Кабинет трудового обучения ВВЕДЕНИЕ Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися и методическая работа по предмету.
Учитель – полноправный хозяин кабинета. Комплектация кабинета учебным оборудованием в большей мере отражает вкусы и склонности учителя, его методические приемы, педагогические интересы. От него в первую очередь зависит, какие имеющиеся в продаже средства обучения станет приобретать школа или родительский комитет.
Кабинет создается постепенно, дооборудуется и совершенствуется в течение нескольких лет.
Однако оборудование учебного кабинета, позволяющее вести эффективное преподавание предмета, – при всем разнообразии вкусов учителей – должно отвечать определенным требованиям.
Для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы по предметам после выбора классной комнаты издается приказ по школе о назначении зав. кабинетом, определяются функциональные обязанности.
Зав. кабинетом совместно с администрацией школы производит учет всего имеющегося учебного оборудования и технических средств, предназначенных для преподавания данного предмета, а также мебель и приспособления, выделяемых администрацией школ для оборудования кабинета. Результаты инвентаризации оформляются актом и заносятся в паспорт кабинета.
Под руководством заведующего кабинетом составляется перспективный план и план оборудования кабинета на год.
В годовом плане оборудования кабинета предусматривается приобретение учебно-наглядных пособий. Текущим планированием должен быть охвачен также перечень работ по созданию условий для хранения пособий. В текущих планах на каждый новый учебный год планируется систематическое пополнение учебного оборудования: закупка недостающей аппаратуры и мебели, книг, тиражируемых пособий, изготовление самодельных средств обучения.
План оборудования кабинета, рассчитанный на несколько лет, является перспективным.
Для своевременной оценки работы заведующего кабинетом и качества функционирования кабинета проводится его паспортизация. Цель паспортизации учебного кабинета: проанализировать состояние кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образования, определить основные направления работы по приведению учебного кабинета в соответствие требованиям учебно-методического обеспечения образовательного процесса (вариант паспорта кабинета приведен в приложении).
Общие требования к учебному кабинету
Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:
приказа о назначении заведующего кабинетом, его функциональные обязанности;
паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нем оборудования, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов;
правил пользования учебным кабинетом учащимися;
акта приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию;
протокола решения методической комиссии школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы на конкретный учебный год;
плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу;
заключения методической комиссии о готовности программно-учебно-методических комплексов средств обучения (тематическое планирование, дидактические материалы, опорные конспекты, схемы, таблицы, слайды, планы ответов, памятки и др.) в кабинете к успешному выполнению образовательной программы школы;
планируемых мер по устранению выявленных недостатков в работе кабинета.
Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета:
оптимальная целесообразность организации пространства (место педагога, ученические места, наличие трибуны, подиум);
наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов, хрестоматийных материалов, экспозиций (по плану работы кабинета).
Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета
Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплектом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы.
Соответствие учебно-методического комплекса и комплекта средств обучения по профилю кабинета требованиям стандарта образования и образовательной программы.
Наличие комплекта дидактических материалов типовых заданий, тестов, контрольных работ, эссе, сочинений и др. материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса.
Укомплектованность средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамках функционирования кабинета.
Обеспеченность условий для успешного выполнения учащимися требований к образовательной подготовке на базе учебного кабинета
Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.
Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, эссе, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.
Стендовый материал учебного кабинета: образцы успешного выполнения учащимися требований образовательных стандартов, анализ типичных ошибок, результаты олимпиад, конкурсов, выполнения учащимися творческих заданий и др.
Стендовый материал учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития общественных умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен и др.).
Экран результативности выполнения учащимися образовательного стандарта.
Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования: индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др.
Папка «Учебная мастерская трудового обучения»
Титульный лист:
1. Кабинет_______________
Школа № ______________
Адрес школы _______________________
Фамилия, имя, отчество заведующего кабинетом:_______________________
Назначение_________________________________________________
2. Характеристика помещения кабинета:
а) план кабинета;
б) электроснабжение помещений;
в) вентиляция помещений;
г) газоснабжение кабинета;
д) водоснабжение, канализация;
е) освещение.
3. Оснащенность кабинета в баллах по основным показателям аттестационного листа.
Диагностическая карта учебного кабинета № _______
Школа № __________________________________________
Тип школы_________________________________________
Зав. кабинетом:____________________________________________________
(Ф.И.О., квалификационная категория, стаж работы)
Наличие
1. Паспорт кабинета______________________________________________
2. Правила поведения учащихся в кабинете _____________________
3. Правила техники безопасности ___________________________________
4. График работы кабинета (уроки по расписанию, расписание внеклассных занятий)_____________________________________________
5. План работы кабинета на учебный год_____________________________
6. Перспективный план работы кабинета _____________________________
7. Административный контроль, за деятельностью кабинета, контроль за выполнением требований к кабинету со стороны МО (школьного и районного) _______________________________________________________ Оформление кабинета
1. Государственная символика _______________________________________
2. Материалы образовательного стандарта (нормативные документы, информационно-методические письма МО РБ, программы, календарно-тематическое планирование)
3. Измерители стандарта ____________________________________________
4. Рекомендации для учащихся (информационные стенды) ______________
5. Работы учащихся (рефераты, творческие работы учащихся, выставки и т.д.)________________________
6. Действенность кабинета и его оформление:
содержание _____________________________
качество ________________________________
сменяемость _____________________________
7. Эстетичность оформления ________________________________________ Обеспечение деятельности кабинета
1. Санитарно-гигиеническое состояние________________________________
2. Сохранность школьной мебели ____________________________________
3. Наличие современных учебно-методических комплектов, дидактических материалов _______________________________________________________
4. Наличие дидактических пособий для учителя, предметных газет и
журналов _________________________________________________________
5. Наличие раздаточного материала, его систематизация и хранение _______
6. Наличие дополнительной литературы по предмету ____________________
7.Обеспечение кабинета ТСО _________________________________________________________
Акт готовности кабинета к учебному году.
Акт-разрешение на проведение занятий в кабинете трудового обучения.
Протокол решения методического совета школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий реализации образовательной программы на 200_/200_ год.
План работы кабинета на год.
План составляется учителем-предметником, отвечающим за кабинет соответственно его профилю и функциональному назначению.
1-я часть: анализ работы кабинета в прошлом учебном году.
2-я часть:
задачи на новый учебный год, в которых отражаются тематическое планирование;
обновление дидактического материала;
составление опорных конспектов, диагностических карт, схем;
приобретение видеофильмов, таблиц, учебно-методического материала по профилю кабинета соответственно стандарта образования и образовательной программы школы;
сохранение материально-технической •базы кабинета;
3-я часть: методическая работа.
4-я часть: работа с учащимися.
Перспективный план работы кабинета (план дооборудования).
Инвентарная ведомость на технические средства обучения.
Должностная инструкция заведующего кабинетом химии.
Обязанности лаборанта кабинета химии.
Советы лаборанту.
Папка «Охрана труда» В ней должны содержаться следующие документы:
1. Инструкция по охране труда для кабинетов (лабораторий) химии.
2. Инструкция по охране труда для учащихся в кабинете трудового обучения, разработанная на основе инструкции из правил по охране труда.
3. Указания о проведении обучения и инструктажа по охране труда.
4. Оказание первой медицинской помощи.
5. Перечень средств и медикаментов для аптечки кабинета трудового обучения.
6. Примерный план пожаротушения в кабинете химии.
7. Журнал инструктажа учащихся.
В классе должен быть оформлен уголок по технике безопасности, где размещаются:
правила поведения в кабинете трудового обучения , инструкции по ТБ;
памятка по оказанию доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях;
примерный план пожаротушения;
Папка «Нормативные документы» Включает основные руководящие документы Министерства образования Республики Беларусь (законы, положения, инструкции, инструктивно-методические письма и т.п.):
Папка «Современные образовательные технологии» Может содержать краткую характеристику наиболее распространенных технологий учебно-воспитательного процесса, теоретический материал по используемым учителем новым педагогическим технологиям, разработки уроков с использованием современных технологий образовательного процесса. Папка «Программы и планирование работы учителя» В ней содержится следующий материал:
1. Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.
2. Календарно-тематическое планирование.
3. Рабочие планы (могут быть в отдельных папках по разделам или темам).
4. Планы работы факультативов, кружков, курсов по выбору (обязательно название, класс, тематика и даты проведения занятий). Папка «Мониторинг качества знаний по трудовому обучению»
Включает мониторинговое исследование по предмету за несколько лет с анализом и рекомендациями. Мониторинговое исследование проводится по следующим критериям:
Параллели, класс
| СОУ
| КЗ
|
| I
| II
| III
| IV
| год
| I
| II
| III
| IV
| год
| 5
6
7
…
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Папка «Работа по самообразованию учителя» Данную папку можно озаглавить и так: «Программа индивидуальной деятельности и творческого роста учителя СОШ № _____________________».
(фамилия, имя, отчество учителя)
В ней могут содержаться:
1. Фотография учителя.
2. Девиз.
3. Анкетные данные учителя.
4. Повышение педагогического мастерства:
№ п/п
| Год
| Учеба, курсовая переподготовка, повышение квалификации
| 1
|
|
| 2
|
|
| 5. Методическая работа учителя (выбрать нужное):
участие в работе городской (областной) творческой группы учителей трудового обучения;
руководитель городского (районного) объединения учителей трудового обучения;
член районной творческой группы учителей трудового обучения;
руководитель школьного МО;
член аттестационной комиссии;
участие в работе школы передового педагогического опыта;
участие в работе проблемных групп;
проведение педпрактики для слушателей курсов повышения квалификации;
проведение педпрактики студентов;
(при необходимости дополнить).
6. Открытые уроки и внеклассные мероприятия:
№ п/п
| Дата проведения
| Класс
| Тема урока
| 1
2
|
|
|
| 7. Тема по самообразованию __________________________________
8. План работы по самообразованию.
Изучить литературу: _________________________________________
Подготовить реферат, доклад и т.д. на тему: _____________________
Разработать уроки по темам: __________________________________
и т.д. с указанием примерных сроков выполнения.
9. Материалы по теме самообразования (доклады, рефераты, публикации в печати, разработки уроков и др.). Папка «Работа с одаренными детьми» Содержит задания внутришкольных и районных олимпиад, отчеты об их проведении, материалы для подготовки к олимпиадам и т.п.
В кабинете обязательно должна быть картотека имеющейся литературы. Ее можно оформить следующим образом. Картотека учебно-методической и справочной литературы
1. Учебники и учебные пособия.
№ п/п
| Название
| Автор
| Издательство
| Год издания
| Количество экземпляров
|
|
|
|
|
|
| 2. Справочники.
3. Методические пособия.
4. Дополнительная литература по предмету.
5. Журналы и газеты.
Литература должна храниться в кабинете согласно данной картотеке в определенном порядке, чтобы можно было легко ее найти и удобно ею пользоваться. Можно предложить следующие разделы:
1. Учебники.
2.Справочники.
3. Сборники тестов.
4. Методика преподавания трудового обучения.
5. Литература по различным видам декоративно-прикладного творчества. Дидактический материал
Наглядные пособия способствуют успешному усвоению школьниками учебного материала, значительно расширяют информационное поле изучаемых тем, облегчают понимание и дают возможность достигнуть лучших результатов в процессе работы. Наглядные пособия могут быть постоянными, а также использоваться для временного, краткосрочного показа. Их также необходимо классифицировать. |