№ уро
ка
| Тема и краткое содержание
| Количество часов
| Тип урока
| Наглядные пособия
| Требования
| Компе-тенции
| Задание на дом
| Межпред. связи
|
мак.
| ауд.
| сам.
| основное
| самост.
|
| Введение
| 4
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Гигиена как наука. Цели и задачи гигиены. Значение гигиены для здоровья человека. Связь гигиены с другими науками.
| 4
| 2
| 2
| Изучения нового материала
|
| Знать:
Цели, задачи и методы гигиены
| ОК1, ОК2, ОК4
| Быков И.В., Гансбургский А.Н., Горичева В.Д. и др. «Гигиена физической культуры и спорта», 2009, с. 3-10
| Прочитать и законспектировать закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
| Биология, медицина
|
| Раздел 1. Гигиенические основы физической культуры. Личная гигиена
| 8
| 2
| 6
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1.1 Режим дня, занимающихся физической культурой и спортом. Гигиена тела.
| 8
| 2
| 6
|
|
|
|
|
|
|
|
2
| Режим дня занимающихся физической культурой и спортом. Гигиена тела. Гигиена зрения. Профилактика миопий. Гигиена слуха. Источники шума. Действие шума на организм человека. Меры борьбы с шумом.
| 8
| 2
| 6
| Комбинированный урок
| Модель «Глазное яблоко», модель уха
| Уметь соблюдать режим дня;
Знать: необходимость гигиенических процедур, воздействие шума на организм человека, профилактику миопий и тугоухости.
| ОК1, ОК2, ОК4
| Быков И.В., Гансбургский А.Н., Горичева В.Д. и др. «Гигиена физической культуры и спорта», 2009, с. 10-20
| Подготовить реферат: «Опасность грибковых заболеваний для человека», составить презентацию на тему: «Гигиена зрения»
| Биология, медицина
|
| Раздел 2. Гигиена воздуха.
| 8
| 6
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема. 2.1 Факторы воздушной среды и их влияние на организм человека
| 8
| 6
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
| Температура воздуха. Влажность воздуха. Движение воздуха.
| 2
| 2
| 0
| Комбинированный урок
|
| Знать: по каким факторам оценивается воздух, состав атмосферного воздуха
| ОК1, ОК2, ОК4
| Быков И.В., Гансбургский А.Н., Горичева В.Д. и др. «Гигиена физической культуры и спорта», 2009, с. 21-31
|
| Биология, Медицина, спортивные сооружения
|
4.
| Атмосферное давление. Химический состав воздуха. Виды загрязнения воздуха. Охрана атмосферного воздуха.
| 4
| 2
| 2
| Комбинированный урок
|
| Знать: загрязнители атмосферного воздуха, мероприятия по профилактике загрязнения атмосферного воздуха.
| ОК1, ОК2, ОК4
| Быков И.В., Гансбургский А.Н., Горичева В.Д. и др. «Гигиена физической культуры и спорта», 2009, с. 31-35
| Подготовка сообщения на тему: «Основные загрязнители атмосферного воздуха в РТ»
| Биология, медицина
|
5
| Практическая работа №1: «Гигиеническое значение физических свойств воздуха».
| 2
| 2
| 0
| Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| Инструкция, оборудование
| Знать: по каким факторам оценивается воздух
| ОК1, ОК2, ОК4, ПК 1.1, ПК 1.4.
|
|
| Биология, медицина
|
| Раздел 3. Гигиена водной среды.
| 6
| 4
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 3.1. Санитарно-гигиенические нормы воды и значение их для организма спортсмена
| 6
| 4
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
| Гигиенические требования к питьевой воде. Очистка и обеззараживание воды.
| 4
| 2
| 2
| Комбинированный урок
|
| Знать: гигиеническое значение питьевой воды; требования, предъявляемые к качеству питьевой воды; органолептические свойства воды. Давать определение коли-титр, жёсткость воды
| ОК1, ОК2, ОК4, ПК 1.1, ПК 1.4.
| Быков И.В., Гансбургский А.Н., Горичева В.Д. и др. «Гигиена физической культуры и спорта», 2009, с. 36-41
| Подготовка сообщения на тему: «Основные источники загрязнения питьевой воды в РТ»
| Экология, медицина
|
7.
| Практическая работа №2 «Очистка и обеззараживание воды».
| 2
| 2
| 0
| Урок совершенствования знаний, умений и навыков
|
| Знать способы очистки и обеззараживания воды
| ОК1, ОК2, ОК4, ПК 1.1, ПК 1.4.
|
|
| Экология, медицина
|
| Раздел 4. Основы гигиены спортивных сооружений.
| 6
| 2
| 4
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 4.1. Санитарно-гигиенические нормы и правила в построении и расположении крытых и открытых спортивных сооружений.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.
| Гигиенические требования к крытым спортивным сооружениям. Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям.
| 6
| 2
| 4
| Комбинированный урок
|
| Знать основные гигиенические требования к уровню крытых и открытых спортивных сооружений.
| ОК1, ОК2, ОК4, ПК 1.1, ПК 1.4.
| Быков И.В., Гансбургский А.Н., Горичева В.Д. и др. «Гигиена физической культуры и спорта», 2009, с. 42-48
| Подготовить сообщение «Анализ основных гигиенических требований к расположению, ориентации и планировке спортивных сооружений, в которых тренируются студенты».
|
|
| Раздел 5.
Биологические факторы внешней среды и профилактика инфекционных заболеваний у занимающихся физической культурой
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 5.1. Патогенные микроорганизмы и способы борьбы
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.
| Инфекционные заболевания и их распространение. Мероприятия по предупреждению инфекционных заболеваний и борьбе с ними.
| 2
| 2
|
| Комбинированный
|
| Знать определение инфекционных заболеваний, классификацию по широте обхвата населения, основные источники инфекций, механизм передачи инфекций, понятие об иммунитете, виды иммунитета, мероприятия по профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями.
| ОК1, ОК2, ОК4, ПК 1.1, ПК 1.4.
| Быков И.В., Гансбургский А.Н., Горичева В.Д. и др. «Гигиена физической культуры и спорта», 2009, с. 49-54
|
| Медицина
|
| Раздел 6. Биологическая роль основных питательных веществ и микронутриентов в организме.
| 16
| 12
| 4
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 6.1. Пища – источник пластических и энергетических ресурсов. Процессы ассимиляции и диссимиляции
| 8
| 4
| 4
|
|
|
|
|
|
|
|
10.
| Биологическая роль белков, жиров, углеводов. Физиологическое значение витаминов. Физиологическое значение биоэлементов.
| 6
| 2
| 4
| Комбинированный
| Презентация «Белки: состав и свойства», презентация «Витамины»
| Знать гигиеническое значение белков, жиров, углеводов, гигиеническую характеристику наиболее важных витаминов; потребности организма в минеральных веществах в зависимости от половых, возрастных, профессиональных особенностях.
| ОК1, ОК2, ОК4, ПК 1.1, ПК 1.4
| Быков И.В., Гансбургский А.Н., Горичева В.Д. и др. «Гигиена физической культуры и спорта», 2009, с. 55-88
| Подготовить реферат: «Физиологическая роль и гигиеническое значение микроэлементов»;
Подготовить реферат: «Авитаминоз, гипо-и гипервитаминоз витамина»
|
|
11.
| Практическая работа №3 «Основные гигиенические требования к пище»
| 2
| 2
|
| Урок совершенствования знаний, умений, навыков
| Инструкция
| Знать значение питания как важнейшего фактора сохранения и укрепления здоровья.
| ОК1, ОК2, ОК4, ПК 1.1, ПК 1.4
|
|
| Медицина
|
| Тема 6.2. Количественная адекватность питания.
| 2
| 2
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
12.
| Количественная адекватность питания.
| 2
| 2
| -
| Комбинированный
|
| Знать примеры расчёта необходимого питательного вещества для спортсмена; потребность спортсменов в пищевых веществах и энергии.
| ОК1, ОК2, ОК4, ПК 1.1, ПК 1.4
| Быков И.В., Гансбургский А.Н., Горичева В.Д. и др. «Гигиена физической культуры и спорта», 2009, с. 89-91
|
| Биология, медицина
|
| Тема 6.3. Режимы питания и режимы тренировок в разных видах спорта.
| 4
| 4
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
13.
| Основные требования к режиму и рациону питания в дни соревнований. Питьевой режим спортсменов. Биологически активные пищевые добавки для питания спортсменов. Продукты повышенной биологической ценности для спортсменов. Принципы сбалансированного питания.
| 2
| 2
|
| Комбинированный
|
| Знать: гигиенические требования к составлению пищевых рационов в зависимости от вида физических упражнений, периода тренировок; гигиеническую характеристику биологически активных добавок.
Знать основные принципы сбалансированного питания
| ОК1, ОК2, ОК4, ПК 1.1, ПК 1.4
| Быков И.В., Гансбургский А.Н., Горичева В.Д. и др. «Гигиена физической культуры и спорта», 2009, с. 92-109
|
| Биология, медицина
|
14
| Практическая работа №4: «Составление дневного рациона спортсмена»
| 2
| 2
|
| Урок совершенствования знаний, умений, навыков
| Инструкция
| Знать основные принципы сбалансированного питания
| ОК1, ОК2, ОК4, ПК 1.1, ПК 1.4
|
|
| Биология, медицина, диетология
|
| Тема 6.4. Пищевой статус спортсмена, методическая оценка состояния здоровья человека, отражающая особенности и характер питания.
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15.
| Пищевой статус спортсмена, методическая оценка состояния здоровья человека, отражающая особенности и характер питания.
| 2
| 2
|
| Комбинированный
|
| Знать методы определения идеальной массы тела, основные методы и приёмы, с помощью которых можно оценить пищевой статус спортсмена, признаки недостаточности пищевого статуса
| ОК1, ОК2, ОК4, ПК 1.1, ПК 1.4
| Быков И.В., Гансбургский А.Н., Горичева В.Д. и др. «Гигиена физической культуры и спорта», 2009, с. 110-114
|
| Биология, медицина, диетология
|
| Раздел 7. Допинги и причины их запрета.
| 4
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 7.1. Потребность спортсменов в пищевых веществах и энергии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16.
| Процедура допингового контроля и возможные подтасовки биопроб. Острые отравления допингами.
| 4
| 2
| 2
| Комбинированный
|
| Знать потребность спортсмена в пищевых веществах и энергии; суточную энергозатрату.
| ОК1, ОК2, ОК4, ПК 1.1, ПК 1.4
| Быков И.В., Гансбургский А.Н., Горичева В.Д. и др. «Гигиена физической культуры и спорта», 2009, с. 115-122
| Подготовить сообщение «Допинги психостимулирующего действия и анаболитический стероиды и в чём их опасность для организма спортсмена
| Медицина
|
| Раздел 8. Система гигиенических факторов в подготовке спортсменов.
| 10
| 6
| 4
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 8.1 Система соревнований, система спортивной подготовки и система факторов, дополняющих тренировку и соревнования.
| 10
| 6
| 4
|
|
|
|
|
|
|
|
17.
| Структура, задачи и условия функционирования системы гигиенических факторов в подготовке спортсменов. Гигиенические требования к тренировочным процессам и соревнованиям. Гигиеническое обеспечение при организации учебно-тренировочных сборов
| 2
| 2
| 0
| Комбинированный
|
| Знать основные гигиенические принципы построения тренировочного процесса и проведения соревнований
| ОК1, ОК2, ОК4, ПК 1.1, ПК 1.4
| Быков И.В., Гансбургский А.Н., Горичева В.Д. и др. «Гигиена физической культуры и спорта», 2009, с. 123-127
|
| Медицина
|
18.
| Гигиеническое обеспечение при подготовке спортсменов в условиях высокой температуры и влажности воздуха, в условиях низкой температуры, в горных условиях и в условиях временной адаптации.
| 6
| 2
| 4
| Комбинированный
|
| Знать основные положения гигиенического обеспечения при подготовке спортсменов в условиях жаркого климата.
Знать основные положения гигиенического обеспечения при подготовке спортсменов в условиях низкой температуры, в горных условиях, в условиях временной адаптации.
| ОК1, ОК2, ОК4, ПК 1.1, ПК 1.4
| Быков И.В., Гансбургский А.Н., Горичева В.Д. и др. «Гигиена физической культуры и спорта», 2009, с. 128-137
| Подготовить реферат «Первая помощь при обморожениях», подготовить сообщение «Быстрая адаптация при смене климатического пояса»
| Медицина
|
19
| Практическая работа №5 «Гигиенические требования к тренировкам спортсменов», «Первая помощь при тепловом и солнечном ударе»
| 2
| 2
|
| Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| Инструкция
|
| ОК1, ОК2, ОК4, ПК 1.1, ПК 1.4
|
|
| Медицина
|
| Раздел 9. Гигиенические требования к физическому воспитанию детей, подростков и женщин.
| 6
| 6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 9.1 Особенности гигиенического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности детей и подростков
| 4
| 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20
| Возрастные особенности детей и подростков. Акселерация и ретардация детей и подростков, гигиенические последствия. Гигиенические основы физического воспитания школьников. Основные гигиенические положения подготовки юных спортсменов. Классификация детей по возрастам. Особенности детского организма. Особенности роста. Особенности развития мышечной системы. Сердечно-сосудистая и дыхательная система детей и подростков. Развитие нервных процессов.
| 2
| 2
|
| Комбинированный
|
| Знать возрастные особенности детей и подростков.
Знать гигиенические требования к организации тренировочного процесса юных спортсменов.
| ОК1, ОК2, ОК4, ПК 1.1, ПК 1.4
| Быков И.В., Гансбургский А.Н., Горичева В.Д. и др. «Гигиена физической культуры и спорта», 2009, с. 138-149
|
| Возрастная физиология
|
21
| Практическая работа №6.
««Исследование физического развития методом индексов», «Определение физического развития методом сигмальных отклонений»
| 2
| 2
|
| Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| Инструкция
|
| ОК1, ОК2, ОК4, ПК 1.1, ПК 1.4
|
|
| Возрастная физиология
|
| Тема 9.2. Особенности гигиенического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности женщин
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22
| Анатомо-физиологические особенности женского организма. Влияние занятий спортом на ОМЦ и детородную функцию. Врачебно-спортивная консультация спортсменок.
Плановая контрольная работа №1
| 1
1
| 1
1
| -
-
| Комбинированный урок, урок контроля и оценки знаний
|
| Знать: особенности строения женского организма и влияние спорта
| ОК1, ОК2, ОК4, ПК 1.1, ПК 1.4
| Быков И.В., Гансбургский А.Н., Горичева В.Д. и др. «Гигиена физической культуры и спорта», 2009, с. 170-184
|
| Анатомия
|
| Раздел 10. Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов в отдельных видах спорта
| 6
| 6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 10.1. Гигиенические мероприятиях в различных видах спорта
| 6
| 6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23
| Лёгкая атлетика. Плавание.
| 2
| 2
|
| Комбинированный урок
|
| Знать: особенности разных видов спорта
| ОК1, ОК2, ОК4, ПК 1.1, ПК 1.4
| Быков И.В., Гансбургский А.Н., Горичева В.Д. и др. «Гигиена физической культуры и спорта», 2009, с. 152-157
|
|
|
24
| Спортивные игры. Гимнастика.
| 2
| 2
| -
| Комбинированный урок
|
| Знать: особенности разных видов спорта
| ОК1, ОК2, ОК4, ПК 1.1, ПК 1.4
| Быков И.В., Гансбургский А.Н., Горичева В.Д. и др. «Гигиена физической культуры и спорта», 2009, с. 157-164
|
|
|
25
| Лыжный спорт. Туризм.
| 2
| 2
| -
| Комбинированный урок
|
| Знать: особенности разных видов спорта
| ОК1, ОК2, ОК4, ПК 1.1, ПК 1.4
| Быков И.В., Гансбургский А.Н., Горичева В.Д. и др. «Гигиена физической культуры и спорта», 2009, с. 164-169
|
|
|
| Раздел 11. Адаптивные биологические ритмы
| 2
| 2
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
26
| Тема 11.1
Коррекция временной и климатографической адаптации спортсменов
| 2
| 2
| -
| Комбинированный урок
|
| Знать: определение биоритма, классификацию, понятие десинхроза, его влияние на организм спортсменов.
| ОК1, ОК2, ОК4
| Быков И.В., Гансбургский А.Н., Горичева В.Д. и др. «Гигиена физической культуры и спорта», 2009, с. 185-189
|
|
|
| Всего
| 78
| 52
| 39
|
|
|
|
|
|
|
|