Методические рекомендации по изучению дисциплины Олимпиады по информатике и программированию





Скачать 93.78 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины Олимпиады по информатике и программированию
Дата публикации19.08.2013
Размер93.78 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Спорт > Методические рекомендации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»


(МГГУ)

Методические рекомендации

по изучению дисциплины

Олимпиады по информатике и программированию

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050202 Информатика (ОПД.В.3.2)


  1. Цель: освоение методики организации и проведения олимпиад по базовому курсу информатики.

  2. Задачи: приобретение студентами навыков организации и проведения олимпиад по базовому курсу информатики.

  3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

должны знать:

  • порядок организации и проведения олимпиады по информатике;

  • основные этапы олимпиады по информатике;

  • требования к отбору олимпиадных заданий;

должны уметь:

  • определять цели и задачи проводимой олимпиады;

  • разрабатывать типовое положение олимпиады;

  • осуществлять отбор заданий для проведения теоретического и практического туров;

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):






п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего ауд.

ЛК

ПР/
СЕМ

ЛБ

Сам. раб.

1

050202 Информатика

4

8

50

26

10

6

10

24

Зачет


Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:



п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

050202 Информатика

Всего

ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

раб.

1

Методика проведения олимпиад по базовому курсу информатики

8/6

4/2

2/4

2/-


6/8

2

Теоретический тур олимпиады

6/6

2/2

2/4

2/-

6/6

3

Практический тур олимпиады

6/6

2/2

2/4

2/-

6/6

4

Заочные олимпиады по базовому курсу информатики

6/6

2/2

-/4

4/-

6/6




ИТОГО

26/24

10/8

6/16

10/-

24/26




  1. Содержание разделов дисциплины.

Методика проведения олимпиад по базовому курсу информатики. Виды олимпиад. Цели и задачи олимпиады. Содержание олимпиад. Методика проведения олимпиад: состав команды, регистрация, теоретический тур, практический тур, судейство, подведение итогов. Временной регламент. Финансирование. Разработка положения об олимпиаде.

Теоретический тур олимпиады. Порядок проведения и содержание. Виды используемых заданий.

Практический тур олимпиады. Порядок проведения и содержание. Виды используемых заданий.

Заочные олимпиады по базовому курсу информатики. Особенности проведения заочных олимпиад. Порядок проведения и содержания.


  1. Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п

Раздел, тема

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Методика проведения олимпиад по базовому курсу информатики

Разработка типового примерного положения по проведению олимпиады

Ответы на вопросы на практической работе, выполнение лабораторной работы

2

Теоретический тур олимпиады

Подбор вопросов и составление теста для 9 кл.

Ответы на вопросы на практической работе, выполнение лабораторной работы

3

Практический тур олимпиады

Подбор задач и разбор примеров для 9 кл.

Ответы на вопросы на практической работе, выполнение лабораторной работы

4

Заочные олимпиады по базовому курсу информатики

Работа с Интернет-ресурсами

Ответы на вопросы на практической работе, выполнение лабораторной работы




  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:

Примерная тематика семинарских занятий:

  1. Подготовка школьной олимпиады.

  2. Подготовка теоретического тура олимпиады.

  3. Подготовка практического тура олимпиады.

Примерная тематика практических занятий:

  1. Разработка положения о проведении олимпиады по информатике – 2 часа.

  2. Оформление материалов для проведения теоретического тура олимпиады – 2 часа.

  3. Подбор и решение задач практического тура олимпиады – 2 часа.

  4. Организация участия в заочной олимпиаде (на примере Олимпиады по информатике, проводимой Ярославским Центром телекоммуникаций и информационных систем в образовании) – 4 часа.




  1. Рекомендуемая литература:

Основная

  1. Андреева Т. А. Программирование на языке Pascal : учеб. пособие / Андреева Т. А. - М. : Интернет-Ун-т Информ. Технол. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2006. - 234 с. : табл. - (Основы информационных технологий).




  1. Немнюгин С. А. Turbo Pascal : практикум : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. подгот. дипломир. спец. "Информатика и вычисл. техника" / Немнюгин Сергей Андреевич. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2007. - 268 с. : ил. - (Учебное пособие).




  1. Фаронов В. В. Turbo Pascal 7.0 : начальный курс : учеб. пособие для студ. вузов / Фаронов В. В. - М. : КноРус, 2007. - 576 с. : ил.




  1. Фараонов В. В. Delphi. Программирование на языке высокого уровня : учебник для студ. вузов, обуч. по направл. подгот. дипломир. спец. "Информатика и вычисл. техника" / Фараонов Валерий Васильевич. - СПб. : Питер, 2009. - 640 с. : ил., табл. - (Учебник для вузов).




  1. Авдиенкова Л.И., Кузьмина Е.В., Сильванович И.И. Олимпиада по информатике и информационным технологиям // Информатика и образование. – 2000. - №8. – с. 80-87

  2. Авербух В., Сенокосов А. Олимпиады по программированию // Информатика и образование. – 1986. - №1. – с. 106-109.

  3. Алексеев А.В. Олимпиады по информатике: Красноярский край // Информатика и образование. – 1997. - №2. – с. 61-64.

Дополнительная

  1. Авдиенкова Л.И., Кузьмина Е.В., Сильванович И.И. Олимпиада по информатике и информационным технологиям // Информатика и образование. – 2000. - №8. – с. 80-87

  2. Авербух В., Сенокосов А. Олимпиады по программированию // Информатика и образование. – 1986. - №1. – с. 106-109.

  3. Алексеев А.В. Олимпиады по информатике: Красноярский край // Информатика и образование. – 1997. - №2. – с. 61-64.

  4. Алексеев А.В. Олимпиады, конкурсы, турниры // Информатика и образование. – 1997. - №5. – с. 44-55.

  5. Алексеев М.Н. Командный турнир школьников по программированию // Информатика и образование. – 1992. - №5-6. – с. 109-110.

  6. Антонов Ю.С. Олимпиадные задачи по информатике с математическим содержанием // Информатика и образование. – 2000. - №9. – с. 59-60.

  7. Аспидов В.В., Котегова И.В., Лаптева С.А., Матушкина О.П. Заочная олимпиада в системе профтехобразования // Информатика и образование. – 1999. - №10. – с. 36-48.

  8. Беров В.И., Лапунов А.В., Матюхин В.А., Пономарев А.Е. Особенности национальных олимпиад по информатике: Учебное издание. – Киров, 2000. – 160 с.

  9. Брудно А.Л., Каплан Л.И. Олимпиады по программированию для школьников/ Под ред. акад. Б.Н. Наумова.- М.: Наука, гл. ред. физ.-мат. лит., 1985. - 96 с.

  10. Брызгалов Е.В., Шестаков А.П. Олимпиадные задачи по программированию и их классификация // Сб. статей "Олимпиады по информатике". - Пермь: ПРИПИТ, 1998. - С. 108-138.

  11. Герасименко С.А. Подготовка и проведение олимпиады по информатике // Образовательные технологии: Межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж: Воронежский гос. пед. университет, 2000. - С. 12-15.

  12. Зайдельман Я.Н. Олимпиадные задачи // Информатика и образование. - 1991. - №4. - С. 79-82.

  13. Казиев В.М. Информатика в примерах и задачах. - Нальчик, 1998. 138 с.

  14. Казиев В.М. О целях, задачах и методике проведения олимпиад по информатике (на примере олимпиад КБГУ) // Информатика: Еженед. прил. к газ. "Первое сентября". - 1999. - №13.

  15. Касаткин В.Н. Олимпиада по информатике: какой ей быть // Информатика и образование. - 1987. - №5. - С. 95-96.

  16. Пинаев В.Н. Олимпиады по информатике // Информатика: Еженед. прил. к газ. "Первое сентября". - 2001. - №22. - С.1-29.

        1. Интернет-ресурсы:

  1. http://edu.ksu.ru/russian/olymp/olymp_info/id=4014/

  2. http://www.edu.yar.ru/russian/projects/predmets/program/2003/

  3. http://info.rusolymp.ru/default.asp?artID=58

  4. http://ica.tusur.ru/olympiad/order_organization/

  5. http://school3.glazov.net/31/kab/12.htm

  6. http://college.biysk.secna.ru/nauka/inf_olimp.htm

  7. http://edu.h1.ru/olimpia/

  8. http://olimpiada.ru/

  9. http://www.gazeta.ru/education/2006/10/10_a_913451.shtml

  10. http://ru.wikipedia.org/wiki/Олимпиады_по_программированию

  11. http://olymp.ifmo.ru/




  1. Содержательный компонент теоретического материала.

Лекция 1. Методика проведения олимпиад по базовому курсу информатики.

План:

  1. Виды олимпиад. Цели, задачи, содержание.

  2. Методика проведения олимпиад.

  3. Разработка положения об олимпиаде.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Какие из оговоренных на лекции целей вы можете назвать наиболее актуальными?

  2. Какие специфические цели могут быть сформулированы?

  3. На какие содержательные модули можно разбить олимпиаду в соответствии с учебным планом школы?

Лекция 2. Теоретический тур олимпиады.

План:

  1. Порядок проведения и содержание теоретического тура.

  2. Виды используемых заданий.

  3. Тестирование как форма проведения теоретического тура олимпиады.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Спроектируйте содержательную структуру теста из 30 вопросов в соответствии с тематическим планированием теоретического тура.

  2. Придумайте по 1-2 заданию для каждой темы, включенной в проект вашего теста.

  3. Придумайте 2-3 комплексных задания, охватывающих более одной темы.

Лекция 3. Практический тур олимпиады.

План:

  1. Порядок проведения и содержание практического тура.

  2. Виды используемых заданий.

  3. Примеры заданий.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Разработайте задание по текстовому редактору, спроектировав его структуру и критерии оценивания.

  2. Разработайте задание по графическому редактору, спроектировав его структуру и критерии оценивания. Постарайтесь максимально учесть тип редактора (растровый или векторный).

  3. Разработайте задание по электронным таблицам, спроектировав его структуру и критерии оценивания.

  4. Разработайте задание по базам данных, спроектировав его структуру и критерии оценивания.

  5. Разработайте около 7-ми заданий по программированию, спроектировав его структуру и критерии оценивания.

Лекция 4. Заочные олимпиады по базовому курсу информатики.

План:

  1. Особенности проведения заочных олимпиад.

  2. Порядок проведения и содержания.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выполните поиск проводимых заочных олимпиад при помощи сети Интернет.

  2. Определите структуру проводимых олимпиад, тип используемых заданий, систему оценивания.




  1. Словарь терминов (глоссарий).

Олимпиада по информатике — интеллектуальное соревнование по решению различных задач, для решения которых необходимо придумать или применить какой-либо алгоритм и/или реализовать данный алгоритм на одном из языков программирования.

Тест (англ. test — проба, испытание, исследование) экспериментальный метод в психологии и педагогике, стандартизированные задания, позволяющие измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Открытая форма теста – когда задание требует от испытуемого произвольного ответа на поставленный вопрос.

Закрытая форма теста – когда испытуемому предлагается выбрать правильный ответ из нескольких возможных (один или несколько правильных ответов). К разновидностям закрытой формы относят определенным образом представленные тесты на соответствие и тесты на установление правильной последовательности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины Олимпиады по информатике и программированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины Олимпиады по информатике и программированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины Олимпиады по информатике и программированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины Олимпиады по информатике и программированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Олимпиады по информатике и программированию iconМетодические рекомендации по решению предложенных олимпиадных задач
Инструктивные и методические материалы для регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2008/2009 учебном...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Олимпиады по информатике и программированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с
Методические рекомендации по изучению дисциплины Олимпиады по информатике и программированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины Олимпиады по информатике и программированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению дисциплины Олимпиады по информатике и программированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Методические рекомендации по изучению дисциплины Олимпиады по информатике и программированию iconМетодические рекомендации для школьного и муниципального этапов всероссийской...
Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Олимпиады по информатике и программированию iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические рекомендации предназначены для организаторов первого (школьного) и второго (муниципального) этапов Всероссийской олимпиады...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Олимпиады по информатике и программированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для курсовой...
Лапутина, О. А. Организация производства и предпринимательства в апк: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Олимпиады по информатике и программированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной...
Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент»
Методические рекомендации по изучению дисциплины Олимпиады по информатике и программированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Маркетинг: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Олимпиады по информатике и программированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Менеджмент: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Олимпиады по информатике и программированию iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск