Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет
экономики и сервиса Институт сервиса, туризма и дизайна Кафедра туризма и гостинично-ресторанного бизнеса _________________________________________________________
ГЕОГРАФИЯ Учебная программа курса по специальности 10010365 «Социально-культурный сервис и туризм»
Владивосток Издательство ВГУЭС 2014
ББК 75.81 Учебная программа по дисциплине «География» составлена в соот-ветствии с требованиями Государственного стандарта России. Предназначена студентам специальности 10010365 «Социально-культурный сервис и туризм» всех форм обучения.
Составители: О.А Нивинская, преподаватель отделения среднего профессионального образования Академического колледжа ВГУЭС, Суржиков В.И., ассистент кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса.
Утверждена на заседании кафедры туризма и гостинично-ресто-ранного бизнеса от 19.02.2014 г., протокол №6.
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института сервиса, туризма и дизайна ВГУЭС от 01.04.2014 г., протокол №6.
© Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014
2
ВВЕДЕНИЕ В программе дисциплины последовательно рассматриваются во-просы рекреационной географии, принципы и подходы оценки террито-рии для рекреационной деятельности, предпосылки образования рек-реационных районов, проблемы устойчивости ландшафтов, а также особенности методики оценки природно-климатических, социально-политических и экономических условий и ресурсов территории. Изуче-ние дисциплины «География » базируется на знаниях, приобретенных студентами при изучении курсов «Основы туризма и индустрии госте-приимства», «История туризма», является основой для изучения таких дисциплин как: «География туризма», «Организация и менеджмент ту-ризма», Технология и организация операторских и агентских услуг», «Инфраструктурное обеспечение туризма в Дальневосточном регионе», «Транспортное обеспечение в туризме». Данная программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта на основе учебного плана специальностей «Социально-культурный сервис и туризм», «Туризм», «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства».
3
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1.1. Цели и задачи изучения дисциплины Целью изучения дисциплины является – обеспечить студентов зна-ниями базовой теории рекреационной географии, сформировать навыки пользования традиционными подходами и новыми методами, познако-мить с современными концепциями и опытом осуществления рекреаци-онного природопользования в различных регионах мира, научить поль-зоваться приемами теории и методики туристского изучения стран. Задачами курса являются:
изучение и закрепление теоретических основ рекреационной географии;
знакомство студентов с принципами подходами и методами применяемыми в рекреационной географии и страноведении;
приобретение навыков по организации и проведению оценки рекреационных территорий;
изучить закономерности и факторы территориальной организа-ции туризма как одного из видов отдыха;
установить связи между природными и культурно-историчес-кими предпосылками образования рекреационных районов;
рассмотреть основные рекреационные зоны мира, России.
Совокупность компетенций, приобретаемых студентами
процессе изучения дисциплины
В процессе изучения курса студент должен приобрести следующие компетенции:
устанавливать и обосновывать туристскую привлекательность стран и регионов, выявлять взаимосвязи с природно-географическими и социально-экономическими условиями и факторами развития турист-ской деятельности в регионе, собирать, анализировать и систематизиро-вать географическую информацию, использовать имеющуюся инфор-мацию с целью разработки туристского продукта,
умения выявлять факторы и условия развития того или иного вида туризма в регионе.
1.3. Объем и сроки изучения дисциплины Дисциплина «География» общим объемом 110 часов изучается в течение 3 семестра. Из них 34 часа лекционных, 34 часа практические и семинарские занятия, 42 часа самостоятельная работа.
4
особенности их проведения при изучении дисциплины
Основными видами занятий являются лекции и семинарские, прак-тические занятия: Лекционные занятия проводятся в форме информационных сооб-щений с максимальным использованием раздаточного материала и средств мульти-медиа. Практические занятия проводятся в форме семинарских и практи-ческих занятий, дискуссий, индивидуальных выступлений-презентаций студентов, решения ситуационных задач. В качестве текущего и промежуточного контроля на практических занятиях применяются: тестирование, индивидуальный опрос, кон-трольные работы, индивидуальные задания, рефераты. Курс практических занятий заканчивается выполнением и защитой индивидуального задания в виде разработки реферата по анализу со-стояния рекреационных ресурсов административных районов Примор-ского края.
Виды текущего, промежуточного
итогового контроля знаний студентов по дисциплине и способы их проведения
Текущий контроль: оценка активности работы студента на семи-нарских и практических занятиях – проведение экспресс-опросов, вы-полнение индивидуальных заданий. Промежуточный контроль: оценка знаний студентов с помощью проведения промежуточных тестов, контрольных работ. Итоговый контроль:
итоговая оценка выполнения индивидуального задания – реферата;
проведение итогового экзамена.
5
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Перечень тем лекционных занятий
Тема 1. Рекреационная география – наука об организации совре-менного отдыха, основа дисциплины «География» Предмет, цели и задачи курса «География», связь географии с зада-чами практики – одна из важнейших предпосылок ее развития и приме-нимости. Основные понятия рекреационной географии. Тема 2. Географическая культура Сущность и структура понятия географическая культура, основные методы и подходы географической науки, понятие географической кар-тины мира, языка географии значение методологических основ науки для современных научных разработок. Тема 3. Территориальная рекреационная система – основной объ-ект изучения рекреационной географии Понятие об основных положениях учения о территориальной рек-реационной системе, характеристика составляющих ее элементов, инте-гральные свойства ТРС, подходы и методы изучения ТРС, роль в совре-менном рекреационном хозяйстве. Тема 4. Оновы формирования рекреационной среды Основные принципы и критерии формирования рекреационной среды, понятие рекреационных образований, признаки и принципы оп-ределения рекреационной среды, рекреационная система: состав, струк-тура, характеристика компонентов. Тема 5. Понятие и классификация рекреационных потребностей, рекреационная деятельность Понятие и классификация рекреационных потребностей, факторы, влияющие на формирование потребностей человека в отдыхе. Понятие и классификация рекреационной деятельности, структурные особенно-сти. Циклы рекреационной деятельности. Тема 6. Рекреационные ресурсы. Природно-рекреацинные ресурсы Понятие классификация рекреационных ресурсов, их место в сис-теме природных ресурсов, типы рекреационного ресурсопользования, этапы перехода природных в разряд ресурсов, методы оценки. Тема 7. Культурно-исторические рекреационные ресурсы Сущность, классификация, методы оценки, понятие культурно- ис- торического потенциала территории, этапы перехода культурно- исто-рических условий в разряд ресурсов. Тема 8. Рекреационное и туристское районообразование и райони-рование. Методы и принципы деления территории на рекреационные
6
районы. Иерархия и типология рекреационных структур, свойства, ха-рактеристика. Понятие туристской дестинации. Тема 9. Природно-климатические условия и ресурсы Земли. Лито-сфера, основные типы и формы рельефа поверхности Земли. Место и роль рельефа в туристской деятельности. Методика анализа рельефа в туристском страноведении. Тема 10. Природно-климатические условия и ресурсы Земли. Ат-мосфера, климат, погода, климатообразующие факторы. Место и роль климатических условий в туристской деятельности. Методика анализа климата в туристском страноведении. Тема 11. Природно-климатические условия и ресурсы Земли. Гид-росфера, водные ресурсы: классификация, размещение по территории Земного шара. Место и роль водных ресурсов в туристской деятельно-сти. Методика анализа водных ресурсов в туристском страноведении. Тема 12. Природно-климатические условия и ресурсы Земли. Био-сфера, географическая оболочка. Структура географической оболочки, составные части географической оболочки, свойства географической оболочки. Среда обитания человечества. Ресурсы биосферы. Методика анализа растительного и животного мира в туристском страноведении. Тема 13. Современный мир: разнообразие стран. Политическая карта мира: основные этапы формирования политической карты мира, современные формы государств, политическая карта регионов мира. Методика анализа политических условий развития туризма в регионе. Тема 14. Экономическое неравенство в современном мире. Эконо-мическая карта мира: экономическая дифференциация стран мира, гео-графия важнейших производств мирового хозяйства, международное разделение труда. Методика анализа экономики и инфраструктуры ре-гиона в туристском страноведении. Тема 15. Население мира. Расовая, этническая, языковая и религи-озная мозаика мира. Цивилизация как геопространственная система, цивилизационная картина современного мира. Методика анализа наро-дов и населения региона в туристском страноведении. Тема 16. Рекреационная деятельность и окружающая среда: про-странство взаимодействия Рекреационные нагрузки на природные комплексы и методика их определения. Нормирование рекреационных нагрузок, типы воздейст-вия рекреационной деятельности на окружающую среду. Природно-ресурсный потенциал планеты. Природные ресурсы земли. Ресурсная обеспеченность крупных регионов мира. Проблемы глобального приро-допользования и стратегия развития человечества.
7
Перечень тем практических
семинарских занятий для студентов всех форм обучения
Географическая культура.
Рекреационные ресурсы – основа для организации отдыха и ту-
ризма.
Глобальные проблемы человечества.
Факторы развития туризма в регионе.
Проблемы экологии при организации рекреационной деятельно-
сти.
Особо охраняемые природные территории как основа для органи-зации рекреационной деятельности.
Методика анализа рельефа в туристском страноведении.
Методика анализа климата в туристском страноведении.
Методика анализа водных ресурсов в туристском страноведении.
Методика анализа растительного и животного мира в турист-ском страноведении.
Методика анализа политических условий развития туризма в ре-
гионе.
Методика анализа экономики и инфраструктуры региона в тури-стском страноведении.
Методика анализа народов и населения региона в туристском страноведении.
Методика анализа истории страны в туристском страноведении.
Методика анализа культуры страны в туристском страноведении.
8
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА При изучении курса необходимо, чтобы освоение студентами тео-рии дополнялось приобретением личностных и профессиональных ком-петенций, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Для студентов в качестве выходного проекта предусмотрено напи-сание реферата, а также выполнение письменных и устных заданий по тематике, отведенной на самостоятельное освоение курса. 3.1. Перечень тем для самостоятельной работы студентов всех форм обучения Объект, предмет и методы курса. Основные задачи на современном этапе. Место рекреационной географии в системе географических наук. Терминологический аспект рекреационной географии. Рекреация как социокультурный феномен современности. Отдых и рекреация: общее и часное. Рекреационное время и пространство и их соотношение. Рекреационные и туристские ресурсы. Рекреационная оценка природных ресурсов. Историко-культурный потенциал и методика его оценки. Основные принципы рекреационного освоения природного и исто-рического наследия. Культурный ландшафт как объект культурного и природного на-следия. Рекреационные и территориальные системы: основные подсисте-мы, взаимосвязи между ними. Рекреационные объекты и системы: особенности проектирования и строительства. Рекреационная и туристская сеть. Учреждения лечебно-оздоровитель-ного комплекса. Современные особенности развития рекреационно-оздоровитель-ной сферы. Рекреационное и туристское природопользование. Влияние туризма на природную и культурную среду. Особенности использования ООПТ в рекреационной деятельности. Рекреационное районирование и районообразующие признаки.
9
задания для промежуточной проверки знаний для студентов всех форм обучения
Контрольная работа № 1
Какое место занимает рекреационная география в системе гео-графических наук? Назовите главные задачи рекреационной географии.
Раскройте объект и предмет рекреационной географии.
Перечислите основные понятия рекреационной географии, рас-кройте понятие рекреация.
Дайте определение ТРС, перечислите элементы ТРС, какие функции выполняют следующие подсистемы:
- Отдыхающие; - Природные и историко-культурные комплексы; - Технические сооружения; - Обслуживающий персонал; - Орган управления. |