Реферат Творчество народного художника России





Скачать 407.05 Kb.
НазваниеРеферат Творчество народного художника России
страница1/4
Дата публикации22.03.2015
Размер407.05 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Туризм > Реферат
  1   2   3   4

МОУ Николаевская средняя общеобразовательная школа



Реферат

Творчество народного художника России

Мешкова Владимира Ильича



Выполнила Алексеева Лена ученица 6 класса
Проверила Райсвих Г.М.
д.Николаевка – 2007 г.



Владимир Ильич Мешков родился в 1919 году в деревне Сятро-Кассы Чебоксарского района Чувашской АССР в семье бедного чу­вашского крестьянина Ильи Васильевича Мешкова. Памятные голодные годы, унесшие тысячи жителей, заставляли людей искать спа­сение в других краях. Плодородная богатая Сибирь казалась землей обетованной. И се­мья Мешковых в 1927 году, погрузив свой не­хитрый скарб в телегу, запрягла единствен­ную лошаденку и двинулась в далекие неве­домые суровые земли. В Восточной Сибири в Куйтунском районе Иркутской области се­мья окончательно осела в небольшом селе свиноводческого совхоза. Володе приходи­лось вначале помогать старшим пасти сви­ней, потом заниматься этим самостоятельно. Нелегко было с учебой в школе. Но уже в эти детские годы была одна глубокая страсть - рисование. Рисовал Володя все, что видел.

Когда Владимиру исполнилось 15 лет, к нему на ферму, где он работал, приехали на­чальник политотдела Козлов и редактор по­литотдельской газеты Чупров. На всю жизнь запомнил будущий художник имена тех лю­дей, которые, сами того не подозревая, по­могли ему выйти на предназначенную судь­бой и пока еле заметную тропинку, что выве­ла его впоследствии на широкую дорогу ис­кусства. Эти люди предложили ему пойти ра­ботать, точнее, пока учиться наборному делу в редакции политотдельской газеты «За со­циалистическое животноводство». На новом рабочем месте с нетерпением юности буду­щий художник под руководством редактора стал учиться резать клише па линолеуме.

Вскоре Владимира Мешкова пригласили работать в районную Куйтунскую газету «Коммунар». Надо сказать, что начальные ша­ги В. И. Мешкова в искусство через газету -явление, типичное для Сибири 1920-1940-х годов. Это был путь многих сибирских гра­фиков того времени. В 1935 году семья Мешковых переезжает в Красноярск. Едет с семьей и Владимир. Он к этому времени уже приобрел навыки работы в газете, научился делать клише на линолеу­ме. Владимир сразу же пошел в издательство и был принят в только что открывшуюся мо­лодежную газету «Красноярский комсомо­лец», работал и в другой молодежной газете «Сталинские внучата». А потом судьба газет­чика носила его по краю: работал в Боготоле, в Березовке, в Минусинском районе. Со сме­ной мест, впечатлений шло накопление зна­ний, опыта. Художник учился глубже овладе­вать приемами, узнавать особенности лино­гравюры - техники, дающей широкий стре­мительный штрих, обладающей свойством передавать изображение контрастными чер­но-белыми массами, раскрывать динамич­ность, присущую плакату. А по сути дела, га­зета того времени, особенно в отдаленных районах, почти и выполняла роль плаката, помогая разбираться в происходящем даже самым малограмотным людям сельской глу­бинки. И еще одно важное для графика каче­ство воспитывала газета - умение работать быстро и точно. Эти качества вырабатывал в себе молодой художник, не боясь сложнос­тей.

В 1939 году уже набравшийся значитель­ного опыта, почти пять лет из своих двадца­ти отдавший работе в газете, Владимир Меш­ков получает направление на работу худож­ником в Эвенкию, в окружную газету «Эвен­кийская новая жизнь» (впоследствии «Совет­ская Эвенкия»). Задание было нелегким. Если сложно было делать газету для малограмот­ного в своей массе сельского населения рус­ских районов, то каково же было приучить к газете, печатавшейся на русском языке, не­большой народ, имеющий свою древнюю культуру, столь отличную от русской, свой язык и не имеющий даже своей письменнос­ти. Практически газета должна была стать полностью иллюстрированным изданием, чем-то вроде «Окон РОС­ТА» периода первых по­слереволюционных лет. Труд художника в такой газете был особенно важен. Каждый номер не просто сопровождался рисунками, а фактически полностью состоял из ри­сунков.

Владимир Мешков со всей страстностью своей неугомонной натуры включился в эту работу. Он встретил в Эвенкии редкие грязные чумы, больных детей, отсутст­вие самых элементарных человеческих условий и мечтал о залитых элект­ричеством северных го­родах, о теплых домах, чистых больницах для эвенков. Гравюры изображали в контрас­те прошлое и будущее, мечты и реальность. Много газетных иллюстраций он посвятил простым людям Севера - оленеводам, рыба­кам, охотникам. Эвенки - доверчивые, чест­ные, доброжелательные люди - полюбились Мешкову. Навсегда связал художник свою жизнь с этим народом, хотя в те годы он еще не знал, что навсегда. И еще он влюбился страстно, взволнованно в неповторимую природу Севера. Таежные тропы, просторы тундры, тайга, непокорные реки много поз­же войдут в работы художника, по пока он выполнял лаконичные газетные гравюры да еще многочисленные зарисовки в альбомах.. Настоящий его мешковский Север был еще далеко впереди.

Но как часто не хватало рядом мудрого учителя, как хотелось услышать профессио­нальный совет. И молодой художник реша­етсянаписать письмо и послать свои рисун­ки и гравюры к тому времени уже известно­му мастеру печатной графики П. Н. Староно-сову, живущему в Москве. Творческий путь П. Н. Староносова (1893-1942) начинался в Красноярске, куда он был заброшен урага­ном 1917-1920-х годов и где впервые начал работать в линогравюре. Староносов охотно откликнулся на письмо способного юноши. Видимо, Владимир Мешков напомнил масте­ру его собственную молодость, первые шаги в искусстве, первые линогравюры, выпол­ненные в той самой Сибири, откуда прихо­дили письма Мешкова. Есть что-то симво­личное в том, что молодой Мешков, почти повторивший путь Староносова, в 1940-е го­ды получал наставления и советы именно у этого мастера. П. Н. Староносов давал так­тичные и умные советы, рекомендации, раз­бирал посланные гравюры. Эти советы были живительными глотками для молодого ху­дожника-самоучки. Гравюры Владимира Мешкова мастер ценил достаточно высоко. Многие советы известного художника Меш­ков не только запомнил на всю жизнь, но и неустанно следовал им на протяжении всего творчества.

В 1940 году пришло первое по-настояще­му серьезное признание. Владимир Мешков назван в числе участников Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, где в павильоне печати экспонировался его альбом газетных гравюр: выполненное в форме журнала письмо-газета «Эвенкийская новая жизнь». Множество самых разнообразных гравюр о жизни современной Эвенкии, ее прошлом, ее природе, ее людях были созданы молодым художником для этого альбома. Во время по­ездки в Москву состоялась первая и послед­няя встреча с П. Н. Староносовым. В 1941 го­ду вновь его газетные гравюры представле­ны на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в павильоне печати. Судьба радова­ла. Была молодость, талант, любимая работа, огромные планы, светлые мечты. Но в жизнь страны вошла война. В первые же военные дни Владимир Мешков призван в ряды Красной Армии. Он уезжает из став­шей родной Эвенкии. Мешков был направ­лен на учебу в Красноярск в школу младших авиаспециалистов, затем учеба была продол­жена в Минусинске в автомотоциклетном училище. Со званием младшего техника-лейтенанта В. Мешков был направлен в автополк резерва Главного командования под Москву. А дальше был Северный Кавказ, от которого дороги войны вели в Россию, на Украину. Он - командир автомобильного подразделения. На любимое дело - рисование - времени не остается, а уж о гравюре и мечтать не прихо­дится.

Когда отгремели бои Великой Отечест­венной, в 1945 году В. И. Мешков, диспетчер автополка, получил отпуск и через всю стра­ну отправился домой, в Сибирь. В Москве он сделал остановку и выполнил свою давнюю мечту: встретился с известным советским ху­дожником, признанным гравером Иваном Николаевичем Павловым. И. Н. Павлов (1872-1951) считается в России одним из за­чинателей станковой линогравюры и, преж­де всего, линогравюры цветной. Мастер вы­сочайшей профессиональной культуры, Павлов охотно делился знаниями со своими многочисленными учениками, помогал мо­лодым художникам, обращавшимся к нему за советом. В числе последних был и Владимир Мешков, мечтающий после войны всерьез заняться граверным искусством. Две встречи с И. Н. Павловым (по пути в отпуск и обратно уже со своими довоенны­ми гравюрами) окрыли­ли молодого художника. Советы старейшего мас­тера гравюры, его похва­ла с новой силой застави­ли беспокойно биться сердце, рука вновь потя­нулась к резцу. Очень по­надобились и книги по технике гравюры, кото­рые подарил Иван Нико­лаевич молодому коллеге. И когда в 1946 году Вла­димир Мешков был демо­билизован, он возвратил­ся в Красноярский край в районный центр Назарово, где тогда жили роди­тели, и вновь пришел ра­ботать в газету, воодушев­ленный, наполненный новыми планами.

Под впечатлением встреч и бесед с И. Н. Павловым, сам уже имеющий большой опыт гравера на линолеуме, В. И. Мешков пи­шет небольшую брошюру «Газетная гравюра на линолеуме и дереве». Брошюра предназ­началась для художников тех газет, где не было цинкографии (а ее не было почти ни­где в районной периодике края). Этот мате­риал должен был помочь в освоении нелег­кого дела - создания газетной линогравюры. Уже то, что В. И. Мешков, как всегда, энергич­но и целеустремленно взялся за эту работу, говорит о многом. Получивший начальные уроки от своего первого редактора политот­дельской газеты, Мешков до всего доходил сам. Но он знал, как труден этот путь для на­чинающих художников-газетчиков, и его брошюра была вызвана горячим желанием дать элементарные сведения для тех, кто приходит в газету делать свои первые клише на линолеуме. Для художников районных га­зет она была ценнейшим руководством. На­писана она простым понятным языком, со­провождена подробным точным иллюстра­тивным материалом, доступно рассказывает об этапах работы, инструментах, материалах. Автор делился своим опытом, раскрывая тонко­сти и нюансы граверного ремесла, чем облегчал труд начинающим художникам. Это желание раздать лю­дям все, что знает сам, свойственно В. И. Мешкову всю жизнь. Всегда возле него начинающие худож­ники, для многих людей он стал первой путеводной звездой в искусство. Иван Николаевич Павлов помо­гал в работе над брошю­рой, дал на нее глубокую и умную рецензию. Так два больших мастера линогра­вюры П. II. Crapoiюсов и И. Н. Павлов оказали на В. И. Мешкова влияние. Этих двух художников Владимир Ильич считает основными свои­ми учителями.

Прошли еще два года суетной газетной жизни. Но художник мечтал о самостоятель­ном творчестве. Он понимал, что настала по­ра, когда надо выходить на свою собствен­ную творческую тропу. Первым шагом на са­мостоятельном творческом пути стала книжная иллюстрация. Началась работа в книжной графике с книги красноярского писателя Н. С. Устиновича «Расска­зы следопыта». Неболь­шое издание богато ил­люстрировано: обложка, титульный лист, к каждо­му рассказу заставка и концовка, семь шмуц-титулов, выполненных в два цвета - черный и голу­бой. Владимир Мешков охотно взялся за эту ра­боту, во-первых, потому, что с Николаем Станисла­вовичем Устиновичем В. И. Мешкова связывала теплая дружба, которая продолжалась долгие годы до смерти писа­теля, а во-вторых, потому что ему интересен был сам литературный материал. Н. С. Устинович собрал в книге рассказы о тайге, об охотниках, о людях, живущих далеко на Се­вере, об их суровой, часто исполненной опасностей жизни. В. И. Мешков хорошо знал эту жизнь - ему, живя в Эвенкии, прихо­дилось много путешествовать. Это был первый шаг, первые пробы, и в целом можно ска­зать, что первая работа В. И. Мешкова в книж­ной иллюстрации стала удачной. Она пока­зала круг тем и интересов художника, кото­рый так ярко проявится через несколько лет. Начиная с этого времени, в Краснояр­ском книжном издательстве выходят книга за книгой, иллюстрированные В. И. Мешко­вым. Особенно охотно художник брался ил­люстрировать книги, посвященные истории и современной жизни народов Сибири, си­бирскому фольклору. Можно привести нема­ло примеров работы Мешкова с самобытным сибирским материалом. Таковы иллюстра­ции к книгам В. Пухначева «Сказки старого Тыма. Сказки хантов» (1951), И. Суворова «Эвенкийские сказки» (I960), А. Немтушкина «Песни эвенка» (1963), Г. Савичевской «Пока бьется сердце» из библиотечки сибирского рассказа (1964). В каждой из этих книг про­является не только внимательное глубокое прочтение литературного источника, про­никновение в жизнь персонажей, но и пони­мание, знание обычаев, уклада сибирских этносов. Много работал художник с книгами для детей. Его гравюры - ясные, понятные са­мым маленьким читателям, помогали восприятию детьми авторского текста. Обраще­ние к детской литературе привело его к ра­боте над букварем для маленьких хакасских ребятишек (на хакасском языке). Сам худож­ник так вспоминает об этой работе: «Я жил тогда в Ачинске. Где-то в конце мая ко мне приехал представитель Хакасского книжно­го издательства и предложил участвовать в создании букваря. Причем, сказал он, бук­варь должен выйти к началу учебного года, то есть к сентябрю... Создавать букварь пред­стояло вместе с опытными педагогами А. П. Бытотовой и Е. А. Сунгучашевой. Совместно мы обсуждали каждую будущую страничку, каждую деталь. Темп был взят такой, что у ме­ня не оставалось времени даже на прогулки, я неделями не выходил из дома. В общей сложности подготовил более 400 рисунков».

Сотрудничество В. И. Мешкова с Хакас­ским книжным издательством продолжи­лось и в других работах: были иллюстриро­ваны книга стихов хакасского поэта И. Кыча-кова «Весенние зори» (1953), широко извест­ная в 1960-е годы книга М. Мусатова «Стожа­ры» (на хакасском языке, 1953), «Новогодняя елка» И. Костикова (на хакасском языке, 1954). Каждое издание давало новый опыт работы, новое постижение книги как едино­го целого, где все от обложки до самой ма­ленькой концовки взаимосвязано, является наравне с текстом живой тканью книги. Со многими писателями В. И. Мешкова связывала и связывает по сей день добрая дружба, совместные путешествия и, как ре­зультат, совместная работа над книгами. С писателем-геодезистом Г. А. Федосеевым Владимир Ильич создавал книги «Мы идем по Восточному Саяну» и «Пашка из Медвежь­его Лога». В книге «Мы идем по Восточному Саяну» художник нашел нетрадиционное ре­шение форзаца - карта Восточного Саяна, обрамленная изображениями животных и людей, персонажей книги. Выразительно сделаны заставки к рассказам. Они лаконич­ны, но сухими их назвать нельзя, каждая из них несет определенный настрой, эмоционалыю подготавливая чи­тателей к событиям, опи­санным в последующем повествовании.

Особо надо сказать о взаимоотношениях Вла­димира Ильича Мешкова с писателем Жоресом Пе­тровичем Трошевым. Они не только работали вмес­те над книгой Ж. П. Тро­шева «Большой Ошар», но одну из своих книг писа­тель посвятил творчеству своего друга и любимого художника, каким являет­ся для Трошева Владимир Мешков («Северная рап­содия». Красноярское книжное издательство, 1989). В этой книге Тро­шев с глубоким уважением повествует о мальчике-пастушке, ставшем известным ху­дожником.

Владимир Ильич Мешков, родившийся в бедной чувашской деревне, до восьми лет почти не знавший русского языка, на всю жизнь сохранил любовь к своему маленько­му народу. Он, живя в Сибири, много раз бы­вал в Чувашии, приезжал в село своего детст­ва Сятра-Кассы, дружен со многими жителя­ми Чувашии. Один из его чувашских друзей -писатель Федор Уяр. Дружба этих двух людей тоже замешена на совместной творческой работе над книгами «В Шуше, у подножия Са­яна» и «Книга дорог». Один из очерков книги «В Шуше, у подножия Саяна» под названием «Дорога ведет в гору» тоже посвящен творче­ству В. И. Мешкова. С гордостью рассказыва­ет чувашский писатель о сыне своего народа, поднявшемся благодаря своему труду и та­ланту па вершины славы. С книжной иллюстрацией В. И. Мешков не расставался долгие годы. До последних лет в разных издательствах выходили оформленные им повести, рассказы, стихи, как всегда, посвященные родной Сибири, Крайнему Северу, людям тайги. Это книги А. Лабезникова «Далеко за Угрюм-рекою», роман красноярского писателя А. Буйлова «Большое кочевье», сборник стихов Казими­ра Лисовского «Твое молодое лицо» и его же сборник «В Шуше, у подножия Саяна» и еще многие другие.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Творчество народного художника России iconРабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса умк «школа россии»
«Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика рао...
Реферат Творчество народного художника России iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа разработана под руководством и редакцией народного художника России, академика рао б. М. Неменского
Реферат Творчество народного художника России icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
«Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы», разработанной под руководством народного художника России, академика...
Реферат Творчество народного художника России iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2012 года, примерных программ Министерства образования России,...
Реферат Творчество народного художника России iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2012 года, примерных программ Министерства образования России,...
Реферат Творчество народного художника России iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2012 года, примерных программ Министерства образования России,...
Реферат Творчество народного художника России iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс (1 час в неделю)
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2012 года, примерных программ Министерства образования России,...
Реферат Творчество народного художника России iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика рао...
Реферат Творчество народного художника России iconПротокол №
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное...
Реферат Творчество народного художника России iconРабочая программа по искусству 9 класс
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство», разработанной под руководством и редакцией...
Реферат Творчество народного художника России iconРабочая программа по изобразительному искусству 5-8 классы
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство», разработанной под руководством и редакцией...
Реферат Творчество народного художника России iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика...
Реферат Творчество народного художника России iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2012 года, примерных программ Министерства образования России,...
Реферат Творчество народного художника России iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тематический план составлен применительно к учебной программе «Изобразительное искусство», разработанной под руководством и редакцией...
Реферат Творчество народного художника России iconЖизнь и творчество Леонардо да Винчи
Более 500 лет назад для молодого Леонардо да Винчи Флоренция выглядела точно также, как она выглядит для молодого честолюбивого художника...
Реферат Творчество народного художника России iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Б. Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск