Скачать 131.5 Kb.
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ(ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ)«МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (МУБиНТ)» Вологодский филиал РЕФЕРАТ По дисциплине ЛОГИСТИКА Тема «Управление товародвижением скоропортящейся продукции на основе логистики» Выполнил: студент группы ВЗ6МН-61 Пантина Т.Л. (зач. кн. №220) (Ф.И.О. студента) «____» декабря 2014 г. Преподаватель____________________ «____» ________________2014 г. г. Вологда 2014г. Содержание
Введение Слово «логистика» - греческое понятие, используемое в настоящее время в экономике для обозначения науки, предметом которой является нахождение наилучших способов доставки продукции от ее производителя до потребителя в рыночных условиях, т.е. доставки как органического единства материального процесса передвижения (движения) продукции и тех рыночных форм, в которых этот процесс осуществляется.1 Большинство исследователей сходится на том, что значение самого слова «логистика» восходит к Древней Греции, где оно обозначало «счетное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления». В Римской империи – правила распределения продовольствия. Во времена византийского императора Льва VI (866 – 912 гг.) логистика определялась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями. Так, немецкий исследователь, профессор Г. Павеллек отмечает, что назначением логистики в Византийской империи было «платить жалование армии, должным образом вооружать и подразделять ее, снабжать оружием и военным имуществом, своевременно и в полной мере заботиться о ее потребностях и, соответственно, подготавливать каждый акт военного похода, т.е. рассчитывать пространство и время, делать правильный анализ местности с точки зрения передвижения армии, а также силы сопротивления противника и в соответствии с этими функциями управлять и руководить, одним словом, распоряжаться движением и распределением собственных вооруженных сил». 2 Времена шли, и опыт военной логистики стал постепенно использоваться менеджментом для администрирования и координации логистических действий в обычной жизни. В то же время не прекращались попытки дать обобщенное определение логистики. Одна из наиболее авторитетных в мире логистических организаций Национальный совет по менеджменту физического распределения (США), преобразованный позднее в Совет логистического менеджмента (СЛМ) определял логистику следующим образом: «Логистика – широкий диапазон деятельности, связанный с эффективным движением конечных продуктов от конца производственной линии к покупателю, в некоторых случаях включающий движение сырья от источника снабжения до конца производственной линии. Эта деятельность включает в себя транспортировку, складирование, обработку материалов, защитную упаковку, контроль запасов, выбор места нахождения производства и складов, заказы на производство продукции, прогнозирование спроса, маркетинг и обслуживание потребителей». Еще одна известная логистическая организация – Американское общество инженеров-логистов – предложила следующее определение: «Логистика – это искусство и наука управления, техника и технические активности, которые предусматривают планирование, снабжение и применение средств перемещения для реализации запланированных операций во имя достижения поставленной цели».3 Из этих определений видно, что в функции логистики входит такая функция, как перемещение или товародвижение. В своем реферате мне необходимо рассмотреть такие вопросы, как: 1. В чем заключается суть логистики товародвижения. 2. Что относят к категории скоропортящейся продукции. 3. Как осуществляется товародвижение скоропортящейся продукции. 1. Логистика товародвижения Для начала рассмотрим, что же такое товародвижение. Товародвижением можно назвать процесс реального доведения товаров до потребителя, который включает в себя транспортирование товаров, погрузочно-разгрузочные операции, хранение товаров, а также комплектацию торгового ассортимента. Как хозяйственному процессу, системе управления и науке, т.е. всем аспектам логистики товародвижения свойственны три признака. Во-первых, в сфере товарообращения логистика включает и рассматривает различные стадии и операции товародвижения как единое целое. Составляющие его части связаны друг с другом или взаимосвязаны, взаимозависимы и требуют системного подхода при управлении и изучении. Во-вторых, затраты по этим стадиям и операциям осуществляются и учитываются как взаимосвязанные, взаимозависимые. Поэтому они рассчитываются в совокупности, анализируются комплексно и требуют скоординированного подхода в системе управления. В-третьих, комплексный подход в логистике товародвижения осуществляется во имя ритмичного, своевременного и качественного обеспечения потребителей товарами и заказчиков услугами с наименьшими затратами как у потребителей, заказчиков, так и у взаимодействующих с ними субъектов рынков товаров и услуг. Логистику товародвижения отличают присущие ей узловые элементы, имеющие ключевое значение для данной сферы логистики. Основополагающим элементом являются хозяйственные связи между изготовителями материалов, изделий, оборудования и их потребителями. В процессе реализации, продажи и купли выпускаемая продукция выступает в качестве товаров, которые приобретаются на товарных рынках непосредственно потребителями или закупаются предприятиями и организациями - коммерческими посредниками между производителями и потребителями. Товары являются другим основополагающим элементом логистики товародвижения. После завершения непосредственно производственного процесса и до его возобновления у производственных потребителей товары складируются и перевозятся. Процесс товародвижения начинается на складах готовой продукции и заканчивается с поступлением товаров на материальные или потребительские склады. Склады и запасы готовой продукции – другие важнейшие элементы логистики товародвижения. Склады в своей совокупности представляют материально-техническую базу товародвижения, а запасы являются всеобщей формой нахождения товаров в процессе товародвижения. Находясь на складах готовой продукции и в сфере товарообращения, товары образуют сбытовые и товарные запасы; при хранении на материальных складах или на резервных базах и складах одного ведомства они находятся в форме производственных запасов; при перевозке товары образуют транспортные или запасы товаров в пути. Запасы измеряются и оцениваются в натуральном, стоимостном и относительном выражениях. Запасы в относительном выражении могут оцениваться через дни расхода (потребления) и реализации, а также через коэффициент оборачиваемости запасов. Средства, вложенные в запасы продукции, с учетом коэффициента эффективности являются составляющей совокупных затрат в процесс товародвижения. Обобщающим элементом логистики товародвижения выступают текущие и единовременные затраты на всех стадиях и на все операции товародвижения, учитываемые и анализируемые в комплексе, оптимизируемые и относимые на единицу реального материалопотока. Данный элемент наиболее существенно отличают логистику товародвижения от других областей логистики.4 Для логистики товародвижения характерны такие черты, которые объективно связывают ее с другими сферами логистики. Внутрипроизводственная и транспортная сферы логистики как хозяйственные процессы и системы управления включают и используют понятия и категории, одинаково важные и необходимые в процессе товародвижения и управлении этим процессом. В качестве грузов как неотъемлемого элемента транспортной логистики становятся товары, переданные транспорту для перевозки, с момента приема их к перевозке и до момента выдачи грузополучателю. Следовательно, на значительном отрезке процесса перемещения товаров логистика товародвижения имеет дело с грузами. Для логистики товародвижения одинаково, как и для транспортной логистики, имеют большое значение разновидности перевозок: - по видам используемых транспортных средств (железнодорожного, речного, морского, автомобильного, трубопроводного, воздушного транспорта), смешанные перевозки несколькими видами транспорта; - по относительной протяженности транспортных маршрутов (в местном и прямом сообщении железнодорожным транспортом, во внутреннем и прямом водном сообщении, в малом и большом каботаже морским транспортом, городские, пригородные и междугородные перевозки автомобильным транспортом); - по признакам, присущим отдельно железнодорожному и речному транспорту (перевозки повагонными, мелкими, малотоннажными, маршрутными отправками на железнодорожном транспорте, грузовой и большой скоростью на речном транспорте). Помимо грузов и перевозочного процесса, непосредственное отношение к логистике товародвижения имеют тарифы и цены на транспортные услуги. Для транспорта тарифы должны обеспечить не только возмещение расходов по его содержанию, но и содействовать повышению рентабельности транспортных предприятий. Субъекты товарного рынка заинтересованы в адекватности тарифов реальным условиям транспортного обслуживания, в сокращении совокупных затрат на товародвижение.5 Отсюда очевидно, что транспорт при логистическом подходе является главным стратегическим элементом в управлении материальными потоками. Логистика транспорта призвана решать задачи оптимизации перевозок грузов от поставщика на предприятие, с предприятия на склад готовой продукции и далее по дистрибутивной сети. Оптимальность транспортной модели, как правило, оценивается: - характеристиками используемых транспортных средств и связанными с этим издержками; - местоположением и расстояниями до поставщиков и потребителей; - временем доставки; - характеристиками условий складирования, расположением складов, их емкостью, уровнем необходимых складских запасов, качеством упаковки и т. д. Получение небольшого эффекта от включения транспорта в единую систему управления материальными ресурсами достигается, если применяется принцип «точно в срок». В этом случае транспортировка сырья, материалов и готовой продукции в производство или торговую сеть осуществляется с точностью до минут и, зачастую, минуя склады. Все это ведет к достижению главной цели логистики – наилучшему и полному удовлетворению требований заказчиков, минимизации общих затрат и инвестиций, освоению максимальных объемов работ (торгового оборота).6 2. Скоропортящаяся продукция Согласно СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов»: К скоропортящимся продуктам относятся продукты переработки мяса, птицы, яиц, молока, рыбы и нерыбных объектов промысла; мучные кремово-кондитерские изделия с массовой долей влаги более 13 %; кремы и отделочные полуфабрикаты, в т.ч. на растительных маслах; напитки; продукты переработки овощей; жировые и жиросодержащие продукты, в т. ч. майонезы, маргарины; быстрозамороженные готовые блюда и полуфабрикаты; все виды пресервов; термизированные кисломолочные продукты и стерилизованные молочные продукты. Существуют также особо скоропортящиеся продукты – это продукты, которые не подлежат хранению без холода и предназначены для краткосрочной реализации: молоко, сливки пастеризованные; охлажденные полуфабрикаты из мяса, птицы, рыбы, морепродуктов, сырых и вареных овощей, все продукты и блюда общественного питания; свежеотжатые соки; кремово-кондитерские изделия, изготовленные с применением ручных операций; скоропортящиеся продукты во вскрытых в процессе реализации упаковках.7 Так, согласно Санитарным Правилам и Нормам, сроки хранения охлажденной скоропортящейся продукции составляют от 5 часов до 10 суток в зависимости от категории. Например, срок хранения молока – 36 часов – очень мал. Многие страны мира перешли на выпуск бактофугированного молока, при этой обработке удаляется до 95% микробных клеток. Срок хранения такого молока увеличивается до 10 суток.8 3. Товародвижение скоропортящейся продукции Как мы уже выяснили, процесс товародвижения на основе логистики начинается с выхода готовой продукции с конвейера. В нашем случае производителями являются мясокомбинаты, молокозаводы, рыбоперерабатывающие заводы, хлебопекарни и другие предприятия, выпускающие скоропортящуюся продукцию, сроки хранения которой довольно малы. Поэтому, чтобы доставить данную продукцию потребителю в надлежащем качестве необходимо исключить из логистической цепи некоторые звенья, а именно: складирование и запасы. Очевидно, что процесс товародвижения скоропортящейся продукции начинается с приема заказа на необходимое количество определенной продукции. Скоропортящаяся продукция, минуя операции складирования и запасов, по выходу с конвейера должна сразу отгружаться и доставляться на предприятия розничной торговли или иные предприятия, осуществившие заказ на нее (например, предприятия общественного питания). Перевозить продукцию данного вида необходимо соблюдая определенные санитарные правила и нормы (СанПиН 2.3.5.021-94.): Для транспортировки пищевых продуктов должен выделяться специальный транспорт. Запрещается транспортировка пищевых продуктов транспортом, на котором ранее перевозились ядохимикаты, бензин, керосин и др. сильнопахнущие и ядовитые вещества. Для транспортировки определенного вида пищевых продуктов (молочные, колбасные, кремовые кондитерские изделия, хлеб, мясо, рыба, полуфабрикаты и др.) должен быть выделен специализированный транспорт с маркировкой в соответствии с перевозимыми продуктами. Транспорт, используемый для перевозки пищевых продуктов, должен иметь санитарный паспорт, быть чистым, в исправном состоянии, кузов машины должен иметь гигиеническое покрытие, легко поддающееся мойке. Запрещается производить погрузку пищевых продуктов в транспорт, не отвечающий санитарным требованиям и при отсутствии санитарного паспорта на него, а также транспортировка сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами. Мойка и обработка транспорта, предназначенного для перевозки пищевых продуктов, должны осуществляться в автохозяйствах. Условия транспортировки (температура, влажность) должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации на каждый вид пищевых продуктов, а также правилам перевозок скоропортящихся грузов разным видом транспорта, и многие другие условия, подробно описанные в разделе 3.11 СанПиН 2.3.5.021-94. Отсюда следует, что перемещение данного вида продукции желательно в одном регионе с предприятием-изготовителем или в близлежащих регионах, чтобы продукция не перешла в категорию, подлежащую утилизации. Вывод Любое предприятие для сохранения присутствия на рынке и увеличения своей доли рынка должно предоставлять своим клиентам продукцию (услуги) высокого качества, отвечающего требованиям современного рынка. Для эффективного функционирования предприятия необходима слаженная работа всех его отделов и подразделений. Отдел логистики играет немаловажную роль в данном процессе. От действий логистов зависит как быстро, и в каком качестве потребитель получит необходимую ему продукцию. А если эта продукция скоропортящаяся… От того как логист (отдел логистики) просчитает способы и методы доведения потоков продукции от производителя до потребителя с наименьшими затратами, зависит получит ли предприятие максимальную прибыль, удовлетворит ли в полном объеме запросы потребителя и, соответственно, сможет ли предприятие остаться на рынке, а в дальнейшем увеличит ли свою долю в существующем сегменте рынка, не снижая качество услуг, при этом уменьшая свои затраты и увеличивая прибыль. Использованная литература: 1. Галанов В.А. Логистика: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 272 с. – (Высшее образование) 2. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика – новые инструменты хозяйствования: учеб. Пособие / Е.А. Голиков. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 220 с. 3. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. – 168 с. 4. Круглякова Г.В., Кругляков Г.Н. Коммерческое товароведение продовольственных товаров: Учебник. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2002. – 496 с. 5. Лихачева Е.И. Товароведение и экспертиза мяса и мясных продуктов: Учебное пособие / Е.И. Лихачева, О.В. Юсова. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. – 304 с.: ил. – (ПРОФИль). 6. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 252 с. – (Серия «Высшее образование»). 7. Неруш Ю.М. Логистика: учебник. – 4-е изд., перераб. И доп. – Москва: Проспект, 2010. – 520 с. 8. Николайчук В.Е. Логистический менеджмент: Учебник. – М.: Издательско-тарговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 980 с. 9. Савенкова Т.И. Логистика: учеб. Пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Т.И. Савенкова. – 5-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 255 с. : ил., табл. – (Библиотека высшей школы). 10. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе : Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 608 с. – (Серия «Высшее образование»). 11. Шумаев В.А. Логистика товародвижения. – М.: «Издательский дом «НОВЫЙ ВЕК», 2001. – 194 с. 12. СанПиН 2.3.5.021-94. Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли 13. СанПиН 2.3.2.1324-03. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов 1 Галанов В.А. Логистика: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 272 с. – (Высшее образование) (стр. 3) 2 Сергеев В.И. Логистика в бизнесе : Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 608 с. – (Серия «Высшее образование»). (Глава 1,стр.6) 3 Сергеев В.И. Логистика в бизнесе : Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 608 с. – (Серия «Высшее образование»). (Глава 1, стр. 13-17) 4 Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. – 168 с. (Глава 2, стр. 17-20) 5 Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. – 168 с. (Глава 2, стр. 17-24) 6 Шумаев В.А. Логистика товародвижения. – М.: «Издательский дом «НОВЫЙ ВЕК», 2001. – 194 с. (Глава 4, стр. 115-120) 7 СанПиН 2.3.2.1324-03. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов 8 Круглякова Г.В., Кругляков Г.Н. Коммерческое товароведение продовольственных товаров: Учебник. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2002. – 496 с. (Глава 6, стр. 315-317) |
Реферат По дисциплине: Логистика Царь Византии Леон VI (865-912 гг.), живший в IX-X веке н э., использовал термин «логистика» в учебнике по военному делу в значении... | Реферат По дисциплине: Логистика Тема №25: Задача выбора поставщика... Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами | ||
Реферат По дисциплине: Логистика Логистика- направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальным потоком и связанные с ним информационными... | Реферат По дисциплине: Логистика | ||
Логистика и производственная деятельность Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коммерческая логистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Реферат По дисциплине: логистика Однако переход от изолированной разработки в значительной степени самостоятельных систем к интегрированным логистическим системам... | ||
Реферат По дисциплине: Логистика Охватывает информационную и управленческую деятельность, процессы транспортировки и хранения товаров, интеграция которых позволяет... | Реферат по дисциплине: «Логистика» Динамично изменяющаяся ситуация создает объективную потребность у ряда предприятий в создании службы логистики, отсутствие которой... | ||
6. технологическая карта по дисциплине логистика | Логистика Снижая эти затраты, мы снижаем себестоимость, повышая таким образом свою прибыль и увеличивая конкурентоспособность предприятия на... | ||
Реферат по дисциплине Логистика Тема: Организация производственного процесса во времени Понятие производственного процесса. Основные принципы организации производственного процесса. Принципы организации производства | Тесты поэкономикепредприяти я Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коммерческая логистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Кафедра международного маркетинга и торговли Рабочая программа учебной дисциплины «Сбытовая логистика» составлена в соответствии с требованиями ооп: 100700. 62 Торговое дело.... | Реферат по логистике 8 Логистика является относительно молодой и бурно развивающейся наукой и сферой бизнеса в нашей стране | ||
Требования к оформлению реферата по учебной дисциплине Реферат по учебной дисциплине выполняется в установленной форме (имя файла электронной формы: «р реферат по дисциплине шаблон») | Методические указания по дисциплине «Логистика» Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2010 |