Публичный доклад о деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 «Колокольчик»
В докладе подводятся итоги 2012 года в сравнении с 2011 годом, представлены направления деятельности дошкольного учреждения, достижения, проблемы, материалы о педагогах и воспитанниках. Надеемся, что эта информация будет интересна и полезна коллегам, родителям и всем, кому небезразличны проблемы современного дошкольного образования.
Весь наш коллектив готов сделать пребывание каждого ребенка у нас комфортным, его развитие успешным, а наш Детский Сад станет для каждого малыша вторым родным домом.
Информация о ДОУ
Детский сад – это не столько место реализации программы воспитания и обучения, сколько естественное жизненное пространство, где дети учатся строить свои отношения со взрослыми и сверстниками
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное «Детский сад №3 «Колокольчик» п. Кадуй функционирует с 1960г., расположен по адресу:
162510 Вологодская область п.Кадуй ул.Щорса,11 тел.:(81742) 5-26-55
www.muratova.1972@list.ru
Дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 3 «Колокольчик» осуществляет образовательную деятельность, руководствуясь «Законом РФ «Об образовании»», «Типовым положением о ДОУ», «Конвенцией о правах ребёнка», «Семейным Кодексом». Учреждение рассчитано на 2 разновозрастные группы, плановая наполняемость: 33 детей. Фактическая наполняемость – 29 детей. Деятельность МБДОУ по осуществлению дошкольного образования и бесплатного характера регламентируется лицензией А 345875 регистрационный номер 6771 от 15.12.2010 г, выданной департаментом образования Вологодской области Режим работы детского сада 12-ти часовой: с 7.00 до 19.00, в рамках пятидневной рабочей недели. Суббота и воскресенье - выходные дни. ДОУ ведет работу по следующим приоритетным направлениям развития детей:
Познавательно-речевое;
Социально-личностное;
Художественно – эстетическое;
Физическое
Имеет экологическое направление
Миссией МБДОУ является:
Назначение ДОУ состоит в создании условий, обеспечивающих реализацию подхода к дошкольному детству, как самоценному периоду в жизни ребёнка, охране его психического здоровья, психологической защищённости и эмоционального комфорта, в обеспечении полноценного физического и психического здоровья, познавательно- речевого, социально-личностного и художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста с опорой на личностно-ориентированную модель; воспитание гармонично развитого ребёнка, ориентирующегося в современном мире, принятии и поддержке его интересов и потребностей.
Задача учреждения: изменение содержания образовательного процесса и технологий, которые обеспечат всестороннее развитие детей, сохранение и укрепление здоровья, благоприятную биологическую и социальную адаптацию детей.
Девиз нашей работы: «Росток, доверенный нам мамой – любим, лелеем, растим»
Возглавляет дошкольное образовательное учреждение с сентября 2010 года Наталья
Александровна Муратова, руководитель I квалификационной категории, молодой,
целеустремленный, творческий, владеющий отличными коммуникативными и организаторскими
способностями, умело прогнозирующий дальнейшее качественное развитие дошкольного
образовательного учреждения.
Принципы образовательной политики МБДОУ:
принцип деятельности, который заключается в создание модели формирования здоровьесберегающего воспитательного пространства. Важнейшим результатом является сам процесс инновационной образовательной деятельности ДОУ в сфере физического воспитания дошкольников;
принцип гуманизации: утверждение норм уважения, доброжелательности, исключение принуждения и насилия над личностью ребенка.
принцип самоценности дошкольного возраста , предполагающем полноту реализации возможностей проживаемого ребенком возраста; нацеленность на развитие его способностей; опору на достижение предыдущего этапа развития, создающего предпосылку для успешного перехода ребенка на следующую ступень образования.
Принцип интеграции содержания дошкольного образования. Основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других областей программы.
принцип открытости педагогического процесса. Принцип открытости базируется на деятельностной взаимооценке и предполагает изменение взаимоотношений между участниками процесса , организации конструктивного взаимодействия между детьми, родителями, педагогами, администрацией ДОУ. Основной задачей реализации принципа открытости является изменение образовательного пространства детского сада. В нем должно быть комфортно и интересно детям, их родителям, педагогам.
Структура управления ДОУ
На современном этапе развития образования особое внимание уделяется обеспечению качества развития дошкольного образования, что вызывает необходимость поиска способов и средств управления по формированию и регулированию новых взаимоотношений с педагогическим коллективом, детьми, родителям, общественностью. В детском саду создана четко продуманная гибкая структура управления в соответствии с целями и содержанием работы учреждения, направленная на рациональное использование самоценного периода детского возраста, гармоничного развития ребенка, подготовки его к обучению в школе. Все функции управления: (прогнозирование, планирование, организация, регулирование, контроль, анализ, коррекция, стимулирование) направлены на достижение оптимального результата
деятельности.
Система управления в ДОУ предполагает включение педагогического менеджмента и маркетинга, комплекса организационных и технологических методов управления педагогическим процессом, направленных на повышение его эффективности. Внедряется технология управления по результатам, которая способствует достижению определенных целей, о чем свидетельствуют результаты участия ДОУ в мероприятиях различных, итоги овладения воспитанниками комплексной программы, сеть дополнительных услуг, рост статуса в районе. В управлении дошкольным образовательным учреждением активно используется программно-целевой метод способствующий выявлению проблем и принятию правильных решений в распределении ресурсов, в организации внутренней координации, в прогнозировании дальнейшей деятельности, достижению нового качества образования ориентированного на:
индивидуализацию обучения выявления потенциальных возможностей и способностей каждого ребенка;
интеграцию качественных образовательных услуг в структуру района.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования, стратегические цели достигаются в процессе постоянного взаимодействия с родительской общественностью, представителями образования, культуры, здравоохранения, и других социальных институтов.
В целях повышения эффективности работы и качества образовательных услуг коллектив МБДОУ д/с № 3 ставит перед собой следующие задачи деятельности на следующий год:
Разработать совместными усилиями кадрового потенциала учреждения, семей воспитанников и внедрить в практическую деятельность систему мер, направленную на снижение уровня заболеваемости воспитанников, формирование у них привычки к здоровому образу жизни с учетом обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку.
Разработать и внедрить в практическую деятельность учреждения модель познавательно-речевого развития дошкольников посредством интеграции образовательного процесса. Продолжить обеспечение педагогических условий (кадровый потенциал, образовательное пространство учреждения и территории), отвечающих требованиям содержания образовательной программы, реализуемой в учреждении. Продолжать обеспечение условий предшкольного образования старших дошкольников в рамках сетевого взаимодействия.
Особенности образовательного процесса
Содержание образования в нашем дошкольном учреждении определяется:
комплексной программой «Истоки» под редакцией Л.А.Парамоновой;
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой;
. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева; «Юный эколог» С.Н.Николаева; «Играйте на здоровье!», «Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет» Л.Н. Волошина.
Учебный план воспитательно-образовательного процесса разработан в соответствии с задачами развития ребенка дошкольного возраста. Он включает в себя специально организованные занятия для детей. Критериями качества образования в детском саду является и оценка готовности воспитанников к школе.
В 2011 – 2012 учебном году ДОУ выпустило – 5 воспитанников.
Результаты готовности детей к обучению к школе следующие:
(84 %) – показали готовность к обучению в школе;
(16 %) – условно готовы к обучению в школе;
(0%) – не готовы к обучению в школе.
Свыше 10 лет педагогический коллектив поддерживает тесную связь с учителями школы № 3, №2
постоянно идет обмен педагогическим опытом, взаимопосещения учебных занятий, совместные
праздники, выставки. Это позволяет нашим выпускникам заранее знакомиться со школьной жизнью, учителями.
Анализ результатов успеваемости и адаптации выпускников ДОУ к обучению в школе за 2011 -2012
учебный год показал, что 47% выпускников освоили программу первого класса на «отлично», 42% - на
«хорошо», 11% - «удовлетворительно». Учителя муниципальных общеобразовательных учреждений:
МОУ СОШ № 2, МОУ СОШ № 3 отмечают хорошую подготовку детей к школе: сформированность
психологической готовности к обучению, высокий уровень произвольного поведения,
самостоятельность, коммуникативность.
Состояние здоровья воспитанников и меры по охране и укреплению здоровья
Одной из первостепенных задач ДОУ является охрана жизни и здоровья детей, их физическое развитие. Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических
мероприятий в качестве одного из основных приемов работы используется мониторинг состояния здоровья вновь поступивших детей, что важно для своевременного выявления отклонений в развитии. Для сокращения сроков адаптации, минимизации отрицательных реакций у детей при поступлении их в дошкольное учреждение четко организовано их медико-психолого-педагогическое сопровождение с учетом возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей воспитанников. В дошкольном учреждении учебный год начинается с медико-психолого-педагогического обследования детей. Комплексное обследование проводится как специалистами МБДОУ, так и врачами детской поликлиники по следующим направлениям:
мониторинг состояние здоровья детей и их физическое развитие;
состояние опорно-двигательного аппарата дошкольников, своевременное выявление плоскостопия и ПВС;
уровень зрелости нервных процессов;
состояние физической подготовленности;
адаптационные возможности.
По результатам комплексного обследования строится вся оздоровительная работа с детьми. С целью укрепления иммунитета в осенне-весенний период проводится витаминотерапия, иммунотерапия. Учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья ребёнка, перенесенные инфекционные заболевания, эмоциональный настрой, дети в группах делятся на подгруппы и намечаются пути их оздоровления. В ДОУ используются все природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие мероприятия осуществлялись круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды. Особое внимание уделяется часто болеющим детям (5 детей). С такими детьми более длительно проводятся мягкие формы закаливания, а затем осуществляется постепенный переход к основному виду закаливания. Все закаливающие процедуры осуществляются в облегченной одежде и заканчиваются полосканием полости рта и горла водой комнатной температуры, хождением по солевым дорожкам. Параллельно с закаливанием в ДОУ проводятся лечебно-профилактические процедуры, согласно плану, который включает в себя фитотерапию (фиточай «Неболейка» , прием витаминного сбора, отвара шиповника, (препараты кальция с витаминами), чесночно-луковых закусок, «босоножье» (в летний период), игровой массаж «Сухая рукавичка» (по Л.Н.Волошиной), обширное умывание, , прогулки и походы, спортивные праздники и развлечения. Для осуществления оздоровительной работы с детьми разработана система взаимодействия всех специалистов ДОУ.
В ДОУ созданы медико-социальные и материально-технические условия, обеспечивающие высокий уровень охраны и укрепления здоровья детей и их физическое развитие. Имеется физкультурный зал, который оборудован в соответствии с современными требованиями: спортивный уголок оснащен массажными дорожками, различными спортивными модулями, скамейки для спрыгивания, баскетбольные корзины, имеется большое количество спортивного инвентаря и нестандартного оборудования, оборудования для коррекционной работы. В каждой возрастной группе оборудован уголок физкультурно-оздоровительной работы – «Уголок здоровья». Они оснащены необходимым набором спортивного инвентаря (стандартного и нестандартного) для организации двигательной деятельности детей в течение дня. На спортивной площадке детского сада оборудован мини стадион с баскетбольными щитами, полоса препятствий, яма для прыжков, «Тропа здоровья», беговая дорожка. Большое внимание уделяется комплексному использованию всех средств физического развития детей – разнообразные формы работы с детьми в зависимости от здоровья детей, уровня физического развития. Это ежедневная утренняя гимнастика с оздоровительным бегом и включением разнообразных подвижных и народных игр, элементами спортивных игр, туризм, занятия физкультурой, дозированная ходьба, спортивные секции «Баскетбол». Созданная развивающая среда отвечает принципам обогащенности, обеспечивает зону ближайшего развития и разнообразит двигательную активность детей.
Творческим коллективом педагогов ДОУ была разработана и введена в действие оздоровительная программа «Путь к здоровью». В ее основу были положены здоровьесберегающие технологии, система комплексных мероприятий по оздоровлению детей. Программа «Путь к здоровью» является целостной, интегрированной, основывающейся на комплексном подходе (оздоровительной, физкультурной, познавательной, речевой, творческой, исследовательской, игровой деятельности и др.). Для ее реализации предусматривается содержательная физкультурно-оздоровительная среда и инфраструктура в ДОУ, побуждающие ребенка к здоровьесбережению. Педагоги совместно с родителями ведут целенаправленную организацию адаптационного периода вновь прибывших детей: устанавливают контакт с родителями новичков, узнают об условиях их развития в семье, дают практические рекомендации.
.
Социальная активность и социальное партнерство ДОУ
В ДОУ существует система договорных отношений, регламентирующих его деятельность. Заключены и действуют следующие договора: -Договора с родителями (или их законными представителями); -Трудовые договора с работниками; -Коллективный договор;
Социальное партнёрство – это приемлемый для нас вариант отношений с перечисленными учреждениями, мера сочетания наших общих потребностей, интересов и ценностных ориентиров. Воспитанники ДОУ посещают экскурсии, спектакли согласно совместному плану работы. Это взаимовыгодное сотрудничество в интересах ребёнка. Работа с семьей для нашего педагогического коллектива является важной и значимой. Эффективность такой работы проявляется не только в том, чтобы провести какую-то работу при участии родителей и добиться результата, но и том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями и влияния на них. На наш взгляд, наиболее результативные формы взаимодействия следующие:
посещение семьи;
собрания (в различных формах);
круглые столы;
педагогические беседы;
организация уголков для родителей;
организация тематических выставок;
оформление фотовитрин;
демонстрация видеоматериалов;
тематические консультации;
размещение информации на сайте детского сада;
совместные праздники и развлечения, акции, походы и прогулки.
Условия осуществления образовательного процесса
Образовательное учреждение размещено внутри жилого комплекса в типовом отдельно стоящем здании, отвечающем санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной безопасности, а также психолого-педагогическим требованиям к благоустройству, определенными Министерством общего и профессионального образования РФ.
Образовательная среда внутри помещений и на территории способствует комфортному пребыванию детей , всестороннему их развитию. В настоящее время в ДОУ воспитываются 29 детей. В здании ДОУ располагаются 2 групповые ячейки, включающих в себя игровые и спальные помещения, раздевалки, туалетные комнаты, изолированный физкультурный и музыкальный залы, пищеблок, прачечный блок.
На территории детского сада размещены: 2 игровых площадок для прогулок детей, беговая дорожка, полоса «препятствий», игровое поле для игр с элементами спорта (футбол, волейбол, баскетбол, городки, бадминтон) площадка для подвижных игр, яма для прыжков, «Огород», «Экологическая тропа».
Контингент детей.
В дошкольном образовательном учреждении функционирует 2 группы для детей от 2 до 7 лет, из них:
Группа №1 – группа раннего возраста, разновозрастная(возраст от 1,2 до 3 лет)
Группа №2- группа старшего дошкольного возраста, разновозрастная (с 3 до 7 лет)
Целью деятельности нашего дошкольного учреждения является создание условия для гармоничного развития личности каждого ребёнка, его творческих способностей. Одним из условий обеспечивающим качество образования является создание предметно-развивающей среды. Все базисные компоненты развивающей предметной среды детства включают оптимальные условия для полноценного физического, художественно-эстетического, познавательно-речевого, социально-личностного развития детей. Данные компоненты обеспечивают возможность организации разнообразных видов деятельности по интересам и возрастным особенностям. Именно такое гибкое полифункциональное использование пространства позволяет создать условия развития ребенка и его эмоционального благополучия, дает ему возможность свободно передвигаться по детскому саду, вступать в общение с детьми других возрастных групп, с педагогами, делать его истинным хозяином ДОУ.
Каждая группа имеет свой стиль; оборудованы центры для различных видов детской деятельности: игр, труда, двигательной активности, для наблюдения за растениями, художественной и интеллектуальной. В группах имеется разнообразный богатый материал развивающего содержания: развивающие и коррекционные игры по всем разделам комплексной программы «Истоки».
Организация питания дошкольников.
Усилия заведующего и работников пищеблока направлены на организацию сбалансированного питания, отвечающего физиологическим потребностям растущего организма. При составлении меню учитывается подбор продуктов, обеспечивающих потребность детей в основных пищевых веществах и энергии, с учетом возраста. Дети получают овощи и фрукты в основном в виде сырых салатов и овощных блюд. В период сезонных подъемов заболеваний острыми респираторными инфекциями в рацион вводятся фитонциды (лук, чеснок ), соки. Вопросы по организации питания в детском саду рассматриваются на педагогических советах и ежемесячно на совещаниях при заведующей. Наработан достаточный пакет нормативных актов и документов, позволяющих правильно осуществлять сбалансированное питание детей от 2 до 7 лет: «Примерное десятидневное меню для питания детей в возрасте от 2 до3 и от3 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение»; технологические карты с рецептурами и порядком приготовления блюд с учётом времени года. Меню на каждый день содержит оптимальное количество сбалансированных между собой питательных веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов. Осенью, зимой и весной пища витаминизируется дополнительно.
Воспитатели учат детей бережно относиться к продуктам, формируют навыки культуры еды. Педагоги стараются создать у ребёнка положительное отношение к еде, приучают съедать положенную порцию, но никогда не кормят насильно. Для детей, нуждающихся в особом питании по состоянию здоровья, готовятся отдельные блюда. Родителей обязательно знакомят с меню на каждый день. Выполнение норм питания, санитарно-гигиенических требований к приготовлению детского питания строго контролируется не только заведующим, но и санитарно-эпидемиологической службой.
Кадровое обеспечение воспитательно-образовательного процесса
В ДОУ создана атмосфера профессионального поиска наиболее эффективных путей организации педагогического процесса. Одним из условий достижения качественного результата деятельности учреждения являются профессиональные кадры. В детском саду работают компетентные, творческие педагоги, отличительной чертой которых является любовь к детям и образованность. В нашем детском саду работают 5 педагогов:
4 воспитателей;
1 музыкальный руководитель;
Образовательный ценз педагогов:
2(47 %) педагогов имеют высшее образование;
2(47 %) педагогов имеют среднее специальное образование;
1 (6 %) педагог заочно обучается в ЧГУ;
Качественный состав педагогов (по стажу работы):
От 0 до 3 лет – 2 педагога
От 10 до20 лет – 2 педагога
Свыше 20 лет – 1 педагог
Характеристика квалификационных категорий педагогов:
Высшая категория – 1педагог
Первая категория – 2 педагога
Концепция дальнейшего развития учреждения:
детский сад – открытая воспитательная система;
активное внедрение коррекционных технологий для успешной социализации детей;
модернизация образовательного пространства (мобильность, многофункциональность);
социально-психологическая поддержка детей и родителей;
активное включение родителей в образовательный процесс детей.
|
|