Скачать 311.5 Kb.
|
Особенности организации шахматной жизни в г.Набережные Челны В.И.Гончаров Набережные Челны, 2011 В канун моего 60-летия ко мне обратились несколько моих друзей по поводу: « Как будем отмечать эту дату?» Я пытался отшучиваться. Но когда по этому поводу обратился М.В.Крюков – международный арбитр, квалификационно-судейской комиссии РШФ (председатель коллегии арбитров России), а также И.В. Глек - международный гроссмейстер, международный организатор, заслуженный тренер ФИДЕ, заведующий кафедрой шахмат РГУФК, я понял – не отвертеться. Отношусь к юбилеям спокойно. Пустые юбилеи не люблю. Тем более, что на них надо «хвастаться», а «воображал» - лично не переношу. К тому же 2011год - год 100-летия М.М.Ботвинника и 60-летия А.Е.Карпова. Хорошо помню лекции М.И.Дворецкого - заслуженного тренера СССР, «отца» целой плеяды выдающихся гроссмейстеров, много вложившего в мое шахматное профессиональное образование, который рекомендовал к изучению книгу А.Нимцовича «Моя Система», но отмечал язвительно самолюбие автора, ударяя на словосочетание и заглавие «моя система». Известно, что среди интеллектуалов процветает зависть. По опыту прожитых лет знаю, что завистники умирают, а зависть не умрет никогда. С другой стороны, и скромность – путь в неизвестность. Кстати, написать о себе потребовали мои друзья: А.В. Скиба и В.И. Колисецкий …. выполняю их просьбу. В общем, подумал и написал о себе так, как хотел, чтобы принести тренеру по шахматам пользу в его повседневной работе. Итак, из каких составляющих состоит моя деятельность в одной из самых замечательных, противоречивых, интригующих, но бесспорно, увлекательных разделов интеллектуального труда – шахматной отрасли? Проведя самоанализ трудовой деятельности, констатирую, что на протяжение своей жизни занимался: научной работой, педагогической деятельностью, судил соревнования, участвовал в них, организовывал шахматную жизнь, занимался популяризацией шахмат и пиаром. Анатомируя пройденный путь, выделяю:
Вот в этих координатах и излагается моя повседневная работа, которую безумно люблю и которая во-первых, дала и дает мне много счастливых моментов в труде, и во-вторых, в то же время, немало отнимает у человека из обычного, повседневного бытия. Сочетание первого и второго удается мне очень непросто. Постарайтесь, чтобы у Вас получалось. Часть 1. Я – ученый. «Скажи, кто твой друг, и я узнаю, кто ты». Моими учителями по науке были: Михаил Моисеевич Ботвинник, Григорий Абрамович Гольдберг, Михаил Иосифович Станкин, Никита Глебович Алексеев, Виктор Борисович Малкин. У каждого из них я почерпнул немало того, чего нет в книгах. Особое влияние на меня оказала личность Юрия Львовича Авербаха как ученого мировой величины и энциклопедических знаний в шахматной отрасли. Закончив с отличием ГЦОЛИФК, где прослушал лекции целого ряда профессуры и светил мировой спортивной науки (Л.П.Матвеева, Л.В. Решетень, А.А.Иваницкого, В.И.Тихонова, В.Д.Чепика и многих других) был рекомендован в аспирантуру, которую успешно закончил в 1979 году и сдал кандидатский минимум. Далее жизнь сложилась так, что остальная научная работа шла индивидуально. В основе лежал принцип саморазвития через самостоятельную работу. В фокусе шахматной науки все было интересно, с инсайтами в решениях практических вопросов и параллельно с работой. Как пошутил руководитель ВШТ по шахматам Н.Г.Алексеев: «У тебя, Виктор, наука ближе к земле, чем у целого института», и посоветовал идти своим путем. Так я и поступил. Спасибо, Вам, Никита Глебович, за мудрый совет! Первым значимым исследованием, которое следует отметить, у истоков шахматной педагогики, была научная работа, получившая Первую премию на вузовской конференции молодых ученых в 1975г. по теме «Проблема формирования самостоятельности у юных шахматистов». Шахматная педагогика не была разработана и все приходилось делать впервые, опираясь на работы В.А.Алаторцева, А.Н.Константинопольского и Н.В.Крогиуса. Пионерскими стали работы по темам: - Развитие интеллекта детей разного возраста наглядно-образным методом обучения на занятиях по шахматам; - Систематизация опыта развития шахматной жизни на континентах: в Европе, Азии, Африке, Южной и Северной Америке, в Австралии. - некоторые актуальные проблемы применения сюжетного материала в учебном процессе на начальном этапе обучения шахматной игре. - Программа для подготовки шахматных специалистов в условиях ВУЗа с использованием НОМ (1 год обучения). - Психологические особенности детей разного возраста (дошкольника, младшего школьника), занимающихся шахматами. - Основы и систематизация учебного материала по шахматам при развитии интеллекта младших школьников. - Наглядные пособия на занятиях по шахматам. - Шахматные сказки как целостная система обучения дошкольников игре в шахматы. - Программа первого года обучения дошкольников в старших группах детского сада. - Научная организация труда (НОТ) педагога по шахматам. - Особенности работы с детьми шести-семи лет на занятиях по шахматам. - Принципы построения шахматной тренировки при работе со спортсменами второго и третьего разрядов. - Специфика работы со спортсменами-шахматистами первого разряда и кандидатами в мастера. - Методика работы со спортсменами-шахматистами в разряде «Спорт без границ» (на примере слабослышащих шахматистов). - Организация работы в шахматных клубах. - Развитие интеллекта младших школьников посредством шахмат. Было подготовлено и издано 4 монографии, 6 брошюр, более 100 статей и методических материалов. Популярность получили: «Очерки по шахматной педагогике», Набережные Челны, Sundres LTD, 2002. – 192с.», CD-ROM «Шахматные сказки», «Как стать тренером по шахматам», - Набережные Челны, LTD, 2002. – 362с. По мере появления новых идей, публикую их в разделе ШАРП на сайте nabchess.narod.ru. После систематизации «кличек» фигур по частям партии, разработал таблицу «Что такое хорошо для шахматных фигур», про которую международный гроссмейстер Ю.С.Разуваев сказал: «Забавно Вы все это придумали. Для детей это, наверное, интересно и несет познавательную информацию. Мне эта идея симпатична». За проведение научных исследований на протяжении 35 лет (1970 – 2005г.г.) и вклад в реализацию программы «Шахматизация общества – часть общечеловеческой культурной среды по развитию интеллекта людей посредством шахмат» дважды был удостоен почетных званий: - Академик Шахматной Академии Российских провинций (Академии ШАРП), 2007г., - Академик Международной Гуманитарной Академии «Европа-Азия» при ЮНЕСКО, 2009г. - удостоен высшего отличия международной комиссии ЮНЕСКО «Yellow Submarine» за Программу «Шахматная сказка» (2005г.), признанную лучшей обучающей программой 20 века, направленной на формирование устойчивого интереса к шахматной игре. Краткий список литературы, посвящённой педагогической деятельности В.И.Гончарова в книге «Как стать тренером по шахматам», г.Наб.Челны, 2004, стр. 305-306 «Шахматы люблю, но играю плохо» В.Высоцкий Часть 2. Я – спортсмен. Играть начал очень поздно, после пятнадцати лет. Успел до армии выступить несколько раз в первенстве Закавказского Военного округа, первенстве Азербайджана и первенстве города Кировабад. Первый тренер – Эдуард Джаганович Сардаров, мастер спорта СССР, был интеллигентным, образованным, высококультурным и общительным человеком. Он пользовался уважением и приучил меня «не верить глазам и словам, а верить собственным мозгам», а также уметь читать «между строчек». Я ему благодарен на всю жизнь. К сожалению, он был излишне скромен, с чем и я борюсь в себе последние годы в условиях нового XXI века. Сыграть мне удалось более тысячи партий, точнее 1028. Норму кандидата в мастера спорта выполнил в 1979 году и после этого за шахматными званиями не гонялся. Имел в 1990 году рейтинг ЭЛО 2420. Играл активно в период 1969-1977г.г. Позднее готовился к турнирам хуже. После падения «железного занавеса» участвовал в соревнованиях за рубежом. Выступал в турнирах мастерского уровня:
Сыграл с международными гроссмейстерами 23 партии, с международными мастерами – 69 партий, с мастерами ФИДЕ – 115 партий, с мастерами спорта – 31 партию. За доской (до 2001 года) посчастливилось встретиться с Д.Гуревичем, Г.Серпером, С.Архиповым, А.Панченко, Д.Бронштейном, Н.Андриановым, О.Цвитаном, С.Фоминым, Р.Кажгалиевым, Э.Гуфельдом, Б.Гургенидзе, В.Багировым, Е.Ахмыловской, Т.Затуловской, Р.Джинджихашвили, Д.Годес, В.Чеховым, Л.Псахисом, А.Хасиным, Р.Ваганяном, А.Тимофеевым, С.Шайдуллиной, В.Маланюком, многими международными мастерами. В юные годы в сеансах одновременной игры встречался с чемпионами мира: М.М.Ботвинником, В.В.Смысловым, Б.В.Спасским, Т.В.Петросяном, М.Н.Талем, Н.Т.Гаприндашвили. В студенческие годы переписывался с Александром Шакаровым (впоследствии – один из тренеров Г.К.Каспарова), с которым был очень дружен и который помогал в формировании моего мировоззрения. В ГЦОЛИФКе прослушал курс лекций у Б.А.Злотника, В.С.Бухтина, Р.О.Кимельфельда. Участвовал в экспериментах Бориса Гулько, Владимира Ватникова, Якова Эстрина. Консультировался у М.М.Юдовича-младшего, В.Юркова, А.Королёва. Очень нравилось быть под влиянием Корчного и Константинопольского. Моим кумиром был Ю,С.Балашов. Его партии послужили основой моего дебютного репертуара. Учёба у М.И.Дворецкого с первого по последний курс, беседы с ним, послужили фундаментом тренерского мастерства. После 50-и лет выступать в соревнованиях перестал. С 2005 по 2010г.г. сыграл меньше 50 партий в блиц. Ежедневная потребность разбирать и анализировать чужие партии. В последнее время активно использую для этого Интернет (по материалам последних турниров). Хотел бы посоветовать молодым коллегам одновременно ре распыляться между игровой практикой и тренерской работой. Выбирайте что-то одно. |
В городе набережные челны Методические рекомендации по подготовке рефератов, курсовых работ и дипломных работ (для всех специальностей) / сост. Г. М. Бахаева,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Средняя общеобразовательная школа №6» утвержден Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные... | ||
Набережные Челны Блок 1 Детские сады 9: 00-10: 30 Вокал-ансамбли 1 младшая группа 4 6 лет Ма доу «Детский сад комбинированного вида №1 «Шатлык» г. Набережные Челны Щербакова Наталья Николаевна – музыкальный | Доклад муниципального автономного общеобразовательного учреждения... Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №38» | ||
Годовой план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного... Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Набережные Челны | РТ, г. Набережные Челны, бульвар Касимова, д. 6 (38/06) Материальная техническая база по предметам по мбоу «Гимназия №54» на 10. 01. 2014 г | ||
Образовательная программа на 2011 -2015 г г. Муниципальное бюджетное... Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №54» на основе... | «Что такое выборы?» Деловая обучающая игра «Витамин» по разработке инициативных проектов для города Набережные Челны | ||
Г. В. Гриненко история философии Елизова Т. К. Методическое пособие для работы в лингафонном кабинете -набережные Челны, 2008. – 57с | Уравнение Автор: Чечина Елена Станиславовна, учитель начальных классов мбоу «сош №22» города Набережные Челны Республики Татарстан | ||
1. Общая характеристика учреждения Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №1» Республики... | О мерах по обеспечению экологической безопасности в г. Набережные... В целях обеспечения экологической безопасности деятельность Прикамского ту в 2010 году и в 1 квартале 2011 года осуществлялась в... | ||
Набережные Челны «Межшкольный учебный комбинат №72» Введена в действие Принята на заседании приказом №127 педагогического совета от 29. 08. 2013 (протокол №1 от 29. 08. 2013) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Ахмадеева Вера Ефремовна, учитель географии мбоу «сош №22» г. Набережные Челны рт | ||
Программа III открытого республиканского творческого конкурса «пушкинские чтения» ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Чечина Елена Станиславовна, учитель начальных классов мбоу «сош №22» города Набережные Челны |