Скачать 199.88 Kb.
|
Приложение 1 Методическая разработка по теме «Школьный музей «Живая старина» как образовательный ресурс на уроках технологии» Пояснительная записка «В период детства мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества» В.А.Сухомлинский Работа в современной школе требует поиска новых подходов к образовательному процессу. В условиях введения в основное общее образование федеральных государственных образовательных стандартов, где в основе лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учитель, реализует поставленные перед ним образовательные задачи, используя инновационные методы. Примерная программы по учебному предмету «Технология» 5-9 классы предлагает акцентировать внимание учителя на личности ученика. Реализовать основные направления проекта программы:
Использование новых инновационных технологий, в том числе информационных, во многом облегчили возможности учителя заинтересовать учащихся своим предметом, сделать преподавание более доступным и привлекательным. Используемые мною на занятиях современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная и исследовательская деятельность, проблемное обучение, технология использования в обучении игровых методов, использование Интернет-ресурсов, существенно повлияли на качество обучения технологии. Но специфика предмета в том, что большая часть урока – практическая деятельность, формирование общетрудовых и специальных умений и навыков, творческих способностей. Как писал В.А. Сухомлинский «Истоки способностей и дарования детей – на кончике их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли…». Передо мной стояла задача найти ещё дополнительные условия и ресурсы для усовершенствования образовательного процесса. Хотелось построить теоретическую часть урока некоторых тем, разделов программы так, чтобы дать особый эмоциональный заряд и мотивацию к дальнейшей практической работе. Проведение уроков в школьном краеведческом музее «Живая старина» стало для меня простым и незамысловатым решением этой задачи. Много лет, работая по региональной авторской программе В.А. Соколовой «Трудовое обучение девочек» 5-9 классы, я неоднократно проводила экскурсии в музее. Что помогало в изучении многих тем программы, ориентированной на приобщение учащихся к истокам русской культуры, к русским народным традициям. Это тематические экскурсии : «Убранство русской избы, утварь» (кулинария), «Традиционные праздники и детские игры », «Традиционные игрушки», «Вышивка и вязание в интерьере русской избы», «Русский традиционный костюм и костюмы народов Ленинградской области». Но всё это было в виде внеурочной деятельности, кружковой деятельности. Не все учащиеся могли остаться после уроков, заниматься в кружке, чувствовалась усталость в восприятие информации. Поэтому пришла идея использовать экспонаты музея и тематические выставки как образовательный ресурс, т.е. непосредственно на уроках технологии. Постепенно, начиная с 2009 года, я начала проводить уроки на базе музея. Музей находится в здании школы в двух кабинетах. Руководитель музея Матаева А.И. всегда идет навстречу в предоставлении площадки для работы педагога, предоставляется материал для теоретической подготовки. Смена обстановки, непринуждённая атмосфера, запах музея, особая аура с любовью сделанных экспонатов, положительно влияет на эмоциональное восприятие учащимися новой темы. Многие девочки вовлекаются в работу музея, с удовольствием ведут исследовательскую работу, реставрируют экспонаты, пополняют фонд музея, участвуют в различных конкурсах, краеведческих экскурсиях и поездках. Уроки обогатились новым содержанием, у учащихся повысилась мотивация к обучению, появилась потребность в изучении традиционных ремёсел. Следовательно, многие из задач, поставленных государственными федеральными образовательными стандартами, уже решаются, и есть возможность совершенствовать образовательный процесс, пропагандировать этот вариант, как инновационный подход в образовании. Во многих образовательных учреждениях нашей области есть музеи разных направлений, часто существующие параллельно со школой. Возможно, мой опыт поможет создать некий образовательно-музейный ресурс в этих учреждениях для совершенствования учебного процесса не только в образовательной области «технология», но и по таким предметам, как история, краеведение, география, основы духовной нравственности, история и культура Ленинградской земли. Основные направления методической работы
Рабочие программы, тематическое и поурочное планирование разработано на основе региональной авторской программы по трудовому обучению девочек в 5-9 классах в сочетании изучения основ традиционной русской культуры (автор Соколова В.А., «Дрофа», 2007 год). На предмет технология отводится 68 часов учебного времени в 5,6,7 классах и 34 часа в 8 классах. На посещение музея я отвожу, чаще всего, время от теоретической части урока (15-20 минут). Как сводить учеников в музей? Мало их туда привести – бессмысленное блуждание и обилие экспонатов не оставит в детских головах ярких впечатлений, утомит и потеряется интерес к уроку. Поэтому, первое, информационный акцент делается только на конкретную тему занятия. Второе – вовлечение учеников в диалог с учителем. Если ученица будет молчаливой слушательницей, через 10 минут ей захочется сбежать. Для ознакомления с принципом работы в музее на уроках технологии приведу пример уроков в 5 классе по двум темам «Кулинария» и «Ткачество». В 5 классе на базе музея проводится теоретическая часть уроков:
В этой теме прослеживается межпредметная связь с историей, краеведением, историей и культурой Ленинградской земли. Ссылаясь на экспонаты, применяю соответствующую терминологию. Для большей доходчивости, я использую много прилагательных слов («добротная крестьянская изба», «радужная расцветка», «узорчатые орнаменты», «весёлый колорит»). Задачи:1. Обобщить знания учащихся об избе, познакомить с интерьером и убранством русской избы. 2. Познакомить с традиционной утварью и способами её изготовления. 3. Дать общее представление об укладе жизни крестьянской семьи. Средства обучения: 1. Деревянный фрагмент красного угла деревенской избы: икона, полотенца, полки с экспонатами, стол, скатерть, Библия и др. 2. Женский угол деревенской избы. 3. Мужской угол. 4. Русская печь. 5. Кухонная утварь. Содержание Изба – основной тип русского жилища. Интерьер и убранство русской избы. Назначение и украшение красного угла. Русская печь. Соотношение красного угла избы и печки. Месторасположение печки. Место, отведённое в русской избе хозяйке и хозяину, их содержание. Полати. Стол в представлении славян. Традиционная утварь и посуда. Практическая работа по теме урока здесь и далее проходит в кабинете трудового обучения.
В этой теме особую роль я отвожу проблеме социализации учащихся. У многих детей в этом возрасте есть проблемы в общении со сверстниками, со старшими. Социализация – это вхождение в социум, когда маленький человек учиться различать нюансы поведения, допустимого в определённых местах, и вообще начинает понимать устройство общества на доступном ему уровне. Задачи: 1. Расширить общее представление об укладе жизни крестьянской избы. Познакомить с ритуалом еды и поведением детей за столом. Дать четкое представление о правилах хорошего тона за столом через моделирование ролевых ситуаций. Средства обучения:
Содержание Ритуал еды. Режим питания в русской семье. Чередование труда и отдыха. Особенности режима питания. Место в русской избе для трапезы. Расположение стола и лавок. Место хозяина, хозяйки и других членов семьи, гостей. Главные предметы сервировки стола в крестьянской семье. Поведение детей за столом. Поверья, связанные с поведением за столом. Отношение предков к хлебу.
Эта тема интересна соприкосновением с реальными предметами быта (деревянные ложки, самовары, подносы), которые можно потрогать, подержать в руках. Часто дети не усваивают материал, так как не могут уловить смысл слова, явления, если не связывают с живым образом. Одновременно учащиеся вовлекаются в воображаемую процедуру чаепития. Проявляют фантазию, воображение. Что влечет за собой неподдельный интерес к практической части урока. Задачи: 1. Повторить особенности уклада жизни русской семьи; ритуал еды. 2. Рассказать о происхождении предметов быта. 3. Дать представление о традиционном чаепитии. Средства обучения: 1.Посуда, самовары, предметы художественных промыслов. 2. Чайные и кофейные сервизы. 3. Пучки трав, травы в мешочках. Содержание Происхождение обеденной ложки (вятские, нижегородские и другие деревянные ложки художественных промыслов). Происхождение слова «чашка». Первоначальное назначение блюдца. Знаменитые тульские самовары, принцип действия. Подносы. Отечественный фарфор.
Продолжение воспитательной работы по социализации некоторых учащихся. Одновременно применяется технология использования в обучении игровых методов: ролевых и деловых видов обучающих игр. Задачи: 1. Расширить знания о традициях и обрядах русского хлебосольства. 2. Создавать условия для общения детей через ролевые игры. Средства обучения:
Содержание Происхождение традиции собираться за столом. Понятие «тризна», «пир». Гостеприимство русского человека. Расположение почетных мест относительно места хозяина дома. Русская традиция приёма гостей хозяйкой дома и хозяином. Обычай держать хлеб и соль на столе, угощать нищего. Хлебосольство и связанные с ним поверья, сказки, поговорки. Угощение гостя, приём нежданного гостя. Игра «Гость на пороге», игра в знатоков «черный ящик».
Этот урок интересен тем, что почти всё время учащиеся находятся в музее, имеют возможность сравнить свои работы с экспонатами, выбрать традиционную цветовую гамму для изготовления своего изделия. Важно то, что свивание шнура невозможно сделать одному ребёнку, требуется «помощь друга». Здесь используется технология обучения в сотрудничестве. Задачи: 1. Повторить материал о растительных волокнах и волокнах животного происхождения. 2. Сформулировать понятие «кумач», «пестрядь», «крашенина» по внешнему виду ткани. 3. Закрепить приёмы свивания шнура из двух нитей. Средства обучения:
Содержание Растительные волокна, использовавшиеся восточными славянами: лён, конопля, липа, крапива. Ассортимент льняных тканей. Роль красной ткани («кумач») в оформлении традиционного костюма. Свивание шнура из двух нитей. Оформление концов шнура. Практическая работа проводится в помещении музея или в рекреации рядом с ним, так как для её выполнения не требуются приспособления и инструменты. Для оформления концов шнура и для записи конспекта урока, учащиеся возвращаются в кабинет трудового обучения.
В этой теме особенно интересна для учащихся информация о процессе создания ткани и роли пояса. Несмотря на то, что дети находятся в роли слушателей, тема усваивается хорошо за счет новизны, обилия интересных исторических сведений, подкреплённых реальными экспонатами. Задачи:1. Сформировать представление о роли пояса в традиционном русском костюме. 2. Научить различать мужские, женские и детские пояса. Средства обучения:
Содержание Понятие о получении ткани и полотняном переплетении. Долевая и уточная нити ткани. Роль пояса в традиционном русском костюме. Различие мужских, женских, детских поясов. Праздничные и будничные пояса. Цветовая гамма поясов. Украшение поясов. 2. Работа с одарёнными детьми и подготовка к олимпиаде Работе с одарёнными детьми в современной школе отводится особая роль. Государству и обществу всегда нужны были талантливые и одарённые люди. Стратегической целью государственной политики в области образования («Стратегия 2020») является повышение доступности качества образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Одна из ключевых задач стратегии - формирование системы целенаправленной работы с одарёнными детьми и талантливой молодёжью. В нашем случае, это техническая, трудовая и интеллектуальная одарённость. К сожалению, из опыта работы, мы не можем опираться на интеллектуально развитых учеников. Как правило, они учатся по предмету на «отлично», но не вовлекаются в исследовательскую, кружковую, олимпиадную работу, отдавая предпочтение более серьёзным, по их мнению, предметам. Трудовая одаренность, как правило, выявляется сразу, практически по всем темам предмета. Иногда заинтересованность, усидчивость, желание научиться женским видам рукоделия делают чудеса – учащиеся показывают отличные результаты по технологии, имея по другим предметам оценку «удовлетворительно». В моей практике была ученица, которая с 5 по 11 класс посещала мой школьный кружок «Хозяюшка», занималась в музее, помогала в реставрации и пополнении экспонатов музея. На Днях самоуправления в школе проводила у меня уроки. С 9 класса начала участвовать в олимпиадах по технологии, ниже II места в муниципальном этапе, не опускаясь. В 11 классе заняла I место по городу. Чем очень удивила своих учителей, так как они были уверены, что ученица окончит школу со справкой, а не аттестатом. Сейчас моя подопечная учится в педагогическом университете. Работа с одарёнными детьми складывается из нескольких этапов. После приглашения к сотрудничеству в подготовке к олимпиаде, составляется план работы. Выбирается тема творческого проекта, ведётся работа по изготовлению готового изделия (или нескольких), дизайн - папки, компьютерной презентации. Последним этапом, как правило, является подготовка к тестированию и к практической работе по разделам программы с 5 по 9 класс. На каждом этапе можно обратиться за информацией либо к архивам музея, либо к экспонатам музея, сделать фотографии, срисовать рисунок. Большую консультационную помощь оказывает руководитель музея. Конечно, сейчас можно получить нужную информацию из источников Интернет. Но попробуйте найти ответ о тонкостях ижорского традиционного костюма или костюма водь, информация скудная, часто недостоверная. С олимпиадными работами моих учениц (творческие проекты, презентации) можно ознакомиться в Приложении. 3.Внеклассная и кружковая работа Несмотря на то, что методическая разработка имеет отношение непосредственно к урокам, этот аспект работы учителя обойти было бы неверным. Методическая работа естественно выходит за рамки урока. Те же дети посещают кружок, участвуют в олимпиадах, конкурсах, фестивалях. Иногда это уже конечный результат совместной деятельности учителя и ученика. Направление работы:
Работает с 1997 года. Первоначально на кружковую работу школой отводилось 8 часов в неделю, в настоящее время – 2 часа в неделю. Рабочая программа кружка представлена в Приложении. Основные разделы программы:
Факультатив «Бисероплетение»
4.Использование современных педагогических технологий в музее на уроках трудового обучения Использование современных педагогических технологий на уроках, проходящих в музее возможно, как и в любом помещении. Все зависит от педагога и поставленным им цели и задач урока. Педагогические технологии указаны мною перед темами уроков ( Раздел 1. Проведение уроков на базе музея). 1.Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.
катание яиц, хороводные игры.
Рабочая программа по технологии составлена так, что предусматривает три уровня усвоения материала: репродуктивный, поисковый и творческий. На занятиях в музее основная часть детей выступает в роли слушателей, несколько учениц выступают по заданной тематике, некоторые высказывают уже готовые идеи для изготовления изделия. 3.Технология индивидуализации Во время занятий в музее, проведении ролевых игр я наблюдаю за поведением учениц. Стараюсь создать ситуации для преодоления недостатков семейного воспитания, неразвитости мотивации, слабости воли. Стараюсь оптимизировать учебный процесс и применительно к способным, одарённым детям (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы, исследовательская деятельность). Предоставляю свободу выбора для изготовления изделия по теме, консультирую, советую, направляю, уговариваю. Стараюсь формировать адекватную самооценку у учащихся. 4.Исследовательский и проектный методы обучения Методу проектов по программе отводится 12 часов в 5-7 классе, 8 часов в 8 классе. В проектную и исследовательскую деятельность учащихся на базе музея входит работа с архивом, фотографирование экспонатов, зарисовка рисунков, копирование схем (вышивка, вязание). Выступления и презентации, участие с проектами в олимпиадах, выступления на конкурсах и фестивалях тоже не обходятся без информации из музея. 5.Обучение в сотрудничестве В обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов. Содержанием урока в таком обучении является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал учебника. Что собственно и достигается на базе музея методом сравнения современного образа жизни, поведения, потребностей человека и того, что было раньше. Задача учителя – умение показать, что такое хорошо и что такое плохо на примере быта, поведения, соблюдения традиций нашими предками и современными людьми. Как раз на уроке в музее больше шансов быть услышанным – по причине большой доходчивость. Сами экспонаты рассказывают о себе. Игры, посиделки можно проводить, используя вариант «Обучение в команде». Но интереснее для учащихся метод «Учимся вместе». Разделяю учащихся на группы, даю задание (вышивка крестиком и вышивка роспись, найти на экспонатах музея, особенности, ассортимент). Ученики сами распределяют между собой обязанности по исследованию экспонатов (полотенце, скатерть, материал, нитки, орнамент, техника выполнения и т.д.). Затем каждая группа делает сообщение. Каждый ученик – соучастник общего дела. Движущие силы на таком уроке - самостоятельность, радость личного вклада в общее дело, ощущение своего роста, совершенствование, обретение знаний. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся. 5.Повышение педагогического мастерства и квалификации В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки. Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Методическая работа по данной теме требует от педагога не только профессиональных знаний и умений, но и специальных компетенций для приобщения учащихся к истокам русской культуры, народным традициям. Как учитель технологии курсы повышения квалификации я стараюсь проходить в Ленинградском областном институте развития образования. На базе кабинета (музея) традиционных ремёсел. Курсы повышения квалификации я проходила по следующим разделам: традиции, культура, фольклор, методика преподавания, традиционная вышивка, ручное вязание, ткачество поясов, конструирование и технология, охрана труда. (ЛОИРО) Тематические курсы (ЛОИРО) по кружевоплетению. Разделы 1 года обучения: методика преподавания, спецпрактика по кружевоплетению, основы традиционной культуры. Разделы 2 года обучения: композиция орнамента, методика преподавания, спецкурс – киришское, вологодское, михайловское кружево. Курсы по программе «Интернет – технологии для преподавателя – предметника» . На базе Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики. Диплом Федерации интернет образования. Курсы «Внедрение предмета «Технология» в учебный процесс общеобразовательных учреждений» (ЛОИРО, кафедра технологии и черчения). Курсы по программе Intel «Обучение для будущего» в России при поддержке Microsoft (ЛОИРО, кафедра информатики). Курсы повышения квалификации на факультете гуманитарного образования ЛОИРО (кафедра истории и социальных наук) по КПК «Фольклор, традиции и ремёсла Ленинградской области». Дисциплины программы: информационные технологии, основы традиционной культуры, ткачество современных изделий, традиционные ремёсла, методика преподавания. Заключение Предложенная мною методическая разработка является всего лишь небольшим фрагментом в обновление содержания и технологий образовательного процесса. Мы всё время ищем дополнительные ресурсы для улучшения качества преподавания, а они рядом, нужно только заметить и применить. Моя методическая разработка отвечает новым современным требованиям стратегии развития образования. Так как основная идея (концепция) - обновление содержания образовательного процесса за счет привлечения дополнительных школьных ресурсов. Итоги обучения соответствуют Требованиям к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Современные педагогические инновационные технологии, уводя нас от классического урока, редко меняют площадку – кабинет. Уроки технологии редко проходят вне класса, мастерской. Проведение уроков на базе музея позволяют учителю дать учащимся особый эмоциональный заряд и мотивацию к дальнейшей практической деятельности. Для успешной реализации методики достаточно наличие в краеведческом музее школы экспонатов и выставок по темам и разделам изучаемой программы. Местонахождение музея – здание школы. Должна быть доступность архивов, теоретических материалов. На уроках в музее успешно используются современные образовательные технологии, воспитательные задачи. Реализуются почти все принципы обучения в образовательной области «Технология»:
Данная разработка может быть использована в общеобразовательных учебных учреждениях, имеющих краеведческие музеи на уроках технологии, истории, краеведения, географии, основы духовной нравственности, истории и культуры Ленинградской земли. Используемая литература и Интернет-ресурсы:
ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ – 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года). Минэкономразвития России. - М., 2010.
N121965-6 "Об образовании в РФ".
"Об образовании".
Приложения ( в электронном виде в отдельных папках)
|