В. И. Гончаров Набережные Челны, 2011





Скачать 311.5 Kb.
НазваниеВ. И. Гончаров Набережные Челны, 2011
страница1/3
Дата публикации19.12.2014
Размер311.5 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы
  1   2   3
Особенности организации шахматной жизни

в г.Набережные Челны


В.И.Гончаров


Набережные Челны, 2011
В канун моего 60-летия ко мне обратились несколько моих друзей по поводу: « Как будем отмечать эту дату?» Я пытался отшучиваться. Но когда по этому поводу обратился М.В.Крюков – международный арбитр, квалификационно-судейской комиссии РШФ (председатель коллегии арбитров России), а также И.В. Глек - международный гроссмейстер, международный организатор, заслуженный тренер ФИДЕ, заведующий кафедрой шахмат РГУФК, я понял – не отвертеться.

Отношусь к юбилеям спокойно. Пустые юбилеи не люблю. Тем более, что на них надо «хвастаться», а «воображал» - лично не переношу. К тому же 2011год - год 100-летия М.М.Ботвинника и 60-летия А.Е.Карпова.

Хорошо помню лекции М.И.Дворецкого - заслуженного тренера СССР, «отца» целой плеяды выдающихся гроссмейстеров, много вложившего в мое шахматное профессиональное образование, который рекомендовал к изучению книгу А.Нимцовича «Моя Система», но отмечал язвительно самолюбие автора, ударяя на словосочетание и заглавие «моя система».

Известно, что среди интеллектуалов процветает зависть. По опыту прожитых лет знаю, что завистники умирают, а зависть не умрет никогда. С другой стороны, и скромность – путь в неизвестность.

Кстати, написать о себе потребовали мои друзья: А.В. Скиба и В.И. Колисецкий …. выполняю их просьбу.

В общем, подумал и написал о себе так, как хотел, чтобы принести тренеру по шахматам пользу в его повседневной работе.

Итак, из каких составляющих состоит моя деятельность в одной из самых замечательных, противоречивых, интригующих, но бесспорно, увлекательных разделов интеллектуального труда – шахматной отрасли?

Проведя самоанализ трудовой деятельности, констатирую, что на протяжение своей жизни занимался: научной работой, педагогической деятельностью, судил соревнования, участвовал в них, организовывал шахматную жизнь, занимался популяризацией шахмат и пиаром.

Анатомируя пройденный путь, выделяю:

  1. Я – ученый.

  2. Я – спортсмен.

  3. Я – организатор.

  4. Я – тренер-педагог.

  5. Я – судья.

  6. Я – патриот своей профессии.

Вот в этих координатах и излагается моя повседневная работа, которую безумно люблю и которая во-первых, дала и дает мне много счастливых моментов в труде, и во-вторых, в то же время, немало отнимает у человека из обычного, повседневного бытия. Сочетание первого и второго удается мне очень непросто. Постарайтесь, чтобы у Вас получалось.

Часть 1.

Я – ученый.
«Скажи, кто твой друг, и я узнаю, кто ты».

Моими учителями по науке были: Михаил Моисеевич Ботвинник, Григорий Абрамович Гольдберг, Михаил Иосифович Станкин, Никита Глебович Алексеев, Виктор Борисович Малкин. У каждого из них я почерпнул немало того, чего нет в книгах.

Особое влияние на меня оказала личность Юрия Львовича Авербаха как ученого мировой величины и энциклопедических знаний в шахматной отрасли.

Закончив с отличием ГЦОЛИФК, где прослушал лекции целого ряда профессуры и светил мировой спортивной науки (Л.П.Матвеева, Л.В. Решетень, А.А.Иваницкого, В.И.Тихонова, В.Д.Чепика и многих других) был рекомендован в аспирантуру, которую успешно закончил в 1979 году и сдал кандидатский минимум.

Далее жизнь сложилась так, что остальная научная работа шла индивидуально. В основе лежал принцип саморазвития через самостоятельную работу. В фокусе шахматной науки все было интересно, с инсайтами в решениях практических вопросов и параллельно с работой. Как пошутил руководитель ВШТ по шахматам Н.Г.Алексеев: «У тебя, Виктор, наука ближе к земле, чем у целого института», и посоветовал идти своим путем. Так я и поступил. Спасибо, Вам, Никита Глебович, за мудрый совет!
Первым значимым исследованием, которое следует отметить, у истоков шахматной педагогики, была научная работа, получившая Первую премию на вузовской конференции молодых ученых в 1975г. по теме «Проблема формирования самостоятельности у юных шахматистов».

Шахматная педагогика не была разработана и все приходилось делать впервые, опираясь на работы В.А.Алаторцева, А.Н.Константинопольского и Н.В.Крогиуса. Пионерскими стали работы по темам:

- Развитие интеллекта детей разного возраста наглядно-образным методом обучения на занятиях по шахматам;

- Систематизация опыта развития шахматной жизни на континентах: в Европе, Азии, Африке, Южной и Северной Америке, в Австралии.

- некоторые актуальные проблемы применения сюжетного материала в учебном процессе на начальном этапе обучения шахматной игре.

- Программа для подготовки шахматных специалистов в условиях ВУЗа с использованием НОМ (1 год обучения).

- Психологические особенности детей разного возраста (дошкольника, младшего школьника), занимающихся шахматами.

- Основы и систематизация учебного материала по шахматам при развитии интеллекта младших школьников.

- Наглядные пособия на занятиях по шахматам.
- Шахматные сказки как целостная система обучения дошкольников игре в шахматы.

- Программа первого года обучения дошкольников в старших группах детского сада.

- Научная организация труда (НОТ) педагога по шахматам.

- Особенности работы с детьми шести-семи лет на занятиях по шахматам.

- Принципы построения шахматной тренировки при работе со спортсменами второго и третьего разрядов.

- Специфика работы со спортсменами-шахматистами первого разряда и кандидатами в мастера.

- Методика работы со спортсменами-шахматистами в разряде «Спорт без границ» (на примере слабослышащих шахматистов).

- Организация работы в шахматных клубах.

- Развитие интеллекта младших школьников посредством шахмат.

Было подготовлено и издано 4 монографии, 6 брошюр, более 100 статей и методических материалов. Популярность получили: «Очерки по шахматной педагогике», Набережные Челны, Sundres LTD, 2002. – 192с.», CD-ROM «Шахматные сказки», «Как стать тренером по шахматам», - Набережные Челны, LTD, 2002. – 362с.

По мере появления новых идей, публикую их в разделе ШАРП на сайте nabchess.narod.ru.

После систематизации «кличек» фигур по частям партии, разработал таблицу «Что такое хорошо для шахматных фигур», про которую международный

гроссмейстер Ю.С.Разуваев сказал: «Забавно Вы все это придумали. Для детей это, наверное, интересно и несет познавательную информацию. Мне эта идея симпатична».

За проведение научных исследований на протяжении 35 лет (1970 – 2005г.г.) и вклад в реализацию программы «Шахматизация общества – часть общечеловеческой культурной среды по развитию интеллекта людей посредством шахмат» дважды был удостоен почетных званий:

- Академик Шахматной Академии Российских провинций (Академии ШАРП), 2007г.,

- Академик Международной Гуманитарной Академии «Европа-Азия» при ЮНЕСКО, 2009г.

- удостоен высшего отличия международной комиссии ЮНЕСКО «Yellow Submarine» за Программу «Шахматная сказка» (2005г.), признанную лучшей обучающей программой 20 века, направленной на формирование устойчивого интереса к шахматной игре.
Краткий список литературы, посвящённой педагогической деятельности В.И.Гончарова в книге «Как стать тренером по шахматам», г.Наб.Челны, 2004, стр. 305-306

«Шахматы люблю, но играю плохо»

В.Высоцкий
Часть 2.

Я – спортсмен.

Играть начал очень поздно, после пятнадцати лет. Успел до армии выступить несколько раз в первенстве Закавказского Военного округа, первенстве Азербайджана и первенстве города Кировабад. Первый тренер – Эдуард Джаганович Сардаров, мастер спорта СССР, был интеллигентным, образованным, высококультурным и общительным человеком. Он пользовался уважением и приучил меня «не верить глазам и словам, а верить собственным мозгам», а также уметь читать «между строчек». Я ему благодарен на всю жизнь. К сожалению, он был излишне скромен, с чем и я борюсь в себе последние годы в условиях нового XXI века.

Сыграть мне удалось более тысячи партий, точнее 1028. Норму кандидата в мастера спорта выполнил в 1979 году и после этого за шахматными званиями не гонялся. Имел в 1990 году рейтинг ЭЛО 2420.

Играл активно в период 1969-1977г.г. Позднее готовился к турнирам хуже. После падения «железного занавеса» участвовал в соревнованиях за рубежом. Выступал в турнирах мастерского уровня:

Город

Государство

Год

Результат

Прага

Чехословакия

1975

Участвовал

Зноймо

Чехия

1989

2-3 место

Брно

Чехословакия

1990

5-12 место

Юрмала

СССР, Латвия

1978

1-2 место

Баку

СССР, Азербайджан

1966

Участвовал

Гянджа

СССР, Азербайджан

1965

Участвовал

Тбилиси

СССР, Грузия

1969

Участвовал

Кутаиси

СССР, Грузия

1970

Участвовал

Одесса

СССР, Украина

1985

Участвовал

Севастополь

СССР, Украина

1985

Участвовал

Евпатория

СССР, Украина

1985

Участвовал

Судак

СССР, Украина

1985

1 место

Алма-Ата

СССР, Казахстан

1972

Участвовал

Минск

СССР, Белоруссия

1982

Участвовал

Гродно

СССР, Белоруссия

1983

Участвовал

Вильнюс

СССР, Литва

1984

Участвовал

Москва

ГЦОЛИФК

1972

3 место

Москва

ШК «Торпедо»

1986

2 место

Ленинград

Россия

1971

3 место

Казань

ДСО «Труд»

1979

2 место

Волгоград

Россия

1968

Участвовал

Свердловск

Россия

1986

Участвовал

Нижний Тагил

Россия

1986

Участвовал

Качканар

Блицтурнир

1988

1 место

Березники

Россия

1986

Участвовал

Якутск

Россия

2002

Участвовал

Пардубице

Чехия

1994

Участвовал

Париж

Франция

1993

3-9 место

Париж

Франция

1994

Участвовал

Париж

Франция

1995

Участвовал

Париж

Франция

2005

Участвовал

Нью-Йорк

США

1998

4-6 место

Чикаго

США

2000

Участвовал

Лас-Вегас

США

2000

Участвовал

Сесто-Флорентино

Италия

1992

Участвовал

Венеция

Италия

1992

Участвовал

Рим

Италия

1992

Участвовал

Травемюнде

Германия

2004

Участвовал

Любек

Германия

2004

Участвовал

Ганновер

Германия

1997

Участвовал

Брауншвейг

Германия

1998

Участвовал

Бад-Рагац

Швейцария

1992

Участвовал

Мартиди

Швейцария

1996

Участвовал

Женева

Швейцария

1996

Участвовал

Биль

Швейцария

1996

Участвовал

Вадуц

Лихтенштейн

1996

Участвовал

Эдинбург

Великобритания

1992

Участвовал

Тунис

Тунис

1990

2 место

Сус

Тунис

1991

1 место

Нови Сад

Югославия

1990

3-12 место

Роттердам

Нидерланды

1996

Участвовал

Амстердам

Нидерланды

1996

Участвовал

Братислава

Словакия

1990

Участвовал

Рига

СССР, Латвия

1979

Участвовал

Уфа

Россия

1967

Участвовал

Ростов-на-Дону

Россия

1985

Участвовал

Саратов

Россия

1985

Участвовал

Пермь

Россия

1982

Участвовал

Ижевск

Россия

1981

Участвовал

Кострома

Россия

1973

Участвовал

Владимир

Россия

1974

Участвовал

Набережные Челны

Командное первенство ДСО «Труд»

1979

3 место


Сыграл с международными гроссмейстерами 23 партии, с международными мастерами – 69 партий, с мастерами ФИДЕ – 115 партий, с мастерами спорта – 31 партию.

За доской (до 2001 года) посчастливилось встретиться с Д.Гуревичем, Г.Серпером, С.Архиповым, А.Панченко, Д.Бронштейном, Н.Андриановым, О.Цвитаном, С.Фоминым, Р.Кажгалиевым, Э.Гуфельдом, Б.Гургенидзе, В.Багировым, Е.Ахмыловской, Т.Затуловской, Р.Джинджихашвили, Д.Годес, В.Чеховым, Л.Псахисом, А.Хасиным, Р.Ваганяном, А.Тимофеевым, С.Шайдуллиной, В.Маланюком, многими международными мастерами. В юные годы в сеансах одновременной игры встречался с чемпионами мира: М.М.Ботвинником, В.В.Смысловым, Б.В.Спасским, Т.В.Петросяном, М.Н.Талем, Н.Т.Гаприндашвили.
В студенческие годы переписывался с Александром Шакаровым (впоследствии – один из тренеров Г.К.Каспарова), с которым был очень дружен и который помогал в формировании моего мировоззрения.

В ГЦОЛИФКе прослушал курс лекций у Б.А.Злотника, В.С.Бухтина, Р.О.Кимельфельда. Участвовал в экспериментах Бориса Гулько, Владимира Ватникова, Якова Эстрина. Консультировался у М.М.Юдовича-младшего, В.Юркова, А.Королёва. Очень нравилось быть под влиянием Корчного и Константинопольского. Моим кумиром был Ю,С.Балашов. Его партии послужили основой моего дебютного репертуара. Учёба у М.И.Дворецкого с первого по последний курс, беседы с ним, послужили фундаментом тренерского мастерства.

После 50-и лет выступать в соревнованиях перестал. С 2005 по 2010г.г. сыграл меньше 50 партий в блиц. Ежедневная потребность разбирать и анализировать чужие партии. В последнее время активно использую для этого Интернет (по материалам последних турниров).

Хотел бы посоветовать молодым коллегам одновременно ре распыляться между игровой практикой и тренерской работой. Выбирайте что-то одно.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. И. Гончаров Набережные Челны, 2011 iconВ городе набережные челны
Методические рекомендации по подготовке рефератов, курсовых работ и дипломных работ (для всех специальностей) / сост. Г. М. Бахаева,...
В. И. Гончаров Набережные Челны, 2011 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Средняя общеобразовательная школа №6» утвержден Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные...
В. И. Гончаров Набережные Челны, 2011 iconНабережные Челны Блок 1 Детские сады 9: 00-10: 30 Вокал-ансамбли 1 младшая группа 4 6 лет
Ма доу «Детский сад комбинированного вида №1 «Шатлык» г. Набережные Челны Щербакова Наталья Николаевна – музыкальный
В. И. Гончаров Набережные Челны, 2011 iconДоклад муниципального автономного общеобразовательного учреждения...
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №38»
В. И. Гончаров Набережные Челны, 2011 iconГодовой план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Набережные Челны
В. И. Гончаров Набережные Челны, 2011 iconРТ, г. Набережные Челны, бульвар Касимова, д. 6 (38/06)
Материальная техническая база по предметам по мбоу «Гимназия №54» на 10. 01. 2014 г
В. И. Гончаров Набережные Челны, 2011 iconОбразовательная программа на 2011 -2015 г г. Муниципальное бюджетное...
Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №54» на основе...
В. И. Гончаров Набережные Челны, 2011 icon«Что такое выборы?»
Деловая обучающая игра «Витамин» по разработке инициативных проектов для города Набережные Челны
В. И. Гончаров Набережные Челны, 2011 iconГ. В. Гриненко история философии
Елизова Т. К. Методическое пособие для работы в лингафонном кабинете -набережные Челны, 2008. – 57с
В. И. Гончаров Набережные Челны, 2011 iconУравнение
Автор: Чечина Елена Станиславовна, учитель начальных классов мбоу «сош №22» города Набережные Челны Республики Татарстан
В. И. Гончаров Набережные Челны, 2011 icon1. Общая характеристика учреждения
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №1» Республики...
В. И. Гончаров Набережные Челны, 2011 iconО мерах по обеспечению экологической безопасности в г. Набережные...
В целях обеспечения экологической безопасности деятельность Прикамского ту в 2010 году и в 1 квартале 2011 года осуществлялась в...
В. И. Гончаров Набережные Челны, 2011 iconНабережные Челны «Межшкольный учебный комбинат №72»
Введена в действие Принята на заседании приказом №127 педагогического совета от 29. 08. 2013 (протокол №1 от 29. 08. 2013)
В. И. Гончаров Набережные Челны, 2011 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Ахмадеева Вера Ефремовна, учитель географии мбоу «сош №22» г. Набережные Челны рт
В. И. Гончаров Набережные Челны, 2011 iconПрограмма III открытого республиканского творческого конкурса «пушкинские чтения»
...
В. И. Гончаров Набережные Челны, 2011 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Чечина Елена Станиславовна, учитель начальных классов мбоу «сош №22» города Набережные Челны


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск