Скачать 252.27 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» Рабочая программа дисциплины (модуля) «Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов» Направление подготовки 101100.62 «Гостиничное дело» профиль «Ресторанная деятельность». Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения ОЧНАЯ, ЗАОЧНАЯ МОСКВА 2012 Программа утверждена и рекомендована Экспертно-методическим советом ИТРРиФ ФГБОУ ВПО “РГУФКСМиТ” Протокол №_____от «____» ____________2012г. Составители: Полиевский Сергей Александрович, доктор медицинских наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма. Лаптев Александр Петрович, доктор медицинских наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма. Григорьева Ольга Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма. Рецензент: Иванов Александр Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент - Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма. Программа дисциплины «Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов» естественно-научного цикла вариотивной части составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 101100.62 «Гостиничное дело» профилю «Ресторанная деятельность». 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов являются овладение студентами современными научными знаниями в области общественного питания для формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья, а также формирования здорового образа жизни. - ознакомление студентов с организацией и методиками санитарно-гигиенической экспертизы продовольствия 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: цикл ЕНД, 2 курс; 3 семестр, 1 неделя. Данный курс определяет профессиональную компетентность выпускника через формирование теоретически практических основ здорового образа жизни, знаний о нутрициологии, диетологии, различных систем питания, знаниями об основных факторах воздействующих на состояние здоровья, реализуемых на базе разносторонних знаний дисциплин медико-биологического комплекса. Дисциплина органично связана с другими профессиональными дисциплинами учебного плана «гигиена», анатомия, спортивная медицина, физиология, педагогика, психология,, биология, БЖД, реабилитация и др. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов ОК-8- стремлением к постоянному совершенствованию и саморазвитию, повышению своей квалификации и профессионального мастерства; готовностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития и устранения недостатков ОК-9- способностью осознать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять мотивацию к профессиональной деятельности В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - основные положения гигиенических основ питания, качество и безопасность пищевых продуктов. Уметь: - отбирать пробы готовой пищи для определения химического состава и энергетической ценности блюд; - оценивать качество проб питьевой воды, хлеба, молока, мяса, рыбы на основании данных лабораторных анализов; - определять витаминную обеспеченность организма и продуктов питания; - проводить статистическую обработку экспериментальных данных; - анализировать компоненты фактического суточного рациона по сравнению с научно-обоснованным и давать рекомендации по устранению выявленных недостатков. Владеть: навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов; - методиками определения нормальной массы тела; - методикой расчета суточного расхода энергии таблично-хронометражным методом; - методикой расчета контрольных цифр для составления научно-обоснованного рациона; - методикой определения С-витаминной обеспеченности организма с помощью аппарата Нестерова. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов». Общая трудоемкость дисциплины включает 4 зачетных единицы, составляет 144 часа. Объем дисциплины и виды учебной работы - 26 часов лекций, 36 часов практических работ, 82 часа самостоятельной работы.
Форма итогового контроля: зачёт
Форма итогового контроля: зачёт 5. Образовательные технологии
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
7. Примерная тематика рефератов
8.Вопросы для самоконтроля
9.Примерный перечень вопросов к зачету
10. Рекомендуемая литература Основная 1.Катаева В.А., Лакшин А.М. Руководство к лабораторным, практическим и самостоятельным занятиям по общей гигиене и основам экологии человека. М, Медицина , 2005 2.Лакшин А.М., Катаева В.А.Общая гигиена с основами экологии человека. М. Медицина, 2010 3.Лаптев А.П. , Полиевский С.А.. Гигиена: Учебник для институтов и техникумов физической культуры - М.: ФиС, 1990 - 367 с. 4.Полиевский С.А. Основы индивидуального и коллективного питания спортсменов.. – М: Физкультура и спорт,2005. – 384 с. 5.Лаптев А.П., Полиевский С.А., Григорьева О.В.Лекции по общей и спортивной гигиене. Учебное пособие. – М.: Физическая культура,2006. – 384 с. 6.Полиевский С.А. Стимуляция двигательной активности – М.: Физическая культура, 2006. – 256 с. 7.Политика здорового питания // Покровский В.А., Романенко Г.А., Княжев В.А., Герасименко Н.Ф. и др. // Новосибирск. Сибирское университетское издательство, 2002, 344 с. 8.Суханов Б.П. К вопросу о классификации БАД. // Профилактическая медицина - практическому здравоохранению. Второй выпуск. М., 2003., с.207-210. Дополнительная 1.Арансон В.А. Рогозкин, А.И. Пшендин, Н.Н. Шишина. Питание спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1989. 2.Волков Н.И., Олейников В.И. Биологически активные пищевые добавки в специализированном питании спортсменов. – М, Спортакадемпресс,2001. – 79 с. 3.Королев А.А.Гигиена питания. М ,Медицина, 2007 4.Лаптев А.П. Специализированное питание боксеров (научно-методические рекомендации) - РГАФК, М., 1995. 5.Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1990. 6.Мелик-Нубаров В. Очищение организма.-М.: РИПОЛ КЛАССИК,1999. - 64 с. 7.Минх А.А. Очерки по гигиене физических упражнений и спорта. -М.: Медицина, 1976. – 383 с. 8.Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте. М.:Спортакадемпресс,2000. – 201 с. 9.Медицинская экология: учеб. Пособие для студентов высш.учебн. заведений /Под ред. А.А.Королева. –М., 2003.-192с. 10.Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения, 1991. 11.Питание в системе подготовки спортсменов /Под ред.В.Л. Смульского, В.Д.Моногарова, М.М.Булатовой. - Киев: Олимпийская литература, 1996.- 221 с. 12.Полиевский С.А. Организация питания баскетболистов. Методические рекомендации. - М.: ГЦОЛИФК, 1988. 13.Полиевский С.А.,Подливаев Б.А., Григорьева О.В. Регулирование массы тела в единоборствах и биологически активные добавки (БАД). Методическое пособие. – М:.РГАФК, 2002. – 56 с. 14.Полиевский С.А., Иванов А.А., Григорьева О.В., Сивцев И.Н. Контроль и регулирование массы тела студента-спортсмена. Методическое пособие. – М.:РГУФК, 2005. – 48 15.Пшендин А.И. Рациональное питание спортсменов. Для любителей и профессионалов.- СПб.: ГИОРД, 1999.- 160 с. 16.Семёнова С.Б. Оздоровительные добавки в питание. – М.:1998. – 256 с. 17.Тутельян В.А., Суханов Б.П., Австриевских А.Н., Позняковский В.М. Биологически активные добавки в питании человека. – Томск ,Изд-во НТЛ, 1999. –9296 с.. 18.Павлоцкая Л.Ф., Дуденко Н.В,.Эйдельман М.М. Физиология питания: Учебник. -М.:Высш.шк., 1989.-368 с. 19.Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. – Ростов н /Д: Феникс, 2002. 20.Пилар Т.Л., Иванов А.А. Биологически активные добавки к пище.-М., 2002.-776 с. 21.Позняковский В.М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза пищевых продуктов: Учебник. 3-е изд.-Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2002.-556 с. 22.Политика здорового питания. Федеральный и региональный уровни.-Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2002.-344 с. 23.Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека /под ред. Ю.П. Пивоварова. — 2-е изд., - М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004. 24.СанПиН 2.3.2.1078-01. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов питания. 25.СанПиН 2.3.2.560-96 «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов». 26.Смоляр В.И. Рациональное питание.-Киев: Наукова думка, 1991.-368 с. 27.Тутельян В.А., Спиричев В., Суханов Б.П., Кудашева В.А. Микронутриенты в питании здорового и больного человека.-М.: Колос, 2002.-424 с. 28.Химический состав российских продуктов питания. Под ред. И.М. Скурихина и В.А. Тутельяна.-М.: ДеЛи Принт, 2002.-235 с. Програмное обеспечение и интернет ресурсы 1.Электронная книга «Здоровое питание» 2.Электронный справочник «справочник диетолога» 3.Мультимедийное издание «счетчик калорий пищевых веществ» 11. Материально-техническое обеспечение дисциплины Использование учебных комнат для работы студентов. Мебель: аудиторная доска, аудиторные столы, аудиторные стулья, стол преподавателя, стул-кресло для преподавателя в расчете на 1 группу студентов; аудиторная доска, аудиторные столы, аудиторные стулья, стойка-кафедра, стол преподавателя, стул-кресло для преподавателя в расчете на 150 студентов для чтения лекций. Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, слайдоскоп, оверхет, указка, видеомагнитофон, ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы, подставка под ТСО. Наборы наглядных материалов по различным разделам дисциплины: слайды (пленки), таблицы, мультимедийные презентации, набор звукоусиливающей аппаратуры (микрофон, колонки и др.). Микрокалькуляторы. Комплекты основных учебных документов. Учебные бланки основных учетных документов ЛПУ. Ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам. Полиевский Сергей Александрович, Григорьева Ольга Валентиновна, Лаптев Александр Петрович Рабочая программа дисциплины (модуля) «Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов» Направление подготовки 101100.62 «Гостиничное дело» профиль «Ресторанная деятельность». Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения ОЧНАЯ, ЗАОЧНАЯ Подписано в печать ___________. Усл.-печ. П. _______ п.л Тираж ______ экз. _________________________________________________ Отпечатано в ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 105122, г. Москва, Сиреневый бульвар, 4 |
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Гигиенические основы питания,... «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)» | Рабочая программа дисциплины Основная цель освоения дисциплины сводится к формированию знаний в области проектирования продуктов и технологических процессов пищевых... | ||
Научное обоснование принципов проектирования состава и потребительских... Технология и товароведение пищевых продуктов и функционального и специализированного назначения и общественного питания | I гигиенические дисциплины Факторы химической опасности пищевых продуктов, целенаправленно вносимые в процессе продовольственного производства | ||
Голодание и здоровье голодание может спасти вашу жизнь правильное сочетание пищевых продуктов Питание и здоровье детского населения. Основы рационального питания. Использование бад и пищевых добавок в питании детей | Безопасность пищевых продуктов К пищевым заболеваниям относятся заболевания людей, возникающие при потреблении продуктов питания с наличием в них опасных для человека... | ||
I. рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры Целью освоения дисциплины «Вода пищевых продуктов» является приобретение теоретических знаний о физико-химических свойствах воды... | Программа рекомендуется для направления подготовки (специальности)... «Безопасность пищевых продуктов» является подготовка выпускника к профессиональной деятельности в правовых, экономических и организационных... | ||
Программа рекомендуется для направления подготовки (специальности)... «Безопасность пищевых продуктов» является подготовка выпускника к профессиональной деятельности в правовых, экономических и организационных... | В соответствии с федеральным законом №29 фз от 02. 01. 2000 г. «О... Фз от 02. 01. 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» безопасностью пищевых продуктов считается состояние обоснованной... | ||
Программа кандидатского экзамена по специальности 05. 18. 15 «Технология... Научная специальность 05. 18. 15 «Технология и товароведение пищевых продуктов, и функционального, и специализированного назначения... | Теоретические и практические аспекты нового подхода к созданию потребительских... «Технология и товароведение пищевых продуктов и функцио-нального и специального назначения и общественного питания» | ||
Научное обоснование и практические аспекты разработки и оценки потребительских... Специальность 05. 18. 15 – товароведение пищевых продуктов и технология продуктов общественного питания | Рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины «введение... Профильная направленность: Производство продовольственных продуктов и потребительских товаров | ||
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры Продукты питания из растительного сырья. Данная дисциплина входит в блок профессиональных дисциплин «Food and beverage science».... | Санитария и гигиена рыбоперерабатывающих предприятий Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 271300 «Пищевая инженерия», 170600 «Машины и аппараты пищевых производств»,... |