Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»





НазваниеУрок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Дата публикации16.09.2014
Размер53.4 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Урок литературного чтения.

Тема: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало»

Цель:

  • Познакомить учащихся с новым лирическим произведением А.С.Пушкина;

  • Формировать читательскую компетенцию младших школьников;

  • Формировать умение постановки проблемных вопросов и ответов на них;

  • Научить понимать настроение лирического героя;

  • Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи;

  • Воспитывать интерес к чтению и любовь к русской поэзии.

Оборудование: презентация, дополнительная литература стихов об осени, цветные

осенние листочки для рефлексии.

Ход урока.

I Мобилизующее начало.

II Актуализация опорных знаний.

  1. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть произведения И. Бунина «Детство»

  2. Ввод в новую тему.

Учитель: Чтобы прочитать стихотворение, человек обязательно должен почувствовать, как бы пропустить через себя всё то, о чём он рассказывает. Когда взрослый человек вспоминает о своих детских годах, то в его памяти всплывает множество удивительных историй. В детстве вы все любите фантазировать. Давайте отправимся вместе с вами в эту удивительную страну воображения. Вы сейчас услышите маленький рассказ и мне очень хочется, чтобы вы представили всё то, о чём услышите, а потом расскажите, какие картины проходили перед вашими глазами.

( Рассказ под музыку читает подготовленный ученик. Дети слушают с закрытыми глазами)

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики .И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышки – багряными и золотыми. Полетели иволгами по ветру, запрыгали белками по сучьям, понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.

- Расскажите, что пронеслось перед вашим взором в вашем внутреннем мире, что вы представили?

- Да, ребята, каждое время года хорошо по – своему. Но мы сегодня будем говорить об одном. Осень. Многие писатели воспевали в своих произведениях это время года, но мы обратим свои взоры только к одному.

III. Основная часть урока.

  1. Автобиографическая справка.

В 1799г. 6 июня на одной из окраинных улочках Москвы родился А.С.Пушкин. Его отец, Сергей Львович, был страстным любителем поэзии. Мать, Надежда Осиповна, характер имела самый неровный с резкими сменами настроений. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал её. Раздражало всё: упрямство мальчика, его детская некрасивость, его непохожесть на других детей. Но были в доме две женщины – это няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна. Это они спешили утешить и приласкать мальчика. Они рассказывали ему сказки, познакомили с Бовой – королевичем, Кощеем, добрыми волшебниками и злыми колдунами – с прекрасным миром ПОЭТИЧЕСКОГО НАРОДНОГО ВЫМЫСЛА. О няне А.С.Пушкин писал:


Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.
А.С.Пушкин рос, взрослел. Он видел, что Москва пестрела великолепными дворцами богатых людей, а рядом в покосившихся лачугах жил простой народ. Пушкин стал писать свободолюбивые стихи, в которых высмеивал ложь, лицемерие. И, конечно, молодой поэт почти три года писавший такие стихи, не мог остаться безнаказанным. И Александр Сергеевич был сослан в имени своей матери с. Михайловское.

Это равносильно было убийству. Ссылка в глухую деревню не ограниченная даже сроком (на год? на 5 лет? навсегда?) Его оторвали от друзей, от родных – всё создавало у Пушкина тяжёлое, подавленное настроение:

«Всё мрачную тоску на душу мне наводит».

Здесь, в селе Михайловском , он пишет свой роман «Евгений Онегин», отрывок из которого мы будем сейчас читать.

  1. Вопросы для первичного восприятия текста:

- Из каких отдельных картин складывается общая картина осени в данном произведении?

- Какой вид данного произведения?

3. Чтение стихотворения учителем.

4. Проверка восприятия. Ответы на предыдущие вопросы.

5. Самостоятельная работа. «Жужжащее» чтение с расстановкой логического ударения и пауз.

6. Работа над произведением.

А) чтение детьми первого отрывка:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

- О ком обычно говорят: дышит, дышал, дышало? ( о человеке)

- Чему приписывает поэт это действие? (небу)

- Как называется это изобразительное средство языка? (метафора)

- Объясните, как это небо дышало осенью?

- Какие признаки неживой природы описываются в этих строчках?

Б) выразительное чтение первого отрывка. (несколько учеников)

В) чтение детьми следующего отрывка:

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман.

- Если бы мы с вами не знали, в какое время было написано это произведение, смогли бы

мы сейчас это сказать? Какое слово нам это подскажет? Прочитайте объяснение этого слова в толковом словаре. (Сень – то, что покрывает кого, что – нибудь)

- Каким он бывает у леса?

- Почему он назван таинственным?

- Какая картина встаёт перед глазами при чтении второй строчки этого отрывка?

С печальным шумом обнажалась

- Почему с печальным?

- Какой ещё писатель использует приём, чтобы мы как наяву услышали шум и шуршание

листвы? (звукопись)


- Прочитайте, выделяя данные звуки.

Г) Эмоциональное чтение второго отрывка.

Д) Чтение третьего отрывка:

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

- Кто видел летящих в небе журавлей или гусей?

- Как выстраиваются птицы в летящей стае?

- Почему гуси в полёте кричат?

( боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест)

- Они вам напоминают кого – то? (Пушкин себя сравнивает с улетающими птицами, это он оторван от родных)

- Найдите метафору в этих строчках. (стоял ноябрь)

- Замените это выражение близкими по смыслу словами. (скоро наступит)

- Как ещё называют ноябрь? (предзимник)

- Значит, какую пору осени описывает Пушкин?

-Это четверостишье непростое для чтения. Представьте, что вы первые три строчки пишите на уроке русского языка. Прочитайте их:

Гусей крикливых караван тянулся к югу: приближалась довольно скучная пора.

Е) Эмоциональное чтение последней части.

7. Выразительное чтение всего произведения.

8. Слушание звукозаписи данного произведения

9. Заключительное чтение всего произведения детьми.

IY. Заключительная часть урока.

- Как вы думаете, нравится ли А.С.Пушкину осень? (высказывания детей)

- Давайте послушаем ещё некоторые его строчки об этом времени года:

( читают дети)

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно,

Как нелюбимое дитя в семье родной…

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и в золото одетые леса…

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод.

(дети высказываются по поводу этих строчек, делают вывод)

Y. Рефлексия.

- У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите зелёный листочек; если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек;

если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный листочек.

- Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев.

YI. Итог урока. Спасибо за работу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» iconКонспект урока. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Встает заря...
Тема и номер урока в теме – (39) А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Встает заря во мгле холодной …»
Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» iconА. С. Пушкин "Уж небо осенью дышало ", Г. Скребицкий "Осень" Открытый...
Дети читают эпиграф на доске (слова М. М. Пришвина): "Мы любим и бережем нашу Родину, научимся же беречь нашу родную природу"
Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» iconТема урока: Стихи русских поэтов о зиме
Тема и номер урока в теме – (39) А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Встает заря во мгле холодной …»
Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Произведения о родной природе. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Г. А. Скребицкий «Осень»
Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Работа над выразительным чтением стихотворений: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», М. Ю. Лермонтов «Осень»
Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», «Опрятней модного паркета», «Только что на проталинах весенних»
Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» iconА. С. Пушкин "Уж небо осень дышало "
Учебно тематический план изучени курса «Экономическая и социальная география мира» в 11 классе
Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» iconУрок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С....
Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение
Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» iconКонспект урока по литературе, 9 класс Тема урока: А. С. Пушкин родоначальник...
Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея
Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» iconКонкурс Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной...
Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея
Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» iconКонспект урока чтения: А. С. Пушкин, "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея
Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» iconУрок литературного чтения в 7 классе Тема урока: «К. М. Симонов, «Сын артиллериста»
Развивать навыки выразительного чтения, словаря, логики мышления, расширять словарный запас, внимание
Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» iconУрок литературного чтения. Тема : Никитин И. С. «Русь.» Составила
Цели: обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста, пополнение словарного запаса, развитие навыков чтения:...
Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» iconКонспект урока литературного чтения
Тема: Басня. Особенности литературного жанра. Содержание и композиция басни И. А. Крылова «Кукушка и Петух»
Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» iconУрок литературного чтения в 4 классе по программе «Начальная школа...
...
Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» iconУрок литературного чтения Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача»
Н. Н. Носова «Федина задача», исследовать творчество Н. Н. Носова, совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск