Проявление точности (быстроты и точности в сочетании)





Скачать 278.09 Kb.
НазваниеПроявление точности (быстроты и точности в сочетании)
страница1/2
Дата публикации21.07.2013
Размер278.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы
  1   2
ВВЕДЕНИЕ

Прежде чем говорить о тренировке техники владения мячом, необходимо объяснить, что будет пониматься в данной работе под термином «техника».

В переводе с греческого языка «техника» (от греческого «techne») - это искусность, мастерство. В свое время этот термин был введен в практику спорта, однако до настоящего времени он так и не получил фактически четкого определения и представляет собой жаргон, позволяющий тренерам и спортсменам находить общий язык.

В футболе технику владения мячом принято рассматривать как средство ведения игры, а также в какой-то мере как внешнюю форму движений игроков. Ввиду того что, как правило, понятие «техника» свя­зывается с субъективным восприятием рациональности и красоты движений, выделяют технику хорошую и плохую, скоростную, рациональную и артистичную, европейскую и южноамериканскую и т.п.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «техника владения мячом» в футболе трактуется и воспринимается по-разному. Однако, чтобы оценить качество техники футболистов и эффективность ее тренировки, недостаточно одних только впечатлений о том, хороша техника или плоха, улучшается она или нет. Необходимы объективные критерии.

Если исходить из того, что в футболе побеждает в принципе тот, кто точнее соперника, не проигрывая ему в быстроте, или тот, кто действует быстрее соперника, не уступая ему в точности, то критерием эффективности техники владения мячом может быть проявление точности (быстроты и точности в сочетании) при выполнении приемов. В этом случае вполне обоснованно можно считать, что из двух футболистов лучшей техникой обладает тот, кто выполняет приемы точнее при одинаковой быстроте их исполнения, или тот, кто действует с мячом быстрее, не уступая в точности.

Такая трактовка термина «техника» не только не противоречит

принятому в настоящее время ее определению, а наоборот, совпадает с ним и дополняет его. Природой предопределено то, что двигательные действия человек выполняет быстро и точно, когда структура его движений наиболее рациональна, и поэтому в большинстве случаев точные действия воспринимаются как искусность, умелость и связаны с субъективными ощущениями красоты.

Организация двигательных действий футболистов при выполнении технических приемов имеет несколько уровней, начиная от работы внутренних структур управления движениями, обусловленных строением человека, и заканчивая выполнением игроками конкретных действий с мячом на разных участках поля.

Знания о закономерностях игры и специфике исполнения приемов, построении быстрых и точных движений с мячом, влиянии различных факторов на точность действий с мячом и переносе тренированности в точности позволили определить принципы, методы и методические приемы тренировки техники игры в футбол.

Основными принципами тренировки техники являются соблюдение специализированности упражнений и выполнение большого количества повторений действий с мячом именно в специализированных условиях Контроль технической подготовленности футболистов предусматривает оценку техники владения мячом в разных условиях и определение тех факторов, которые могут лимитировать проявление технического мастерства в соревновательных играх.

Глава 1. Литературный обзор 1.1 Задачи развития техники юных футболистов

Процесс спортивной подготовки футболистов, направленный на достижение высоких спортивных результатов, тесно связан с постоянным улучшением техники игры. Цель тренировки в технике владения мячом — формирование специальных двигательных навыков, доведение их до высшей степени автоматизма и адаптации к внешним и внутренним условиям игровой деятельности.

Главными задачами процесса совершенствования футболистов в технике являются:

а) достижение высокой стабильности и вариативности двигательных
навыков, составляющих основу технических приемов, повышение их
эффективности в сложных соревновательных условиях;

б) частичная перестройка двигательных навыков, усовершенствование
кинематики или динамики отдельных деталей навыков с точки зрения
достижений современной науки и требований спортивной практики.

Решению первой задачи помогают метод усложнения обстановки и метод упражнений при различных состояниях организма спортсмена.

Для решения второй задачи используют метод облегчения условий выполнения технических действий и метод сопряженных воздействий,

Техническая подготовка футболиста направлена на практическое овладение техникой изучаемых приемов с учетом его индивидуальных особенностей. Некоторые считавшиеся ранее очень важными технические приемы применяются в игре в настоящее время очень редко, например полная остановка мяча, ибо в современной рациональной игре все больше переходят к переводу мяча на ход, на то или иное расстояние в нужном направлении. Реже используют сейчас и такие технические приемы, как удары по мячу

боковой частью головы или затылком и некоторые другие. С другой стороны, повысился коэффициент использования ударов носком, внешней частью подъема, остановок мяча бедром и грудью, расширился круг обманных движений (финтов), способов отбора мяча, скрытых передач.

При организации и проведении учебно-тренировочной работы надо учитывать спортивно-технические показатели занимающихся и их возраст, 10-12 лет.

Изучение и закрепление технических приемов должно проводиться по возможности в условиях, приближенных к соревновательным. С этой целью технические приемы изучают главным образом в движении, причем целесообразно сочетать одни приемы с другими в виде определенных тактических комбинаций.

При изучении технического приема необходимо в первую очередь осваивать основные элементы изучаемых приемов. Так, например, при выполнении ударов наиболее важным моментом будет положение опорной ноги, поэтому занимающиеся прежде всего должны научиться правильной ее постановке. По мере овладения основными элементами можно переходить к освоению деталей техники изучаемого приема.

Обучение должно начинаться с правильного и ясного представления об изучаемом техническом приеме. Ведущим является метод показа и рассказа. Тренер должен рассказать и объяснить, как надо правильно выполнять тот или иной прием. Затем занимающийся сам выполняет прием, после чего тренер указывает на недостатки в его выполнении и поясняет, как их надо устранить.

Существенное значение при обучении технике имеют формы организации этого процесса. На первом этапе групповое обучение должно превалировать над индивидуальным.

Целесообразно сначала обучать наиболее простым и основным техническим приемам. К ним относятся удары внутренней стороной стопы, внутренней частью подъема, остановки мяча подошвой, внутренней стороной

стопы, грудью, простейшие финты, ведение мяча. Затем, по мере усвоения простейших технических приемов, надо переходить к более сложным.

В процессе обучения одна из самых главных задач тренера заключается в том, чтобы определить причины возникновения ошибок и найти наиболее правильные способы их устранения. При неправильном выполнении технического приема важно установить основные ошибки, которые и являются главной причиной неудач. Их устранение поможет, как правило, одновременно устранить и второстепенные ошибки.

Нередко ошибки в технике выполнения приемов связаны со слабой физической подготовленностью занимающихся. В этом случае тренер должен, прежде всего, убедить занимающегося в том, что он при соответствующих усилиях способен успешно освоить тот или иной технический прием.

Для устранения ошибок применяют различные способы: повторный показ и объяснение правильного выполнения технического приема, облегчение условий выполнения приема, выполнение специальных подготовительных упражнений и др. Указания об исправлении ошибок надо делать не только после выполнения упражнений, но и во время их выполнения. Нужно помнить, что ошибки легче предотвратить, чем исправить.

Глава 2. Специфика техники действий с мячом и без мяча 2.1 Техника передвижений

Обучение технике передвижения футболиста следует начинать с первых занятий. Вначале обучение ведется изолированно по каждому приему. Затем изученные приемы передвижений сочетаются друг с другом и с другими приемами. Изучение передвижений начинается с ходьбы и бега, после чего изучаются остановки, повороты и прыжки.

Ходьба в игре применяется реже других приемов передвижения. Ее используют главным образом для смены позиции в период коротких пауз и для

перемены темпа движения в сочетании с бегом. В отличие от обычной ходьбы футболист передвигается на ногах, слегка согнутых в коленях.

Главным средством передвижения в игре является бег футболиста, который существенным образом отличается от сравнительно равномерного бега легкоатлета. Игрок должен уметь в пределах поля выполнять ускорения в любом направлении, быстро изменять направление и скорость бега.

При изучении бега вначале осваивают обычный бег футболиста лицом вперед, затем бег приставными шагами в стороны бег скрестным шагом и бег спиной вперед. В процессе изучения разных способов бега они сочетаются между собой в упражнениях. При этом хорошо применять такие средства, как бег на месте с переходом в бег по прямой, семенящий бег с переходом на обычный бег, ходьбу, бег по дистанции. При проведении упражнений следует обращать внимание на бесшумность, мягкость бега, а также на правильное отталкивание, которое имеет большое значение для быстроты перемещений и изменений направления движения.

Выполняя ускорения, надо помнить о важности правильной величины шагов, постановки стопы возможно ближе к проекции общего центра тяжести (о. ц. т.), об энергичном движении рук, эффективном отталкивании. Воспитанию указанных навыков могут способствовать следующие упражнения:

  1. стартовые ускорения с пробеганием отрезков 10-15м;

  2. стартовые ускорения обычным бегом и остановки;

  3. стартовые ускорения скрестным или приставным шагом и остановки;

  4. переход от обычного бега к бегу с ускорением по определенному
    ориентиру;

  5. то же, но стартовое ускорение в любом маете по зрительному или
    слуховому сигналу тренера;

  6. ускорение на вираже после выхода на вираж с прямой;

  7. ускорение на прямой после выхода с виража;

  8. стартовые ускорения в беге в беге различными приемами по прямой и

дугам после поворотов;

9) стартовые ускорения из различныхисходныхоложений.

При дальнейшем совершенствовании техники бега футболиста овладение скоростью и приобретение навыков сочетаются с бегом различными способами — лицом вперед, с переходом на продвижение приставными шагами (вправо и влево), спиной вперед и т. п. При этом целесообразно систематически изменять не только направление бега, но и его скорость. В последующем бег сочетается с другими приемами: остановками, поворотами, прыжками.

С изменением скорости и направления тесно связаны остановки, которые изучают параллельно с бегом. Начинается их изучение со способа шагом, затем осваивают способ остановки прыжком. Совершенствование техники остановок осуществляется в такой последовательности:

  1. выполнение остановки после быстрого бега;

  2. выполнение остановки с разворота;

3)выполнение остановки после прыжка, ускорения;

4) выполнение остановки после ведения мяча и при выполнении других приемов техники.

При помощи поворотов футболисты с минимальной потерей скорости изменяют направление бега. Применяют повороты и как составную часть в технике некоторых способов ударов, остановок, ведения и финтов. Техника поворотов не сложна, поэтому изучение и совершенствование их осуществляют в сочетании с другими приемами, например выполняют поворот во время бега, после внезапной остановки с последующим стартовым ускорением и т. п. При обучении поворотам на месте надо следить за правильным положением ног и за равномерным распределением о.ц.т., воспитывая у занимающихся навыки наблюдения за игровой обстановкой во время их выполнения.

Прыжки вначале изучают с места, затем в движении толчком одной ногой.

Совершенствование в прыжках осуществляют с помощью специальных

упражнений, направленных на развитие прыгучести, а также прыжков, представляющих собой целостное движение в сочетании с ударами, остановками и другими приемами. При изучении прыжков особое внимание надо уделять приземлению. Нужно добиваться такого положения, чтобы с приходом на опору на слегка расставленные ноги футболист был готов к любому игровому маневру без дополнительных движений.

2.2 Удары по мячу

Удары по мячу в футболе — основной компонент технических приемов игры, Удары по мячу можно выполнять ногой по неподвижным, катящимся, прыгающим и летящим мячам и головой по летящим мячам, с места, в движении, в прыжке, с поворотом, в падении.

Обучение технике выполнения ударов по мячу ногой целесообразно проводить в такой последовательности:

а) удар внутренней стороной стопы;

б) удар внутренней частью подъема;

в) удар серединой подъема;

г) удар внешней частью подъема.

Начинать изучать удары лучше с ударов по неподвижному мячу с места. Затем выполняются удары по неподвижному мячу с разбега, по катящемуся мячу на месте, по катящемуся мячу в движении, удары по прыгающему и летящему мячу в движений.

Удар внутренней стороной стопы. При обучении этому удару нужно обращать внимание занимающихся на исходное положение, постановку стопы опорной ноги в направлении удара. Стопа ноги, которой наносится удар, должна быть под прямым углом к направлению полета мяча.

Удар внутренней стороной стопы отличается большой точностью потому, что при его выполнении с мячом соприкасается большая площадь стопы. Применяется в основном при коротких и средних передачах, при ударах по воротам с близкого расстояния, иногда при выполнении одиннадцатиметрового штрафного удара. Одним из недостатков этого удара является то, что он очень «заметный», и поэтому сопернику не трудно перехватить мяч. Вот почему многие футболисты выполняют этот удар с отвлекающими движениями.

Обучению удару внутренней стороной стопы предшествуют подводящие упражнения: размахивание ногой вперед-назад с разворотом на 90°; то же, но со сгибанием опорной ноги в коленном суставе перед движением маховой ноги вперед; имитация удара; удар по набивному мячу и др. Сначала удар выполняется по неподвижному мячу с места, затем с короткого и быстрого разбега. Следующее упражнение — удар по мячу, катящемуся навстречу.

Необходимо следить не только за тем, чтобы занимающиеся правильно выполняли детали приема, но и за тем, чтобы удары были точными. Для этого дается задание направлять мяч в цель. Целью могут служить набивные и футбольные мячи, булавы, стойки, кольца-мишени и др.

В дальнейшем условия, в которых выполняется удар, усложняются: повышается скорость движения мяча, а также скорость передвижения самого занимающегося.

Чтобы футболист мог хорошо видеть не только мяч, но и действия партнеров, нужно включать упражнения, в которых занимающийся, овладев мячом, действует в зависимости от зрительных сигналов партнера, направляющего ему мяч. Например, партнер направляет занимающемуся мяч и быстро поднимает правую руку. По этому сигналу надо остановить мяч левой ногой и направить его обратно партнеру. Если же партнер делает шаг в сторону, мяч нужно передать без остановки.

Удар внутренней частью подъема. Начинать обучение этому удару следует с подготовительных и подводящих упражнений. Во время выполнения занимающимися движения без мяча важно обратить внимание на то, чтобы носок бьющей ноги был оттянут вниз, нога напряжена, а опорная нога была слегка

согнута в коленном суставе. Этот удар довольно прост и широко применяется в игре, Им пользуются для подачи угловых ударов, навесных подач с краев, при «прострелах», при производстве штрафных м свободных ударов, для передачи мяча на средине и длинные расстояния, при ударах по воротам со всех дистанций, при выбивании мяча от ворот и в других случаях.

При выполнении удара внутренней частью подъема встречаются обычно следующие ошибки: стопа бьющей ноги не оттянута, удар выполняют сводом передней части стопы или большим пальцем, опорную ногу ставят далеко сбоку или далеко сзади от мяча; туловище отклоняется назад.

Для исправления указанных ошибок целесообразно:

а) прежде чем перейти к ударам по футбольному мячу, сделать
несколько ударов по закрепленному мячу для того, чтобы прочувствовать
место, где соприкасаются стопа и мяч;

б) выполнить ряд ударов по подвешенному мячу (высота мяча от земли
2—3 см), причем обращать внимание на исходное положение футболиста;

в) упражнения на точность удара выполнять после того, как будет
усвоена основная структура движения, т. е. перед ударом точно в цель
некоторое время сопровождать мяч ногой в направлении к цели.

По мере освоения этого удара его необходимо усложнить новыми заданиями: передавать мяч партнерам, движущимся с различной скоростью, совершать удары в цель, изменяя расстояние до нее, а также изменять траекторию полета мяча.

Удар серединой подъема. Главное при этом ударе то, чтобы направление разбега, движение бьющей ноги, мяч и цель находились на одной линии. Удар серединой подъема наиболее сложен, но в то же время он один из наиболее сильных и распространенных. Его чаще всего применяют при ударах по воротам, при выполнении штрафных и свободных ударов, для передачи мяча на средние и длинные дистанции, при выбивании мяча с рук вратарем и т. д.

Новички обычно боятся задеть носком землю, поэтому начинать

обучение этому удару лучше по подвешенному на 2—3 см от земли мячу.

Основные ошибки при выполнении этого удара: разбег выполняется сбоку; носок бьющей ноги в момент удара не оттянут максимально вниз, удар наносится не по середине мяча.

Удар внешней частью подъема. К обучению этому удару нужно переходить после того, как занимающиеся овладели предыдущими ударами. Удар внешней частью подъема применяется при ударах по воротам, особенно крайними нападающими, при выполнении штрафных и свободных ударов, при подаче угловых, при передаче мяча на короткие, средние и длинные дистанции.

Мяч, пробитый внешней частью подъема, приобретает вращательное движение, однако некоторые, футболисты, в совершенстве владеющие этим ударом, бьют по мячу так, что он не вращается и летит прямолинейно. Для этого футболист должен ударить точно по середине мяча и движение ноги направить по одной линии с полетом мяча. Удар внешней частью подъема не слабее, чем удар средней частью подъема, если футболист бьет по мячу, не подрезая его. Значительно труднее пользоваться этим ударом в дождливую погоду, поскольку поверхности мяча и бутцы намокают, делаются скользкими, сила трения становится небольшой и мяч почти не приобретает вращения. Примерные упражнения для обучения ударам ногой

  1. Удары по неподвижному, катящемуся, прыгающему, летящему мячу
    определенным способом (подъемом, носком и др.) у стенки, сетки, в
    ворота и т.д.

  1. Удары в цель.

  2. Удары в цель через препятствия (стойки, партнер и т.д.)

  3. Удары на дальность и точность.

  4. Удары по мячу в треугольнике заданным способом.

  5. Ведение мяча с обводкой и с заключительным ударом в ворота.

  6. Передачи мяча (партнер, стоящий в центре круга радиусом 5-10м,

передает мяч «на ход» бегущему, который с хода возвращает мяч в центр).

  1. Попеременные удары левой и правой ногой по мячу обусловленным
    способом после отскока от земли.

  2. Удары с одиннадцатиметровой отметки, от ворот, с угла поля, с линии
    штрафной площадки.

  3. Удары различными способами в низкие ворота с различных дистанций
    и под разными углами.

Обучение ударам по мячу_головой целесообразно начинать с удара серединой лба. Затем выполняются удары боковой частью головы и назад-вверх.

Для выполнения удара по мячу лбом в момент соприкосновения головы с мячом нужно резко разогнуть ноги и энергично послать туловище вперед. Для усиления силы удара в последний момент делается дополнительное движение («кивок») головой, а руки резко отводятся назад.

Сначала изучают удары без прыжка, стоя на месте, затем в движении, далее в прыжке на месте и после передвижения. На первой стадии обучения занимающиеся должны получить ясное представление об ударе, научиться правильно занимать исходное положение, выполнять разбег. На второй стадии обучения, когда усвоена общая структура движения, вырабатывается умение придавать мячу различную траекторию полета по крутизне, обучают определять характер полета мяча, наносить удары в различные точки, передавать мяч на различное расстояние и наносить удары по мячу с различной силой. В дальнейшем занимающиеся овладевают умением придавать мячу различное направление и, наконец, выполнять все ранее усвоенные детали техники при сопротивлении условного соперника и в условиях игры. В начальной стадии обучения целесообразно использовать подвесные мячи, имитационные упражнения, упражнения в жонглировании мячом головой.

Примерные упражнения для обучения ударам головой

  1. Удары головой по подвешенному мячу на различной высоте без
    прыжка и в прыжке. То же по мячу, движущемуся навстречу и сбоку.

  2. Игрок ударяет мяч о землю и затем в прыжке бьет головой по
    отскочившему мячу в направлении стенки.

  3. Стоя у стенки, игрок, подбросив мяч, ударом головы направляет его в
    стенку.

  4. Два игрока, располагаясь один против другого на расстоянии 5-8м,
    ударом головы передают мяч друг другу.

  1. Жонглирование мячом (головой).

  1. Четыре- пять игроков располагаются по кругу с одним игроком в
    центре. Игрок, находящийся в центре, ударом головы направляет мяч
    поочередно каждому из игроков, а они возвращают мяч в центр круга.
    То же, но игроки движутся по кругу. В центре круга находятся два- три
    игрока с мячами, которые руками набрасывают мяч передвигающимся
    игрокам.

  2. Два игрока располагаются вблизи ворот, а третий, находящийся в 12-
    15м в стороне, посылает навесной мяч ногой этим игрокам. Один из
    них старается головой забить мяч в ворота, второй- отбить мяч головой
    от ворот.

  3. Игроки располагаются на волейбольной площадке по трое- пятеро с
    каждой стороны. Игра ведется только ударами головы. Условия игры
    могут быть различными, например одним ударом головы направить
    мяч через сетку или одному игроку можно дважды ударять по мячу.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проявление точности (быстроты и точности в сочетании) iconЛексические нормы русского языка
Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности
Проявление точности (быстроты и точности в сочетании) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Привить детям любовь к физическим упражнениям и желание самостоятельно заниматься физкультурой. Развитие быстроты, ловкости,...
Проявление точности (быстроты и точности в сочетании) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Привить детям любовь к физическим упражнениям и желание самостоятельно заниматься физкультурой. Развитие быстроты, ловкости,...
Проявление точности (быстроты и точности в сочетании) iconКонспект урока по физической культуре для учащихся 3-4 класса Тема...
Развитие кс (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, силовых и временных параметров движений, равновесия,...
Проявление точности (быстроты и точности в сочетании) iconРеферат на тему: «Электрические измерения и метрологические положения»
Метрология – наука об измерениях и способах достижения требуемой точности этих измерений
Проявление точности (быстроты и точности в сочетании) iconУрок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи
Проявление точности (быстроты и точности в сочетании) iconИсследование возможностей повышения точности идентификации информационных биометрических систем
Список рекомендуемых тем рефератов для поступающих в аспирантуру по специальности 05. 25. 05 «Информационные системы и процессы»
Проявление точности (быстроты и точности в сочетании) iconПовышение точности позиционирования абонентских станций в сотовых сетях мобильной радиосвязи
Работа выполнена в Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им проф. М. А. Бонч-Бруевича
Проявление точности (быстроты и точности в сочетании) iconСпособы обеспечения точности деталей и сборочных единиц
Качество и, в частности, точность машин зависят от качества исходных материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделия, поступающих...
Проявление точности (быстроты и точности в сочетании) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока : «совершенствование метания мяча в цель». Цели и задачи урока : развитие точности броска
Проявление точности (быстроты и точности в сочетании) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сборник лабораторных работ по курсам «Метрология, стандартизация и сертификация» и «Нормирование точности»: Учебное пособие. – Озёрск:...
Проявление точности (быстроты и точности в сочетании) iconМетоды повышения точности навигационных определений с использованием...
...
Проявление точности (быстроты и точности в сочетании) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Научить правилам и приемам измерения размеров деталей с точностью до 1 мм с помощью штангенциркуля, воспитание точности в выполняемой...
Проявление точности (быстроты и точности в сочетании) iconСпособ определения местоположения подводных объектов
При этом частоту вращающегося поля выбирают такой, чтобы скин-слой был не больше 5 и не меньше 0 Технический результат: повышение...
Проявление точности (быстроты и точности в сочетании) iconК сожалению, приведенный ниже список трудов является не полным. Однако,...
Подсчет точности кривых коэффициентов расхода. Гл. IV книги В. С. Истомина «Косые водосливы». Госстройиздат, 1934
Проявление точности (быстроты и точности в сочетании) iconМетоды вычислений с контролем точности на квазиравномерных сетках...
Р-52 Раджабова Н. Н., Умарова Б. Х хусанова Т. К. Методические разработки для самостоятельной работы по русскому языку для студентов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск