Цель выступления: рассказать родителям о необходимости соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника





Скачать 456.95 Kb.
НазваниеЦель выступления: рассказать родителям о необходимости соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника
страница1/2
Дата публикации03.10.2014
Размер456.95 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > Туризм > Рассказ
  1   2


Хорошими людьми становятся больше

от упражнений, чем от природы.

Демокрит

Цель выступления: рассказать родителям о необходимости соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника.
От того, как строится наш день, как сочетаются работа и отдых, достато­чен ли сон, вовремя ли мы завтракаем, обедаем или ужинаем, зависят наши самочувствие, работоспособность, на­строение, здоровье. В правильности этого наблюдения люди убедились дав­но. Так, например, более 900 лет на­зад древнетюркский поэт Юсуф Баласагунский писал:

Всему свой устав и законный уклад.

Блажен, кто блюдет их,

Цветет его взгляд.

С невеждой, ведущим себя

Неумело,

Не знающим правил -

Не сделаешь дело!

Человеческий организм, насквозь пронизан ритмами. Главный дирижер - суточный ритм. В нас ритмично все: ра­бота внутренних органов, тканей, кле­ток, пульсация сердца и частота дыха­ния, электрическая активность мозга. Поэтому для правильного развития де­тей так важен распорядок занятий, от­дыха, питания...

Физиологической основой режима дня является выработка у ребенка ди­намического стереотипа ответных ре­акций. Повторяясь изо дня в день, оп­ределенный распорядок настраивает на учебу, отдых, физическую актив­ность - тем самым облегчается выпол­нение всех дел. При соблюдении ре­жима дня у ребенка формируются ус­ловные рефлексы. Привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и своевременному пробуждению. Выс­павшийся ребенок лучше воспринима­ет учебную информацию, объяснения учителей на уроке, быстрее справля­ется с домашним заданием, его рабо­тоспособность выше.

Наш организм нуждается в том, что­бы пищевые вещества поступали в оп­ределенном ритме. Существует суточ­ный ритм выделения пищеварительных соков и активности ферментов. С пол­ной уверенностью можно сказать, что человек - это не только то, «что он ест», но и «когда он ест». Дети, приученные есть в одно и то же время, реже страдают плохим аппетитом или его отсут­ствием. Благодаря ритму пища усваи­вается наилучшим образом, оказывает­ся более полезной и даже кажется вкус­нее. Это наблюдение точно и красиво описано А.С. Пушкиным в «Евгении Онегине»:

...Люблю я час

Определять обедом, чаем,

И ужином. Мы время знаем

В деревне без больших сует:

Желудок - верный наш брегет.

Начало школьной биографии меня­ет привычный уклад жизни малыша. В меньшей степени это касается детей, посещавших детский сад. От того, на­сколько родители, бабушки и дедушки организованы сами и готовы помочь ре­бенку: вовремя разбудить, проследить за всем распорядком дня и при этом создать у ребенка положительный на­строй, не встав в позу руководителя послушного робота, - зависит не толь­ко успешность учебы ребенка, но и его здоровье.

Нет, и не может быть универсально­го режима дня для всех детей. Распо­рядок дня ребенка должен обязатель­но учитывать его индивидуальные осо­бенности и иметь некий «люфт» - то есть запас времени в соблюдении ре­жимных моментов.

Если мы осознаем важность ритмич­ной организации жизни ребенка, мы сделаем так, чтобы это осознали и наши дети. Правильно поступают те родители, которые начинают приучать малыша соблюдать режим дня еще до поступления в школу. Ведь в раннем детстве легче выработать привычку к организованности и порядку, которая позже станет чертой характера. Осо­бенно это важно, если ваш ребенок не отличается усидчивостью, умением кон­центрировать внимание или имеет те или иные отклонения в состоянии здо­ровья.

Как же должен строиться режим дня первоклассника?


Утром у ребенка дол­жно быть достаточно времени, чтобы не спеша собраться в школу. Встать с по­стели нужно за час-полтора до нача­ла занятий, то есть в 7-7.30. Время подъема зависит от того, как далеко от школы находится ваш дом. Чтобы стрях­нуть остатки сонливости, настроиться на рабочий лад, надо уделить утренней гимнастике не менее 10 минут. На пер­вых порах лучше делать ее вместе с ребенком. Во многих семьях сегодня есть магнитофоны или проигрыватели. Советуем для утренней гимнастики по­добрать музыку, может быть, с учетом музыкальных пристрастий сына или до­чери. Дело пойдет веселее и с большей охотой. Не забудьте во время зарядки открыть форточку или до нее провет­рить комнату.

Не все дети в столь ранний час с удовольствием завтракают. В этом слу­чае ваша настойчивость накормить ре­бенка не должна быть чрезмерной. Важнее сохранить добрые отношения. Постарайтесь приготовить на завтрак то, что ребенок съест с удовольствием. Оговорите меню с вечера.

Дорога в школу, если идти не торо­пясь, может стать прекрасной прогул­кой. Выберите маршрут подальше от проезжих дорог.

Если вы не оставляете ребенка на продленный день и забираете его из школы после занятий, важно помочь ему организовать вторую половину дня. Пребывание в школе, особенное пер­вые месяцы, когда ребенок еще при­спосабливается к новому окружению и новым требованиям, для него утоми­тельно. Исследования показывают, что 37,5% первоклассников заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного утомления, среди посе­щающих школы с углубленным изуче­нием предметов, гимназии число таких детей достигает 40%. Еще больше де­тей - от 68% до 75%, - у которых не­привычные школьные нагрузки, недосы­пание вызывают неврозоподобные ре­акции (нарушения сна, страх перед школой, учителем и т.д.). Вывод напра­шивается сам: учебу надо чередовать с полноценным отдыхом.

Одна из частых родительских оши­бок - усаживать ребенка за уроки сра­зу после обеда. Почему это плохо? Во-первых, ребенок еще «не стряхнул» с себя утомление от уроков в школе. Утомление - закономерный результат любой работы, и оно не должно нас пугать. А вот его накопление чревато неприятностями. Прекрасным отдыхом и хорошим способом восстановить силы служит дневной сон. Детей, кото­рые испытывают такую потребность, в первую очередь ослабленных, недав­но перенесших болезнь, привыкших спать днем, не стоит лишать этой воз­можности. А если речь идет о перво­классниках-шестилетках, то для них врачи даже настаивают на обязатель­ной организации дневного сна. Другой способ восстановления сил - прогул­ка на свежем воздухе, желательно с подвижными играми.

Во-вторых, работоспособность чело­века, и ребенка в том числе, меняется на протяжении дня. Как правило, она повышается в утренние часы, достигая своего максимального значения в 10-13 часов, а к 14 часам снижается. К 16 часам у большинства снова проис­ходит повышение работоспособности, которая затем снижается к 20 часам. Необходимо учитывать это обстоятель­ство, чтобы время приготовления уро­ков совпало с подъемом работоспо­собности.

Продолжительность занятий не дол­жна быть более часа, причем после 25-30 минут работы необходим перерыв для небольшой разминки на 3-5 минут. Приучить детей работать без отвлече­ний, собранно - задача непростая. Здесь очень важны терпение и добро­желательность.

Интервалы между приемами пищи у ребенка 6-7 лет должны быть не более 3-4 часов. Если обед у вашего первоклассника был в 13.00-13.30, то 16.30 - время полдника. На полдник можно дать фрукты, соки, молочные продукты (молоко, кефир, йогурт).

Многие родители стара­ются определить перво­классника еще и в музыкаль­ную школу, спортивную сек­цию или организовать заня­тия иностранным языком, компьютером... Получается ситуация, хорошо знакомая по стихотворению А. Барто:

Драмкружок,

Кружок по фото,

Хоркружок - мне петь охота,

-За кружок по рисованью

Тоже все голосовали...

Эти полезные и интересные занятия, конечно, важны для развития школьни­ка. Но хорошо подумайте, будут ли они посильны для вашего ребенка. Ис­следования гигиенистов позволяют с большим основанием говорить о том, что внешкольные занятия на первом году обучения весьма утомительны для детей - даже, казалось бы, такие полезные, как спортивные. Утомляют не только сами занятия, но и пребы­вание в коллективе сверстников, необходимость все время выпол­нять то, что требуют, а не то, что хочется... Есть смысл перенести эти занятия на год позже, когда ваш ребенок полностью адапти­руется к школе. Но если вы все-таки решили, что дополнитель­ные занятия необходимы малы­шу, их продолжительность для семилетнего ребенка не долж­на превышать одного часа.

Врачам давно известно, что день, прожитый без прогулки, по­терян для здоровья ребенка. Подвижные игры на воздухе спо­собствуют росту, прекрасно снимают «учебное» утомле­ние. Ежедневное пре­бывание ребенка на воздухе должно быть не менее 3,5 часа.

Очень важно, чтобы в распорядке дня на­шлось время для люби­мых занятий и игр. Ведь эмоциональные впечат­ления - важная состав­ляющая жизни челове­ка. Во многих семьях многочасовой про­смотр телепередач -норма вечернего вре­мяпрепровождения. Невольно в этот про­цесс втягиваются и дети. Хотелось бы предосте­речь: для ребенка про­должительное созерца­ние телепередач - за­нятие небезопасное. Это большая эмоцио­нальная и зрительная нагрузка, которая «съе­дает» возможность об­щения с родителями, друзьями, самостоятельной деятельно­сти (игры, помощи по дому), оставляя взамен мало что дающую для разви­тия «жвачку». Содержание и длитель­ность просмотра телепередач долж­ны регулироваться взрослыми. В учеб­ные дни семилетний ребенок без ущерба для здоровья может смотреть телепередачи 2-3 раза в неделю по 30 минут. Сегодняшнее телевидение не слишком щедро на передачи для детей. Если у вас есть возможность по­казывать детям видеофильмы, подбе­рите репертуар и ограничьте продол­жительность сеансов.

При этом очень важно обеспечить ребенку комфортные условия про­смотра телепередач или видеофиль­мов. Врачи установили, что распола­гаться перед экраном следует на рас­стоянии, равном семи-восьмикратной высоте или трех-четырехкратной ши­рине экрана, то есть чем больше эк­ран, тем дальше от него должны на­ходиться зрители. При нормальном зрении расстояние между экраном и зрителями не должно быть меньше двух и больше пяти метров. Телепере­дачи лучше смотреть в слегка освещен­ной комнате, используя для этого на­стольную лампу или торшер, располо­жив его так, чтобы свет не отражался на экране. И телевизор, конечно, дол­жен быть хорошо настроен.

Все эти советы в полной мере отно­сятся и к работе на компьютере, кото­рый становится привычным атрибутом домашней обстановки.

Вечером просто необ­ходимо выкроить время для общения с ребенком, поинтересоваться, как идут дела в школе, прове­рить, как приготовлены уроки. Не скупитесь на похвалы, даже если успе­хи вашего первоклашки пока невелики. Если что-то не получается, помоги­те исправить. Будьте доб­рожелательны, ведь от ва­шего поведения тоже за­висит, с каким настроени­ем ребенок завтра пой­дет в школу. А чтобы утро не омрачать суматохой, приучите малыша собирать ранец с ве­чера.

Кроме будних, учебных дней есть еще и выходные. В эти дни встать мож­но позднее, особенно если в обычные дни ребенок недосыпает. Если у ре­бенка два выходных дня, постарай­тесь, чтобы хотя бы один был полнос­тью освобожден от уроков. Если за­нятий избежать не удается, проведи­те их в первую половину дня, когда работоспособность ребенка выше. Продолжительность занятий не долж­на быть более часа. Если у ребенка есть те или иные проблемы, связанные с учебой в школе, в выходные попы­тайтесь их преодолеть, например по­тренируйтесь в чтении или решении за­дач. Но во всем нужна мера. Прекрас­но, если вам удастся найти заниматель­ную, игровую форму для таких заня­тий, создать у малыша положительный настрой, ведь интерес - мощный сти­мул в работе.

В выходные больше времени про­водите на воздухе. Продолжительность прогулки следует увеличить до 5-6 часов. Организуйте совместные прогул­ки, лыжные вылазки или катание на коньках, санках. Поход в музей, театр, кино или прием гостей лучше приуро­чить тоже к выходному дню. Но время приема пищи и отхода ко сну надо со­блюдать, как в обычный день.


Цель: познакомить родителей с особенностями организации питания детей младшего школьного возраста.
Что есть?
Интенсивный рост ребенка требует постоян­ного притока пластического и энергетического материала, источником которого является пища. Однако несовершенство системы пище­варения и повышенный (по сравнению со взрос­лыми в два раза) обмен веществ создают ряд трудностей в организации его питания.

Полноценным считается такое питание, ко­торое обеспечивает организм достаточным ко­личеством необходимых питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, минераль­ные вещества, вода) и полностью покрывает его энерготраты. Так, энерготраты у детей от года до семи лет составляют 80-100 ккал на 1 кг веса.

Питание детей должно обеспечиваться за счет продуктов, которые хорошо усваиваются детс­ким организмом, то есть соответствуют возраст­ным возможностям. Поэтому водить детей в кафе, закусочные, бистро и так далее, где еда предназначена для взрослых, не рекомендуется.

Важно избегать однообразного питания. Ос­новные блюда не должны повторяться чаще од­ного раза в неделю. Исключение составляют молоко и молочные продукты, которые ребенок должен получать ежедневно. Можно привести множество примеров, когда люди страдали раз­личными заболеваниями только из-за того, что питались одним и тем же продуктом. Например, авитаминозом РР в ряде стран Востока, где на­селение питалось преимущественно кукурузой, или авитаминозом В1, когда в Японии питались преимущественно полированным рисом.

Ни один продукт не содержит всех необхо­димых человеку пищевых веществ. Даже моло­ко. В нем нет витамина «С» и железа, отсутствие которых приводит к анемии. Особенно опасно в детском возрасте вегетари­анство, то есть отказ от белков и жиров животно­го происхождения. Вегетарианская пища непол­ноценна как по аминокислотному, так и по вита­минному составу (организм не получает витами­ны В12 и В1). Кроме того, дефицит белка приво­дит к снижению сопротивляемости детского орга­низма инфекциям.

Итак, пища ребенка должна быть смешан­ной (мясо-молочно-растительная), с достаточ­ным количеством витаминов. Разумеется, все пищевые продукты должны быть доброкаче­ственными. Испорченные продукты содержат яды (мясной яд, колбасный яд, яды испорчен­ных овощных и фруктовых консервов), вызы­вающие тяжелые отравления. Продукты пита­ния должны быть свежими, так как при дли­тельном хранении меняются их состав и вкусо­вые качества.

Детям необходимы мягкие части мяса и дичи без сухожилий, рыба и колбаса без оболочек и твердых кусочков. Жирное мясо можно реко­мендовать только старшим школьникам. Не ре­комендуется недостаточно прожаренные и коп­ченые мясо и рыба - из-за опасности отравле­ния, заражения глистами и плохого усвоения. Нежелательны мясные и рыбные блюда, силь­но соленые или приправленные острыми спе­циями. Таким образом, детям младшего возра­ста противопоказано есть такие продукты, как стейки, гамбургеры, шашлыки, а также жаре­ные пироги с мясом, рыбой, грибами, чебуре­ки, пиццу и «хот-доги» не домашнего приготов­ления.

Дети должны получать молоко, яйца, сва­ренные всмятку или вкрутую, супы (мясные, молочные, овощные), творожные сырки, запе­канки, масло (сливочное и растительное), все сорта хлеба и хлебные изделия, картофель в виде пюре или сильно разваренный (жареный кар­тофель разрешается детям старше пяти лет), ово­щи, фрукты и ягоды (хорошо отобранные и тща­тельно промытые). Дети могут пить свежую во­допроводную или колодезную воду, но лучше, особенно летом, в кипяченом виде. Лишь по мере того как ребенок растет и крепнет, его пища может постепенно приближаться к пище взрослых.

Все виды алкогольных напитков, включая пиво, домашние наливки, настойки, оказыва­ют вредное влияние на растущий организм, поэтому детям они категорически запрещены.

Возбуждающе действуют, особенно на ма­леньких детей, кофе, какао, шоколад и креп­кий чай. Эти продукты следует ограничивать.

Когда есть?
Важным условием рационального питания является соблюдение режима питания. Под режимом питания понимается количество при­емов пищи, интервалы между ними, количе­ственное и качественное распределение ее в те­чение дня.

Точный и целесообразный режим питания со­здает лучшие условия для усвоения пищи. При беспорядочном, несвоевременном питании на­рушается стереотип, снижается выделение пи­щеварительных соков, утрачивается аппетит. В промежутках между установленными часами приема пищи дети не должны получать ника­ких дополнительных продуктов. Сладости, фрукты, соки следует давать только в часы при­ема пищи или тотчас после еды, чтобы не пере­бивать аппетит.

Первый прием - завтрак - составляет 25% суточной калорийности. Он должен состоять из овощных салатов и двух горячих блюд - каши (или картофельного и овощного блюда, яйца) и горячего напитка (молоко, кофе с молоком, ка­као на молоке, чай).

Второй прием пищи - обед - составляет 30-35% суточной калорийности. Он должен вклю­чать не менее трех блюд: первое - суп, второе -мясное или рыбное блюдо с гарниром и третье — сладкое.

Третий прием пищи — полдник — должен обес­печивать потребность ребенка в жидкости, так как дети испытывают жажду после обеда и днев­ного сна. На полдник приходится около 15-20% суточной калорийности. Он состоит из питья, фруктов, ягод, сладостей, печенья, сдобы.

Четвертый прием пищи - ужин - составляет около 20% суточной калорийности и должен включать не менее двух блюд: горячее в виде творожных, овощных, крупяных блюд и моло­ко, кисель, кефир, простокваша.

Меню следует составлять таким образом, что­бы мясные и рыбные блюда ребенок ел в пер­вую половину дня - на завтрак и на обед, так как продукты, богатые белком, повышают об­мен веществ и оказывают возбуждающее дей­ствие на нервную систему. К тому же эти про­дукты, особенно в сочетании с жиром, труднее перевариваются.

Строгий режим кормления включает ряд правил:

- определенное число приемов пищи в тече­ние суток с обязательным ночным перерывом (исключение составляют грудные дети);

- проведение кормления в установленные часы и с определенной продолжительностью (не кормить ребенка слишком быстро, но и не растягивать прием пищи более чем на 30 ми­нут);

- в каждое кормление ребенок должен полу­чать достаточное количество пищи;

- по мере роста ребенка его рацион должен становиться более разнообразным.

Все это способствует нормальному станов­лению аппетита, развитию вкусовых ощуще­ний и активной заинтересованности ребенка в еде.

А если плохой аппетит?
Большое значение имеют приятные вкусовые качества, температура и аппетитный вид при­готовленной пищи.

Для предупреждения нарушения аппетита необходимо соблюдать определенные условия:

- дети не должны сидеть за столом в ожи­дании еды - это быстро вызывает утомле­ние;

- избегать отрицательных эмоций во вре­мя кормления ребенка, позаботиться о созда­нии спокойной обстановки;

- недопустимо наказывать ребенка непо­средственно перед приемом пищи;

- не прибегать к носильным приемам и на­казанию при нежелании ребенка есть;
Если аппетит снижен, в первую очередь надо установить, не болен ли ребенок. Если у него после некоторых блюд возникает рвота или по­являются сыпь и отеки, посоветуйтесь с вра­чом. Необходимо учитывать индивидуальную непереносимость ребенком отдельных продук­тов и не включать их в его рацион.

Для возбуждения аппетита рекомендуется разнообразить рацион ребенка. Перед едой также хорошо дать небольшую порцию неслад­кого сока (лимонного, яблочного, гранатово­го...) или бульона. Можно заменить молоко, если оно включено в диету, кисломолочными продуктами. С учетом возраста ребенка вво­дить в меню салаты из свежих овощей, ви­негреты с квашеной капустой и солеными огурцами, давать небольшой кусочек вымо­ченной сельди.

Правильное отношение к питанию надо вос­питывать с рождения, постоянно заботясь о при­витии детям полезных навыков. Перед едой не­обходимо мыть руки с мылом. Пищу надо есть из отдельной чистой посуды, уметь пользоваться столовым прибором и салфеткой. За столом ребенок не должен отвлекаться, разговаривать, смеяться, размахивать руками и болтать нога­ми, не должен есть неряшливо, торопливо или, наоборот, затягивать трапезу. Позавтракать и поужинать вполне можно за 15-20 минут, а пообедать - за 20-25.

Пищу нужно есть только за столом, а не на ходу или во время приготовления уроков и игр.

Во время еды дети должны тщательно разже­вывать пищу и не запивать недожеванный кусок жидкостью. Пища должна разжевываться и про­питываться слюной настолько, чтобы она сама, без помощи жидкости, проскальзывала в желу­док. Поэтому жидкости должны всегда подаваться на стол только после второго блюда.

Сколько надо жидкости?
Вода составляет около 65% массы тела че­ловека, участвует почти во всех обменных про­цессах организма, входит в состав всех орга­нов и тканей и играет большую роль в теплорегуляции. Человек может прожить без воды лишь несколько дней. Потребность в жидко­сти для детей трех-семи лет в сутки составля­ет около 60 мл на 1 кг веса. Организм полу­чает воду как в виде питья, так и с пищевы­ми продуктами. В овощах и фруктах воды со­держится до 50%, в молоке - 87%, в хлеб­ных продуктах - 47%.

Некоторые дети привыкают пить во время еды, тотчас после приема жидкого блюда. Чрез­мерное количество жидкости перегружает же­лудок и создает дополнительную нагрузку на сердце и почки. Кроме того, снижается аппе­тит из-за ощущения переполнения. Избыток жидкости способствует выведению из организ­ма минеральных солей и витаминов.

В летний период, особенно в жаркую и су­хую погоду, дети должны получать жидко­сти больше. Лучше всего составлять меню таким образом, чтобы они получали ее в оче­редные часы приема пищи в виде соков, ком­пота, чая.

Осторожно, сладости!
Когда дети интенсивно рас­тут, они обычно не страдают от­сутствием аппетита. Однако на­ходятся сердобольные мамы и бабушки, которые буквально закармливают (и тем самым пе­рекармливают) своих детей и внуков.

Процессы обмена веществ у детей легко перестраиваются в ответ на чрезмерное поступле­ние углеводов (мучные, кондитерские изделия и так далее). При этом излишки углеводов перерабатываются в жир, кото­рый отлагается в жировой тка­ни. За счет усиленного образо­вания жировых клеток проис­ходит разрастание самой жиро­вой ткани. И наступает форма ожирения, которая называется гиперцеллюлярной, что труднее всего поддается лечению.

Большую опасность пред­ставляет чрезмерное увлечение детей сладостями (конфеты, шоколад, сдобное печенье, пи­рожные, торты, мороженое...). Это увлечение пагубно отража­ется на состоянии зубов (при­водит к кариесу), а также яв­ляется фактором риска в развитии диабета. Неуклонный рост диабета среди детей несом­ненно связан с избыточным потреблением сладостей, а так­же сладких газированных на­питков, так как они содержат 7-10% сахара. Наиболее рез­кий скачок сахарного диабета среди детей у нас в стране про­изошел с того момента, когда в продажу хлынул поток им­портных кондитерских изде­лий и освежающих напитков, новых для нашего покупателя.

Неотъемлемой частью пита­ния детей почти всех возрас­тов стали сникерсы, твиксы, кока-кола, пепси-кола, фанта и так далее. А потом родители удивляются, откуда у ребенка тяжелейший диабет. Оказыва­ется их ребенок «всего лишь» очень любит и много (часто бес­контрольно) пьет пепси-колу или, например, каждый день съедает по батончику сникерса.

На самом деле шоколадные конфеты или шоколад можно давать ребенку только после трех лет и только раз в неде­лю! Различные карамели детям дошкольного и младшего школьного возраста не реко­мендуются, потому что дети такие конфеты грызут, а не сосут - и портят ими зубы.

Для детей из сла­достей предпочтительнее мар­мелад, зефир или пастила, сли­вочная помадка, мед, клюква в сахаре, простое печенье типа «крекер» или галеты. И все это в небольшом количестве. Из напитков рекомендуются нату­ральные соки, морсы, кисели и компоты.
Надо есть, чтобы хорошо учиться?
Кормить школьников не­просто. Утром дети зачастую неохотно едят, с трудом удает­ся уговорить их выпить хотя бы стакан молока, чая или кофе. Приходится прилагать усилия, чтобы ребенок ел спокойно, не торопясь. Вер­нувшиеся из школы дети бы­вают настолько усталыми, что у них нет аппетита, они не могут нормально обедать. В таких случаях им необходим отдых до обеда.

Нельзя делать долгие пере­рывы в приеме пищи. Если перерыв между обедом и ужи­ном будет составлять 6-7 ча­сов, то через несколько недель у ребенка начнется головокру­жение, появится вялость, сла­бость, ухудшится внимание на уроках, ему станет труднее учиться. Кроме того, после дли­тельного перерыва ребенок мо­жет жадно наброситься на еду, съесть больше, чем ему необхо­димо, и плохо пережевывать пищу. Еда, проглоченная на­спех, в большом количестве, плохо переваривается и не при­носит пользу. Желудок получа­ет непосильную нагрузку, мо­гут возникнуть сильная резь в животе, тошнота и рвота. Если длительное время нарушать ре­жим питания и нещадно «экс­плуатировать» желудок, мож­но серьезно заболеть.

В условиях школы питание имеет не только оздоровитель­ное, но и воспитательное зна­чение. В коллективе дети при­учаются к разнообразной и по­лезной пище.

Однако самая образцовая постановка питания в школе теряет смысл, если условия жизни в семье идут вразрез с требованиями гигиены и если домашнее питание поставлено неудовлетворительно.



Цель выступления: рассказать родителям об особенностях питания детей.
Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выраже­ние Г. Гейне «Человек есть то, что он ест», тем самым подчеркивая ис­ключительную роль питания в формировании и тела, и поведения ребен­ка. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом воз­расте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов. Надо отметить, что здоровое питание определяет и степень выраженности защитной функции организма, повышая устойчивость детей к инфекциям, агрес­сивному воздействию внешней среды, тяжелых металлов, радиоактивно­му облучению и другим неблагоприятным воздействиям.

Чтобы быть рациональным, питание ребенка должно отвечать сле­дующим основным принципам:

  1. Рацион питания детей по энергетической ценности должен покрывать их энергетические затраты.

  2. Рацион питания ребенка должен быть сбалансирован по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы.

3. Ребенок должен получать все группы продуктов, т.е. рацион должен быть разнообразным.

4. Пища должна быть безопасной и соответствовать санитарным нормам и правилам, действующим в РФ.

5. Необходимо также учитывать индивидуальную особенность детей, в том числе непереносимость отдельных продуктов и блюд.

6. Важное внимание должно уделяться соблюдению режима питания.

Итак, в рацион питания современного ребенка должны быть вклю­чены все группы пищевых продуктов:

• мясо и мясопродукты;

• рыба и рыбопродукты;

• молоко и молочные продукты;

• яйца;

• пищевые жиры;

• плоды и овощи;

• хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные изделия, крупы, бо­бовые;

• сахар и кондитерские изделия;

• напитки.

В последнее время на Российском рынке появился большой ассор­тимент продуктов, которые к указанным группам продуктов можно отне­сти лишь частично. Гамбургеры и супы быстрого приготовления, каши-минутки и чипсы стали неотъемлемой частью нашего питания. Очень часто в рекламе этих продуктов принимают участие дети. Однако это во­все не значит, что рацион питания школьника должен состоять из «супов в стакане» и «хот-догов».

Некоторые из этих продуктов дети любят, а некоторые из них даже очень любят. Для тех родителей, которые живут в высоком темпе и не имеют возможности, сил и времени готовить ежедневно «правильные» обеды и ужины, продукты, которые можно? приготовить по принципу «просто добавь воды», представляются удачным выходом. Но так ли это? Что же представляют собой эти продукты?

Давайте рассмотрим их внимательно. К ним относятся газирован­ные сладкие напитки, картофельные чипсы, жевательные резинки, конфеты типа «чупа-чупс», гамбургеры, чизбургеры, хот-доги и другие.

Жевательные резинки.



Люди любят жевать, особенно дети. Именно на этом построен бизнес производителей жвачки. Но что несут нам и нашим детям эти подушки-пластиночки из синтетического каучука, напичканного всякими добавками? В состав жвачек входят подсластители, красители и ароматизагоры: Что касается подсластителей, то одинаково часто в этой роли выступает сахар и сахарозаменители. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жвачки, а также у жевательных конфет просто нет конкурентов. Что касается безопасности для здоровья человека сахарозаменителей - сахарина и аспартама - у ученых нет однозначного вывода. В некоторых странах обсуждается вопрос о запрете их использования ввиду возможного неблагоприятного влияния на различные органы и системы человека. В частности, в настоящее время активно рассматривается их возможное канцерогенное действие (т.е. способность вызывать злокачественные новообразования). Описан также слабительный эффект при потреблении более одной упаковки в день жвачки с сорбитом или ксилитом. Диагностируются в работе педиатрических служб и такие случаи, когда у детей с ничем не объяснимыми запорами находили в пищеводе и кишечнике резиновые «камни» из слипшихся разноцветных комочков. Родители безмерно пичкали своих детей жвачками: чтоб они не плакали, не приставали; в качестве поощрения и т.д.

Ароматизаторы и красители, используемые при производстве жвачки, также не относятся к веществам полезным для здоровья, особенно если они синтетические, а не натуральные или идентичные натуральным.

Необходимо также помнить о том, что чрезмерное использование жвачки снижает аппетит, провоцирует аллергические реакции, воспаление кожи вокруг рта (периоральный дерматит), а также оказывает раздражающее воздействие на слизистую оболочку желулочно-кишечного тракта ребенка, что способствуют возникновению дискинезии желудочно-кишечного тракта, гастритов, дуоденитов и других заболеваний.

Стоматологи считают, что ожидаемый эффект от жвачки - профилактика кариеса - очень, очень поверхностный. Для того что бы принести пользу своему жевательному аппарату и удалить остатки еды после приема пищи, если под рукой нет зубной щетки, достаточно жевать резинку всего 2-3 минуты не более 1-2 раз в день после еды. И еще, обратите внимание на то, что вы можете дать ребенку жвачку в том случае, если уверены, что он ее не проглотит и не будет долго «гонять» резиновый шарик во рту.
Газированные напитки.
К газированным напиткам относятся такие как: «Кока-Кола», «Пепси-Кола», «Пепси», «Сэвен-Ап», «Миринда», «Фанта», «Спрайт», «Тархун», «Ко­локольчик», «Дюшес», «Байкал», «Буратино», «Крем-сода» и многие другие.

В состав газированных напитков входят различные консерванты (например, бензойная кислота - Е211), ароматизаторы и красители (на­пример, сахарный колер - Е150, желтый хинолиновый - Е104, краситель синий блестящий - Е133. желтый квинолин Е, азорубин - Е122 и др.), загустители (гуммиарабик - Е414, этерифицированные камеди и другие). Кроме того, все газированные напитки содержат углекислоту (диоксид углерода), чрезмерное использование которой раздражает слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта ребенка, вызывает отрыжку, вздутие кишечника, а в дальнейшем может провоцировать и заболевания желудочно-кишечного тракта, например, гастрит. Именно поэтому ис­пользование сильногазированных и газированных напитков является не­желательным для дошкольников и школьников, желудочно-кишечный тракт которых еще не сформировался. Необходимо учитывать, что упот­ребление газированной воды может повышать кислотность желудочного сока, стимулировать моторную деятельность кишечника. Поэтому детям с предрасположенностью к заболеваниям желудочно-кишечного тракта или уже страдающим этими заболеваниями (например, гастритом, гастродуоденитом, язвенной болезнью желудка или двенадцатиперстной кишки) рекомендуется исключить эти напитки из рациона. Необходимо помнить о том, что газированные напитки могут вызвать реакцию непе­реносимости у детей. Все химические добавки, внесенные в напиток для улучшения вкуса, запаха, цвета, а также консерванты, внесенные для уве­личения срока годности продукта, потенциально являются довольно сильными аллергенами. Таким образом, проявление симптомов пищевой аллергии может быть связано не с каким-либо конкретным напитком, а с компонентами, входящими в состав широкого спектра напитков. В этом случае необходимо отказаться от всех видов такого рода напитков.

Газированная вода особенно противопоказана детям, имеющим из­быточный вес, страдающим сахарным диабетом, заболеваниями печени. Учеными обсуждается связь между потреблением сладкой газировки и образованием камней в почках. Высказывается предположение, что фос­форная кислота, которую используют для подкисления некоторых напит­ков, способствует этому.

Сахар, в большом количестве присутствующий в газированной во­де, провоцирует кариес. Даже если в качестве подсластителей используются сахарозаменители, газированная вода не утоляет жажду, поскольку не устраняет так называемую «остаточную сладость». А это означает, что чем больше пьешь такую воду, тем больше хочется пить.

Таким образом, хотя реклама называет газированные напитки «легкими», это совершенно не соответствует действительности.

Обычная сладкая газированная вода не содержит ни витаминов, ни минеральных веществ, так нужных растущему организму. В связи с этим следует упомянуть об отдельных видах негазированных напитков, примерами которых могут служить инстантные сухие напитки «Витастарт» и «Золотой шар». Они представляют собой концентраты для приготовления витаминизированных быстрорастворимых в воде напитков для детей и подростков. В их состав входят только натуральные компоненты: сахароза, лимонная кислота, природный аромат, природный краситель бета-каротин, лактат кальция, глюкозный сироп, декстроза, витаминно-минеральные комплексы. Однако относится к ним следует как к специально созданным продуктам, позволяющим восполнить дефицит некоторых витаминов в рационах питания детей. Особенно удачным будет их использование в весенний и осенний периоды.

Каши, бульоны и супы быстрого приготовления.


Каши, бульоны и супы представлены на рынке в большом ассорти­менте. Состав их также несколько отличается. Так, например, в состав каш быстрого приготовления входят специально обработанные зерновые культу­ры (греча, кукуруза, ячмень, рис и т.д.), часто в виде хлопьев или измельчен­ных зерен, кусочки сушеных фруктов или ягод, овощей или мяса, грибов, зе­лень. Для улучшения вкусовых качеств продукта ряд производителей используют искусственные подсластители, красители, ароматизаторы.

В состав концентратов бульонов и супов, которые после восстановле­ния водой легко превращаются в «настоящие» бульоны и супы, например со вкусом говядины, свинины или грибов, входят: сахар, глутамат натрия (Е-621), очищенное гидрогенизированное растительное (пальмовое) масло, кра­ситель, поваренная соль, лимонная кислота, пряности, ароматизаторы, иден­тичные натуральным, сушеное куриное или говяжье мясо, грибы.

Необходимо помнить о том, что чрезмерное увлечение такого рода продуктами в ряде случаев может спровоцировать обострение заболеваний органов желудочно-кишечного тракта. Поэтому необходимо обра­щать внимание на состав продукта, в обязательном порядке указанный на упаковке. Продукты, предназначенные для питания детей, проходят обя­зательную проверку на соответствие действующим в РФ санитарным нормам и правилам, о чем указывается на этикетке. Это гарантия того, что ароматизаторы в кашах, разрешенных для питания детей, будут только натуральные или идентичные натуральным. В ходе апробаций, проводимых в отделе детского питания ГУ НИИ питания РАИН, оценивается переносимость детьми продуктов и блюд, определяется частота их включения в меню школьника. Эти наблюдения позволили заключить, что сухие инстантные бульоны могут быть включены в составе первых или вторых овощных блюд в обед, но не чаще 1-2 раз в месяц при обязательном наличии в меню продуктов других ассортиментных групп. Причем следу­ет обратить ваше внимание на то, что во многих случаях необходимо до­бавлять меньше концентрата, чем указано на этикетке, т.е. уменьшить норму закладки продукта, иначе вкус восстановленного бульона будет чрезмерно насыщенным и концентрированным.

Надо отметить и еще один важный момент. Многие производители обогащают каши и другие продукты быстрого приготовления (супы, а то и чипсы) витаминно-минеральными комплексами. Содержание этих веществ может быть рассчитано с учетом потребности взрослого организма. В связи с этим рекомендуется вводить такого рода продукты в рацион питания детей как можно более старшего возраста или использовать «традиционные» про­дукты. Так для питания дошкольников и младших школьников может быть рекомендовано использовать хлопья для каш быстрого приготовления. В их состав не входят дополнительные добавки, а для придания каше лучшего вкуса можно использовать свежие фрукты или ягоды.
Лапша быстрого приготовления.
Лапша быстрого приготовления - типа «Доширак» - представлена на рынке в большом ассортименте. Ее отличительной особенностью явля­ется использование при приготовлении большого вида специй, придаю­щих продуктам разные вкусы. В процессе технологической подготовки она проходит стадию, которой нет при приготовлении традиционных ма­каронных изделий: она обжаривается в растительном (пальмовом) масле. В ходе этой обжарки из лапши удаляют влагу, что увеличивает срок ее годности. Кроме того, в упаковку вкладываются пакетики с основой для бульона, состав которого и влияет на здоровье.


Картофельное пюре.
В состав картофельного пюре, зарекомендовавшего себя хорошим про­дуктом для экстремальной кухни, в частности, в условиях походов, входит: картофель, специи (экстракт кукурмы, мускатного ореха и перца), эмульгато­ры (моно- и диглицериды жирных кислот), лимонная кислота, консервант (пи-росульфит натрия), соль и антиоксиданты. Картофельное пюре, продаваемое в пакетиках, представляет собой сухой инстантный продукт, готовый к употреблению после его восстановления смесью воды и молока. Рекомендуется добавлять также соль и сливочное масло по вкусу. Поскольку в результате апробации картофельного пюре у большого коллектива детей переносимость данного продукта была признана удовлетворительной, можно рекомендовать его использование в детских коллективах при отсутствии натурального картофеля, но не чаще нескольких раз в месяц при обязательном использовании в питании школьников продуктов всех других пищевых групп.

Картофельные чипсы и сухарики.
Чипсы занимают, к большому сожалению специалистов в области детского питания, большой удельный вес в рационе питания современно­го школьника. Согласно технологии приготовления, ломтики сырого кар­тофеля или специально приготовленное тесто, в состав которого может входить и картофель, обжаривают в большом количестве растительного масла. Затем добавляют соль, специи (сушенные лук, чеснок, паприку и другие, а также их композиции), усилители вкуса, красители и антиоксиданты. Очень сходная с описанной технология приготовления сухариков. Таким образом, чипсы и сухарики содержат большое количество жиров, в первую очередь насыщенных, углеводов, много специй и соли. Они являются поставщиками «пустых» калорий, которые могут остаться в виде избыточных жировых отложений в области талии и бедер у подростков. Таким образом, чрезмерное увлечение чипсами и сухариками может спровоцировать развитие избыточной массы тела у школьников, а также ожирения в более старшем возрасте. Кроме того, известен тот факт, что чипсы, а точнее, специи, содержащиеся в них, раздражают слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, вплоть до развития заболеваний желудка и кишечника.
«Фаст Фуд».
Очень популярны среди нашего населения кафе быстрого питания типа «Макдоналдс», «Русское бистро», «Ростикс» и т.д. Дети часто ходят туда вместе, а то и по инициативе родителей, чтобы отметить праздники, дни рождения, да и просто перекусить. Что предлагает кафе типа «фаст-фуд» дет­скому организму? Прежде всего, большое количество калорий, насыщенных жиров, холестерина и натрия (соли). А это как раз то, что нужно для развития болезней цивилизации: ожирения, гипертонии, атеросклероза. Так, например, стандартный обед, который предлагается ребёнку в Макдональдсе, содержит больше половины суточной нормы для взрослого человека калорий, холестерина и соли. Можно было бы порекомендовать выбирать порции по­меньше. Однако в большинстве кафе быстрого питания этот прием «не сра­ботает». Вспомним, например, что в «Макдоналдс» детская порция высоко­калорийного коктейля начинается с 250 мл, а газированного напитка - с 300 мл. Использование продуктов высокой термической обработки, лишенных не только витаминов и микроэлементов, но и пищевых волокон, необходи­мых для нормальной работы желудочно-кишечного тракта; применение да­леко не щадящих, агрессивных методов термической обработки: обжаривание продуктов, их повторный разогрев, фритюр; добавление специй и соли в больших количествах - все это позволяет рассматривать такого рода питание только как редкое исключение.

Майонез.

Майонез - очень популярная приправа для салатов, а также компо­нент для приготовления первых и вторых блюд.

Даже использование тех сортов майонезов, где не закладываются ис­кусственные консерванты и красители, не гарантируют абсолютную полез­ность для здоровья ребенка. Учитывая высокий процент содержания в майоне­зе горчицы, уксуса и соли, детям не рекомендуется использование этого про­дукта в повседневном рационе, поскольку это может сказаться в первую оче­редь на состоянии желудочно-кишечного тракта. Более того, на потребление этого продукта должны быть наложены строгие ограничения для детей, имеющих избыточный вес и склонных к ожирению, а также для детей, имею­щих аллергические реакции на продукты или ингредиенты майонеза (яйца).

Сардельки и сосиски.



Сардельки и сосиски являются излюбленными блюдами людей во мно­гих странах мира. Быстрота приготовления и разнообразие гарниров, которые можно подать к ним, обусловили их широкое распространение в меню бистро, кафе, пивных баров. Да и на вопрос врачей, наблюдающих детей в детских са­дах и школах: «Что ты любишь есть больше всего?», дети хором отвечают: «Сосиски и макароны». Однако возникает вопрос: полезны ли они детям?

В рецептурах сосисок и сарделек в зависимости от их сорта преду­смотрено использование мясного сырья как высококачественного, так и низкосортного, то есть с повышенным содержанием жира и субпродук­тов. Повсеместным в настоящее время является использование различных функциональных добавок, которые позволяют наряду со снижением себе­стоимости продукции за счет использования низкосортного сырья сохра­нить удовлетворительные качества для потребителя: стабилный розовый цвет, аромат, консистенцию. Допускается хранить, сосиски и сардельки всех сортов в натуральных и искусственных газо-пароводопроницаемых оболочках (типа целлофана) до 5 суток. Ассортимент сосисок, колбас и сарделек, представленных на рынке, достаточно широк, и производители, стремясь к увеличению срока годности своих продуктов, вводят все но­вые консерванты, которые позволяют хранить, например, сардельки в газо-пароводонепроницаемых оболочках до 40 суток.

Мясные блюда служат источником необходимых человеку веществ - белков, кальция, железа и ряда витаминов, недостаток которых приводит к отставанию в физическом и умственном развитии. Однако ни сосиски, ни сардельки не являются продуктами, идентичными натуральному мясу. Более того, они уступают ему по показателям пищевой ценности (в пер­вую очередь по белку) и содержат ряд пищевых добавок. Поэтому ис­пользовать колбасные изделия при организации питания ребенка, в част­ности, сосиски, надо не чаще, чем 1-2 раза в неделю, и уж совсем не каж­дый день, как поступают многие.

Надо отметить, что большой популярности газирован­ных напитков, чипсов и других продуктов, рассмотренных вы­ше, способствует агрессивная реклама этих продуктов, осаждающая экраны наших телевизоров. Мы должны противостоять ей знания о здоро­вом образе жизни, вкусной и полезной пище, которые необходи­мо донести до сознания наших детей.

Есть такое промышленное токсичное соедине­ние, которое используется при производстве пласт­масс, - акриламид. Содержание этого вещества в воде жестко контролируется. В странах Евросоюза его норма - не более 0,1 микрограмма в литре воды. Международное агентство по изучению рака относит акриламид к «возможным канцерогенам для человека».

Это вещество оказывает генотоксическое дей­ствие на живой организм, то есть повреждает гены. Канцерогенный эффект доказан в экспериментах на крысах и мышах, на человеке провести подоб­ные исследования, естественно, нельзя, и, так как они не проводились, возникло осторожное определение «возможный канцероген». Однако меди­кам известно, если генотоксическое действие на­блюдается у животных, обычно оно имеется и у человека.

Шведские ученые, как и российские, считают, что для генотоксических соединений практически нет безопасного уровня и некоторый риск существует даже при самом минимальном попадании в орга­низм. Ранее считалось, что акриламид поступает в организм человека с водой и табачным дымом. Но недавно шведские ученые нашли акриламид во множестве пищевых продуктов, которые мы потреб­ляем ежедневно, причем в очень высокой концент­рации: в некоторых продуктах она в сотни и даже тысячи раз превышала допустимый уровень, уста­новленный для воды. Такая находка стала полной неожиданностью для исследователей.

Вскоре канадские ученые разгадали эту тайну, открыв новую химическую реакцию, которая про­исходит при приготовлении пищи. В результате этой реакции и образуется акриламид.

Так где же больше всего содержится этого опас­ного вещества? Вот что подсчитали шведы.

Американцы и канадцы, перехватившие иници­ативу исследований проблемы акриламида, уста­новили, что он образуется из аминокислоты, весьма распространенной в растительных продуктах, - аспарагина. Когда аспарагин нагревается до вы­соких температур в присутствии сахаров, образу­ется в большом количестве акриламид. Способству­ет этому и малое количество воды в готовящемся блюде.

По предварительным подсчетам шведских экс­пертов, в Швеции каждый год несколько сотен слу­чаев рака можно отнести на счет влияния акрила­мида, содержащегося в продуктах. Американские эксперты для своей страны называют цифру - не­сколько тысяч случаев.

И зарубежные, и российские ученые полагают, что, возможно, придется менять пищевые техноло­гии, чтобы исключить образование акриламида при обработке пищи.

А что же делать сейчас? Как защититься от этого опасного вещества? Прежде всего, как можно реже потреблять готовые продукты - чипсы, поп-корн, мюсли, прошедшие температурную обработ­ку (сырые мюсли акриламидом не богаты), карто­фель фри. Нелишне вспомнить, что для здоровья полезнее пищу варить, тушить, готовить на пару, чем жарить.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель выступления: рассказать родителям о необходимости соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника iconТема «Как помочь хорошо учиться»
...
Цель выступления: рассказать родителям о необходимости соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника
Цель выступления: рассказать родителям о необходимости соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Помочь родителям правильно организовать режим дня школьника, обратив особое внимание на качественно новые компоненты режима: учебную...
Цель выступления: рассказать родителям о необходимости соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника iconЗдоровым быть здорово!
Цель работы: Показать важность соблюдения правил личной гигиены и употребление здоровой пищи, а также необходимость занятия спортом...
Цель выступления: рассказать родителям о необходимости соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника iconУрок окружающего мира Тема: «Я школьник. Новый распорядок дня»
Способствовать формированиюу учащихся активной позиции в получении знаний, познакомить с режимом дня школьника, правилами перехода...
Цель выступления: рассказать родителям о необходимости соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника iconТема: Режим дня школьника
Цель: Дать учащимся представление о том, что такое здоровый образ жизни, помочь задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение...
Цель выступления: рассказать родителям о необходимости соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи урока: представить детям образ повседневной жизни в семье как культурную ценность; на конкретных примерах раскрыть важность...
Цель выступления: рассказать родителям о необходимости соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника iconРешение 28. 06. 2012 года №13
Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся
Цель выступления: рассказать родителям о необходимости соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника iconИзжизниавтоответчико в аменхотеп и Рамзес
Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся
Цель выступления: рассказать родителям о необходимости соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Но на практике четко организовать и спланировать режим школьника довольно сложно. От соблюдения или несоблюдения режима зависит такой...
Цель выступления: рассказать родителям о необходимости соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника iconКриминал – это инструмент распустившихся чиновников
Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся
Цель выступления: рассказать родителям о необходимости соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника iconГазета «голос бэлць» Предновогодние поездки
Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся
Цель выступления: рассказать родителям о необходимости соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника iconПлан работы с родителями на 2012-2013 учебный год
Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся
Цель выступления: рассказать родителям о необходимости соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника iconРоссийская федерация федеральный закон о соглашениях о разделе продукции
Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся
Цель выступления: рассказать родителям о необходимости соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника iconVocabulary abuse оскорбление cases of abuse
Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся
Цель выступления: рассказать родителям о необходимости соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника iconУтверждаю директор департамента по спорту и молодежной политике Тюменской области Д. В. Грамотин
Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск