Логистика





Скачать 151.18 Kb.
НазваниеЛогистика
Дата публикации25.05.2015
Размер151.18 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ)

«МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (МУБиНТ)»

Вологодский филиал

Реферат

По дисциплине: Логистика

Тема Логистика как фактор конкурентоспособности предприятия

Выполнил: студент группы В36МН-61

Щукин П.В.

15.12.2014

Преподаватель: Перцева М.Б.

Вологда 2014

Важнейшим фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности, как отмечается во многих исследованиях, остается концентрация производства, что повлияет на сокращение тенденции к образованию гигантских промышленных объединений. Наряду с концентрацией уровень конкурентоспособности будет определяться такими факторами, как развитие производства новых видов продукции и стимулирование становления новых потребностей. С ними связаны тенденции продолжения роста затрат на исследовательские и опытные разработки, рекламу и маркетинг. Интерес представляет анализ конкретных шагов и действий, которые предпринимают производственные и технические лидеры высоко развитых государств для того, чтобы осуществить очередной рывок в «борьбе за лидерство». Ни для кого не секрет, что в настоящее время российская экономика функционирует по законам рынка. Каждое предприятие в таких условиях ведет абсолютно самостоятельную политику и только на нем лежит ответственность за результаты его деятельности. В современных условиях рынок предъявляет к каждому субъекту финансово-хозяйственной деятельности достаточно жесткие условия, а проблемы в экономике России лишь усугубляют и без того тяжелое положение многих российских предприятий. Чтобы выжить и успешно функционировать в таких условиях, предприятию уже недостаточно просто производить продукцию в максимально возможном объеме, выполняя свои внутренние планы, важно эту продукцию затем и реализовать. А ведь в условиях жесткой конкурентной борьбы выживает только то предприятие, которое сможет предложить рынку качественную продукцию по более низкой цене, чем у конкурентов. Цена продукции зависит не только от затрат на ее производство, но и от затрат на ее транспортировку, складирование, реализацию и т.д. Снижая эти затраты, мы снижаем себестоимость, повышая таким образом свою прибыль и увеличивая конкурентоспособность предприятия на рынке. Именно этими вопросами занимается логистика.

Роли логистики как политике сбыта длительное время не предавалось значение. Преобладало мнение, что производственное распределение товара имеет лишь вспомогательную функцию в связи с обработкой полученных заказов в результате использования других инструментов маркетинга. Оно якобы пассивно служит процессу маркетинга и, тем самым, не представляет собой самостоятельный, активно применяемый инструмент политики сбыта. В частности, на рынках потребительских товаров с весьма однородными по ценам и качеству и, вместе с тем, замещаемыми с точки зрения потребителей продуктами обеспечение пространственной и временной возможности распоряжения продуктами приобретает большое для вербовки клиентов значение. В результате этого физическая услуга предприятия по сбыту товара становится элементом, который может существенно повлиять на решение потенциального клиента произвести покупку. Материальный поток представляет собой находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы (предметы труда), незавершенное производство, готовую продукцию, к которым применяются логистические операции или функции, связанные с физическим перемещением в пространстве

Роль логистики в повышении  конкурентоспособности фирмы.
В современном мире экономика  развитых стран базируется на принципах  рыночной модели построения отношений. Это применительно и к российской экономике. Переломный для нашей  страны период начала 1990-х годов  – «перестройка» - получил свое название в первую очередь из-за коренного  переустройства экономики государства, хотя в наши дни термин чаще применяется  для обозначения последовавших позже политических событий. Главной характеристикой экономических изменений того периода является переход от командной формы экономики к рыночной. Одним из самых важных признаков  рыночной экономики является наличие  конкуренции между производителями. Чаще всего само государство поддерживает конкуренцию посредством антимонопольной политики, хотя в мире есть страны, где антимонопольное законодательство отсутствует. Способность предприятия бороться за свою долю рынка характеризуется конкурентоспособностью. В словаре экономических терминов конкурентоспособность определена как способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Конкурентоспособность товара определяется, с одной стороны, его качеством, техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами товаров. Так же на нее может влиять мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке колебания спроса.
Конкурентоспособность предприятия  определяется конкурентоспособностью производимых им товаров и услуг. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. При первоначальном входе на рынок конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких условий, как:
- конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках; 
- вид производимого товара; 
- ёмкость рынка (количество ежегодных продаж); 
- лёгкость доступа на рынок; 
- однородность рынка; 
- конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке; 
- конкурентоспособность отрасли; 
- возможность технических новшеств в отрасли; 
- конкурентоспособность региона и страны.

Если конкурентоспособность  предприятия при входе на рынок  ниже, чем у производителей похожих товаров и услуг, то есть только два пути дальнейшего развития событий: либо прекращать экономическую деятельность фирмы, либо попытаться повысить ее конкурентоспособность. Аналогичная ситуация возникает, если на сегменте рынка, занимаемом предприятием, появляется фирма, которая начинает конкурировать с ним за данный рынок. К примеру, если конкурент начинает продавать товар аналогичного качества по более низкой цене, и при этом покупатели охотно его покупают, то конкурентоспособность данного предприятия резко падает. 
Существует множество  способов повышения конкурентоспособности. Выбор того или иного из них  зависит от конкретного предприятия  и сложившейся экономической ситуации. Самым исторически распространенным является концентрация производства –сосредоточение одного или нескольких родственных видов продукции на нескольких крупных предприятиях в пределах одного региона. Так же популярен такой метод, как расширение ассортимента. Это прежде всего относится к постоянному обновлению ассортимента выпускаемой продукции, безостановочной разработке и быстрому освоению новых образцов изделий и одновременному наращиванию производительности труда, повышению гибкости производства, эффективности, снижению всех видов издержек и затрат. Особое место занимает обеспечение стабильного роста качества и надежности новых изделий при одновременном снижении цен на новые виды продукции. Курс берется на повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала при ориентации на удельное сокращение численности производственных и управленческих работников. Все это практически означает выпуск как можно большего количества новых, пользующихся повышенным спросом изделий, цены на которые будут ниже, чем у конкурентов, а качественные и эксплуатационные характеристики и надежность – выше. С термином конкурентоспособность  в экономике тесно связано  понятие конкурентных преимуществ - это преимущества, которые существует у компании перед конкурентами в отрасли, отражается в предложении потребителям товаров или услуг по более низким ценам, лучшего качества, в большем ассортименте, обладающих уникальными свойствами и т.д. Конкурентные преимущества в совокупности характеризуют и составляют конкурентоспособность предприятия. Найти либо создать это преимущество – стратегически необходимый шаг в случае достаточно сильной конкуренции на рынке. Зачастую конкурентное преимущество может существовать не в самом продукте, а в стратегии продвижения (использование креативных методов продвижения, нестандартной рекламы и пр.). 
Понятие конкурентоспособность  – достаточно сложное и многогранное. Соответственно, факторы, влияющие на изменение конкурентоспособности предприятия, необходимо рассматривать в комплексе. Для повышения конкурентоспособности  хозяйствующего субъекта первая группа факторов является во многом определяющей, поскольку состояние  и  качество средств и предметов труда, степень  их использования, уровень механизации  и автоматизации производства, применяемых  технологий напрямую влияют на операционную эффективность деятельности предприятия. Совершенствование этих факторов в  результате использования научно-технических  достижений и осуществления инновационных  преобразований - основное условие  повышения конкурентоспособности  предприятия.
Организационно-управленческая подсистема факторов, предусматривающая  использование и таких форм организации  производства, как концентрация, специализация, комбинирование и кооперирование - также одно из важнейших условий  повышения конкурентоспособности предприятия.
Это относится и к финансово-экономической  подсистеме, поскольку от того, насколько  предприятие ориентировано на достижение конечных результатов, эффективное  использование сырья, материалов, живого труда, производственных мощностей, от интенсивности оборота его капитала, уровень его конкурентных возможностей зависит напрямую. 
Весьма велико значение и природно-географической подсистемы. Относящиеся к ней факторы требуют от предприятия соответствующим образом выстраивать логистическую структуру, совершенствовать технологию переработки сырья, оптимизировать транспортные схемы перевозок, снижать энергоемкость производства, приближать нормативы социальной инфраструктуры к международным требованиям и т.д. 
Во всех странах мира доминантным становится экологический тип производства, предполагающий комплексное использование ресурсов, внедрение малоотходных и безотходных технологий, совершенных очистных сооружений, всемерное улучшение состояние охраны труда и окружающей среды.
Отраслевая подсистема факторов характеризует внешние условия  функционирования хозяйствующего субъекта, которые формируют возможные  конкурентные преимущества предприятия  и влияют на процесс повышения  его конкурентоспособности. Эти  условия определяются потребностью в отраслевом товаре и его эксклюзивностью, наличием доступа к качественному  сырью и конкурентоспособностью поставщиков, общим уровнем отраслевой концентрации, специализации и кооперирования производства, качеством информационной и нормативно-методической базы управления в отрасли, степенью унификации, стандартизации и сертификации ее продукции, системой подготовки и повышения квалификации кадров, внедрением радикальных новшеств (патентованных товаров и технологий, современных информационных систем и т.п.), долей экспорта наукоемкой продукции и т.д. Перечисленные  отраслевые факторы служат платформой деятельности хозяйствующих субъектов, в значительной мере предопределяя  направления совершенствования  техники, технологии, организации и  управления производством на каждом предприятии. 
Рыночная подсистема с учетом особенностей отраслевой подсистемы, в конечном счете, при правильном использовании соответствующих факторов делает предприятие действительно конкурентоспособным. Только за счет этих факторов можно обеспечить заинтересованность крупных инвесторов и финансовых посредников в его деятельности, воздействовать на процесс изменения предпочтений покупателей и клиентов, иметь отлаженную систему распределения производимой продукции, эффективную систему стимулирования ее сбыта и послепродажного обслуживания.
Функции логистики на  предприятии
Исследования, которые проводились  в Великобритании, показали, что  более 70% стоимости продукта, прошедшего весь путь и попавшего уже к  конечному потребителю, «составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока». В сферах производства и обращения применение логистики позволяет: 
1)      снизить запасы на всем пути движения материального потока; 
2)      сократить время прохождения товаров по логистической цепи; 
3)      снизить транспортные расходы; 
4)      сократить затраты ручного труда и расходы на операции с грузом.
По данным тех же исследований от двух до пяти процентов в общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, составляют затраты времени на собственное производство. Таким образом, свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Поэтому логистика рассматривается в качестве фактора повышения конкурентоспособности фирм. В связи с этим становятся актуальными задачи нахождения способа контроля издержек и показателей, наиболее корректно отражающих связь логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами фирм.
Зарубежная литература, имеющая  отношение к экономике, подчеркивает, что фирмы, которые принимают  логистическую концепцию и строят свою стратегию на ее основе, имеют  лучший показатель, отражающий отношение  прибыли, полученной от продажи товаров  или услуг, к инвестированному капиталу. Логистика влияет на расходы, связанные с продажей товаров. К таким расходам относят издержки по выполнению заказов, которые включают затраты на их обработку, перевозку, складирование грузов, управление запасами, а также на упаковку грузов, обеспечение рынка и потребителей запасными частями, послепродажный сервис и другая подобная деятельность. Логистика также влияет на улучшение положения фирм на рынке, из чего следует увеличение их доли на нем.
Логистика так же влияет на инвестиционный капитал через основные элементы активов и пассивов баланса фирм и предприятий. Так как в наше время многие фирмы сталкиваются с дефицитом наличности, «такие элементы, как «наличность и счета дебиторов» являются решающими, с точки зрения ликвидности фирмы», и являются наиболее важными.
Поскольку логистика влияет на оборотный  капитал через сокращение запасов (это запасы сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий), то, следовательно, логистическое управление зависит от политики предприятия  в отношении уровней запасов, степени контроля и управления этими  уровнями. Одновременно, от политики по закупке сырья и материалов, непосредственно  связанных со счетами кредиторов, оказывается влияние на их оборотный  капитал. Следовательно, интеграция управления закупками и управления производством  – это составная часть логистической  стратегии предприятия, которая в конечном итоге позволяет получить значительный экономический эффект. Как показали исследования, на предприятиях и фирмах, где постадийное расходование запасов соответствует плановым потребностям производства в сырье и материалах, производственные затраты снижаются, а степень использования инвестированного капитала повышается.
Аренда складов, транспортных средств  и других элементов логистической  системы является для арендатора текущими расходами. Замена основного  капитала на текущие расходы достигается  привлечением третьих фирм к выполнению операций по складированию и перевозкам вместо приобретения собственных средств  для их осуществления. 
Исследования, выполненные в сфере  логистики для широкого диапазона  рынков (от рынков продовольственных  товаров до капиталоемкой продукции), показали, что фирмы-продуценты и  посредники располагают достаточно широкими возможностями для создания предпочтительных условий потребителям. Эти возможности могут быть реализованы  лишь в том случае, если функционирование логистики в полном объеме ориентировано на рынок. 
Вышеизложенное позволяет утверждать, что цель логистики выходит за рамки сокращения издержек и увеличения прибыли. Поэтому на данном этапе  концепция конкурентоспособности  фирмы заключается в получении  конкурентного преимущества за счет предложения дополнительных услуг  и повышения их качества. В дальнейшем, по мере применения данной концепции  большинством фирм, снижение издержек вновь может оказаться первоочередным делом, но уже на другой основе. Следовательно, повышение конкурентоспособности  фирм за счет логистики – процесс  непрерывный и адаптивный.
В связи со становлением рыночных отношений в последние годы в России логистика стала широко применяться и распространяться. Это объясняется теми значительными результатами, которые были получены, благодаря применению логистического подхода в экономике развитых капиталистических стран. Логистика стала инструментом бизнеса таких известных корпораций как IBM, Proctor&Gamble, GeneralMotors, FordMotors, Johnson&Johnson и многие другие.
Деятельность предприятий  и организаций в области логистики  для достижения конкурентных преимуществ  складывается из общеизвестных «семи  правил» логистики. Логистическая деятельность должна носить интеграционный характер, иначе достижение этих правил невозможно. Необходима интеграция всех субъектов участвующих в логистической цепочке в логистическую систему.Западными учеными и специалистами было разработано множество логистических концепций, успешно применяемых на многих известных предприятиях и корпорациях, которые дали значительные конкурентные преимущества выпускаемым ими товарам и позволили стать предприятиям ведущими в своей отрасли производства. Приведем некоторые из них в качестве примеров.
Первая рассматриваемая  концепция – «Justintime».Эта концепция является наиболее широко распространенной. Ее появление относится к концу 50-х годов, когда японская компания «Тойота Моторс», а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять систему KONBAN. Лозунгом концепции является потенциальное исключение запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе. Исходной постановкой было то, что если производственное расписание задано, то можно так организовать процесс, что все материалы и полуфабрикаты будут поступать в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. Для этого нужна оперативная передача данных между подразделения и координация поставщиков деталей. Применение данной концепции позволяет значительно улучшить качество выпускаемой продукции, снизить себестоимость производства, практически сократить страховые запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала фирмы.
Рассмотрим так же макрологистическую концепцию «Leanproduction». Сущность данного подхода выражается в творческом сплаве следующих компонентов: высокого качества, маленьких размеров производственных партий, низких уровней запасов, высококвалифицированного персонала и гибкого оборудования. Эта концепция получила свое название "тощее производство", потому что требует гораздо меньше ресурсов, чем массовое производство - меньше запасов, меньше времени на производство единицы продукции, меньше потерь от брака, потому что сведены до минимума производственные партии и производственное время.
Следующаяконцепция – «Requirements/resource planning». На данной концепции основаны такие логистические системы в производстве и снабжении, как MRP I/MRP II - "Materials/manufacturingrequirements/resourceplanning" (системы планирования потребностей в материалах/производственного планирования потребностей ресурсов), и в дистрибьюции - DRP I/DRP II - "Distributionrequirements/resourceplanning" (система планирования распределения продукции/ресурсов). Основными целями MRPявляются удовлетворение производства в ресурсах, поддержание низкого уровня запасов, планирование производственных операций. В процессе реализации этих целей MRP система обеспечивает приток планового количества материальных ресурсов и запасов продукции за время, используемое для планирования. Система MRP начинает свою работу с определения, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые количества материальных ресурсов для удовлетворения потребностей производственного расписания.MRP II является эффективной плановой техникой, позволяющей проводить логистическую концепцию интеграции функциональных сфер бизнеса при управлении материальными потоками. Преимущества MRP I перед MRP II системами являются лучшее удовлетворение потребительского спроса путем сокращения продолжительности производственных циклов, лучшей организации поставок, более быстрой реакции на изменения спроса.Система DRP имеет такой же принцип работы, что и MRP, но в каналах дистрибьюции готовой продукции. Система DRP сложнее, так как базируется на потребительском спросе, который не контролируется фирмой. Система планирует и регулирует уровни запасов на базах и складах фирмы в собственной товаропроизводящей сети сбыта или у оптовых торговых посредников.
Следующая концепция –  «Quickresponse» (QR)–переводится как метод быстрого реагирования, представляет собой логистическую координацию между ритейлерами и оптовиками, с целью улучшения продвижения готовой продукции в их дистрибьютивных сетях в ответ на дополнительное изменение спроса. Реализация этих концепций осуществляется путем мониторинга продаж в розничной торговле и передачи информации об объемах продаж по специфицированной номенклатуре и ассортименту оптовикам, и от них - производителям готовой продукции.Применение концепции QR позволяет уменьшить запасы готовой продукции до требуемого уровня, но не ниже величины, позволяющей быстро удовлетворить потребительский спрос, и в то же время значительно повысить оборачиваемость запасов.
Рассмотримтакже «Continuousreplenishment» (CR), которая является модификацией QR. Целью СR является установление эффективного плана, направленного на пополнение запасов готовой продукции у ритейлеров. Рассчитывается необходимая суммарная потребность в количестве и ассортименте товара. Затем достигается соглашения между поставщиками, оптовиками и ритейлерами на пополнение их запасов готовой продукции путем подписания обязательства по закупкам. Для эффективной работы этой концепции необходимо выполнение двух пунктов: обеспечение достоверной информацией от ритейлеров и соответствие размеров грузовых поставок максимальной вместительности транспортных средств.
Последняя концепция «Automaticreplenishment»является улучшенным вариантом концепций QRи СК. Стратегия данного метода обеспечивает поставщиков готовой продукции необходимым набором правил для принятия решений по товарным атрибутам и категориям. Путем применения данной концепции поставщик может удовлетворить потребности ритейлеров в товарной категории за счет устранения необходимости отслеживания единичных продаж и уровней запасов для товаров быстрой реализации. Эта стратегия также позволяет уменьшить затраты ритейлеров, связанные с распределением запасов и обеспечением надежности их пополнения.

Cписок используемой литературы:

1.Бауэрсокс, Д.Д., Логистика: интегрированная цепь поставок / Д.Д. Бауэрсокс, Д.Д. Клосс.- 2-е изд. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008.

2. Гаджинский, А.М., Логистика: учебник / А.М. Гаджинский. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005

3. Леншин, И.А., Основы логистики: учебное пособие / И.А.Леншин. - М.: Машиностроение, 2002.

4. Миротин, Л. Б, Основы логистики: учебное пособие

5. Плоткин Б.К. Управление материальными ресурсами. – Л.; 1991. – 80 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Логистика iconРеферат По дисциплине: Логистика
Царь Византии Леон VI (865-912 гг.), живший в IX-X веке н э., использовал термин «логистика» в учебнике по военному делу в значении...
Логистика iconКафедра международного маркетинга и торговли
Рабочая программа учебной дисциплины «Сбытовая логистика» составлена в соответствии с требованиями ооп: 100700. 62 Торговое дело....
Логистика iconРеферат По дисциплине: Логистика Тема №25: Задача выбора поставщика...
Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами
Логистика iconКафедра международного маркетинга и торговли
Рабочая программа учебной дисциплины «Транспортная логистика торговых предприятий» составлена в соответствии с требованиями ооп:...
Логистика iconКафедра международного маркетинга и торговли
Рабочая программа учебной дисциплины «Транспортная логистика торговых предприятий» составлена в соответствии с требованиями ооп:...
Логистика iconРеферат По дисциплине: Логистика
Логистика- направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальным потоком и связанные с ним информационными...
Логистика iconЛогистика и производственная деятельность
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коммерческая логистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Логистика iconРабочая программа по курсу «Логистика» для специальности
Рабочая программа дисциплины «Логистика» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Логистика iconДисциплина "Логистика" входит в состав цикла специальных дисциплин....
Курс лекций ориентирован на современные экономические условия и складывающиеся рыночные отношения в Российской Федерации
Логистика iconПрограмма вступительных экзаменов по специальности 08. 00. 05 «Экономика...
Фгбоу впо сгэу по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством (логистика)» включены разделы, соответствующие...
Логистика iconОоо «интегра-логистика», именуемое в дальнейшем Экспедитор
Ооо «интегра-логистика», именуемое в дальнейшем Экспедитор, в лице Директора Красильникова Максима Евгеньевича, действующего на основании...
Логистика iconПрограмма дисциплины Управление качеством для специальности 080506...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080506. 65 «Логистика...
Логистика iconРеферат По дисциплине: Логистика

Логистика icon6. технологическая карта по дисциплине логистика

Логистика icon«Логистика»
Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского
Логистика icon1. Логистика в современных условиях
Основные законы рациональной организации производственного процесса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск