9 2 Стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента и возможные для интеграции





Название9 2 Стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента и возможные для интеграции
страница1/6
Дата публикации19.04.2015
Размер0.75 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5   6
c:\documents and settings\larin\рабочий стол\1\сканирование0003 2.jpg

  • Содержание

стр.




Предисловие …………………………………………………………….

4




Введение………………………………………………………………….

6

1.

Область применения Методических рекомендаций……………….

9

2.

Нормативные ссылки………………………………………………….

9




2.1. Стандарты общетехнического характера

9




2.2 Стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента и возможные для интеграции

10

3.

Термины и определения………………………………………………..

11

4.

Общие требования к интегрированным системам менеджмента (ИСМ)…………………………………………………………………….

18




4.1.Основные принципы интеграции систем менеджмента…………...

18




4.2.Модель интегрированной системы менеджмента………………….

21




4.2.1.Общие и специфические (специальные) требования в системе менеджмента………………………………………………………………

22




4.2.2.Процессный и системный подходы в интегрированной системе менеджмента…………………………………………………………........

25




4.2.3.Формирование структуры системы менеджмента и управление ею на основе цикла «PDCA»……………………………………………..

27




4.2.4.Применение методологии управления рисками………………….

29

5.

Рекомендации по разработке и внедрению интегрированной системы менеджмента…………………………………………………..

38




5.1.Принятие решения высшим Руководством организации о создании ИСМ…………………………………………………………….

39




5.2 Определение интересов заинтересованных сторон………………...

40




5.3.Обучение сотрудников организации………………………………..

41




5.4.Диагностический аудит действующей системы менеджмента организации……………………………………………………………….

41




5.5.Определение конфигурации ИСМ………………………………….

42




5.6.Определение области применения ИСМ…………………………..

42




5.7.Определение критериев интеграции ИСМ………………………….

43




5.8.Разработка документов ИСМ………………………………………..

43




5.8.1.Состав документов ИСМ…………………………………………..

43




5.8.2. Управление документацией……………………………………….

45




5.8.3Требования к основополагающим документам ИСМ…………….

45




Политика ИСМ……………………………………………………………

45




Цели ИСМ…………………………………………………………………

46




Руководство по ИСМ……………………………………………………..

47




СТО (Стандарт организации или процедура) Управление производственными процессами………………………………………..

49



СТО (Стандарт организации или процедура) Идентификация и оценка аспектов, опасностей, воздействий и рисков и установление мер управления…………………………………………………………...

50




СТО (Стандарт организации или процедура) Подготовленность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них……………………..

51




СТО (Стандарт организации или процедура) Измерение и мониторинг показателей деятельности…………………………………

52




СТО (Стандарт организации или процедура) Внутренние аудиты (проверки)………………………………………………………………….

53




5.8.4.Применение Методических рекомендаций……………………….

54




5.8.5.Внедрение документов ИСМ………………………………………

55




5.8.6. Сертификация ИСМ………………………………………………..

55




Приложение 1 (справочное). Общие требования к системам менеджмента качества, экологии и профессиональной безопасности и здоровья………………………………………………………………….

56




Приложение 2 ( рекомендуемое). Оценка степени риска……………..

59




Приложение 3 (справочное). Методики оценки риска………………..

60




Библиография……………………………………………………………

63






Предисловие

Согласно статье 55.1 Градостроительного кодекса РФ, основными целями саморегулируемых организаций являются:

1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;

2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Саморегулируемая организация НП СРО «СтройСвязьТелеком» оказывает содействие членам Партнерства в предупреждении и недопущении причинения вреда при выполнении работ, повышению их качества и осуществляет контроль за деятельностью членов Партнерства части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов, правил саморегулирования.

Согласно статье 60.3 Градостроительного кодекса РФ, возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, осуществляется лицом, выполнившим такие работы. Субсидиарную ответственность за причинение указанного вреда несет саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в отношении лица, которое на момент выполнения таких работ имело свидетельство о допуске к ним, выданное этой саморегулируемой организацией.

Одним из пунктов Требований к выдаче Свидетельства о допуске к работам является «Наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица системы мер по предупреждению причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, системы мер по предупреждению причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

В целях реализации задач Градостроительного кодекса РФ, Требований к выдаче Свидетельств о допуске, сохранения компенсационного фонда Партнерства, организации – члены Партнерства приступили к разработке и внедрению интегрированных систем менеджмента. Есть наиболее продвинутые члены Партнерства, такие как ООО «РН – Информ», которые уже разработали и внедрили у себя интегрированные системы менеджмента, получили положительный результат, обеспечив системный подход к разработке программ мер по обеспечению безопасности и повышению качества работ, повышению управляемости и конкурентоспособности организации.

Деятельность членов Партнерства должна быть организована таким образом, чтобы демонстрировать:

- способность членов Партнерства постоянно выполнять работы с качеством, удовлетворяющим требования потребителей;

  • - способность членов Партнерства постоянно соответствовать требованиям к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

  • - способность членов Партнерства соответствовать действующему законодательству РФ.

В соответствии с пожеланиями членов Партнерства и планом работ НП СРО «СтройСвязьТелеком» на 2012 г. представляются Методические рекомендации по разработке и внедрению интегрированных систем менеджмента.

Введение

Под  интегрированной системой менеджмента (ИСМ) надо понимать часть системы общего менеджмента организации, отвечающую требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента, ориентированных на различные заинтересованные стороны и функционирующую как единое целое.

ИСМ не следует отождествлять с системой общего менеджмента организации, объединяющей все аспекты её деятельности, так как область применения ИСМ, как правило, не включает финансовый менеджмент, менеджмент персонала, инновационный менеджмент, менеджмент ценных бумаг и др.

В этом плане понятие «интегрированная система менеджмента» носит сравнительно ограниченный характер, хотя и является образованием более комплексным, чем каждая из тех автономных систем менеджмента (система менеджмента качества, система экологического менеджмента и пр., регламентированных ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТР ИСО 14001 и пр.), которые могут быть объединены в ИСМ.

Создание интегрированных систем менеджмента (ИСМ) стало предметом заинтересованного обсуждения в конце 90-х годов прошлого столетия в связи с разработкой систем, отвечающих требованиям нескольких международных стандартов на системы менеджмента.

Интерес к интегрированным системам менеджмента во многом вызван распространением соответствующей тенденции их внедрения, как за рубежом, так и в России.

Наибольшую известность и распространение в отношении интеграции систем менеджмента к настоящему времени получили такие документы, как:

AS/NZS 4581:1999 Интегрированные системы менеджмента – руководство для бизнеса, правительственных и общественных организаций;

PAS 99:2006 Общедоступные технические условия. Технические условия на общие требования к системе менеджмента как основы для интеграции;

ИСО 72:2001 (ISO GUIDE 72:2001) Руководящие положения для обоснования и развития стандартов системы менеджмента.

В октябре 2010 года в Системе стандартизации ГОСТ Р утвержден и введен Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 октября 2010 г. N 301-ст национальный стандарт РФ:

ГОСТ Р 53893-2010 Руководящие принципы и требования к интегрированным системам менеджмента.

Во Введении к ГОСТ Р 53893-2010 указано, что настоящий стандарт опирается на документ PAS 99:2006 и предназначен для применения организациями, которые внедряют требования, установленные двумя или более стандартами на системы менеджмента.

Организации должны использовать ГОСТ Р 53893-2010, как и настоящие Методические рекомендации (далее по тексту-Рекомендации), вместе со стандартами на системы менеджмента или техническими условиями, устанавливающими специфические требования, которые являются обязательными для организации, например , ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 14001, OHSAS 18001, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001, ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-1, ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-2, ГОСТ Р ИСО 22000.

Соблюдение ГОСТ Р 53893-2010 и настоящих Рекомендаций не обеспечивает соответствия с каким-либо автономным стандартом на систему менеджмента или техническими условиями, не гарантирует иммунитет от законодательных обязательств.. Необходимо рассматривать и выполнять также и требования, установленные каждым автономным стандартом на систему менеджмента, если возникает необходимость во внедрении интегрированной системы менеджмента (ИСМ) или проведении сертификации, а также выполнять законодательные требования.

Настоящие Рекомендации разработаны для оказания помощи организациям в достижении преимуществ в результате интеграции общих требований, содержащихся в автономных стандартах на системы менеджмента и обеспечения результативного управления такими требованиями.

Преимущества от интеграции систем менеджмента могут включать:

- комплексное планирование развития организации с учетом требований заинтересованных сторон: акционеров, инвесторов, потребителей, персонала, общества, возрастание уверенности акционеров;
- рыночные преимущества (соответствие потребностям заинтересованных сторон, улучшение имиджа, увеличение конкурентоспособности, расширение рынков сбыта и пр.);

- уменьшение конфликтности и возможных противоречий между интересами, связанными с качеством, экологией, охраной труда, прежде всего в отношении ресурсов, а также более эффективное их распределение на основе анализа результативности (эффективности), затрат и риска планируемых мероприятий;

- сокращение количества процедур и процессов по сравнению с их общим количеством при создании автономных систем менеджмента; минимизация межфункциональных барьеров и разобщенности персонала в организации, возникающих при разработке и функционировании автономных систем менеджмента и направленность на обеспечение целей компании.
- финансовые преимущества (сокращение издержек времени и других ресурсов на разработку, функционирование и сертификацию ИСМ по сравнению с суммарными затратами при нескольких автономных системах менеджмента, а также за счет исключения дублирования процессов (например, при проведении внутренних и внешних аудитов);

- административные выгоды (повышение качества информации для принятия решений, уменьшение уровня бюрократизации и возможных нестыковок в ходе удовлетворения требований различных стандартов, большая согласованность действий внутри организации, снижение объема нормативных документов и записей по сравнению с суммарным объемом документов в нескольких автономных системах менеджмента);
- юридические преимущества (понимание и дифференциация правовых требований, гармонизация соответствия законодательству, улучшение взаимодействия с контролирующими органами);

- увеличение нематериальных активов (патенты, стоимость бренда, деловая репутация, деловые традиции организации, уровень внутрифирменного менеджмента и др.)

- улучшение имиджа, увеличение конкурентоспособности, расширение рынков сбыта и пр.).

В настоящей работе в качестве базовой концептуальной основы интеграции систем менеджмента использована модель интегрированной системы, представленная в ГОСТ Р 53893-2010 и, соответственно, в PAS 99:2006, а также руководящие положения для обоснования и развития стандартов системы менеджмента, данная в ИСО 72:2001 (ISO GUIDE 72:2001).



  1. Область применения Рекомендаций.

Рекомендации содержат общие требования к интегрированным системам менеджмента (далее ИСМ) и предназначены для применения в качестве методического документа при интегрированном внедрении двух или более стандартов на системы менеджмента.

Рекомендации объединяют общие требования, установленные в стандартах на автономные системы менеджмента, принятых для интеграции.

Рекомендации предназначены для применения вместе с такими стандартами на системы менеджмента, как , ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 14001, OHSAS 18001, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001, ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-1, ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-2 ГОСТ Р ИСО 22000. Их можно также применять с другими стандартами на системы менеджмента, что может быть обусловлено отраслевой спецификой организаций и их корпоративной стратегией.

Действие этого документа может распространяться на организации всех размеров, различной отраслевой принадлежности и форм собственности.

Настоящие Рекомендации предназначены для организаций, которые внедряют две или более систем менеджмента.

Настоящий документ не предназначен для организаций, которые основывают свои системы менеджмента на одном стандарте, за исключением случаев подготовки к интеграции систем менеджмента.

  1. Нормативные ссылки

2.1.Стандарты общетехнического характера

ГОСТ Р 53893-2010 Руководящие принципы и требования к интегрированным системам менеджмента.

PAS 99:2006 Общедоступные технические условия. Технические условия на общие требования к системе менеджмента как основы для интеграции

ИСО 72:2001 (ISO GUIDE 72:2001) Руководящие положения для обоснования и развития стандартов системы менеджмента.

ГОСТ Р 51897-2002 Менеджмент риска. Термины и определения.

ГОСТ Р ИСО 9000-2008 (ИСО 9000:2005) Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 19011-2003 (ИСО 19011:2002) Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента

ГОСТ Р 40.003-2008 Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008)

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008 (ИСО/МЭК 17021: 2006) Оценка соответствия–Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента.

СТБ ISO 31000/ ПР_1 (ISO 31000:2009, ITD) Государственный стандарт Республики Беларусь. Менеджмент риска. Принципы и руководящие указания.

2.2 Стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента и возможные для интеграции

ГОСТ Р ИСО 9001- 2008( ИСО 9001:2008 ) Системы менеджмента качества. Требования.

ГОСТ Р ИСО 14001-2007 (ИСО 14001:2004) Системы экологического менеджмента. Требования и Рекомендации по применению.

OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья. Общие требования.

Международные стандарты ИСО 9001, ИСО 14001, OHSAS 18001 являются общепризнанным мерилом конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности организаций, а соответствующие сертификаты - их «визитной карточкой» на международном рынке.

Однако в рамках ИСМ могут быть применены и другие системы менеджмента (подсистемы). Ниже, в качестве примера, приводится перечень (неполный) различных систем менеджмента, которые могут быть интегрированы:

ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования.

ИСО 26000:2010 Рекомендации по социальной ответственности

ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 (ИСО/МЭК 27001-2005) Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования.

ГОСТР ИСО/МЭК 20000-1-2010 (ИСО/МЭК 20000-1:2005) Информационная технология. Менеджмент услуг. Часть 1. Спецификация.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-2-2010 Информационная технология. Менеджмент услуг. Часть 2. Кодекс практической деятельности.

ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949:2009 Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части.

ГОСТ Р ИСО/ТУ 29001-2007 Менеджмент организации. Требования к системам менеджмента качества организаций, поставляющих продукцию и представляющих услуги в нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности

ГОСТ Р ИСО 15189-2009 (ИСО 15189: 2003): Лаборатории медицинские. Частные требования к качеству и компетентности;

ГОСТ Р ИСО 13485-2004 (ИСО 13485-2003) Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Системные требования для целей регулирования

ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ИСО 22000-2005) Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции и пр.

Перечисленные стандарты являются стандартизованными моделями автономных систем менеджмента.

3. Термины и определения.

Для целей настоящего стандарта применяются следующие термины и определения. Приоритетными являются определения стандартов на системы менеджмента, которые при разработке ИСМ применяются вместе с настоящим документом.

3.1. Интегрированная система менеджмента (ИСМ): часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента, ориентированных на различные заинтересованные стороны, и функционирующую как единое целое.

3.2. Система: совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. (ГОСТ Р ИСО 9000-2008, статья 3.2.1)

3.3. Система менеджмента: система для разработки политики и целей и достижения этих целей.

Примечание. Система менеджмента организации может включать в себя различные системы менеджмента, например, такие как система менеджмента качества, система менеджмента финансового менеджмента или система экологического менеджмента. (ГОСТ Р ИСО 9000-2008, статья 3.2.2)

Примечание - Система менеджмента включает элементы политики, планирования, внедрения и производственный процесс, оценку производительности, улучшение и анализ со стороны руководства (ГОСТ Р 53893-2010, статья 3.6)

3.4. Требование: потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Примечания:

1. Слова" обычно предполагается" означают, что это общепринятая практика организации ее потребителей и других заинтересованных сторон, когда предполагаются рассматриваемые потребности или ожидания.

2. Для обозначения конкретного вида требования могут применяться определяющие слова, например такие, как требование к продукции, требование к системе качества, требование потребителя.

3. Установленным является такое требование, которое определено, например в документе.

4. Требования могут выдвигаться различными заинтересованными сторонами.

5. Приведенное определение отличается от установленного в Директиве ИСО/МЭК, часть 2. Требование: документально изложенный критерий, который должен быть выполнен, если требуется соответствие документу, и по которому не разрешены отклонения. (ГОСТ Р ИСО 9000-2008, статья 3.1.2)

3.5. Процесс: совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.

Примечания:

1. Входами к процессу обычно являются выходы других процессов.

2. Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются в управляемых условиях с целью добавления ценности.

3. Процесс, в котором подтверждение соответствия конечной продукции затруднено или экономически нецелесообразно, часто относят к "специальному процессу".

(ГОСТ Р ИСО 9000-2008, статья 3.4.1.).

3.6. Процедура: установленный способ осуществления деятельности или процесса. (ГОСТ Р ИСО 9000-2008, статья 3.4.5.).

3.7. Продукция: результат процесса.

Примечания:

1. Существуют четыре общие категории продукции:

- услуги (например, перевозки);

- программные средства (например, компьютерная программа, словарь);

- технические средства (например, узел двигателя);

- перерабатываемые материалы (например, смазка).

2.Многие виды продукции содержат элементы, относящиеся к различным общим категориям продукции. Отнесение продукции к услугам, программным, техническим средствам или перерабатываемым материалам зависит от преобладающего элемента. ( ГОСТ Р ИСО 9000-2008, статья 3.4.2).

3.8. Информация: значимые данные. (ГОСТ Р ИСО 9000-2008, статья 3.7.1).

3.9. Документ: информация, представленная на соответствующем носителе.

Пример. Записи, спецификация, процедурный документ, чертеж, отчет, стандарт.

Примечания:

1.Носитель может быть бумажным, магнитным, электронным или оптическим, компьютерным диском, фотографией или эталонным образцом, или их комбинацией.

2. Комплект документов, например, спецификаций и записей, часто называется "документацией".

3. Некоторые требования (например, требование к разборчивости текста) относятся ко всем видам документов, однако могут быть особые требования к спецификациям (например, требование к управлению пересмотрами) и записям (например, требование к восстановлению).

(ГОСТ Р ИСО 9000-2008, статья 3.7.2).

3.10. Спецификация: документ, устанавливающий требования.

Примечание. Спецификации могут относиться к деятельности (например, процедурный документ, спецификация на процесс или спецификация на испытание) или продукции, (например, технические условия на продукцию, эксплуатационная документация и чертежи).

(ГОСТ Р ИСО 9000-2008, статья 3.7.3.)

3.11. Аспект: характеристика деятельности, продукта или услуг, которая имеет или может иметь воздействие.

Примечание - Значимый аспект имеет или может иметь значимое воздействие. .

(ГОСТ Р 53893-2010, статья 3.2. 1)

3.12.Экологический аспект (environmental aspect): Элемент деятельности

организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой.

ПримечаниеЗначимый экологический аспект оказывает или может оказать значимое воздействие на окружающую среду.

(ГОСТ Р ИСО 14001-2007, статья 3.6)

3.13. Риск: сочетание вероятности события и его последствий. Примечания

1. Термин "риск" обычно используют только тогда, когда существует возможность негативных последствий.

2. В некоторых ситуациях риск обусловлен возможностью отклонения от ожидаемого результата или события.

3. Применительно к безопасности см. [1]

(ГОСТ Р 51897-2002, статья 3.1.1)

3.14. Вероятность: мера того, что событие может произойти.

Примечание - ГОСТ Р 50779.10 дает математическое определение вероятности: «действительное число в интервале от 0 до 1, относящееся к случайному событию». Число может отражать относительную частоту в серии наблюдений или степень уверенности в том, что некоторое событие произойдет. Для высокой степени уверенности вероятность близка к единице. (ГОСТ Р 51897-2002, статья 3.1.3)

3.15. Планирование вероятности: Рассмотрение потенциально серьезных случаев, которые могут повлиять на производственный процесс организации и разработку плана(ов), предусматривающего(их) предупреждение или смягчение последствий и позволяющих организации работать в наиболее нормальном режиме. (ГОСТ Р 53893-2010, статья 3.2)

3.16. Последствие: результат события.

Примечания:

1 Результатом события может быть одно или более последствий.

2 Последствия могут быть ранжированы от позитивных до негативных. Однако применительно к аспектам безопасности

последствия всегда негативные.

3 Последствия могут быть выражены качественно или количественно.

(ГОСТ Р 51897-2002, статья 3.1.2)

3.17. Событие: возникновение специфического набора обстоятельств, при которых происходит явление.

Примечания:

1 Событие может быть определенным или неопределенным.

2 Событие может быть единичным или многократным.

3 Вероятность, связанная с событием, может быть оценена для данного интервала времени.

(ГОСТ Р 51897-2002, статья 3.1.4)

3.18. Воздействие: влияние на обязательства и цели политики организации, ее заинтересованных сторон, саму организацию и/или окружающую среду.

Примечание - Влияние может быть положительным или отрицательным.

(ГОСТ Р 53893-2010, статья 3.4)

3.19. Воздействие на окружающую среду: любое изменение в окружающей среде, отрицательного или положительного характера, полностью или частично являющееся результатом экологических аспектов организации.

(ГОСТ Р ИСО 14001-2007, статья 3.7)

3.20. Результативность: степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

(ГОСТ Р ИСО 9000-2008, статья 3.2.14)

3.21. Эффективность: связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

(ГОСТ Р ИСО 9000-2008, статья 3.2.15)

3.22. Заинтересованная сторона: лицо или группа, заинтересованные или испытывающие влияние деятельности, продукции и/или услуг организации.

Примечания:

1. Они могут включать потребителей, собственников, регуляторов, неправительственные организации, сотрудников в организации, поставщиков, банкиров, союзы, партнеров или общество.

2. Группа может включать организацию, ее часть или более одной организации.

(ГОСТ Р 53893-2010, статья 3.5)

3.23. Конфигурация ИСМ: состав, взаимное расположение и характеристики основных составных частей структурных элементов (подсистем: СМК, СЭМ, СМПБЗ и пр.) и вспомогательных средств, а также организация связей между ними (авт.)

3.24. Область применения ИСМ: совокупность процессов структурных элементов (подсистем: СМК, СЭМ, СМПБЗ и пр.), входящих в интегрированную систему (авт.).

3.25 Установление контекста : Определение внешних и внутренних параметров, принимаемых во внимание при осуществлении менеджмента риска, и установление области применения и критериев риска для политики менеджмента риска.

(ISO Guide 73:2009, статья 3.3.1)

2.26. Идентификация риска: Процесс выявления, исследования и описания

рисков.

Примечания:

1. Идентификация включает идентификацию источников риска, событий , их причин и возможных последствий .

2 . Идентификация риска может включать статистические данные, теоретический анализ, обоснованную точку зрения и заключение специалиста, а также потребности заинтересованной стороны

(ISO Guide 73:2009, статья 3.5.1)

3.27. Уровень: Величина риска или комбинации рисков, выраженная как сочетание последствий и их вероятности

(ISO Guide 73:2009, статья 3.6.1.8)

3.28. Оценивание риска: Процесс сравнения результатов анализа риска с установленными критериями риска для определения, является ли риск и/или его величина приемлемыми или допустимыми

Примечание – Оценивание риска способствует принятию решения в отношении обработки риска

(ISO Guide 73:2009, статья 3.7.1)

3.29..Обработка риска: Процесс изменения риска

Примечания:

Обработка риска может включать:

- предотвращение риска посредством принятия решения не начинать или не продолжать деятельность, в результате которой возникает риск;

- принятие риска или увеличение риска для достижения цели;

- устранение источника риска;

- изменение вероятности;

- изменение последствий;

- разделение риска с другой стороной или сторонами (включая контракты и финансирование риска); и принятие риска на основании обоснованного решения.

2 Обработка риска, имеющего отрицательные последствия, иногда упоминается как «снижение риска», «устранение риска»,

«предотвращение риска» и «уменьшение риска».

3.Обработка риска может создавать новые риски или изменять существующие риски. (ISO Guide 73:2009, статья 3.8.1)

3.30. Остаточный риск: Риск, сохраняющийся после обработки риска

(ISO Guide 73:2009, статья 3.8.1.6)

3.31. Мониторинг: Постоянная проверка, контроль, наблюдение или определение состояния с целью идентификации изменения относительно требуемого или ожидаемого уровня

Примечание: Мониторинг можно применять к структуре менеджмента риска, процессу менеджмента риска, риску или управлению.

(ISO Guide 73:2009, определение 3.8.2.1)
4. Общие требования к интегрированным системам менеджмента (ИСМ)
В данном разделе рассматриваются концептуальные основы интеграции систем менеджмента:

- основные принципы интеграции систем менеджмента;

- модель интегрированной системы менеджмента (общие и специфические требования в системе менеджмента; применение процессного и системного подходов; формирование структуры системы менеджмента и управления ею на основе цикла «PDCA»; применение методологии управления рисками);

- рекомендации по разработке и внедрению интегрированных систем менеджмента.
4.1. Основные принципы интеграции систем менеджмента

Создание и функционирование интегрированной системы менеджмента, а также успешная реализация проекта по ее созданию, предполагает приверженность следующим девяти принципам (Таблица  1).

Таблица 1 - Принципы интегрированной систем менеджмента

Наименование принципа

Характеристика принципа

Баланс интересов заинтересованных сторон


Устойчивый успех организации зависит от понимания, удовлетворения и предвосхищения текущих и будущих потребностей и ожиданий ее потребителей, а также от понимания и учета потребностей и ожиданий других заинтересованных сторон.

Организация должна стремиться к обеспечению баланса интересов за счет постановки и достижения соответствующих целей, учитывающих требования всех заинтересованных сторон.

Лидерство руководства

Руководители (менеджеры) должны обладать лидерскими качествами и активно демонстрировать свою приверженность ИСМ, ориентированной на достижение общих и специальных целей организации. Они должны создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой персонал может быть полностью вовлечен в решение задач и достижение общих целей организации. Высшие руководители вместе с руководителями других уровней организации должны обеспечивать:

- единство разрабатываемых в организации стратегических и тактических целей с учетом законодательных и нормативных требований и интересов всех заинтересованных сторон,

- достижение поставленных целей в срок,

- постоянное улучшение процессов в рамках процессного и системного подходов.

Вовлеченность персонала


Работники всех уровней составляют основу организации, ее главный ресурс и ценность. Непрерывное выявление потребностей в подготовке персонала, развитие компетентности, повышение мотивации и проявление заботы о персонале - главное условие полноценного использования способностей работников выполнять установленные требования и достигать запланированных результатов.

Постоянное обучение является основой для результативного и эффективного улучшения и внедрения инновационных процессов и представляет основу для формирования обучающейся организации.


Соответствие законодательным и другим требованиям


В рамках ИСМ должны выполняться все законодательные и другие требования, относящиеся к локальным системам (подсистемам) менеджмента.



Подход, основанный на управлении рисками

Любая организация функционирует в условиях, которые характеризуются различными внутренними и внешними факторами влияния на ее деятельность, что оказывает соответствующее воздействие на степень достижения поставленных целей.

Управление рисками позволяет с выгодой использовать положительные возможности и минимизировать вероятность возникновения нежелательных событий.

Процессный подход

Для результативного (эффективного) достижения поставленных целей руководство должно основываться на понимании специалистами сути выполняемой работы, определить те виды деятельности, которые приносят дополнительную ценность, обеспечить их соответствующими ресурсами и реализовывать в контролируемых условиях. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельность и соответствующие ресурсы управляются как процесс. ИСМ рассматривается как комплекс взаимосвязанных процессов, менеджмент которых осуществляют во имя постоянного улучшения по общему методу: «планируй – реализуй – контролируй (измеряй) – анализируй и улучшай».

Системный подход

Руководство организации должно использовать ИСМ как основной инструмент для достижения целей. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системой вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей. Руководство организации должно использовать ИСМ как основной инструмент для достижения целей.

Принятие решений, основанных на фактах

Деятельность руководства на различных уровнях организации неразрывно связана с принятием управленческих решений. Результативность (эффективность) этих решений основывается на понимании особенностей состояния внешней и внутренней среды в момент принятия решения, а также системного рассмотрения деятельности организации, особенностей ситуации и альтернатив, что возможно лишь на основе анализа, полных и объективных данных и информации о результатах деятельности.

Постоянное улучшение

Постоянное улучшение деятельности организации в целом должно рассматриваться как ее неизменная цель. При этом, для перехода на новый уровень развития, зачастую, требуется скачок, резкое улучшение, которое достигается разными путями, в том числе, за счет инноваций. Улучшение, инновацию рекомендуется применять к: продукции, процессам, организационной структуре, системе менеджмента, человеческим аспектам и культуре.



  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

9 2 Стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента и возможные для интеграции iconСто алтгту 14. 62 2433. 2012 Приложение в силлабус (памятка)
Тема Общая теория управления. Функции и методы менеджмента. Основные понятия менеджмента. Развитие и становление менеджмента. Развитие...
9 2 Стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента и возможные для интеграции iconМониторинг средств массовой информации 29 июля 2013 года
Установлены единые требования к системам коммерческого учета для всех участников оптового рынка электрической энергии (мощности)...
9 2 Стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента и возможные для интеграции iconРеферат на тему: Возможные последствия глобализации для страхового бизнеса Республики Беларусь
Это объективно порождает необходимость поиска путей реформирования и совершенствования национального страхового законодательства...
9 2 Стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента и возможные для интеграции iconСтруктура пояснительной записки к дипломному проекту для студентов...
Апк, средства разработки (если не предполагается их анализ и выбор), требования к разрабатываемому программному продукту, требования...
9 2 Стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента и возможные для интеграции iconРеферат На тему: „ Глобализация страховой отрасли: возможные последствия...
Это явление выражается в концентрации страхового и перестрахового капитала; сращении банковского и страхового капитала; увеличении...
9 2 Стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента и возможные для интеграции iconПрограмма заседания республиканского методического объединения преподавателей...
Тема: «Организация самостоятельной деятельности студентов в условиях перехода на стандарты III поколения»
9 2 Стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента и возможные для интеграции iconXiii санкт-петербургская международная конференция по интегрированным навигационным системам
Приглашаем Вас принять участие в работе XIII санкт-Петербургской международной конференции по интегрированным навигационным системам,...
9 2 Стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента и возможные для интеграции iconКонкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»
Программа «Подготовка и адаптация слабослышащих и позднооглохших детей к интеграции в среду слышащих сверстников: сопровождение в...
9 2 Стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента и возможные для интеграции iconПояснительная записка Требования к студентам
Для изучения данной дисциплины студенты должны прослушать курсы основ менеджмента, маркетинга, организационного поведения
9 2 Стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента и возможные для интеграции iconПояснительная записка Требования к студентам, начинающим изучать...
Охватывает 2-ой этап обучения и предназначена для студентов 3-го и 4-го курсов факультета менеджмента
9 2 Стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента и возможные для интеграции iconПравил а противопожарного режима в Российской Федерации
Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации...
9 2 Стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента и возможные для интеграции iconОтчет по результатам социологического исследования социокультурных последствий интеграции в еэп
Анализ социокультурной сферы интеграции в Единое экономическое пространство 30
9 2 Стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента и возможные для интеграции iconСистема менеджмента качества Общие требования к построению, изложению...
Настоящий стандарт (далее ? Ст) является нормативным документом, устанавливает общие требования к построению, изложению и оформлению...
9 2 Стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента и возможные для интеграции iconСамарский государственный архитектурно-строительный университет
Примерный перечень курсовых работ по основам менеджмента (для направления «Менеджмент» по теории менеджмента) 6
9 2 Стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента и возможные для интеграции iconПрограмма научного семинара «Основные тенденции развития региональной интеграции»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 2 курса направления 031900....
9 2 Стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента и возможные для интеграции iconРуководство по интеграции Содержание
Целью документа является разъяснение базовых принципов интеграции дизайна, а также объяснение частных ключевых моментов в процессе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск