Скачать 53.4 Kb.
|
Урок литературного чтения. Тема: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало» Цель:
Оборудование: презентация, дополнительная литература стихов об осени, цветные осенние листочки для рефлексии. Ход урока. I Мобилизующее начало. II Актуализация опорных знаний.
Учитель: Чтобы прочитать стихотворение, человек обязательно должен почувствовать, как бы пропустить через себя всё то, о чём он рассказывает. Когда взрослый человек вспоминает о своих детских годах, то в его памяти всплывает множество удивительных историй. В детстве вы все любите фантазировать. Давайте отправимся вместе с вами в эту удивительную страну воображения. Вы сейчас услышите маленький рассказ и мне очень хочется, чтобы вы представили всё то, о чём услышите, а потом расскажите, какие картины проходили перед вашими глазами. ( Рассказ под музыку читает подготовленный ученик. Дети слушают с закрытыми глазами) Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики .И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышки – багряными и золотыми. Полетели иволгами по ветру, запрыгали белками по сучьям, понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. - Расскажите, что пронеслось перед вашим взором в вашем внутреннем мире, что вы представили? - Да, ребята, каждое время года хорошо по – своему. Но мы сегодня будем говорить об одном. Осень. Многие писатели воспевали в своих произведениях это время года, но мы обратим свои взоры только к одному. III. Основная часть урока.
В 1799г. 6 июня на одной из окраинных улочках Москвы родился А.С.Пушкин. Его отец, Сергей Львович, был страстным любителем поэзии. Мать, Надежда Осиповна, характер имела самый неровный с резкими сменами настроений. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал её. Раздражало всё: упрямство мальчика, его детская некрасивость, его непохожесть на других детей. Но были в доме две женщины – это няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна. Это они спешили утешить и приласкать мальчика. Они рассказывали ему сказки, познакомили с Бовой – королевичем, Кощеем, добрыми волшебниками и злыми колдунами – с прекрасным миром ПОЭТИЧЕСКОГО НАРОДНОГО ВЫМЫСЛА. О няне А.С.Пушкин писал: Ты, детскую качая колыбель, Мой юный слух напевами пленила И меж пелён оставила свирель, Которую сама заворожила. А.С.Пушкин рос, взрослел. Он видел, что Москва пестрела великолепными дворцами богатых людей, а рядом в покосившихся лачугах жил простой народ. Пушкин стал писать свободолюбивые стихи, в которых высмеивал ложь, лицемерие. И, конечно, молодой поэт почти три года писавший такие стихи, не мог остаться безнаказанным. И Александр Сергеевич был сослан в имени своей матери с. Михайловское. Это равносильно было убийству. Ссылка в глухую деревню не ограниченная даже сроком (на год? на 5 лет? навсегда?) Его оторвали от друзей, от родных – всё создавало у Пушкина тяжёлое, подавленное настроение: «Всё мрачную тоску на душу мне наводит». Здесь, в селе Михайловском , он пишет свой роман «Евгений Онегин», отрывок из которого мы будем сейчас читать.
- Из каких отдельных картин складывается общая картина осени в данном произведении? - Какой вид данного произведения? 3. Чтение стихотворения учителем. 4. Проверка восприятия. Ответы на предыдущие вопросы. 5. Самостоятельная работа. «Жужжащее» чтение с расстановкой логического ударения и пауз. 6. Работа над произведением. А) чтение детьми первого отрывка: Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день. - О ком обычно говорят: дышит, дышал, дышало? ( о человеке) - Чему приписывает поэт это действие? (небу) - Как называется это изобразительное средство языка? (метафора) - Объясните, как это небо дышало осенью? - Какие признаки неживой природы описываются в этих строчках? Б) выразительное чтение первого отрывка. (несколько учеников) В) чтение детьми следующего отрывка: Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман. - Если бы мы с вами не знали, в какое время было написано это произведение, смогли бы мы сейчас это сказать? Какое слово нам это подскажет? Прочитайте объяснение этого слова в толковом словаре. (Сень – то, что покрывает кого, что – нибудь) - Каким он бывает у леса? - Почему он назван таинственным? - Какая картина встаёт перед глазами при чтении второй строчки этого отрывка? С печальным шумом обнажалась - Почему с печальным? - Какой ещё писатель использует приём, чтобы мы как наяву услышали шум и шуршание листвы? (звукопись) - Прочитайте, выделяя данные звуки. Г) Эмоциональное чтение второго отрывка. Д) Чтение третьего отрывка: Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. - Кто видел летящих в небе журавлей или гусей? - Как выстраиваются птицы в летящей стае? - Почему гуси в полёте кричат? ( боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест) - Они вам напоминают кого – то? (Пушкин себя сравнивает с улетающими птицами, это он оторван от родных) - Найдите метафору в этих строчках. (стоял ноябрь) - Замените это выражение близкими по смыслу словами. (скоро наступит) - Как ещё называют ноябрь? (предзимник) - Значит, какую пору осени описывает Пушкин? -Это четверостишье непростое для чтения. Представьте, что вы первые три строчки пишите на уроке русского языка. Прочитайте их: Гусей крикливых караван тянулся к югу: приближалась довольно скучная пора. Е) Эмоциональное чтение последней части. 7. Выразительное чтение всего произведения. 8. Слушание звукозаписи данного произведения 9. Заключительное чтение всего произведения детьми. IY. Заключительная часть урока. - Как вы думаете, нравится ли А.С.Пушкину осень? (высказывания детей) - Давайте послушаем ещё некоторые его строчки об этом времени года: ( читают дети) Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно, Как нелюбимое дитя в семье родной… Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье. В багрец и в золото одетые леса… И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русский холод. (дети высказываются по поводу этих строчек, делают вывод) Y. Рефлексия. - У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите зелёный листочек; если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек; если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный листочек. - Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев. YI. Итог урока. Спасибо за работу. |
Конспект урока. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Встает заря... Тема и номер урока в теме – (39) А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Встает заря во мгле холодной …» | А. С. Пушкин "Уж небо осенью дышало ", Г. Скребицкий "Осень" Открытый... Дети читают эпиграф на доске (слова М. М. Пришвина): "Мы любим и бережем нашу Родину, научимся же беречь нашу родную природу" | ||
Тема урока: Стихи русских поэтов о зиме Тема и номер урока в теме – (39) А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Встает заря во мгле холодной …» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Произведения о родной природе. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Г. А. Скребицкий «Осень» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Работа над выразительным чтением стихотворений: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», М. Ю. Лермонтов «Осень» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», «Опрятней модного паркета», «Только что на проталинах весенних» | ||
А. С. Пушкин "Уж небо осень дышало " Учебно тематический план изучени курса «Экономическая и социальная география мира» в 11 классе | Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С.... Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение | ||
Конспект урока по литературе, 9 класс Тема урока: А. С. Пушкин родоначальник... Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | Конкурс Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной... Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | ||
Конспект урока чтения: А. С. Пушкин, "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | Урок литературного чтения в 7 классе Тема урока: «К. М. Симонов, «Сын артиллериста» Развивать навыки выразительного чтения, словаря, логики мышления, расширять словарный запас, внимание | ||
Урок литературного чтения. Тема : Никитин И. С. «Русь.» Составила Цели: обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста, пополнение словарного запаса, развитие навыков чтения:... | Конспект урока литературного чтения Тема: Басня. Особенности литературного жанра. Содержание и композиция басни И. А. Крылова «Кукушка и Петух» | ||
Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Начальная школа... ... | Урок литературного чтения Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача» Н. Н. Носова «Федина задача», исследовать творчество Н. Н. Носова, совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение... |