Скачать 113.99 Kb.
|
Товарный рынок Алтайского края – это сфера товарного обмена, где проявляются отношения по поводу купли-продажи товаров, и имеет место конкретная хозяйственная деятельность, связанная с реализацией товаров. Объем товарного рынка определяется уровнем платежеспособного спроса предприятий, организаций и частных покупателей. Его ресурсами являются продукты, производимые промышленностью, сельским хозяйством, товары, поступаемые по импорту. По данным Территориально органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю стоимость отгруженных товаров, работ и услуг, выполненных собственными силами, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других обязательных платежей) в действующих ценах в 2012 году составила 734855,4 млн. рублей или 108,7% по отношению к предыдущему году. Таблица 1. Объем товарного рынка Алтайского края
Из общего объема отгруженных товаров, работ и услуг, выполненных собственными силами, товары обрабатывающих производств составляют 27,8%; оптовой торговли – 25,1%; розничной торговли – 12,3%; производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 7,2%; транспорта и связи – 6,3%; сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства – 5,9%; других отраслей – 15,4%. Удельный вес продовольственного товарного рынка в общем объеме товарного рынка Алтайского края в 2012 году составил 9,2%. Состояние продовольственного товарного рынка характеризовалось положительной динамикой. Индекс производства пищевых продуктов, напитков и табачных изделий в крае составил 106,6%. В пищевой промышленности наибольший рост наблюдался в сфере производства масла растительного, нерафинированного (139,4%), пива (131,2%), напитков безалкогольных (126,1%), воды минеральной (122,9%), консервов мясных (мясосодержащих) (113,8%), водки и ликероводочных изделий (110,8%), полуфабрикатов мясных охлажденных, подмороженных и замороженных (109,5%), рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных (109,1%), крупы (105,8%), мяса и субпродуктов (105,3%), изделий колбасных (104%). В отчетном году произошло снижение объемов производства напитков, готовых к употреблению, и коктейлей на основе молока и какао на 40,1%, нектаров и других напитков фруктовых на 27,4%, плодовоовощных консерв на 20,2%, культур зерновых для завтрака и прочих продуктов из зерновых культур на 17,3%, сыворотки на 10,7%, кондитерских изделий на 9,8%, масла сливочного на 8%, хлеба и хлебобулочных изделий на 4,4%, муки из зерновых и зернобобовых культур на 3%, сыра и продуктов сырных на 1,7%. Наибольшая доля в формировании общего индекса производства продуктов пищевой промышленности принадлежит мукомольно-крупяной промышленности. В 2012 году Алтайский край укрепил свои позиции в рейтинге регионов-производителей макаронных изделий, заняв второе место в России по объемам производства этой продукции. В Алтайском крае 95% от общего объема производства макаронных изделий принадлежит пяти ведущим предприятиям: ОАО «Мельник» (г. Рубцовск), ООО «Алмак» (г. Барнаул), ООО «Поспелихинская макаронная фабрика» (Поспелихинский район), ЗАО «Алейскзернопродукт» им. С.Н. Старовойтова (г. Алейск) и ОАО «Бийский элеватор» (г. Бийск). Продукты мукомольно-крупяной промышленности, мясо и мясопродукты, молочные продукты структуре производства пищевых продуктов составляют более 60%. Край занимает первое место по производству муки и жирных сыров, третье по производству крупы в целом и первое место по производству гречневой крупы. В условиях засушливого лета 2012 года в хозяйствах всех категорий намолочено 2,7 млн. тонн зерна в первоначально-оприходованном весе (64,6% к уровню 2011 года), 235,1 тыс. тонн семян подсолнечника (91,0%), произведено 453,7 тыс. тонн сахарной свеклы (фабричной) (81,0%), 663,7 тыс. тонн картофеля (74,9%), 237,9 тыс. тонн овощей (98,6%). Алтайский край является крупнейшим в стране производителем молока и занимает третье место в России по его валовому надою. Таблица 2. Производство молока
Основными потребителями молока-сырья являются молокоперерабатывающие предприятия края. В Алтайском крае производится более 25% всего молока Сибирского федерального округа. Молочная продукция, производимая в Алтайском крае, вывозится на общероссийский и международный рынки. По итогам 2012 года общие ресурсы молока составили 1642,5 тыс. тонн, что на 4,5% больше аналогичного показателя прошлого года, запасы на начало периода составили 4,1% общего объема ресурсов молочной продукции, производство – 87,9%, ввоз (включая импорт) – 7,9%. Диаграмма 1. Структура использования молока в 2012 г. В Алтайском крае в последние годы отмечен стабильный рост производства мяса. Таблица 3. Производство мяса скота и птицы (в живом весе)
По итогам отчетного периода объем производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий составил 327 тыс. тонн, или 104,8% к уровню 2011 года. По итогам 2012 года общие ресурсы мяса и мясопродуктов составили 275,4 тыс. тонн, что на 10,3% больше аналогичного показателя прошлого года, из них 7,7% - запасы на начало периода, 82,5% - производство за 2012 год, 9,8% - ввоз, включая импорт. Диаграмма 2. Структура использования мяса и мясопродуктов в 2012 г. По данным управления ветеринарии вывоз мяса и мясопродуктов составил 108 тыс. тонн, ввоз – 44,5 тыс. тонн. Информация о ввезенных и вывезенных продовольственных товарах по данным управления ветеринарии Алтайского края представлена в приложении 1. Основным показателем, характеризующим деятельность товарного рынка, служит оборот торговли. Торговый оборот отражает стоимость реализованной покупателем товарной массы, денежную выручку продавцов и расходы покупателей на приобретение товаров. Оборот оптовой торговли в 2012 году составил 227,4 млрд. руб., розничной торговли – 254,1 млрд. руб., прирост в сопоставимых ценах к уровню 2011 года – 2,4% и 10,8% соответственно. В структуре оборота розничной торговли, непродовольственные товары занимают 53,7%, пищевые продукты, напитки и табачные изделия – 46,3%. Торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществлявшими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка) продано товаров на сумму 232,6 млрд. рублей, что на 13,8% превышает показатель 2011 года. На розничных рынках и ярмарках продано товаров на сумму 21,5 млрд. рублей, что меньше объема 2011 года на 14,3%. В связи со стабилизацией экономической ситуации в стране и восстановлением покупательной способности населения наблюдается повышение доли продаваемых товаров в стационарной сети с 89,1% в 2011 году до 91,6% в 2012 году, соответственно снижение доли продаж на рынках с 10,9% до 8,4%. Роль розничных рынков остается значимой в обеспечении населения плодовоовощной продукцией, яйцом, мясом. В течение года в организациях розничной торговли сохранялся устойчивый уровень товарных запасов (28-30 дней). Товарные запасы в организациях розничной торговли в 2012 году увеличились на 27,8% и на конец года составляли 8,4 млрд. рублей. Факторами, сдерживающими развитие организаций оптовой и розничной торговли, по мнению руководителей, являются высокий уровень налогов, транспортных расходов, процентных ставок по банковским кредитам, недостаток собственных средств, низкая платежеспособность покупателей. Таблица 4. Изменение индексов цен на продовольственные и непродовольственные товары
По данным Минэкономразвития РФ средние цены на основные продовольственные товары в Алтайском крае сложились ниже, чем по России в целом. Таблица 5. Средние цены на продовольственные товары за 2012 год
Важным условием развития товарных рынков является международное торгово-экономическое сотрудничество. По данным Алтайской таможни в целом внешнеторговый оборот Алтайского края в 2012 году по сравнению с прошлым годом уменьшился на 7,8% или на 68,2 млн. долл. и в стоимостном выражении составил 811,1 млн. долл. (сведения об экспорте и импорте с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан не учитываются). Таблица 6. Внешнеторговый оборот
Итоги внешнеторговой деятельности на территории Алтайского края в 2012 году свидетельствуют о снижении стоимостного объема экспорта на 16,4% и увеличении импорта на 3,1%. Сальдо внешнеторгового баланса в целом уменьшилось в 12,1 раза и составило 8,3 млн. долл. В товарной структуре экспорта доля продовольственной продукции составляла 21,6%, в структуре импорта – 8,9%. В товарной структуре экспорта и импорта основная доля приходится на непродовольственные товары. 58,2% млн. долл. США 26,8% 32,5% 49,3% 73,2% 67,5% 41,8% 50,7%% Диаграмма 3. Внешнеторговый оборот со странами СНГ и дальнего зарубежья По сравнению с 2011 годом товарооборот со странами дальнего зарубежья вырос на 0,1%, со странами СНГ уменьшился на 24,1%. В 2012 году 37,2% стоимостного объема экспорта приходилось на страны СНГ. Доля экспорта в Узбекистан составила 42,9% или 82,5 млн. долл., в Украину – 22% или 54,9 млн. долл., Таджикистан –11,9% или 18,1 млн. долл., Киргизию – 11,8% или 18 млн. долл, Азербайджан – 5,9% или 9 млн. долл. Основными торговыми партнерами среди стран дальнего зарубежья в 2012 году выступали США (21,3% или 54,9 млн. долл.), Афганистан (13,8% или 35,5 млн. долл.), Латвия (13,5% или 34,7 млн. долл.), Китай (12,2% или 31,4 млн. долл.), Монголия (6,5% или 16,8 млн. долл.), Германия (5,8% или 15 млн. долл.), Индия (4,7% или 12,1 млн. долл.). В 2012 году 16,1% стоимостного объема импорта приходилось на страны СНГ. Основные торговые партнеры среди стран СНГ – Украина (59,5%), Узбекистан (27,9%). Среди стран дальнего зарубежья - Китай (49,9%), США (16%), Германия (13,3%), Италия (5,1%), Дания (2,9%), Франция (2,7%). Экспорт продовольственных товаров снизился на 11% по сравнению с 2011 годом и составил 88,7 млн. долл. Основу товарной структуры экспорта Алтайского края составляет продукция мукомольно-крупяной промышленности (50%), масличные семена (10,8%), жиры и масла растительного или животного происхождения (10,4%), продукты животного происхождения (8,3%), овощи и некоторые съедобные корнеплоды (5,6%), изделия из зерна хлебных злаков (2,8%), какао и продукты из него (2,6%). В отчетном году наблюдалось существенное увеличение объема экспорта алкогольных и безалкогольных напитков и уксуса по стоимости в 10,7 раз (на 147,3 млн. долл.). Также увеличился экспорт жиров и масел животного или растительного происхождения по стоимости в 3 раза (на 20 млн. долл.) и в 3,2 раза по весу (на 18,6 тыс. тонн), зерновых хлебов по стоимости в 2,8 раза (на 1 млн. долл.) и в 2,3 раза по весу (на 2,6 тыс. тонн.). Объем экспорта продукции мукомольно-крупяной промышленности снизился за отчетный год- в 1,9 раза (на 23,5 млн. долл.), масличных семян и плодов – в 2,6 раза (на 6,5 млн. долл.). В 2012 году объем импорта продовольственных товаров снизился на 21,2% (на 9,6 млн. долл.) по сравнению с предыдущим годом и составил 35,7 млн. долл. или 8,9% общего объема импорта края. Стоимостной объем импорта сахара и кондитерских изделий из него снизился почти с 11,3 млн. долл. до 4,6 тыс. долл. Импорт ряда готовых продовольственных товаров и пищевого сырья экономически оправдан, так как является дополнением к собственному производству и расширяет продовольственный рынок для удовлетворения запросов потребителей. Крупнейшими участниками внешнеэкономической деятельности являются следующие алтайские производители: ООО «Михайловский зерноперерабатывающий комбинат», ОАО «Пава», ОАО «Черемновский сахарный завод», ООО «Алтаймяспром», ОАО «АгроСиб-Раздолье». В дальнейшем перед регионом стоит задача наращивания товарной самодостаточности экономики за счет более полного обеспечения рынков товарами местного производства и выхода с ними на рынки других регионов и стран. Данные приведены с учетом сведений о взаимной торговле с Республикой Казахстан. При подготовке материала использованы данные Алтайкрайстата, Алтайской таможни, управления ветеринарии Алтайского края, Министерства экономического развития Российской Федерации. |
1. Общие положения о купле-продаже Понятие и источники правового... Обязательства по передаче имущества в собственность или иное вещное право | Объем товарного рынка определяется уровнем платежеспособного спроса... Налога на добавленную стоимость, акцизов и других обязательных платежей в действующих ценах в 2013 году составила 817033,8 млн рублей... | ||
Особенности туроператорской деятельности Используя необходимые экономические ресурсы, они создают услуги, которые выносят на рынок для продажи. Каждый производитель определяет... | Договоры поставки и купли-продажи: учет и налоги По договору купли-продажи согласно ст. 454 Гк РФ одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне... | ||
1. Общие сведения. Рынок хозяйственных товаров (для самостоятельной работы) Методическое пособие предназначено для овладения студентами практических умений и навыков в области товарного менеджмента и экспертизы... | Алтайского края Денисов Ю. Н., заместитель Губернатора Алтайского края, начальник управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи, к Х.... | ||
Администрация алтайского края управление алтайского края по образованию и делам молодежи приказ С 16 ноября по 7 декабря 2009 года на территории Алтайского края проходил региональный этап VI всероссийской Акции «Я выбираю спорт... | Теневая Экономика причины последствия и перспективы снижения Это – латентные процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «товарное хозяйство» и «рыночное хозяйство». В принципе, здесь нет особого противоречия, поскольку рынок – неотъемлемый компонент... | Реферат По географии на тему: Пищевая промышленность Алтайского края Общая характеристика пищевой промышленности Алтайского края страница | ||
Алтайского края Денисов Ю. Н., заместитель Губернатора Алтайского края, начальник Главного управления образования и молодёжной политики, канд хим... | «Инкотермс ®2010» и типовой контракт международной купли-продажи:... | ||
Негативное воздействие экономики на жизнь людей Экономика это и наука, и сфера деятельности людей, и структура, обеспечивающая производство, распределение, обмен и потребление товаров... | Программа дисциплины Основными задачами проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Алтайского края, установленной... | ||
Именем российской федерации ... | Рабочая программа по предмету «история Алтайского края». 9 класс Изучение предмета «История Алтайского края» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей |