Цели и задачи программы
Цели:
создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности детей и взрослых,
осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде.
Задачи:
реализация познавательных и других интересов и потребностей ребенка через изучение природы своей малой и большой Родины средствами экологии, туризма и краеведения;
организация и претворение в жизнь посильных социально значимых дел, акций, ролевых игр по сохранению и приумножению природного наследия;
модификация традиционных и разработка новых форм реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении;
формирование нравственной экологической позиции личности;
развитие у детей личного экологического опыта по взаимодействию с окружающим миром;
включение детей в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность;
улучшение экологического состояния окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ В программе принимают участие команды, отряды, классы, индивидуальные участники, познающие и улучшающие окружающий мир и природное наследие.
Программа построена на теоретическом изучении природы и экологии как науки и практической деятельности по сохранению окружающей среды.
В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков. Которые помогают им узнать проблемы экологии нашего региона и страны в целом, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира планеты, причинам нарушений экологического равновесия.
В практической части программы дети знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение природы.
В рамках данной программы дети приобщаются к здоровому образу жизни через активные виды отдыха: экологические игры на местности, туристические походы, экскурсии на природу.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
Познавательное
Природоохранное
Здоровьесберегающая
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ (формы работы)
ПРИРОДООХРАННАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ (формы работы)
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (формы работы) ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ (формы работы)
Конкурсы плакатов и рисунков «Мир вокруг нас»
Посещение детского экологического центра в р.п. Ордынское
Посещение краеведческого музея в р.п. Ордынское
Фотовыставки
Изучение деятельности природоохранных организаций
Классные часы, беседы, викторины
Познавательные экологические игры
ПРИРОДООХРАННАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
(формы работы)
Операция «Чистый берег»
Весной школьники поселка убирают мусор по берегам рек Обь и Орда, копают ямы для мусора и вывешивают соответствующие таблички и указатели.
Вырастим лес
Совместно с Лесхозом учащиеся старших классов участвуют в высаживании молодых саженцев деревьев (сосны, ели)
Озеленение села
Каждую весну работники Лесхоза бесплатно раздают саженцы деревьев для озеленения улиц поселка и приусадебных участков.
День Земли
Этот день проводится ежегодно 22 апреля. Все дела направлены на благоустройство нашей планеты: озеленение, уборка мусора.
Палаточный экологический лагерь
Выход на природу – это не только отдых, но и огромная возможность в изучении природы и природоохранной деятельности.
Экологические игры
Через игру дети быстрее получают необходимые знания и умения.
День птиц
В этот день проводятся конкурсы «Лучший скворечник», викторины, игра-аукцион «Пернатые друзья», фотовыставки, конкурсы рисунков. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
(формы работы)
Эколого-познавательные туристические походы
Экологические игры на местности
Летний лагерь труда и отдыха дневного пребывания
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение богатства природного наследия
Обогащение знанием и опытом общения с природой
Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора.
Приобретение необходимой физической и моральной закалки, выносливости и мужества в экскурсиях, походах и палаточных лагерях
Формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине.
Воспитание экологической культуры.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Сентябрь, октябрь – озеленение, субботники по сбору мусора, экскурсии в лес, классные часы.
Ноябрь, декабрь – изготовление кормушек, экскурсии в экологический центр, краеведческий музей, экологические игры.
Январь, февраль – раскладывание корма в кормушки, классные часы, экологические игры, видеолекторий.
Март, апрель – День Земли, День птиц, игры на местности, озеленение, субботники в школе, фотовыставка, классные часы.
Май, июнь, июль, август – работа в Лесхозе, турпоходы, экскурсии, фотоохота, работа на пришкольном участке.
МЕРОПРИЯТИЯ
ЦЕЛЬ: знакомство детей с наиболее интересными представителями животного и растительного мира, проверка умения пользоваться справочной литературой, проверка знаний повадок животных и голосов птиц.
УЧАСТНИКИ ИГРЫ: в игре могут принимать участие команды по 5-6 человек в каждой, возраст 10 – 12 лет.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИГРЫ: 1 – 2 часа
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ
Игра проводится в виде путешествия по станциям. Если место проведения школа, то станции располагаются по кабинетам, в актовом зале, рекреации. Также игра может проводиться и на улице – в школьном дворе, на поляне, но «экологические станции» должны располагаться на таком расстоянии, чтобы команды не мешали друг другу.
ПРАВИЛА ИГРЫ
Всем командам объявляется, что они отправляются в путешествие по животному и растительному миру нашей планеты. Для этого им вручаются маршрутные листы, в которых указано, где и какой этап путешествия располагается, а также с какой станции начинается игра у каждой команды.
На станциях каждой команде задается по нескольку вопросов, за каждый правильный ответ в маршрутный лист ставится «+» красным цветом, а если команда не может дать правильный ответ, то она отправляется в консультационный пункт – библиотеку. Здесь предварительно должна быть приготовлена необходимая литература. Участникам дается определенное время для самостоятельного поиска ответа. Если ответ найден, то команда отправляется вновь на этот этап и получает «+», но уже синего цвета. Если ответ не найден, то команда отправляется на следующую станцию. Время на работу в библиотеке дается один раз для каждого вопроса. Несколько раз искать ответ на один и тот же вопрос нельзя.
Побеждает та команда, которая быстрее совершит путешествие и наберет больше красных «+» (два синих «+» приравниваются к одному красному).
1 СТАНЦИЯ «ЖИВОТНЫЙ МИР»
Что означает название животного «гиппопотам»? (В переводе с греческого языка это значит «речная лошадь»)
Каких исчезнувших с лица Земли животных можно встретить на «черных» страницах Красной книги? (Морская корова, тарпан, тур)
Когда у белых медведей рождаются детеныши? (Зимой, во время сна.)
Из чего осы строят свои гнезда? (Из бумаги, осы обладают свойством производить бумагу из древесной массы.)
Спят ли рыбы? (Да, с наступлением ночи рыбы ложатся спать, некоторые даже укладываются на бок, но глаза у них остаются открытыми.)
Какая рыбы вьет гнездо? (Колюшка.)
2 СТАНЦИЯ « РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР»
Что такое микология? (Это наука о грибах.)
Какое растение в Китае и Японии считается священным? (Лотос.)
Что такое паприка? (Красный перец.)
Есть ли у кактусов листья? (Да, это иголки. Они в процессе приспособления к засушливому климату приобрели такую форму. Служат против испарения влаги и являются своеобразной защитой от повреждений.)
Это дерево растет в пустынях и полупустынях Средней Азии, Ирана, Афганистана. Его древесина такая плотная и тяжелая, что тонет в воде. Назовите это дерево. (Саксаул)
3 СТАНЦИЯ «ГИННЕС – ШОУ»
Какое животное является самым крупным из всех существовавших когда-либо на Земле? (Синий кит, его масса достигает 150 тонн.)
Как называется самая большая лягушка? (Лягушка-голиаф, длина её тела достигает 40 см, масса – 3, 5 кг.)
Какое животное живет дольше всех? (Слоновая черепаха, продолжительность её жизни составляет 175 лет.)
Какое животное является самым «горластым» из всех? (Крокодил, на втором месте – бегемот, на третьем – лев.)
4 СТАНЦИЯ «ЭКОСЛОВАРЬ» На этой станции надо дать определение экологическим терминам.
Энтомология. (Наука о насекомых.)
Серпентарий. (Это питомник для содержания ядовитых змей.)
Мониторинг. (Комплексная система наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей среды или отдельных её элементов.)
Смог. (Густые туманы, содержащие пыль и вредные газы.)
5 СТАНЦИЯ «МИР ПТИЦ» На этом этапе можно заработать от одного до трех красных «+».
Сначала дается прослушать голос птицы. Если команда сразу определяет, чей это голос, то получает сразу три «+». Если нет, то дается подсказка (например, место обитания птицы), и, угадав, команда получает только два «+», если вновь команда не угадала, тогда дается другая подсказка (например, цвет оперения), и, отгадав, команда получает один «+». Если команда вообще не угадала, значит ни одного «+» она не получает. Пользоваться библиотекой на этой станции нельзя.
6 СТАНЦИЯ «ЗООТЕАТР» Это самый весёлый этап. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение.
Возможные задания: муравьи на охоте;
медведь на рыбалке;
любопытные пингвины и т.д.
Оставив схему проведения игры, но, изменив задания на станциях, можно посвятить её особо охраняемым природным территориям. В этом случае игра может называться «Добро пожаловать в заповедник (или природный парк)».
ЦЕЛЬ:
познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в неё внесены;
учить бережно относиться к животным;
рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Стенд «Как прекрасен этот мир!» (фотографии, рисунки редких животных).
Выставка книг по изучаемой теме.
Кроссворд (вычерчен на доске или плакате).
Схемы «Правила поведения в природе» (о животных).
Магнитофон и фонограмма «Звуки леса».
УЧАСТНИКИ:
Учащиеся 3 – 4 классов общеобразовательной школы.
Ребята 5 классов переодетые в костюмы животных (соболь, лебедь, тигр, белый медведь, фламинго, журавль, выхухоль). ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Звучит фонограмма «Звуки природы». Входят дети и рассаживаются на импровизированной поляне (столы и стулья расставлены полукругом).
Сообщение темы и задач
- Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги. Тема нашего занятия «Охрана животных».
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
- Ребята посмотрите на стенд: как прекрасен этот мир! Не правда ли прекрасны творения природы, представленные на этих фотоснимках и рисунках. Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них – за последние 50 лет. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека.
В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов – МСОП. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.
Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.
– Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой и синей? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.
Красная книга – это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. Это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.
ЖИВОТНЫЕ КРАСНОЙ КНИГИ
Животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям.
– Как вы думаете, почему? (Люди употребляют их в пищу. У некоторых животных ценный мех.)
Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки, озера – дом.
Давайте выслушаем тех животных, которые нуждаются в охране.
Ученики, переодетые в костюмы животных рассказывают о соболе, бобре, лебеде, белом медведе, фламинго, журавле, выхухоле.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА.
Раздается стук в дверь, и в класс входит почтальон Печкин:
- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я принес вам срочные телеграммы-жалобы от животных, но они без подписи. Вам надо догадаться, от кого они.
Жалоба 1
«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».
– Кто отправил эту жалобу? (Сова)
– Правильно, сова с 1964 года находится под охраной государства. Она уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Жалоба 2
«Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня очень большая».
– Кто автор этой жалобы? (Жаба.)
– Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
– Берегите животных, ребята, и они не будут на вас обижаться. Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Мне пора. До новых встреч!
– Жизнь животных часто зависит от твоего поведения в природе. Давайте вспомним экологические правила поведения в природе. (Дети называют эти правила и вывешивают плакаты и знаки с названными правилами.) (Приложение 1)
Не разоряй птичьи гнезда.
Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут найти и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.
Если у тебя есть собака, не пускай её гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью взрослых будем делать для них домики.
Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
Не разоряй гнезда шмелей. Шмели – насекомые, численность которых в последнее время резко сократилась.
Не разоряй муравейники.
Береги лягушек, жаб и их головастиков.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Разгадывание кроссворда. (Приложение 2)
- Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили и разгадайте кроссворд:
Очень ценный пушной зверек. Был на грани уничтожения, но предпринятые меры по его охране спасли этот вид животных. Сейчас их около 700 тыс. голов. (Соболь)
Владыка Арктики (Белый медведь)
В 2 – 3 летнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются. (Журавль)
Это большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. (Лебедь)
Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. (Тигр)
Детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят 2 года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд. (Фламинго)
Группа учащихся читает стихотворение «Береги природу!»
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полет прощальным будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
Наверно, даже если б знали
И даже если б понимали,
То все равно б взмывали ввысь,
Ведь небо – это их стихия!
Ведь небо – это их свобода!
Ведь небо – это вся их жизнь!
А в небе – стая журавлей.
Так грустно над землей кружится.
Земля… Скажи, что стало б с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?
Тогда бы мертвым стало небо.
И – тишина в пустых лугах,
И, может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях.
И на полях уж не грачи,
А стаи черной саранчи.
Я не хочу такого мира,
Где все так серо и уныло…
Опомнись, вздрогни, человек.
Не долог на земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами черными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферою зловонной?
Иль речкой с мертвою плотвой?
Полями с выжженной травой?
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
И трелью птиц веселой, звонкой,
И шумным плеском родника,
И гроздьями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав… ИТОГ
Все вместе поют «Песенку защитников природы» и рисуют листовки «Берегите животных!» ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВЫПОЛНИЛА: Черноножкина Оксана Геннадьевна Группа № 1 Зачетная книжка 8 – Н – 04 ПРОВЕРИЛА: Рюмина Татьяна Владимировна Ордынское – 2007 Приложение 1 Экологические правилаПриложение 2 Кроссворд «Животные Красной книги" |