План и темы семинарских занятий по дисциплине
«ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
Направление подготовки
040700.62 «Организация работы с молодежью»
Квалификация (степень) выпускника - Бакалавр
Форма обучения – очная
№
| Раздел/тема дисциплины
| Кол-во часов
| Формы текущего контроля
| 1.
| Раздел 1.
Всеобщая история физической культуры и спорта
| Введение в предмет.
Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта в первобытном обществе. Физическая культура и спорт в древнем мире.
| 2
| Доклад,
| Физическая культура и спорт в Средние века (V-XVII в.) Физическая культура и спорт в Новое время.
| 2
| Контрольная работа
| Физическая культура и спорт в зарубежных странах в период между первой и второй мировыми войнами.
| 2
| Презентация, Опрос,
| Физическая культура и спорт в странах мира после второй мировой войны.
| 2
| Контрольная работа
| 2
| Раздел 2.
История физической культуры и спорта России
| Физическая культура и спорт у народов России с древнейших времен до конца XIX в.).
| 2
| Презентация, Опрос,
Контрольная работа
| Физическая культура и спорт в нашей стране с начала XX века до революционных событий 1917 г. Физическая культура и спорт в нашей стране с первых годов советской власти до конца второй мировой войны
| 2
| Контрольная работа
| Развитие физической культуры и спорта со второй половины
40-х годов до распада СССР
| 2
| Доклад, Опрос,
| Физическая культура и спорт после распада СССР
| 2
| Контрольная работа
| 3
| Раздел 3.
История международного спортивного и Олимпийского движения
| Возникновение и первоначальное развитие международного спортивного и олимпийского движения.
| 2
| Доклад
| Международное спортивное и олимпийское движение в первой половине XX в.
| 2
| Доклад
| Международное спортивное и олимпийское (вторая половина ХХ в.)
| 2
| Презентация, Опрос,
| Современное состояние и проблемы МСиОД
| 2
| Контрольная работа
|
| Итого: 24
| 24
|
|
Введение в предмет
Предмет и задачи курса ИФК. Понятие основных дефиниций: история, физическая культура, спорт. Составные части предмета истории физической культуры: историография и источниковедение. Использование историей физической культуры и спорта данных гражданской и военной истории, этнографии и археологии, истории педагогики и медицины, истории культуры. Значение истории физической культуры и спорта для формирования научного мировоззрения и всесторонней подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Связь ИФК с другими дисциплинами учебного плана РГУФКСМиТ.
Методология и источники ИФК. Становление и развитие ИФК как учебной и научной дисциплины. Диалектико-материалистическая концепция в познании явлений и событий всеобщей истории физической культуры и спорта, истории физической культуры и спорта России, СССР, и Российской Федерации, истории международного спортивного и олимпийского движения. Диалектико-материалистическая методология - есть научно-теоретическая основа истории физической культуры и спорта, позволяющая использовать конкретные методы изучения и исследования предмета: историко-теоретический анализ, обобщение и систематизация исторических материалов, проведение исторической аналогии, сопоставление и сравнение, системный, структурный и статистический анализ, письменный опрос, интервьюирование, обобщение практики развития физической культуры у народа мира. Периодизация, историография, источники ИФК, методы ее изучения. Обзор отечественной и зарубежной историографии, истории физической культуры и спорта. РАЗДЕЛ I. Всеобщая история физической культуры и спорта
Тема I. Физическая культура и спорт в древнем мире
Возникновение и первоначальное развитие физических упражнений и игр в первобытном обществе.
Особенности развития физической культуры в государствах древнего Востока.
Физическое воспитание в Древней Греции.
Особенности развития физической культуры в Древнем Риме.
Тема 2. Физическая культура и спорт в средние века (V-XVII вв.) (2 часа)
Краткая характеристика средневековья и особенности развития физической культуры и спорта.
Система военно-физической подготовки рыцарей.
Народные формы физического воспитания.
Вопросы физического воспитания в трудах гуманистов и ранних социалистов-утопистов.
Тема 3. Физическая культура и спорт в новое время
(середина XVII - начало ХХ века)
Исторические условия и особенности развития физической культуры и спорта.
Развитие педагогических идей в новое время. Характеристика теоретических основ физического воспитания.
Создание и развитие гимнастических и спортивно-игровых систем.
Возникновение и развитие рабочего спорта.
Формы организации физической культуры в предпринимательских спортивных клубах, скаутских отрядах, союза Христианской молодежи и других молодежных организациях накануне и в годы первой мировой войны.
Любительский и профессиональный спорт.
Тема 4. Физическая культура и спорт в зарубежных странах в период
между первой и второй мировыми войнами
Международная обстановка и особенности развития физической культуры и спорта.
Развитие спортивного движения в Германии, Италии, Японии, США, Франции, Финляндии, Швеции и в других странах.
Постановка физического воспитания в школах и других учебных заведениях.
Новые методы физического воспитания.
Развитие спорта и участие спортсменов в международных соревнованиях.
Тема 5. Физическая культура и спорт в зарубежных странах после
второй мировой войны ( вторая половина ХХ века)
Исторические условия и особенности развития физической культуры и спорта.
Развитие физической культуры и спорта в США, Германии, Японии, Скандинавии и др. странах. Физическое воспитание в учебных заведениях. Характеристика современного спортивного движения (любительский, профессиональный, клерикальный, предпринимательский и рабочий спорт).
Особенности развития физической культуры и спорта в бывших странах социализма. Участие представителей этих стран в международном спортивном и олимпийском движении (на примере нескольких стран).
Основные тенденции развития физической культуры и спорта в развивающихся странах после второй мировой войны. Участие спортсменов этих стран в региональных и Олимпийских играх и в других международных соревнованиях.
«Спорт для всех», основные тенденции развития на современном этапе.
Участие спортсменов зарубежных стран в Олимпийских играх и других международных соревнованиях. Имена выдающихся спортсменов.
РАЗДЕЛ II. История физической культуры и спорта России
Тема 1. Физическая культура и спорт у народов России
с древнейших времен до конца XIX века
Физические упражнения и игры в быту народов России.
Создание и развитие основ русской национальной системы военно-физической подготовки войска в XVIII-XIX веках.
Физическое воспитание в системе учебных заведений России (XVIII-XIX века).
Физическая культура и спорт в быту дворянства.
Становление и первоначальное развитие теоретических (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов), педагогических (А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский), естественно-научных (М.В. Ломоносов, А.П. Протасов, И.М. Сеченов) основ физического воспитания.
Учение П.Ф. Лесгафта о физическом образовании и его педагогическая деятельность.
Развитие спорта в России в XIX веке.
Вступление России в международное спортивное и олимпийское движение. Выдающиеся спортсмены России.
Тема 2. Физическая культура и спорт в нашей стране с начала ХХ в.
до революционных событий 1917 г.
Крупнейшие события в жизни России и их влияние на развитие физической культуры и спорта.
Физическое воспитание учащейся молодежи. Внешкольные формы организации («Потешные», Скауты, Маккаби). Развитие студенческого спорта.
Развитие научно-теоретических основ физической культуры и спорта. Вклад В.В. Гориневского, В.Е. Игнатьева, В. Крамаренко, А. Анохина, Н. Панина, Б. Котова.
Дальнейшее развитие спорта. Формирование в России спортивных центров, создание лиг, всероссийских спортивных союзов. Представительство России в Международном Олимпийском комитете, в международных спортивных федерациях. Выступление россиян на международной спортивной арене. Первое выступление команды России на Играх IV Олимпиады (Лондон 1908 г.)
Создание Российского Олимпийского комитета. Подготовка и участие в Играх V Олимпиады (Стокгольм 1912 г.). Итоги выступления.
Спортивное движение России 1912-1917 гг. Участие государственных и общественных организаций в совершенствовании управления спортом, проведении Всероссийских Олимпиад, в дальнейшем развитии олимпизма. Спорт в России в годы первой мировой войны и революционных событий.
Тема 3. Физическая культура и спорт в нашей стране с начала ХХ в.
до конца второй Мировой войны
Особенности развития физической культуры и спорта в первые годы Советской власти. Деятельность государственных и общественных организаций по развитию физического воспитания и спорта в стране.
Роль и место Всесоюзной спартакиады 1928 г. в развитии физкультурного и спортивного движения нашей страны.
Создание нормативных основ физического воспитания. Особенности постановки физкультурной работы в учебных заведениях (до начала второй мировой войны).
Развитие теоретических, педагогических, естественно-научных основ физического воспитания в довоенные годы. Проблемы спорта и пути их решения.
Международные спортивные связи советских спортсменов в 20-30-е годы. Выдающиеся советские спортсмены.
Особенности развития физической культуры и спорта накануне и в годы Великой Отечественной войны. Основные Формы работы физкультурных организаций по военно-физической подготовке населения в годы войны. Примеры мужества и героизма, проявление советскими спортсменами на фронтах Великой Отечественной войны.
Тема 4. Развитие физической культуры и спорта со второй половины
40-х годов до распада СССР
Восстановление и дальнейшее развитие физкультурного движения в стране.
Развитие государственных и общественных форм руководства физкультурным движением.
Повышение мастерства советских спортсменов. Спартакиады народов СССР.
Развитие науки о физическом воспитании и спорте.
Физическое воспитание и спорт в учебных заведениях.
Тема 5. Международные связи советских спортсменов
с середины 40-х годов до конца 80-х
Выход советских спортсменов на международную спортивную арену.
Создание НОК СССР и возвращение в Олимпийское движение. Итоги первых выступлений советских спортсменов на Играх Олимпиад и Олимпийских зимних играх (1952, 56 гг.).
Анализ выступлений советских спортсменов в Играх Олимпиад и Олимпийских зимних играх 1960-1988 гг.
Рост авторитета отечественного спорта на международной спортивной арене.
Тема 6. Физическая культура и спорт в России
после распада СССР
Формирование государственных и общественных структур управления физической культурой и спортом.
Олимпийский комитет России. Задачи, содержание работы. Проблемы.
Характеристика системы массовых физкультурно-спортивных общественных организаций в стране. Анализ их деятельности.
Спортивная наука в России. Состояние, проблемы, перспективы.
Тема № 7. Российский спорт в международном спортивном и
олимпийском движении
Спортсмены России на Играх Олимпиад и зимних Олимпийских играх 1992-2010 гг.
Расширение международных спортивных связей.
Подготовка к Играм Олимпиад и Олимпийским зимним играм в XXI веке.
РАЗДЕЛ III. История международного спортивного и
олимпийского движения
Тема 1. Олимпийские игры Древней Греции
Условия, место и время проведения Игр.
Виды упражнений в программе Игр.
Участники, зрители и победители Игр.
Общественное и культурное значение Игр.
Преемственность традиций древних и современных Олимпийских игр.
Тема 2. Возникновение и первоначальное развитие международного спортивного и олимпийского движения
Исторические предпосылки создания МС и ОД.
Пьер де Кубертен - инициатор создания МОК и основатель современного олимпийского движения.
Создание МОК и его Хартии. Первый международный Атлетический Конгресс.
Вступление России в Олимпийское движение.
Особенности олимпийского движения (от Афин до Стокгольма).
Тема 3. Международное спортивное и олимпийское движение в
первой половине ХХ в.
Историческая обстановка и особенности развития МС и ОД.
Расширение международного спортивного движения. Рабочее спортивное движение, региональные, студенческие и другие игры.
Игры Олимпиад и Олимпийские зимние игры от Антверпена до Лондона.
Причины отказа СССР от участия в Олимпийском движении.
МОК и его президенты. Олимпийские конгрессы.
Тема 4. Международное спортивное и олимпийское движение
во второй половине ХХ в. – начале XXI в.
Развитие и демократизация международного спортивного и олимпийского движения.
Игры Олимпиад и Олимпийские зимние игры 1952-2010 гг.
Олимпизм, МОК и его президенты во второй половине ХХ века – начале XXI в. Олимпийские конгрессы.
Вклад спорта СССР, России, СНГ в Международное спортивное и олимпийское движение.
Тема 5. Современное состояние и проблемы МС и ОД
Основное содержание Олимпийской Хартии.
Тесное сотрудничество МОК, МСФ и НОК - залог успешного развития олимпийского движения.
Современный состав членов МОК.
Основные проблемы МС и ОД (допинг, судейство, профессионализация, программа Игр, выбор стран и городов, дороговизна организации и проведения Игр, коррупция и др.).
Основные итоги развития олимпийского движения за 100 лет существования.
|