НОУ «Пансион семейного воспитания «Наш Дом»
«Утверждаю» Рекомендовано к применению
Директор Пансиона протокол Педагогического Совета
__________ Ю.А. Евдокимов № ____ от ___________________
приказ № __ от ___________
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Подготовка воспитанников образовательных учреждений
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к успешной
самостоятельной жизни в современном обществе»
возраст детей – с 3 до 17 лет
срок реализации программы – 15 лет
автор программы – Евдокимов Ю.А., директор НОУ
«Пансион семейного воспитания «Наш Дом»
Санкт-Петербург
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И АЗБУКА ОБЩЕНИЯ 9
ЖИЛИЩЕ, ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПИТАНИЕ 10
ТРАНСПОРТ, ТОРГОВЛЯ, СВЯЗЬ 12
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА, ЗДОРОВЬЕ, ОБЖ 14
ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 16
УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ 18
ЖИЗНЕННОЕ и ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ 19
ПОЛЕЗНАЯ ЭКОНОМИКА. ТЫ И ЗАКОН 19
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И АЗБУКА ОБЩЕНИЯ 21
ЖИЛИЩЕ, ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПИТАНИЕ 23
ТРАНСПОРТ, ТОРГОВЛЯ, СВЯЗЬ 24
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА; ЗДОРОВЬЕ, ОБЖ 27
ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 30
УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ 33
ЖИЗНЕННОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ 34
ПОЛЕЗНАЯ ЭКОНОМИКА. ТЫ И ЗАКОН 35
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
Актуальность и практическая значимость предлагаемой программы в первую очередь связаны с тем, что за всю историю учреждений интернатного типа в нашей стране не было основополагающего программного документа, в котором были бы зафиксированы цели и задачи содержания и воспитания детей-сирот, не определен объем знаний и умений, необходимый для их успешной социализации. Поэтому, в конце прошлого и начале этого века каждое интернатное учреждение России вставало перед необходимостью самостоятельной разработки такого документа, особенно в связи с введением процедуры лицензирования образовательной деятельности.
Данная программа создавалась и проходила практическую апробацию в 90 годы на базе Никольского детского дома Тосненского района Ленинградской области, в 2004 году получила положительное заключение кафедры психологии РГПУ им. А.И.Герцена, заслужила высокое признание в виде Почетного Диплома на федеральном конкурсе «Лучшие российские программы для семьи – 2004», по данной программе учреждение успешно прошло процедуру государственного лицензирования в 2007 году.
На момент разработки данной авторской программы аналогичных федеральных программ для детских домов просто не существовало (как их нет и сейчас). Поэтому корреляция программы проводилась со следующими программами:
- программы социально- бытовой ориентации (для учащихся V-IX кл. вспомогательных школ),
- программа «Становление» детских домов Курганской области,
- комплект программ по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта «Человек и общество»,
- комплексная программа сексуального воспитания и просвещения воспитанников интернатских учреждений и детских домов Министерства образования РФ,
Цель и задачи образовательной программы
Цель данной образовательной программы четко отражена в ее названии – Подготовка воспитанников детских домов к успешной самостоятельной жизни в современном обществе. Если не разбирать глубоко понятия «успешная социализация», «социальная адаптация», то можно сказать, что Пансион должен дать своим воспитанникам тот комплекс знаний и умений, который в нормальных условиях дает семья и который позволит выпускникам успешно жить самостоятельной жизнью в современном обществе. Конкретизация цели традиционно достигается через решение ряда задач. Обучающая задача в целом состоит в том, чтобы дать воспитанникам определенный блок знаний и умений, необходимый им в самостоятельной жизни. На выходе ребята должны иметь прочные знания, умения, навыки по программе и уметь применять их в практической деятельности. Воспитательная задача в целом состоит в том, что в ходе реализации программы необходимо формировать у воспитанников определенные ценностные ориентации (понимание необходимости и ценности труда, уважение к законам, правам и интересам других и т.п.). Развивающая задача программы направлена на развитие определенных качеств и свойств личности воспитанников, профилактики и коррекции потребительского отношения к людям, пассивности.
Предполагаемый результат работы с Программой – более высокий уровень социальной адаптации воспитанников.
Отличительные особенности программы
Методологическую основу Программы составили положения науки о психологической структуре личности, о неразрывном единстве социальной и биологической обусловленности её развития, о культурно-историческом, личностно-деятельностном подходах к исследованию психических явлений и процессов (Б.Г.Ананьев, В.М.Бехтерев, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, П.И.Зинченко, Р.Е.Левина, А.Л.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, Б.Т.Теплов, Б.М.Ломов, В.Д.Шадриков, В.П.Зинченко, А.В.Петровский, Д.Б.Эльконин и другие). Программа опирается на работы А.Г.Асмолова, С.А.Беличевой, Л.И.Божович, И.В.Дубровиной, И.А.Зимней, А.К.Марковой, М.А.Хациевой и других.
Педагогическую основу Программы составляет концепция Н.Е Щурковой, в которой цель воспитания определяется как личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека, а также идеи педагогической поддержки ребенка О.С.Газмана. Программа состоит из двух частей и ее содержание охватывает ряд ключевых направлений:
Культура поведения и азбука общения
Жилище, одежда, обувь, питание
Транспорт, торговля, связь
Личная гигиена, здоровье, ОБЖ
Подготовка к семейной жизни
Учреждения и организации
Жизненное и профессиональное самоопределение
Полезная экономика. Ты и закон
Каждое направление включает в себя минимальное необходимое число тем, по каждому направлению определены нормативные требования к знаниям и умениям воспитанников.
Данные темы изучаются с воспитанниками разного возраста, однако, формы, методы, приемы изучения учебного материала, сложность и глубина вопросов, отраженных в темах, степень самостоятельности детей при изучении различных направлений гибко изменяется, варьирует в зависимости от возраста и степени развития воспитанников.
Особенности контингента детей, которым адресована программа
Прохождение Программы предполагается воспитанниками в возрасте 3-4 и до 17 лет (момента окончания школы). Контингент детей – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети объединены в воспитательные группы (семьи) по 5 ребят в каждой. Планируется в целом стабильный состав группы – дети будут набраны в Пансион в возрасте 3-4 лет и будут находится в нем до окончания школы.
Режим занятий
В основном, работа по данной Программе происходит на воспитательных часах (специально выделенных в режиме дня и предварительно спланированных целенаправленных занятиях). Форма проведения воспитательного часа жестко не закреплена – это может быть и беседа, рассказ, инструктаж, занятия в игровой форме (викторина, конкурсы и т.д.), практические занятия, экскурсии и т.д. Общая логика работы с материалом программы стандартна: мотивация детей, изучение нового материала, его закрепление, проверка знаний и умений воспитанников. Часть программного материала органично вплетается в жизнь детей в Пансионе – уборка помещения, уход за одеждой, обувью, навыки общения и т.д.
Так как Пансион стремится к реализации семейных форм воспитания, предполагается значительная гибкость в реализации Программы, где целевым ориентиром выступает не уложиться в жестко определенное время, а сформировать устойчивые знания, умения и навыки, а также соответствующие отношения, качества и свойства личности.
Специально выделенные в режиме дня занятия по Программе планируются 2 раза в неделю, в остальное время ребята под руководством воспитателя закрепляют эти знания в повседневной жизни. В течение учебного года планируется проведение 80 таких занятий.
Темы жестко не привязаны к годам обучения. При подготовке учебно-тематического плана прохождения Программы на учебный год воспитатель может использовать как первую, так и вторую часть программы, либо комбинировать их (дифференцируя набор тем, их сложность и т.д.).
Часть тем, по предварительной договоренности, берет на себя психолог, врач, социальный работник и т.д.).
Для успешной реализации этих моментов возможна следующая технология работы с Программой.
В августе воспитатели групп готовят учебно-тематический план на основе данной Программы. План готовится один на группу, но в примечаниях к каждой теме указывается, кто из воспитателей за нее отвечает. Структура плана проста. Вначале указывается месяц, затем расписывается, какие темы основных направлений будут изучаться в этом месяце с указанием напротив темы ответственного воспитателя к количеству учебных часов. Зная группу, воспитатель самостоятельно определяет количество часов на каждую тему (т.е. количество занятий) – всего, теория, практика.
Далее идет работа по выполнению учебно-тематического плана. Воспитатели проводят занятия, администрация контролирует качество обучения, уровень знаний и умений, степень выполнения Программы; организует методическую учебу и повышение квалификации.
В конце года воспитатели пишут подробный отчет по результатам работы по Программе (промежуточные итоги отражаются в ежемесячных отчетах воспитателей).
Основные требования к знаниям и умениям воспитанников
Требования к знаниям и умениям воспитанников подробно прописаны по каждому направлению Программы.
Формами их контроля являются как традиционные методы (опрос детей, тестирования и т.п.), так и другие, учитывающие специфику данного курса – практические задания, игры, выставки, соревнования, конкурсы.
Интересная форма промежуточного контроля знаний и умений воспитанников – игровые занятия типа известных телевизионных игр (КВН, «Кто? Где? Когда?» и т.д.). Кроме того, качество работы по Программе видно и в процессе жизнедеятельности в Пансионе: насколько воспитанники групп умеют общаться, поддерживать чистоту, ухаживать за одеждой, обувью.
Так как в Программе невозможно охватить все аспекты самостоятельной жизни в современном обществе, возможно выделение ряда занятий на дополнительные (факультативные) темы, особенно важные для конкретного детского дома, группы, отдельного воспитанника. И для оперативных корректировок основных тем программы необходимо в течение года после выпуска (и далее, если это возможно) – в первый месяц, через полгода, через год - проводить опрос выпускников: с какими проблемами они столкнулись в самостоятельной жизни, попросить проранжировать эти проблемы по степени сложности, спросить каких знаний и умений им не хватало для решения этих проблем. Организационно, такой опрос удобно проводить в ежегодный День встречи выпускников.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
В учебно-тематическом плане обычно представлены темы разделов и почасовое распределение материала. Однако, как уже отмечалось выше, вследствие других целевых ориентиров, большей ориентации на индивидуальный подход, специфики курса как подготовки к самостоятельной жизни – вследствие этого отсутствует жестко навязанная сверху расчасовка материала. На каждую группу в начале учебного года воспитатели сами определяют порядок и темп прохождения тем, степень сложности материала, количество часов, необходимых на изучение того или иного вопроса темы.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА 1 ЧАСТЬ:
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И АЗБУКА ОБЩЕНИЯ Культура поведения:
Темы:
Осанка при ходьбе, в положении сидя, стоя
Формы общения к старшим и сверстникам при встречи и расставании
Формы обращения с просьбой, вопросам к старшим; формы выражения благодарности.
4. Культура разговора со старшими и сверстниками
Формы поздравления
Культура речи при пользовании телефоном
Этикет и манеры
Общие правила поведения в общественных местах
Воспитанники должны знать:
требования к осанке при ходьбе, в положении сидя, стоя
правила поведения при встрече и расставании
формы обращения с просьбой, вопросом, и поздравлением, сопереживанием благодарности
как культурно разговаривать по телефону
как вести себя в общественных местах
иметь представление об этикете и манерах
Воспитанники должны уметь:
следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя;
следить за собой, своей походкой и жестикуляцией
правильно вести себя при встрече и расставании
вежливо обращаться с вопросом, просьбой, поздравлять и сопереживать, благодарить.
тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками
культурно вести себя в общественных местах
Азбука общения
Темы:
Честность в отношении друг с другом
Плохой хороший поступок в общении
О дружбе и товариществе
Практические занятия:
выполнение в процессе проживания правил общения с младшими, сверстниками, старшими (здороваться, прощаться, благодарить, оказывать помощь и заботу и т.д.).
Организация специальной деятельности, направленной на помощь товарищам, заботу о малышах, больных и пожилых (операция «Добрый поступок», «Забота» и т.д.)
Закрепление умения справедливо оценивать в общении свои поступки товарищей (игра «Оцени себя», «Мастерская поступков», «Что такое настоящая дружба», «Кого можно считать настоящим другом» и т.д.)
Организация совместной учебной, игровой, художественной, спортивной и др. деятельности в «порах» (постоянного, смешанного и разнополого состава).
Проведение вечерних самоотчетов и бесед в группе, с отдельными воспитанниками о своей деятельности, общении (что делали, чему новому научились, кому помогли, где поступили правили, что понравилось и т.д.).
Индивидуально - групповые инструктивные занятия:
Правила самостоятельного регулирования отношений в общении с младшими, сверстниками, старшими и взрослыми.
Как предупредить ссору, правила поведения в споре, как мы миримся.
ЖИЛИЩЕ, ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПИТАНИЕ Жилище:
Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом; помещения и службы детского дома. Варианты квартир и подсобных помещений; виды отопления.
Почтовый адрес и телефоны детского дома
Экскурсия — по детскому дому
Практические работы - заполнение почтовых адресов на конвертах
Воспитанники должны знать;
виды жилых помещений в городе, деревне, их различия
почтовый адрес и телефоны детского дома
Воспитанники должны уметь:
подписывать адрес на конвертах
Одежда и обувь:
Виды одежды и головных уборов. Их назначение, размеры
Повседневный уход за одеждой; предупреждение загрязнения; чистка
Виды обуви, размеры; уход за обувью - сушка, чистка, кремы; подготовка сезонной обуви к хранению.
Практические работы:
чистка и сушка верхней одежды и обуви,
снятие мерок (определение размера)
Воспитанники должны знать:
Виды одежды и обуви; снятие мерок (размеры)
Правила ухода за одеждой и обувью
Воспитанники должны уметь;
подбирать одежду головные уборы, обувь по сезону (и размеру), различать их назначения (повседневная, праздничная, спортивная)
сушить мокрую одежду и обувь; чистить готовить к хранению
подбирать крем и чистить кожаную обувь
Питание:
Продукты питания (хлеб, мясо, овощи и т.д.). Разнообразие продуктов питания.
Приготовление пищи. Завтрак (приготовление простых и комбинированных бутербродов, отваривание яиц; яичница; приготовление салата, винегрета, заваривание чая).
Кухонные принадлежности, приборы, посуда. Правила пользования и ухода за ними. Химические средства ухода
Сервировка стола к завтраку.
Практические работы:
приготовление бутерброда, салата, винегрета, яичницы,
отваривание яиц,
заваривание чая.
Воспитанники должны знать:
Виды бутербродов,
различные меню завтрака,
санитарно - гигиенические требования к процессу приготовления пищи,
правила сервировки стола к завтраку;
правила заваривания чая,
назначение кухонных принадлежностей и посуды;
санитарно — гигиенические требования к использованию химических средств по ухода за посудой.
Воспитанники должны уметь:
Резать ножом продукты для бутербродов;
отваривать яйца,
жарить яичницу;
нарезать варенные овощи кубиками, соломкой,
накрывать на стол с учетом конкретного меню.
ТРАНСПОРТ, ТОРГОВЛЯ, СВЯЗЬ Транспорт:
Проезд в детский дом из СПб (маршруты, виды транспорта)
Правила поведения в транспорте и на улице.
Правила дорожного движения.
Экскурсия - коллективные поездки в транспорте.
Воспитанники должны знать:
наиболее рациональный маршрут проезда до детского дома.
варианты проезда разными видами транспорта.
количество времени, затраченное на дорогу, пересадки.
правила передвижения на велосипеде.
Воспитанники должны уметь:
соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу).
соблюдать правила дорожного движения
Торговля:
Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, их назначение.
Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах
Экскурсия в продовольственные магазины Воспитанники должны знать:
Основные виды магазинов и их назначение,
виды отделов в промышленных и продуктовых магазинах, правила покупки в них;
стоимость основных продуктов, используемых для приготовления завтрака.
Воспитанники должны уметь:
Выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню;
оплатить продукты питания;
соблюдать правила поведения в магазине.
Связь:
Основные средства традиционной связи (почта, телеграф, телефон)
Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, денежные переводы, телеграммы).
Виды писем (заказное, с уведомлением, ценное и т.д.). Порядок отправки писем различных видов, стоимость пересылки, написание адреса на конвертах.
Телеграф, виды телеграфных услуг, тарифы, заполнение телеграфных бланков.
Практические работы; экскурсии:
экскурсия на почту, узел связи,
составление телефонограмм
заполнение бланков
Воспитанники должны знать:
основные средства связи,
виды почтовых отправлений, виды телеграфных услуг;
тарифы.
порядок отправки посылок, переводов и т.д.
Воспитанники должны уметь;
Записывать индекс на конвертах,
составлять различные тексты телеграмм,
заполнять телефонные бланки,
подсчитывать примерную стоимость телеграмм.
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА, ЗДОРОВЬЕ, ОБЖ Личная гигиена:
Правила личной гигиены
Уход за волосами (мытье, прическа)
Гигиена сна; гигиена выполнения домашних заданий
Гигиена зрения (чтения, просмотра т/передач, домашних заданий)
Твой внешний вид
Практические работы:
Выполнение утреннего и вечернего туалета;
причесывание волос
Воспитанники должны знать;
1 . Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета
периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы; средства борьбы с перхотью
Правила освещения помещения, охраны зрения при чтении, выполнение домашних заданий, просмотра телепередач
Требование гигиены сна и подготовки домашних заданий
Воспитанники должны уметь:
1 . Выполнять утренние и вечерние туалеты
Причесывать волосы и выбирать прическу, подбирать шампунь
Соблюдать правила гигиены приготовления д./з., зрения, сна.
Чистить зубы
Следить за одеждой, обувью (иметь опрятный внешний вид).
|