Протокол Педагогического Совета





Скачать 466.18 Kb.
НазваниеПротокол Педагогического Совета
страница1/6
Дата публикации15.09.2013
Размер466.18 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Спорт > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6


НОУ «Пансион семейного воспитания «Наш Дом»


«Утверждаю» Рекомендовано к применению

Директор Пансиона протокол Педагогического Совета

__________ Ю.А. Евдокимов № ____ от ___________________

приказ № __ от ___________

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Подготовка воспитанников образовательных учреждений

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к успешной

самостоятельной жизни в современном обществе»


возраст детей – с 3 до 17 лет

срок реализации программы – 15 лет

автор программы – Евдокимов Ю.А., директор НОУ

«Пансион семейного воспитания «Наш Дом»

Санкт-Петербург

2011

СОДЕРЖАНИЕ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И АЗБУКА ОБЩЕНИЯ 9

ЖИЛИЩЕ, ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПИТАНИЕ 10

ТРАНСПОРТ, ТОРГОВЛЯ, СВЯЗЬ 12

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА, ЗДОРОВЬЕ, ОБЖ 14

ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 16

УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ 18

ЖИЗНЕННОЕ и ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ 19

ПОЛЕЗНАЯ ЭКОНОМИКА. ТЫ И ЗАКОН 19

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И АЗБУКА ОБЩЕНИЯ 21

ЖИЛИЩЕ, ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПИТАНИЕ 23

ТРАНСПОРТ, ТОРГОВЛЯ, СВЯЗЬ 24

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА; ЗДОРОВЬЕ, ОБЖ 27

ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 30

УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ 33

ЖИЗНЕННОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ 34

ПОЛЕЗНАЯ ЭКОНОМИКА. ТЫ И ЗАКОН 35


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА





  1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образователь­ный процесс


Актуальность и практическая значимость предлагаемой программы в первую очередь связаны с тем, что за всю историю учреждений интернатного типа в нашей стране не было основополагающего программного документа, в котором были бы зафиксированы цели и задачи содержания и воспитания детей-сирот, не определен объем знаний и умений, необходимый для их успешной социализации. Поэтому, в конце прошлого и начале этого века каждое интернатное учреждение России вставало перед необходимостью самостоятельной разработки такого документа, особенно в связи с введением процедуры лицензирования образовательной деятельности.

Данная программа создавалась и проходила практическую апробацию в 90 годы на базе Никольского детского дома Тосненского района Ленинградской области, в 2004 году получила положительное заключение кафедры психологии РГПУ им. А.И.Герцена, заслужила высокое признание в виде Почетного Диплома на федеральном конкурсе «Лучшие российские программы для семьи – 2004», по данной программе учреждение успешно прошло процедуру государственного лицензирования в 2007 году.

На момент разработки данной авторской программы аналогичных федеральных программ для детских домов просто не существовало (как их нет и сейчас). Поэтому корреляция программы проводилась со следующими программами:

- программы социально- бытовой ориентации (для учащихся V-IX кл. вспомогательных школ),

- программа «Становление» детских домов Курганской области,

- комплект программ по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта «Человек и общество»,

- комплексная программа сексуального воспитания и просвещения воспитанников интернатских учреждений и детских домов Министерства образования РФ,



  1. Цель и задачи образовательной программы

Цель данной образовательной программы четко отражена в ее названии – Подготовка воспитанников детских домов к успешной самостоятельной жизни в современном обществе. Если не разбирать глубоко понятия «успешная социализация», «социальная адаптация», то можно сказать, что Пансион должен дать своим воспитанникам тот комплекс знаний и умений, который в нормальных условиях дает семья и который позволит выпускникам успешно жить самостоятельной жизнью в современном обществе. Конкретизация цели традиционно достигается через решение ряда задач. Обучающая задача в целом состоит в том, чтобы дать воспитанникам определенный блок знаний и умений, необходимый им в самостоятельной жизни. На выходе ребята должны иметь прочные знания, умения, навыки по программе и уметь применять их в практической деятельности. Воспитательная задача в целом состоит в том, что в ходе реализации программы необходимо формировать у воспитанников определенные ценностные ориентации (понимание необходимости и ценности труда, уважение к законам, правам и интересам других и т.п.). Развивающая задача программы направлена на развитие определенных качеств и свойств личности воспитанников, профилактики и коррекции потребительского отношения к людям, пассивности.

Предполагаемый результат работы с Программой – более высокий уровень социальной адаптации воспитанников.

  1. Отличительные особенности программы

Методологическую основу Программы составили положения науки о психологической структуре личности, о неразрывном единстве социальной и биологической обусловленности её развития, о культурно-историческом, личностно-деятельностном подходах к исследованию психических явлений и процессов (Б.Г.Ананьев, В.М.Бехтерев, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, П.И.Зинченко, Р.Е.Левина, А.Л.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, Б.Т.Теплов, Б.М.Ломов, В.Д.Шадриков, В.П.Зинченко, А.В.Петровский, Д.Б.Эльконин и другие). Программа опирается на работы А.Г.Асмолова, С.А.Беличевой, Л.И.Божович, И.В.Дубровиной, И.А.Зимней, А.К.Марковой, М.А.Хациевой и других.

Педагогическую основу Программы составляет концепция Н.Е Щурковой, в которой цель воспитания определяется как личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека, а также идеи педагогической поддержки ребенка О.С.Газмана.
Программа состоит из двух частей и ее содержание охватывает ряд ключевых направлений:

  1. Культура поведения и азбука общения

  2. Жилище, одежда, обувь, питание

  3. Транспорт, торговля, связь

  4. Личная гигиена, здоровье, ОБЖ

  5. Подготовка к семейной жизни

  6. Учреждения и организации

  7. Жизненное и профессиональное самоопределение

  8. Полезная экономика. Ты и закон


Каждое направление включает в себя минимальное необходимое число тем, по каждому направлению определены нормативные требования к знаниям и умениям воспитанников.

Данные темы изучаются с воспитанниками разного возраста, однако, формы, методы, приемы изучения учебного материала, сложность и глубина вопросов, отраженных в темах, степень самостоятельности детей при изучении различных направлений гибко изменяется, варьирует в зависимости от возраста и степени развития воспитанников.



  1. Особенности контингента детей, которым адресована программа


Прохождение Программы предполагается воспитанниками в возрасте 3-4 и до 17 лет (момента окончания школы). Контингент детей – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети объединены в воспитательные группы (семьи) по 5 ребят в каждой. Планируется в целом стабильный состав группы – дети будут набраны в Пансион в возрасте 3-4 лет и будут находится в нем до окончания школы.


  1. Режим занятий

В основном, работа по данной Программе происходит на воспитательных часах (специально выделенных в режиме дня и предварительно спланированных целенаправленных занятиях). Форма проведения воспитательного часа жестко не закреплена – это может быть и беседа, рассказ, инструктаж, занятия в игровой форме (викторина, конкурсы и т.д.), практические занятия, экскурсии и т.д. Общая логика работы с материалом программы стандартна: мотивация детей, изучение нового материала, его закрепление, проверка знаний и умений воспитанников. Часть программного материала органично вплетается в жизнь детей в Пансионе – уборка помещения, уход за одеждой, обувью, навыки общения и т.д.

Так как Пансион стремится к реализации семейных форм воспитания, предполагается значительная гибкость в реализации Программы, где целевым ориентиром выступает не уложиться в жестко определенное время, а сформировать устойчивые знания, умения и навыки, а также соответствующие отношения, качества и свойства личности.

Специально выделенные в режиме дня занятия по Программе планируются 2 раза в неделю, в остальное время ребята под руководством воспитателя закрепляют эти знания в повседневной жизни. В течение учебного года планируется проведение 80 таких занятий.

Темы жестко не привязаны к годам обучения. При подготовке учебно-тематического плана прохождения Программы на учебный год воспитатель может использовать как первую, так и вторую часть программы, либо комбинировать их (дифференцируя набор тем, их сложность и т.д.).

Часть тем, по предварительной договоренности, берет на себя психолог, врач, социальный работник и т.д.).

Для успешной реализации этих моментов возможна следующая технология работы с Программой.

В августе воспитатели групп готовят учебно-тематический план на основе данной Программы. План готовится один на группу, но в примечаниях к каждой теме указывается, кто из воспитателей за нее отвечает. Структура плана проста. Вначале указывается месяц, затем расписывается, какие темы основных направлений будут изучаться в этом месяце с указанием напротив темы ответственного воспитателя к количеству учебных часов. Зная группу, воспитатель самостоятельно определяет количество часов на каждую тему (т.е. количество занятий) – всего, теория, практика.

Далее идет работа по выполнению учебно-тематического плана. Воспитатели проводят занятия, администрация контролирует качество обучения, уровень знаний и умений, степень выполнения Программы; организует методическую учебу и повышение квалификации.

В конце года воспитатели пишут подробный отчет по результатам работы по Программе (промежуточные итоги отражаются в ежемесячных отчетах воспитателей).


  1. Основные требования к знаниям и умениям воспитанников

Требования к знаниям и умениям воспитанников подробно прописаны по каждому направлению Программы.

Формами их контроля являются как традиционные методы (опрос детей, тестирования и т.п.), так и другие, учитывающие специфику данного курса – практические задания, игры, выставки, соревнования, конкурсы.

Интересная форма промежуточного контроля знаний и умений воспитанников – игровые занятия типа известных телевизионных игр (КВН, «Кто? Где? Когда?» и т.д.). Кроме того, качество работы по Программе видно и в процессе жизнедеятельности в Пансионе: насколько воспитанники групп умеют общаться, поддерживать чистоту, ухаживать за одеждой, обувью.

Так как в Программе невозможно охватить все аспекты самостоятельной жизни в современном обществе, возможно выделение ряда занятий на дополнительные (факультативные) темы, особенно важные для конкретного детского дома, группы, отдельного воспитанника. И для оперативных корректировок основных тем программы необходимо в течение года после выпуска (и далее, если это возможно) – в первый месяц, через полгода, через год - проводить опрос выпускников: с какими проблемами они столкнулись в самостоятельной жизни, попросить проранжировать эти проблемы по степени сложности, спросить каких знаний и умений им не хватало для решения этих проблем. Организационно, такой опрос удобно проводить в ежегодный День встречи выпускников.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

В учебно-тематическом плане обычно представлены темы разделов и почасовое распределе­ние материала. Однако, как уже отмечалось выше, вследствие других целевых ориентиров, большей ориентации на индивидуальный подход, специфики курса как подготовки к самостоятельной жизни – вследствие этого отсутствует жестко навязанная сверху расчасовка материала. На каждую группу в начале учебного года воспитатели сами определяют порядок и темп прохождения тем, степень сложности материала, количество часов, необходимых на изучение того или иного вопроса темы.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1 ЧАСТЬ:

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И АЗБУКА ОБЩЕНИЯ


Культура поведения:

Темы:

  1. Осанка при ходьбе, в положении сидя, стоя

  2. Формы общения к старшим и сверстникам при встречи и расставании

  3. Формы обращения с просьбой, вопросам к старшим; формы выражения
    благодарности.

4. Культура разговора со старшими и сверстниками

  1. Формы поздравления

  2. Культура речи при пользовании телефоном

  3. Этикет и манеры

  4. Общие правила поведения в общественных местах

Воспитанники должны знать:

  • требования к осанке при ходьбе, в положении сидя, стоя

  • правила поведения при встрече и расставании

  • формы обращения с просьбой, вопросом, и поздравлением, сопереживанием
    благодарности

  • как культурно разговаривать по телефону

  • как вести себя в общественных местах

  • иметь представление об этикете и манерах

Воспитанники должны уметь:

  • следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя;

  • следить за собой, своей походкой и жестикуляцией

  • правильно вести себя при встрече и расставании

  • вежливо обращаться с вопросом, просьбой, поздравлять и сопереживать,
    благодарить.

  • тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и
    сверстниками

  • культурно вести себя в общественных местах


Азбука общения

Темы:

  1. Честность в отношении друг с другом

  2. Плохой хороший поступок в общении

  3. О дружбе и товариществе

Практические занятия:

  1. выполнение в процессе проживания правил общения с младшими,
    сверстниками, старшими (здороваться, прощаться, благодарить,
    оказывать помощь и заботу и т.д.).

  2. Организация специальной деятельности, направленной на помощь
    товарищам, заботу о малышах, больных и пожилых (операция «Добрый
    поступок», «Забота» и т.д.)

  3. Закрепление умения справедливо оценивать в общении свои поступки
    товарищей (игра «Оцени себя», «Мастерская поступков», «Что такое
    настоящая дружба», «Кого можно считать настоящим другом» и т.д.)

  4. Организация совместной учебной, игровой, художественной,
    спортивной и др. деятельности в «порах» (постоянного, смешанного
    и разнополого состава).

  5. Проведение вечерних самоотчетов и бесед в группе, с отдельными
    воспитанниками о своей деятельности, общении (что делали, чему
    новому научились, кому помогли, где поступили правили, что
    понравилось и т.д.).

Индивидуально - групповые инструктивные занятия:

  1. Правила самостоятельного регулирования отношений в общении с младшими, сверстниками, старшими и взрослыми.

  2. Как предупредить ссору, правила поведения в споре, как мы миримся.

ЖИЛИЩЕ, ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПИТАНИЕ


Жилище:

  1. Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом; помещения и
    службы детского дома. Варианты квартир и подсобных помещений;
    виды отопления.

  2. Почтовый адрес и телефоны детского дома

Экскурсия — по детскому дому

Практические работы - заполнение почтовых адресов на конвертах

Воспитанники должны знать;

  • виды жилых помещений в городе, деревне, их различия

  • почтовый адрес и телефоны детского дома

Воспитанники должны уметь:

  • подписывать адрес на конвертах


Одежда и обувь:

  1. Виды одежды и головных уборов. Их назначение, размеры

  2. Повседневный уход за одеждой; предупреждение загрязнения; чистка

  3. Виды обуви, размеры; уход за обувью - сушка, чистка, кремы;
    подготовка сезонной обуви к хранению.

Практические работы:

  • чистка и сушка верхней одежды и обуви,

  • снятие мерок (определение размера)

Воспитанники должны знать:

  • Виды одежды и обуви; снятие мерок (размеры)

  • Правила ухода за одеждой и обувью



Воспитанники должны уметь;

  • подбирать одежду головные уборы, обувь по сезону (и размеру), различать
    их назначения (повседневная, праздничная, спортивная)

  • сушить мокрую одежду и обувь; чистить готовить к хранению

  • подбирать крем и чистить кожаную обувь


Питание:

  1. Продукты питания (хлеб, мясо, овощи и т.д.). Разнообразие продуктов
    питания.

  2. Приготовление пищи. Завтрак (приготовление простых и
    комбинированных бутербродов, отваривание яиц; яичница;
    приготовление салата, винегрета, заваривание чая).

  3. Кухонные принадлежности, приборы, посуда. Правила пользования и
    ухода за ними. Химические средства ухода

  4. Сервировка стола к завтраку.

Практические работы:

  • приготовление бутерброда, салата, винегрета, яичницы,

  • отваривание яиц,

  • заваривание чая.

Воспитанники должны знать:

  • Виды бутербродов,

  • различные меню завтрака,

  • санитарно - гигиенические требования к процессу приготовления пищи,

  • правила сервировки стола к завтраку;

  • правила заваривания чая,

  • назначение кухонных принадлежностей и посуды;

  • санитарно — гигиенические требования к использованию химических средств по ухода за посудой.

Воспитанники должны уметь:

  • Резать ножом продукты для бутербродов;

  • отваривать яйца,

  • жарить яичницу;

  • нарезать варенные овощи кубиками, соломкой,

  • накрывать на стол с учетом конкретного меню.


ТРАНСПОРТ, ТОРГОВЛЯ, СВЯЗЬ


Транспорт:

  1. Проезд в детский дом из СПб (маршруты, виды транспорта)

  2. Правила поведения в транспорте и на улице.

  3. Правила дорожного движения.

Экскурсия - коллективные поездки в транспорте.

Воспитанники должны знать:

  • наиболее рациональный маршрут проезда до детского дома.

  • варианты проезда разными видами транспорта.

  • количество времени, затраченное на дорогу, пересадки.

  • правила передвижения на велосипеде.

Воспитанники должны уметь:

  • соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу).

  • соблюдать правила дорожного движения



Торговля:

  1. Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, их
    назначение.

  1. Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах

Экскурсия в продовольственные магазины Воспитанники должны знать:

  • Основные виды магазинов и их назначение,

  • виды отделов в промышленных и продуктовых магазинах, правила покупки в них;

  • стоимость основных продуктов, используемых для приготовления завтрака.

Воспитанники должны уметь:

  • Выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню;

  • оплатить продукты питания;

  • соблюдать правила поведения в магазине.

Связь:

  1. Основные средства традиционной связи (почта, телеграф, телефон)

  2. Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, денежные
    переводы, телеграммы).

  3. Виды писем (заказное, с уведомлением, ценное и т.д.). Порядок
    отправки писем различных видов, стоимость пересылки, написание
    адреса на конвертах.

  4. Телеграф, виды телеграфных услуг, тарифы, заполнение телеграфных
    бланков.


Практические работы; экскурсии:

  • экскурсия на почту, узел связи,

  • составление телефонограмм

  • заполнение бланков

Воспитанники должны знать:

  • основные средства связи,

  • виды почтовых отправлений, виды телеграфных услуг;

  • тарифы.

  • порядок отправки посылок, переводов и т.д.

Воспитанники должны уметь;

  • Записывать индекс на конвертах,

  • составлять различные тексты телеграмм,

  • заполнять телефонные бланки,

  • подсчитывать примерную стоимость телеграмм.


ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА, ЗДОРОВЬЕ, ОБЖ


Личная гигиена:

  1. Правила личной гигиены

  2. Уход за волосами (мытье, прическа)

  3. Гигиена сна; гигиена выполнения домашних заданий

  4. Гигиена зрения (чтения, просмотра т/передач, домашних заданий)

  5. Твой внешний вид

Практические работы:

  • Выполнение утреннего и вечернего туалета;

  • причесывание волос


Воспитанники должны знать;

1 . Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета

  1. периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы; средства
    борьбы с перхотью

  2. Правила освещения помещения, охраны зрения при чтении,
    выполнение домашних заданий, просмотра телепередач

  3. Требование гигиены сна и подготовки домашних заданий


Воспитанники должны уметь:

1 . Выполнять утренние и вечерние туалеты

  1. Причесывать волосы и выбирать прическу, подбирать шампунь

  2. Соблюдать правила гигиены приготовления д./з., зрения, сна.

  3. Чистить зубы

  4. Следить за одеждой, обувью (иметь опрятный внешний вид).
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Протокол Педагогического Совета iconПубличный отчет заслушан на заседании Управляющего совета (Протокол...
Аккредитована в 2008 году со статусом реализации общеобразовательных программ и программ дополнительного образования
Протокол Педагогического Совета iconСогласовано утверждено и введено
Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20
Протокол Педагогического Совета iconПрограмма по дпи, разработана на основе базисного учебного плана...
Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20
Протокол Педагогического Совета iconРешение педагогического совета от 30. 08. 2011г. Протокол №1 «Утверждаю»
Решение педагогического совета от 30. 08. 2011г
Протокол Педагогического Совета iconПриказ №42 от. 01. 09. 2012 На заседании Педагогического Совета гбоу...
На заседании Педагогического Совета гбоу сош №556 Курортного района Санкт-Петербурга Протокол №1 от 30. 08. 2012
Протокол Педагогического Совета iconО режиме работы Государственного образовательного учреждения гбоу...
В целях решения основных задач по содержанию образования, развития, воспитания учащихся, четкой организации их труда, труда педагогического...
Протокол Педагогического Совета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Устава школы, в соответствии с планом учебно-воспитательной работы на 2012-2013 учебный год, Положением о промежуточной аттестации...
Протокол Педагогического Совета iconГосударственное образовательное учреждение города Москвы центр образования №1455
Распоряжением Западного окружного управления образования №01-05/56 от 20. 08. 2012 г., п. 12. главы 3 Устава гбоу цо №1455 (редакция...
Протокол Педагогического Совета iconПротокол заседания педагогического совета
Мастер-класс по организации экспериментальной деятельности педагога и оформлению материалов педагогического инновационного проекта...
Протокол Педагогического Совета iconРешением Педагогического совета
Гимназии №248 Санкт-Петербурга и решением Совета образовательного учреждения, протокол №1 от 03. 09. 2013 оказывает дополнительные...
Протокол Педагогического Совета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Управляющего Совета моу «Гимназия №2 г. Чебоксары» (протокол №1 от 14. 01. 2010) и педагогического совета моу «Гимназия №2 г. Чебоксары»...
Протокол Педагогического Совета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Публичный доклад утвержден решениями педагогического совета школы от 21. 06. 2013, протокол №8, Совета школы от 31. 05. 2013
Протокол Педагогического Совета iconПедагогического совета: «Стратегия развития школьного образования...
...
Протокол Педагогического Совета iconЗаседание педагогического совета Протокол № от рассмотрено заседание...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Протокол Педагогического Совета iconПрограмма принята на заседании Педагогического совета гбоу сош №463 Протокол №1 от 30. 08. 2012г

Протокол Педагогического Совета iconПротокол педагогического совета
Директор мбоу «Средняя школа №2 им. Е. В. Камышева» г. Гагарина Смоленской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск