Методические рекомендации по организации работы библиотек в летний период, программу «Лето на острове сокровищ»





Скачать 347.54 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации работы библиотек в летний период, программу «Лето на острове сокровищ»
страница1/3
Дата публикации08.07.2013
Размер347.54 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3
МКУ «Вейделевская централизованная библиотечная система»

Методико-библиографический отдел

Каникулы в библиотеке
Методические рекомендации


п. Вейделевка

От составителя
Каникулы, каникулы… О них мечтают дети, о них нередко и всерьез размышляют взрослые, детство которых уже ушло. И не менее эта тема волнует воспитателей, работников летних лагерей и библиотекарей.

Лето – роскошные дни школьных каникул, когда дети открывают мир и себя в этом мире.

Лето – время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Каждый день, каждый час летних каникул удивителен и неповторим. Организовывая свою жизнь, свою деятельность, дети умнеют, духовно богатеют, становятся лучше.

Чем занять ребят во время каникул? Каким образом организовать досуг детей? На эти вопросы постарались ответить составители методического пособия «Лето с книгой».

Правильно организованные прогулки, экскурсии, походы станут эффективным средством воспитания лишь в том случае, если будут сочетаться с викторинами, играми, различными конкурсами и соревнованиями. Это пособие является незаменимым помощником в подобном деле.

Пособие содержит методические рекомендации по организации работы библиотек в летний период, программу «Лето на острове сокровищ», а также сценарии игровых и развлекательных программ «Летние каникулы – любимая пора» и «Лес чудес».

Пособие предназначено библиотекарям, воспитателям, вожатым летних оздоровительных и школьных лагерей, а также всем тем, кто занят в сфере досуга и летнего отдыха детей.   

Методические рекомендации

Организация летнего отдыха детей и подростков – традиционное направление деятельности общедоступных библиотек. Летом главная задача всех библиотек заключается в том, чтобы охватить содержательным отдыхом как можно больше школьников, расширить их кругозор, научить творчеству общения, привить любовь к книге, бережному отношению к природе.

Библиотеки района сотрудничают со школами, детскими садами, с лагерями отдыха, чтобы организовать летний отдых. Кроме того, работники библиотек, используют самые разнообразные формы и методы рекламной деятельности – выступают на педсоветах, родительских собраниях, публикуют информацию в СМИ, рассказывают о программе летних чтений на радио, помещают листовки на подъездах ближних домов, проводят индивидуальные беседы со своими читателями.

Чем заполнить свободное время детей и подростков, как сделать, чтобы летом им было интересно с книгой. На решение этих вопросов направлены летние программы. Они включают в себя:

  • привлечение детей и подростков в библиотеку,

  • организацию их летнего досуга;

  • развитие интеллекта школьника через игру и книгу;

  • совместное творчество детей и их родителей

На смену отдельным мероприятиям приходят комплексные и профильные летние программы, в которых отражается все многообразие тематических направлений работы, составляются с учетом специфики различных возрастных категорий, что повышает интерес детей ко всем проводимым мероприятиям. Вот примеры летних программ, по которым библиотеки могут работать: «Удивительные каникулы», «Летний калейдоскоп», «Лето. Книга. Я – друзья», «Лето с книгой», «Путешествие по книжной Вселенной», «Каникулы с книгой», «Тайна в книге, книга – тайна».

Эти программы направлены на то, чтобы дать возможность детям получить удовольствие от чтения, испытать радость приобщения к знаниям и художественным  произведениям. Они интересны тем, что позволяют сочетать чтение с творческой и игровой деятельностью, обсуждение книг с просмотрами кинофильмов и мультфильмов.

В летний период целесообразно проводить работу, применяя программы летних путешествий, досуговые программы, программы летних чтений, экологические программы, творческие мастерские.

Но лето – это не только чтение книг. Это и большая перемена, которая дана ребятам для укрепления их здоровья, физической закалки. Поэтому с ними необходимо проводить подвижные игры, спортивные праздники, олимпиады.

Мероприятия проводятся как с  организованными детьми (посещающими летние детские площадки при школах, домах культуры, спортивных учреждениях), так и с неорганизованными детьми – теми, кто по ряду причин не выехал на отдых и был предоставлен сам себе.

Библиотеки оказывают методическую и информационную поддержку в подготовке и проведении мероприятий для детей в дворовых клубах, на школьных площадках.     

Мероприятия, проводимые библиотеками в летний период, отличает большое тематическое разнообразие, охватывающее различные области знаний: литературоведение, экология, география, история, краеведение и т.д., так как здесь ставятся задачи, кроме заполнения досуга детей и привлечение к чтению, еще и получение новых знаний по различным темам. 

Особой популярностью у детворы пользуются такие формы библиотечной работы как: театрализованные представления, игры-обзоры, литературные круизы, географические информжурналы, искусствоведческие расследования. Словом, не только чтением ограничивается досуг детей и подростков летом в библиотеке. Некоторые ребята стремятся блеснуть эрудицией, разгадывая кроссворды и шарады, отвечая на вопросы викторин. Другие предпочитают проявить себя в литературном творчестве – пишут стихи, рассказы, письма любимым героям. Третьи пробуют себя в качестве художников-иллюстраторов, воплощая образы книжных героев в рисунках.

Несмотря на подвижные летние забавы, ребята с увлечением посещают занятия «Школы нравственности», «Школы юного пешехода», «Волшебной школы вежливости», которые открываются в летний период при библиотеках.

Цикл уроков компьютерной грамотности помогает ребятам общаться с этой умной техникой на «ты».

Особое внимание в библиотеке необходимо уделять выставкам, ориентированным на определенную читательскую аудиторию. Подросткам можно предложить выставку-кроссворд «Ищу читающего друга». Чтобы решить этот кроссворд и найти правильные ответы, они должны были прочесть книги, представленные на выставке.

Рекомендуем провести акцию для юношества «Без добрых книг душа черствеет». Ее цели:

  • активизация работы библиотеки в помощь гуманитарному развитию личности

  • укрепление сотрудничества в области продвижения книг и чтения с молодежными организациями

  • пропаганда лучших произведений художественной литературы

  • привлечение к чтению подростков и юношества

  • формирование положительного отношения к книге и библиотеке

Для любителей интеллектуального досуга в работу библиотек можно внедрить новую форму «Эрудит-кафе». Это цикл познавательных занятий с детьми не только в стенах библиотеки, но и выход за ее пределы: экскурсии в краеведческий музей, центральную библиотеку, в парк культуры и отдыха. Темы встреч в кафе самые разнообразные: беседы о любви и дружбе, товариществе, краеведческие викторины о родном крае и знаменитых земляках, литературные конкурсы и интеллектуальные поединки.           

Многие библиотеки могут активно использовать свои технические возможности для создания видеосалонов, видеоклубов,  организовать показ мультипликационных фильмов и слайдов, караоке-турниры, шахматно-шашечные турниры.

Интересна такая форма работы - как организация летнего читального зала.  Целью этой работы является продвижение чтения среди сельчан средствами периодики через читальный зал под открытым небом. Немаловажным аспектом  его функционирования является информационно-просветительская и досуговая деятельность. Рассчитанная на детскую и подростковую аудиторию, эта работа включает в себя проведение веселых игр, познавательных викторин, интересных конкурсов.

Библиотеки открывают передвижные библиотеки в школьных лагерях дневного пребывания. Отдыхающих там ребят приглашают в стены «книжного царства», где знакомят с новинками литературы, детскими газетами и журналами.

Во время летних каникул многие библиотеки могут приобщать детей к библиотечной деятельности. Можно организовать школу «Юного библиотекаря»,  «Уголок книжного Айболита», кружки по ремонту книг «Книжкина больница», провести акцию «Живи долго, книга!», можно привлечь детей даже к редактированию каталогов и картотек. 

Традиционно все мероприятия, проводимые в период летних каникул, отражают несколько приоритетных направлений:  

  • экологическое воспитание  

  • краеведение

  • нравственно-эстетическое воспитание 

  • привитие интереса к чтению

  • творческое развитие детей

Такое разнообразие является несомненным достоинством библиотек и залогом успешной реализации летней кампании. Остановимся подробнее на каждом из указанных направлений.

Экологическое воспитание

В летний период библиотеками большое внимание уделяется экологическим мероприятиям. Работают в библиотеках программы и проекты экологической направленности, экологические клубы.

Цель - воспитание у детей экологической грамотности через знакомство с творчеством писателей-натуралистов Сладкова, Пришвина, Паустовского.

Формы работы самые разнообразные: громкие чтения, игры, интеллектуальное лото, викторины и загадки, обсуждение произведений. Ребята с большим удовольствием принимают участие в заседании круглого стола «Земля – наш дом», можно предложить создать свою «Декларацию природы», принять активное участие в создании экологической книги.        

Чтобы повысить интерес к родному краю, его природе, увидеть и попытаться решить его проблемы, библиотеки проводят мероприятия с выходом на природу:

  • «Живой родник» - занимательная экологическая экскурсия

  • «Мы идем в поход» - экологическая игра

  Можно организовать  «Экологический десант» по очистке лесопарковой зоны от мусора.

Неизменным успехом у детей и подростков пользуется игра-воображение «Лесная книга жалоб и предложений», День здоровья, на котором составляется «Дерево здоровых привычек», заочная экскурсия в лес, для чего по всем правилам необходимо снарядить экологическую экспедицию юных краеведов «На лесных тропах».   

Неизменный интерес вызывает литературно-биологический КВН в лесу «Медвежьи игры», который закончился уборкой леса от бытового мусора и приготовлением угощения для лесных жителей; акция по озеленению «Цветущая планета детства», в которой принимают участие самые активные читатели библиотек.
Краеведение

Без этого направления работы нельзя представить деятельность библиотеки сегодня, особенно детской. Работники библиотек находятся в постоянном поиске наиболее эффективных форм работы с краеведческой книгой, пропаганды краеведческих знаний.

Летние чтения могут пройти под девизом «Помни: мира не узнаешь, не зная края своего». Программу можно назвать «Мой край родной – частица Родины большой». Работа библиотек по краеведческому просвещению включает в себя три основных направления:

  • «Наш общий друг – природа» (природа, экология края) – июнь

  • «Белебей литературный» - июль

  • «По родному краю» - август

Воспитание любви к родному краю – такую задачу ставят перед собой библиотеки города и района. Библиотекари предлагают читателям произведения писателей родного края, участие в конкурсах, викторинах, выполнение различных творческих заданий, встречи с интересными людьми города и села.

В рамках программы летнего отдыха детей необходимо организовать разнообразные мероприятия:

  • «Каким я вижу свое село» - конкурс рисунков

  • «Родная улица моя» - познавательный час

  • «Край чудес» - краеведческая игра-викторина

  • «Листая страницы истории» - экскурс в историю

  • «Лучше один раз увидеть» - краеведческое путешествие

Символ программы «Мой край родной – частица Родины большой»– Дедушка-краеведушка. Именно от его лица необходимо разработать буклет-вкладыш с заданиями.

Вот с какими словами обращается Дедушка-краеведушка к участникам чтений: «Дорогой друг! Рад с тобой познакомиться. Я – Дедушка-краеведушка, поведу тебя с помощью карт, книг, загадок, конкурсов в удивительный мир природы, познакомлю с историей и литературой края, подскажу, как увидеть необычное в обычном. В конце летних каникул, возможно, именно ты получишь один из призов в номинациях: лидер краеведческого чтения, читатель-художник, читатель-писатель, читатель-фантазер».

Итоги подводятся на общебиблиотечном празднике, где состоится награждение победителей летних чтений.
Нравственно-эстетическое воспитание,

привитие интереса к чтению

Организация досуга детей, привлечение их к чтению, расширение кругозора и формирование эстетического восприятия детьми окружающего мира всегда были приоритетными направлениями в работе библиотек в летний период.

Помимо традиционной недели детского чтения, которая проходит во время весенних каникул, особенно много внимания детскому чтению «не по учебной программе» уделяют библиотеки летом. Чтобы привлечь детей к чтению, они используют игровые формы работы, проводят конкурсы, создают различные кружки, клубы, объединения. Все мероприятия проводятся так, чтобы присутствующие были не только зрителями, но и полноправными участниками происходящего, например:

  • «Турнир поэтов»: поэтический конкурс

  • «Путешествие в Читай-город»: праздник для любителей книг

  • «Необыкновенные приключения»: литературная викторина

Традиционно во многих библиотеках кампания по организации работы в летний период начинается с Пушкинских дней. Библиотеки проводят блицтурниры, литературные марафоны, викторины, посвященные наследию великих поэтов и писателей.

«Литературная беседка» под таким названием можно организовать программу летних чтений в библиотеке. Участники программы имеют возможность проявить в ней свои литературные способности, развивать фантазию, приобретать навыки общения.

Подобные мероприятия носят не просто развлекательный характер, а несут в себе насыщенную информацию, очарование книгой, пробуждают фантазию. Создание игровой ситуации снимает болезненный для детей мотив «проверки способностей», и их наклонности и привычки раскрываются более полно.

Творческое развитие детей

  Решая задачу привлечения детей к чтению,  библиотеки способствуют развитию литературных и творческих способностей.

Особенно  популярны летом конкурсы рисунков на асфальте: «Ах, это лето!», «Пусть всегда будет солнце», «Рисунок на асфальте».

Летом можно организовать творческую мастерскую «Пестрый городок», на базе которой дети будут рисовать, заниматься пластикой, изготовлять поделки из природного материала. Результатом работы творческой мастерской станет выставка детского творчества «Природа и фантазия» и выставка рисунков «Сказочная страна».

Библиотеки могут организовать целый город со своей площадью «Развлечений», перекрестком «Увлечений», бульваром «Здоровья», улицей «Добрых дел», и собственным издательским домом.

Мероприятия, проводимые в библиотеках в летний период, разрабатываются с учетом интересов детей и подростков, их возрастных особенностей и отличаются многоплановостью: это часы затей, кукольные спектакли, театрализованные представления, ролевые и литературные игры, конкурсы «Книга дарит вдохновение», рисунков «Моя любимая сказка», сочинений «Любимая книга моей семьи».

Летние чтения оказывают влияние на качество работы библиотек и библиотекарей. Они способствуют всестороннему раскрытию фонда, существенно увеличивают цифровые показатели и профессиональную заинтересованность в работе.

Творческая и плодотворная работа библиотек в летний период еще раз подтверждает востребованность библиотек, повышает ее престиж в обществе. С уверенностью можно сказать, что лето не «мертвый» сезон в работе с читателями, а время творчества, фантазии, активизации всех форм индивидуальной и массовой работы. 
Использованная литература:

  1. Абрамовская, Т.А. Лето с книгой / Т.А. Абрамовская // Библиотека.-2004.-№6.-С.47-50

  2. Ахматаева, З.Ф. Нет каникул в стране Литературии / З.Ф. Ахматаева // Библиотека.-2005.-№6.- С.43-44

  3. Ахматаева, З. У нас не бывает каникул / З. Ахматаева // Библиотека. - 2010. - № 8.- С. 39

  4. Белуза, Л.М. Отдыхай, книжку не бросай! /Л.М. Белуза // Библиотека.-2005.-№6.- С.47-48

  5. Богаева Г. «Библиотека под зонтиком»: летний вариант / Г. Богаева // Библиополе. – 2010. - № 5. – С. 34

  6. Боева Л. Книжка на каникулах, или Летняя библиотечная страда / Боева Л. // Библиополе. -2010. - № 6. – С. 20

  7. Бондаренко Е. У познания нет каникул / Е.Бондаренко // Библиотека.-2011.- № 7.- С.45

  8. Буракова Е. Летний марафон книгочея / Е. Буракова, Т. Круглик // Библиополе. – 2010. - № 7. – С.21, № 8. – С. 21; № 9. – С.39

  9. Красова Т. Ах, лето, лето! Здоровая пора / Т. Красова // Библиотека.- 2008. - № 12. – С. 4

  10. Ляхова, И.А. «Лето, книга, я – друзья» / И.А. Ляхова // Новая библиотека.- 2005.-№6.-С. 29-31

  11. Носырина О. Летнее чтение – любимый досуг / О. Носырина - // Библиополе. - 2009. - №5. - С. 2

  12. Садовникова, Т. Под голубыми небесами: о работе выездного читального зала в дни летних каникул /Т.Садовникова // Библиополе.-2007.-№4.-С.38-39

  13. Самусева, Г. На дворе весна: организация летнего отдыха детей /Г.Самусева // Библиополе.- №3.-С.53-54

  14. Таустобова, Н. Лета красного примета - марафон интеллектуалов/ Н.Таустобова // Библиотека. 2008. - №4.- С.73-74.

  15. Шакина О. У книжек нет каникул / О. Шакина // Библиополе. - 2009. - №5. – С. 44

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации работы библиотек в летний период, программу «Лето на острове сокровищ» iconПлан работы на летний период 2013 года в мбдоу «Детский сад №3» 2013 год
...
Методические рекомендации по организации работы библиотек в летний период, программу «Лето на острове сокровищ» iconМетодические рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха в 2014 году
Обеспечивая процесс организации оздоровления и отдыха детей в летний период 2014 года, необходимо руководствоваться следующими нормативными...
Методические рекомендации по организации работы библиотек в летний период, программу «Лето на острове сокровищ» iconВысшего профессионального образования
Пособие включает в себя тематический план, программу по курсу «Философия», вопросы к семинарским занятиям, а также методические рекомендации...
Методические рекомендации по организации работы библиотек в летний период, программу «Лето на острове сокровищ» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е....
Методические рекомендации по организации работы библиотек в летний период, программу «Лето на острове сокровищ» iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по организации работы библиотек в летний период, программу «Лето на острове сокровищ» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы по...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по политической психологии
Методические рекомендации по организации работы библиотек в летний период, программу «Лето на острове сокровищ» iconМетодические рекомендации по усвоению учебного материала и организации...
Гос впо по специальности 080504. 65 Государственное и муниципальное управление, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта...
Методические рекомендации по организации работы библиотек в летний период, программу «Лето на острове сокровищ» iconМетодические рекомендации по организации и методическому сопровождению...
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по организации работы библиотек в летний период, программу «Лето на острове сокровищ» iconМетодические рекомендации по усвоению учебного материала и организации...
Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 36
Методические рекомендации по организации работы библиотек в летний период, программу «Лето на острове сокровищ» iconМетодические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г
Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов / составитель методист ук омгпу осипенко...
Методические рекомендации по организации работы библиотек в летний период, программу «Лето на острове сокровищ» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов всех отделений колледжа и направлены на...
Методические рекомендации по организации работы библиотек в летний период, программу «Лето на острове сокровищ» iconЦель: Создание в мадоу «Детский сад №29 «Березка» максимально эффективных...
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веркасы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Методические рекомендации по организации работы библиотек в летний период, программу «Лето на острове сокровищ» iconМетодические рекомендации по организации обучения населения в предпаводковый и паводковый период
Одним из опаснейших стихийных бедствий является наводнение. Каждый год в том или ином районе происходят, особенно в весенний период,...
Методические рекомендации по организации работы библиотек в летний период, программу «Лето на острове сокровищ» iconМетодические рекомендации к организации самостоятельной работы обучающихся...
Данная работа представляет собой методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины...
Методические рекомендации по организации работы библиотек в летний период, программу «Лето на острове сокровищ» iconМетодические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности (050709) «Преподавание в начальных классах» инаправлены на оказание...
Методические рекомендации по организации работы библиотек в летний период, программу «Лето на острове сокровищ» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические...
Целью курса является изучение основных институтов и норм римского пра­ва в их историческом развитии и их влияние на нормы современного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск