Природа национального парка как образовательный ресурс





Скачать 130.08 Kb.
НазваниеПрирода национального парка как образовательный ресурс
Дата публикации05.07.2014
Размер130.08 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Туризм > Документы
Природа национального парка как образовательный ресурс
Агафонов Г.М.¹, Стрижова Т.А.¹, Кочнева Н.C.²

¹ Институт природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН, Чита

² Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края, Чита
Аннотация. В статье предлагаются некоторые подходы к формированию программ развития экологического туризма, просвещения гостей и жителей окрестных поселений, проектируемого национального парка «Чикой». Уникальные таежные ландшафты будущего парка в любое время года позволят его посетителям, при грамотной организации образовательных программ, получить уроки природы. Рассматриваются задачи по информационному сопровождению деятельности парка, безопасному и комфортному пребыванию посетителей на его территории.
Nature of national park as educational resource

Agafonov G.M.¹, Strizhova T.A.¹, Kochneva N.S.²

¹ Natural Resources, Ecology and Kryology Institute, Chita

² The ministry of natural resources and ecology of Zabaikalsky krai, Chita
In the article some approaches to programs of ecological tourism, quests and village people instructions developments in “Chikoy” projected national park. Unique nature landscapes of the projected national park give possibility to in any season learn more about nature with the help of well-organized educational programs. The problems of informational accompaniment of national park work, guests´ security and convenience are considered.
В соответствии с действующим российским законодательством и лучшей международной практикой, наряду с широким спектром природоохранных задач в национальных парках, приоритетными являются развитие регулируемого туризма и отдыха и экологическое просвещение населения. Эти задачи тесно переплетены и взаимозависимы. Несомненно, в первую очередь в национальных парках должен получать развитие экологический туризм. Это туризм, обращенный к природе, не наносящий ущерба природной среде, нацеленный на экологическое просвещение, заботящийся о сохранении местной социокультурной среды и обеспечивающий устойчивое развитие районов, где он осуществляется. Туризм жизненно важен для особо охраняемых природных территорий такого статуса, поскольку позволяет поддерживать их в финансовом отношении (входная плата, концессии на туристическую деятельность, продажа сувениров и т.д.) и служит сохранению идентичности местной культуры.

Однако практика показывает, что туризм несет и угрозы охраняемой территории. Поэтому без грамотно построенной и осуществляемой (с постоянными коррективами) программы экологического просвещения посетителей и жителей прилегающих территорий не будет эффективной и доходной экотуристическая деятельность парка, и не будут достигнуты его задачи [5].

В Красночикойском районе Забайкальского края проектируется национальный парк «Чикой», согласование документов по которому в настоящее время проходит в федеральных органах. Южные границы национального парка пройдут в 30-35 км от государственной границы России и Монголии, и в будущем парк может стать составной частью Международной особо охраняемой природной территории. На территории национального парка множество живописных мест, как по хребтам, так и по долинам рек. Здесь самая высокая точка Южного Забайкалья (2519 м н.у.м.), скальная гряда «Ламский городок», водопады, оз. Шебетуй, кратер палеовулкана Бородинский и др.[4]. На примере последнего можно изучать историю этого участка Земли за много миллионов лет. К настоящему времени сохранились стены кратера с трех сторон. Река Быстрая промыла глубокий выход из него, огибая «зуб вулкана» - застывшую твердую породу при извержении. Потоки лавы, изливавшиеся из вулкана, перегородили древнюю долину реки Буркал, и образовалось Буркальское озеро. Непосредственно на территории парка и в его окрестностях находятся археологические объекты, возраст которых не менее 100 тыс. лет. Все это время территория была надежным охотничьим угодьем, как для древних, так и для современных людей. В 1978 году здесь была создана особо охраняемая природная территория регионального значения – Буркальский заказник, статус которой был повышен через 10 лет до федерального. Большая часть территории парка занята горной тайгой с гольцовым и предгольцовым редколесьем, где граница леса местами доходит до высот в 2000 м н.у.м.[1]. Здесь популяция кедра обладает уникальным генофондом, обеспечивающим высокий уровень семяношения в условиях резкоконтинентального климата[2]. Исследование динамики плодоношения кедров с 1965 года по настоящее время подтверждает эту уникальность чикойских кедровников. Исключительно разнообразен растительный и животный мир (сосудистых растений более 700 видов, позвоночных животных 326 видов, в т.ч. орнитофауны 217). На территории зарегистрирован 31 вид млекопитающих и 44 вида растений, внесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Забайкальского края. Таким образом, существует богатая природная и культурная основа для работы национального парка с посетителями.

Однако, естественный мир, как сложная система взаимодействий живых и неживых компонентов, практически остается «terra inсognita» для неспециалистов. Эти взаимодействия часто остаются незамеченными, недооцененными или необъясненными для человека. Поэтому требуются специальные усилия, чтобы, демонстрируя выдающиеся или обычные лики природы, обучать посетителей парка и население региона. Отдельные зоны территории будущего национального парка и природные объекты могут представлять собой и «классные комнаты» и учебные пособия для демонстрации устройства природы, функций её неживых и живых компонентов. Образование посетителей должно достигаться путем предоставления услуг, среди них: экскурсии с гидами и беседы со специалистами, показ слайдов с комментариями, рабочие встречи по отдельным вопросам, демонстрация и привитие навыков отдыха на дикой природе, школьные экскурсии и др.. Важным является распространение информации о природных и историко-культурных достопримечательностях национального парка через издание брошюр, тематических карт, аудиовизуальных программ и различных выставок, использование возможностей Интернет, телевидения, радио и газет, сотрудничество с музеями.

Все это должно способствовать повышению знаний посетителей (как реальных, так и виртуальных) для ответственного пользования ресурсами природы не только в национальном парке, но и за его пределами, в своей повседневной жизни. Такая просвещенческая и информационная деятельность особенно важна для создаваемого национального парка, поскольку его отдаленность и труднодоступность на первых порах будут являться ограничением для формирования достаточного потока посетителей. Создание визит – центра - чрезвычайно важная часть программы, поскольку позволяет собрать в одном месте максимальное количество информации о парке и обеспечивает доступ посетителей ко всем информационным ресурсам о нем. Практика показывает, что большинство национальных парков мира уделяют приоритетное значение созданию таких центров, постоянно обновляют и совершенствуют экспозиции и формы подачи информационных материалов.[6].

Опыт показывает, что существующие в настоящее время особо охраняемые природные территории высокого статуса – биосферные заповедники или национальные парки, при грамотной постановке образовательных и просвещенческих программ,- оказывают заметное влияние не только на экологическую, но и на общую культуру населения региона. Такие программы не могут выполняться «попутно» или быть вторичными после природоохранных. Требуется и специальная инфраструктура для их реализации, интеллектуальные, финансовые и материальные ресурсы. Для нового национального парка должна быть разработана своя собственная программа экологического образования, и базирующаяся на ней концепция использования богатых туристических ресурсов. Отделы экологического образования и туризма, которые будут в штате парка уже с самого первого дня функционирования, должны быть нацелены на лучшие практики предоставления таких услуг. Анализ неудач и неэффективной работы также должен быть выполнен и учтен. Представляется целесообразным представить некоторые предложения в тематические разделы программ просвещения и экологического образования проектируемого национального парка «Чикой»:




Тема

Цель



Живая природа парка и условия её сохранения

Расширить знание и понимание посетителей о живой природе и её уязвимости, среде обитания человека и его ответственности за сохранение природы.



Возможности и методы использования ресурсов живой природы

Расширить понимание и знание у посетителей возможностей использования ресурсов живой природы: наши потребности, лучшие методы использования и пределы воздействия



Ответственный отдых на дикой природе

Улучшить навыки и сформировать этическое отношение пользователей к ресурсами живой природы. Демонстрация привлекательности отдыха на дикой природе.



Сотрудничество для профессионального развития

Обеспечить возможность обучения и получения информации о живой природе, экологии, природопользовании в горнотаежных экосистемах, планирование землепользования и др. профессионалами различного профиля из государственных специально уполномоченных органов разного уровня и других организаций, в том числе и международных.




Привлечение к совместному участию в просвещении

Включение в осуществление образовательных программ и мероприятий национального парка привлеченных организаций и профессионалов – добровольцев- волонтеров





Предоставление информации всем

Расширение возможностей и улучшение доступа на территорию национального парка «Чикой»; повышение общего уровня комфорта пребывания на территории национального парка; расширение доступа посетителей к рекреационным и образовательным ресурсам национального парка


Конкретные задачи рассчитаны на работу как с фокус- группами, отдельными гостями, так и с широкой публикой, и представляют собой измеряемые величины (километры экологических троп, количество лекций, интервью, бесед, статей в год, периодичность обновления информации на веб-сайте и др.). Например, «Возможности и методы использования ресурсов живой природы» может состоять из двух подразделов. Один включает задачи формирования понимания для посетителей методов регулируемого использования популяций животных и растений в разных функциональных зонах парка и на территории района (а), другой раскрывает роль охоты как инструмента регулируемого воздействия на популяции охотничьих животных (б).

Для позиции (а) – необходимо разработать и проводить экскурсии в национальный парк и специальные курсы лекций, и круглые столы в визит-центре о мероприятиях по регулируемому воздействию на популяции растений и животных в каждый из сезонов года. Состав мероприятий может иметь достаточно широкий спектр, это:

  • разработка целевых образовательных программ, подчеркивающих практику регулируемого воздействия на живую природу национального парка (тематические походы, экскурсии, выставки в школах, иллюстрированные экологические тропы и др.);

  • оборудование экологических троп с информацией о методах регулируемого воздействия на живую природу парка и района;

  • обеспечение регулярной подачи в СМИ местного и регионального уровня информации о методах и инструментах регулируемого воздействия на живую природу;

  • выпуск брошюр, рекламных листков, буклетов, видеофильмов, с информацией по регулируемому воздействию на природу национального парка и Хэнтей- Чикойского нагорья (мероприятия по сохранению краснокнижных видов, не охотничьих видов животных, регулируемое воздействие на охотничьих животных (правильная охота) и др.);

  • создание придорожной выставки на федеральной автодороге (участок Петровск- Забайкальский – Чита), содержащей информацию о методах регулируемого воздействия на живую природу национального парка;

  • Участие сотрудников национального парка с докладами о методах регулируемого воздействия на природу национального парка на научных конференциях, симпозиумах, конгрессах и др.;

  • включение в школьные образовательные программы района информации о действенности методов регулируемого воздействия путем регулирования численности и местообитаний;

Для позиции (б) необходимо раскрывать в образовательных и информационных материалах роль охоты как инструмента регулирования численности охотничьих животных. Например, подготовить специальный информационный материал для охотников о методах регулируемого воздействия на популяции охотничьих животных, включать в просветительные материалы информацию об экологической и «управленческой» роли охоты в живой природе, в том числе и для популяций не охотничьих животных;

По теме 4 «Сотрудничество для профессионального развития» целесообразно предусмотреть следующие мероприятия:

  • создание базы данных организаций и профессионалов в разных областях, связанных с природопользованием, для постоянного профессионального общения, обмена информацией, консультирования по вопросам деятельности разных отделов национального парка «Чикой»;

  • создание библиотеки методических и информационных материалов (методы учета численности, определения возраста, определители и др.);

  • включение позиции по развитию туризма в национальном парке в программы социально-экономического развития Красночикойского района;

  • обеспечение информационной базы о ресурсах парка, мероприятиях и рекомендациях для специалистов от международного научного сообщества;

  • создание ГИС парка для улучшения планирования и управления, а также обучения посетителей.

Тема 6 «Предоставление информации всем» может включать три позиции - информированность пребывания посетителей на территории парка (а), ориентирование посетителей на региональные особенности национального парка «Чикой» (б), обеспечение безопасного и комфортного пребывания посетителей при посещении парка (в).

(а) – с момента образования национального парка уделять постоянное внимание созданию системы безопасных троп для передвижения посетителей:

  • создать образовательные возможности при передвижении по тропам путем разработки и выпуска брошюр, информационных листков, а также сооружения придорожных выставок, позволяющих знакомиться с парком самостоятельно;

  • обустроить стоянки (в т. ч. с возможностями для ночлега);

  • оборудовать смотровые площадки в местах с особо красивыми пейзажами;

  • оборудовать безопасные укрытия для фотографов и других категорий посетителей для наблюдения за животными; построить скамьи для отдыха;

  • засеять несколько кормовых полей (овес, топинамбур, картофель) для привлечения животных и обеспечения возможности наблюдения за ними;

  • создать информационный (визит)-центр.

(б) – разработать информационные материалы (брошюры, карты и др.) с указанием маршрутов национального парка, его туристических, рекреационных ресурсов, разрешенных видов деятельности, ограничений и запретов;

  • разработать программы посещения территории парка на цифровых носителях, предоставляющие посетителю возможность самостоятельно провести индивидуальный тур;

  • разработать и создать карты и схемы территории национального парка с обозначением открытых, ограниченных и закрытых мест доступа посетителей по сезонам года, схемой маршрутов, с указанием мест для отдыха на всей его территории;

  • соорудить «ворота парка» - комплекс объектов, дающий общую первичную информацию о национальном парке;

  • разработать карта - схему размещения коммерческих предприятий (гостиницы, музеи, кафе, рестораны, аптеки, больницы, магазины снаряжения и оборудования для путешествий, туристические фирмы, адреса местных гидов, станции технического обслуживания автомобилей, предприятия, предоставляющие транспортные услуги, банки, библиотеки, бизнес- центры, пункты доступа в Интернет и др.) для расширения возможностей пребывания посетителей на территории прилегающей к парку;

(в) – комфортное и безопасное пребывание посетителей в парке обеспечивается кроме вышеперечисленного специальными условиями:

  • наличием устойчивой связи (телефоны и пункты доступа в Интернет) в офисе национального парка и на его территории;

  • наличием гидов и персонала со знанием иностранных языков;

  • наличием условий для свободного доступа людей с ограниченными возможностями в визит- центр и, по возможности, к некоторым природным объектам на территории национального парка (смотровые площадки);

  • оборудованных территорий для пикников, наличием мусоросборников общественных туалетов и др.;

  • стоянки для автомобилей и автобусов;

  • возможностью привлекать добровольцев-волонтеров для обслуживания посетителей 7 дней в неделю в период пика посещений:

Физико-геогафические особенности территории парка (пересеченная местность, резко континентальный климат и др.) требуют организации в штатной структуре парка персонала, обученного обеспечивать безопасное знакомство посетителей с природой парка.

В заключение, остановимся на небольшой иллюстрации в развитие темы «Возможности и методы использования ресурсов живой природы» на примере знакомства с одной из самых интересных птиц будущего парка - каменным глухарем. Территория парка находится на западной границе ареала вида. Программа сохранения и поддержания численности этих птиц, как и других видов, должна предусматривать в первую очередь сохранение местообитаний –токовищ как основы благополучия популяции. Добыча птиц на токовищах весной нарушает структуру тока, резко отрицательно влияет на успешность размножения. Напротив, исследования показали, что интенсивный осенний отлов в течение ряда лет не приводит к опустошению угодий. Определенный уровень численности птиц в местах отлова сохраняется в результате постоянной подкочёвки мигрантов, главным образом самок, и размножения остающихся местных особей [3]. Об этом известно уже давно, однако, в практике охотничьего хозяйства укоренилось представление об экологичности и, следовательно, законности охоты в весенний период на токах.

Таким образом, в национальном парке усилия образовательной программы по отношению к популяции каменного глухаря следует направить на информирование и образование охотников. Необходимо демонстрировать предпочтительность фото- и видеосъемки токующих птиц перед получением трофея в виде добытой птицы. Произвести удачный выстрел можно с гораздо большей дистанции, чем получить качественный фотоснимок. Результаты фотосессии на току говорят в пользу высокой квалификации охотника, а возможность за одно утро сделать сотни снимков позволяют испытывать эмоциональные чувства после такой охоты гораздо дольше. Для охотничьих коммерческих предприятий это могут быть не меньшие доходы, чем при проведении охотничьего тура с гарантией добычи трофея.

По аналогии с приведенным примером, должны быть разработаны образовательные программы и по другим видам животных, обитающих на смежных с будущим национальным парком территориях. Многие виды имеют не только пользовательскую ценность в глазах людей, но также обеспечивают и удовольствие посредством связанных с живой природой наблюдений за её явлениями, процессов охоты, рыбалки, сбора грибов, фотографирования и др. Живая природа принадлежит всем гражданам государства включая будущие поколения. Поэтому сейчас мы несем ответственность за долгосрочное пользование, чтобы сохранять ресурсы природы путем рационального землепользования, защищать популяции видов от исчезновения и осуществлять юридическую защиту природы, уважая права других землепользователей.
Литература

  1. Атлас Забайкалья/ Под ред. В.Б. Сочавы.- М; Иркутск. 1967. 176 с.

  2. Данилов Д.Н. Охотничьи угодья. М.: Центросоюз, 1960. 284 с.

  3. Романов А.Н. Глухарь. //Охота и охотничье хозяйство 1988. № 6. с. 8-10.

  4. . Стрижова Т.А [и др.] Сохранение природных комплексов // Периферия бассейна оз. Байкал: социально-экономические проблемы развития территории/ В.Ф. Задорожный [и др.].- Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2002.

  5. Ceballos- Lascurain H. Tourism, ecotourism and protected areas: The state of nature- based tourism around the world and guidelines for its development. IUCN, Gland, Switzerland, and Cambridge, UK, 1996 XIV+301 pp.

6. Volkert W.. Wisconsin Natural Resources Mag. Horicon Marsh Is Wilde Again. 1992.
Ссылка Природоохранное сотрудничество в трансграничных экологических регионах: Россия – Китай – Монголия: сборник научных материалов. Вып. 1. Чита: Экспресс-издательство, 2010. с. 12-16.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Природа национального парка как образовательный ресурс iconРецензия на интерактивный образовательный ресурс
Интерактивный образовательный ресурс выполнен в программном обеспечении Interwrite Workspace, с учетом возрастных и индивидуальных...
Природа национального парка как образовательный ресурс iconГеоинформационное картографирование лесов особо охраняемых природных...
...
Природа национального парка как образовательный ресурс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка по теме «Школьный музей «Живая старина» как образовательный ресурс на уроках технологии»
Природа национального парка как образовательный ресурс iconЖурнала
Воронин Ф. Н., Дроздов И. И., Мерзленко М. Д., Пучков С. В. Лесные культуры в государственном национальном парке «лосиный остров»....
Природа национального парка как образовательный ресурс iconПроект национального парка «центральная сахара»
В отличие от заповедников, где деятельность человека практически полностью запрещена, на территории национальных парков разрешены...
Природа национального парка как образовательный ресурс iconПояснительная записка Малые архитектурные формы как определение относят...
Маф просто огромно, поскольку под определение «малые архитектурные формы» попадают все созданные руками человека объекты из искусственных...
Природа национального парка как образовательный ресурс iconА. В. Лагунов, В. Д. Захаров Ильменский государственный заповедник...
Этот урок я хотела бы завершить словами известного поэта
Природа национального парка как образовательный ресурс iconА. В. Брюханов летопись природы
Отчет «Летопись природы национального парка «Зюраткуль» за 2002 год» содержит 187 стр., включая 6 таблиц и 5 приложений. Список использованной...
Природа национального парка как образовательный ресурс iconПрезентация введение «юнеско стал мостом, соединяющим народы»
От Великой Китайской Стены до Акрополя, от Тадж-Махал до Килиманджаро или Национального Парка Гранд Каньон, каждая страна имеет унаследованные...
Природа национального парка как образовательный ресурс iconЭлектронная учебная книга по педагогике как образовательный ресурс...
Д – 212. 208. 04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Ростовском государственном университете...
Природа национального парка как образовательный ресурс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«природа», «живая природа», «неживая природа» и развивать умение их дифференцировать
Природа национального парка как образовательный ресурс iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине Основная...
Язык как система. Национальный язык. Формы существования русского национального языка. Современный русский литературный язык как...
Природа национального парка как образовательный ресурс iconКонспект №1 Цель: Познакомить с понятиями «Природа», «Живая природа»,...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным
Природа национального парка как образовательный ресурс iconВ «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
...
Природа национального парка как образовательный ресурс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ключевые слова: педагогический колледж, электронный образовательный ресурс, латинский язык, тьютор
Природа национального парка как образовательный ресурс iconЭлектронных ресурсов «наука и образование» №03 (34) март 2012 удк 377. 4 № офэрниО: 17980
Информационный образовательный ресурс «Адаптация городской инфраструктуры для маломобильных групп населения»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск