой части Портфолио могут достоверно подтвердить уровень профессионализма. «Папка экспертных оценок» включает в себя внешние и внутренние отзывы, рецензии, благодарственные письма, официальные отзывы о внедрении авторских технологий, патенты и т.п. Данные документы являются разнообразными и объективными формами оценки результативности деятельности педагога и могут стимулировать его к дальнейшему профессиональному росту. |
Что такое медиаурок и чем он отличается от традиционного? Что такое медиаурок и чем он отличается от традиционного? Медиа это эмоционально яркое сообщение. Медиа – это коммуникативные средства... | Что такое хорошее образование, что такое качественное образование? Но преобладающей формой организации обучения в школе остается традиционный урок. Это определило тему статьи | ||
Внеклассное чтение – за … Хорошо это было или плохо Думаю, что уроки внеклассного чтения имели положительное значение для детей. Чтение книг воспитывает ребенка,... | Поэтому сначала важно понять, что такое метапредметность с точки... Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ведущей целью образования в информационную эпоху является мотивация к достижению успеха. Что такое «достижение» в учебе? Это то,... | Зачем наказывать ребенка? Ребенок, чтобы стать взрослым, проходит... Все это помогает им вырабатывать умения методического мастерства учителя иноязычной культуры, среди которых проектировочные, адаптационные,... | ||
Экология Я хочу написать этот реферат для того, чтобы показать людям, что делается в мире и в нашей стране для сохранения окружающей среды.... | Урок №2. Тема: «Информация» На прошлом уроке мы говорили о появлении термина «информатика». Давайте вспомним, откуда происходит «информатика», что это за наука,... | ||
Что такое кинокамера или фотоаппарат? А также это очень интересно осуществлять процесс фото- и киносъёмки, понимая то, что ты запечатляешь жизнь | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психологическая готовность к школе – это как снежный человек. Все о ней слышали. Все знают, что это какая-то важная штука, которую... | ||
Разработка урока по информатике на тему «Информация» На прошлом уроке мы говорили о появлении термина «информатика». Давайте вспомним, откуда происходит «информатика», что это за наука,... | Гоу впо Что это такое? | ||
Тема урока Основные понятия Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют | Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение... | ||
И. А. Бунин Отчий дом… Что же это такое? Это дом предков, родителей.... Отчий дом… Что же это такое? Это дом предков, родителей. Дом, в котором ты родился и вырос | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... О, Мерлин, ну, что это такое? Почему, почему это происходит именно с ним? Гарри закрыл лицо руками и застонал, вернувшись к тому,... |