Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации20.04.2014
Размер0.68 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4

ПРИНЯТОреквизиты рабочая программа

Педагогическим советом

МБОУ «Никольская СОШ

им. Н.М.Рубцова»

Протокол от 29.08.2013 года

№ 1


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ «Никольская СОШ

им. Н.М.Рубцова»

_________ ( Н.А.Воронина)

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Никольская СОШ

им. Н.М.Рубцова»

__________ (Ю.А.Шадрина)

Приказ

от 29.08.13 года № 150



Рабочая программа

по искусству ( ИЗО )

5-9 классы
Л. А. Лапина,

учитель изобразительного искусства,

первая квалификационная категория

2013- 2014 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по искусству ( ИЗО ) составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству применительно к авторской программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (Издательство «Просвещение» 2009 год издания).
Цели художественного образования:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.


Общая характеристика предмета
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Место предмета в учебном плане
Рабочая программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 136 учебных часов: в V, VI и VII классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю, в VIII и IX – по 17 часов, (8 класс – 2 полугодие. 9 класс – 1 полугодие)
Учебно - методический комплект
Учебники:

  1. Н.А.Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. Изобразительное искусство: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс 2012 М.: Просвещение

  2. Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс 2010 М.: Просвещение

  3. А.С. Питерских, Г. Е. Гуров;   под ред. Б.М.Неменского. Изобразительное искусство: дизайн и атхитектура в жизни человека: 7-8 кл. 2010 М.: Просвещение


Пособия для учащихся (тетради и т.д.)

  1. Н.А. Горяева, под редакцией Б.М. Неменского Твоя мастерская. Рабочая тетрадь 2008 М.: Просвещение


Предметные результаты освоения учебного предмета
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).


Учащиеся должны уметь:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);

  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);

  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.


Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

  • о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

  • о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;

  • о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;

  • основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

  • ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

  • особенности творчества и значение в отечественной культуре веливих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

  • о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

  • о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.


В процессе практической работы учащиеся должны:

  • пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

  • иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

  • иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

  • иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.


Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

  • о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

  • о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах: бытовом, историческом, о мифологической и библейской темах в искусстве;

  • о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

  • о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

  • о поэтической красоте повседневности, раскрываемой творчеством художников, о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

  • о роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

  • о роли художественной иллюстрации;

  • о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; ороли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

  • о наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий;

  • об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о роли существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;


В процессе практической работы учащиеся должны:

  • иметь первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

  • владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

  • развивать навыки наблюдательности, способности образно видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

  • иметь творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;

  • иметь навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса (базовый уровень)

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

  • уметь анализировать произведения архитектуры;

  • знать основные этапы развития и истории архитектуры;

  • уметь конструировать объёмно-пространственные композиции;

  • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий;

  • конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

  • реализовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур.


При решении художественно-творческих задач на уроках формируются следующие навыки:

  • создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами и др.;

  • работа над эскизом монументального произведения : витража, мозаика, роспись, монументальная скульптура;

  • использование выразительного языка при моделировании архитектурного ансамбля;

  • использование разнообразных материалов (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, заготовки


Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Формирование нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни предполагает:

  • формирование эстетического вкуса учащихся, понимание ими роли синтетических визуальных искусств, развитие у них навыков создания пространственной , временной композиции и понимание ее принципов;

  • понимание сути и задач образной интерпретации явлений жизни в визуально- зрелищных искусствах;

  • формирование художественно- творческой активности.


Учащиеся должны:

  • учиться анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения;

  • развивать навыки создания собственных композиционных работ;

  • учиться понимать, как построены образ и композиция в произведениях экранного искусства;

  • познакомиться с элементарной азбукой фотографирования;

  • уметь анализировать фотопроизведение;

  • иметь первичные представления о творческом процессе, соотношении субъективного и объективного в искусстве.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;

  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности иповседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьер).


Содержание учебного предмета

5класс.Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
Древние корни народного искусства.

Древние образы в народном искусстве. Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифологических представлений человека о мире, как память народа.

Декор русской избы. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в структуре и образном строе избы.

Внутренний мир русской избы. Устройство и жизненно важные центры внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, подпол – подземный мир и т.д.). Единство пользы и красоты.

Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Русские прялки, деревянная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, органического единства пользы и красоты. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивость и вариативность. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенцах.

Народный праздничный костюм. Народный костюм – целостный художественный образ. Разнообразие форм и украшений костюма. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

Народные праздничные обряды. Календарные народные праздники – это способ участия человека в событиях природы. Символическое значение обрядовых действий.
Связь времен в народном искусстве

Древние образы в современных народных игрушках. Древние образы в современных игрушках, их сказочный реализм. Особенность пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и др.

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. История развития гжельской керамики, слияние промысла с промышленностью. Разнообразие форм и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, контрастов, своеобразие мазков.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. История развития городецкой росписи. Разнообразие форм и декора. Особенности городецкой росписи: главные герои, особенности композиции, орнамента.

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. История развития жостовской росписи. Разнообразие форм подносов и их декора. Особенности городецкой росписи: импровизация, формирование букетов.

Роли народных промыслов в современной жизни. Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений в современном быту и интерьере. Промыслы Вологодской области.
Декор – человек, общество, время.

Зачем людям украшения. Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом.

Декор и положение человека в обществе. Подчеркивание власти, могущества, знатности с помощью украшений. Символика в украшениях. Отличие одежд высших и низших слоев общества. (на примере Др. Египта, Др. Греции)

Одежда говорит о человеке. Одежда, костюм служат не только практическим целям, они являются особым знаком положения человека в обществе, его намерениях, роли. (на примере Др. Китая, Западной Европы)

О чем рассказывают гербы и эмблемы. Геральдика, ее декоративность, условность, символика. Родовой герб как знак достоинства владельца, символ чести. Герб государства, страны, города, района. Эмблемы партии, фирмы, команды.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Итогово-обобщающий урок.
Декоративное искусство в современном мире.

Современное выставочное искусство. Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материалов при создании художественных образов. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале. Техника и материал могут быть самыми разнообразными (например: плетение, коллаж, керамика, папье-маше, роспись и др.).

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству. Выставка работ учащихся. Защита проектов.
6 класс.Изобразительное искусство в жизни человека
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность изобразительном искусстве.

Рисунок – основа изобразительного искусства. Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный рисунок, зарисовка, набросок, учебный. Графические материалы и их выразительные возможности.

Линия и ее выразительные возможности. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа, роль ритма в создании образа.

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения, тональная шкала.

Цвет. Основы цветоведения. Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Контраст. Насыщенность цвета и светлота.

Цвет и произведения живописи. Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи.

Объемные изображения в скульптуре. Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространства и освещением. Художественные материалы в скульптуре.

Основы языка изображения. Обобщение материала темы. Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие.
Мир наших вещей. Натюрморт.

Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие, реальность и фантазия в творчестве. Выражение авторского отношения к изображению.

Изображение предметного мира – натюрморт. Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Натюрморт в истории искусства.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Понятие формы, простые и сложные, плоские и объемные. Конструкция сложной формы. Выразительность формы. Правила изображения и средства выразительности.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел.

Освещение. Свет и тень. Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Свет как средство организации композиции в картине. Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи.

Натюрморт в графике. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, случайность и порядок. Гравюра и ее виды, выразительные возможности.

Цвет в натюрморте. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностях. Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Выразительные возможности натюрморта. Обобщение темы. Предметный мир в изобразительном искусстве. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
Вглядываясь в человека. Портрет.

Образ человека – главная тема искусства. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Виды портретов.

Конструкция головы человека и ее пропорции. Закономерности в в конструкции головы человека. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма глаз. Мимика.

Изображение головы человека в пространстве. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиологических типов.

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории ИЗО. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительность графического материала.

Портрет в скульптуре. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Сатирические образы человека. Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Образные возможности освещения в портрете. Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Портрет в живописи. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в 17, 18, 19, 20 веках. Композиция в парадном и лирическом портрете.

Роль цвета в портрете. Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

Великие портретисты. Обобщение темы. Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Человек и пространство в изобразительном искусстве.

Жанры в изобразительном искусстве. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематические картины.

Изображение пространства. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Изображение пространства в разные эпохи. Глубина пространства. Линейная и воздушная перспектива. Точка зрения.

Правила линейной и воздушной перспективы. Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения, линия горизонта. Точка схода. Правила воздушной перспективы.

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. История развития пейзажа. Роль и выбор формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

Пейзаж – настроение. Природа и художник. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы. Освещение в природе. Роль колорита.

Городской пейзаж. разные образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Городской пейзаж»

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. обобщение материала учебного года. значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды ИЗО. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. конструктивная основа произведения изобразительного искусства.
7 класс. Изобразительное искусство в жизни человека
Изображение фигуры человека и образ человека.

Изображение фигуры человека в истории искусств. Изображение человека в культурах Египта, Др. Греции. Красота и совершенство конструкции идеального тела человека.

Пропорции и строение фигуры человека. Конструкция фигуры человека и основные пропорции, постоянные и индивидуально изменчивые. Схемы движения фигуры человека.

Лепка фигуры человека. Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. История развития изображения человека в скульптуре с древних времен до наших дней.

Набросок фигуры человека с натуры. Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры: форма и складки одежды на фигуре человека.

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: первый – понимание красоты человека в античном искусстве; второй – духовная красота. Интерес к жизни конкретного человека, значение индивидуального образа.
Поэзия повседневности.

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве разных народов.

Тематическая картина. Бытовой и исторические жанры. Формирование станковой картины. Бытовой, исторический, мифологический жанры в зависимости от содержания тематической картины. Развитие интереса к частной жизни людей и повседневному бытию. Роль жанровой картины в создании представлений о жизни людей. Радости и горести в повседневной жизни, развитие интереса к индивидуальности человека

Сюжет и содержание в картине. Картина как обобщение жизненных впечатлений человека. Композиционная и идейная целостность картины. Понятие темы, содержания и сюжета, разница между ними. Различные уровни восприятия зрителем произведений искусства. Разное содержание с похожим сюжетом.

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Поэтическое восприятие жизни, интерес к человеку. Сюжетный замысел композиции. Композиционная доминанта, сближенное или контрастное тональное состояние в композиции, цветовая выразительность

Историческая тема в бытовом жанре. Образ прошлого, созданный художником, его значение в процессе самопознания. Изобразительное искусство о повседневной жизни людей, интерес к истории и укладу жизни.

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. (тема праздника в бытовом жанре) Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник разных эпох и народов. Праздник – процесс превращения обычного в необычное.

Темы бытового жанра. Завершение работы над образом, роль деталей. Композиция – гармоничное соединение единичного и общего.

Место и роль картины в искусстве ХХ века. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Представление о языке изобразительного искусства как о языке выразительной формы. Художественные материалы и их выразительные возможности в передаче художником своего замысла. Художественное творчество и художественное мастерство. Культуросозидающая роль изобразительного искусства. Множественность направлений и образных языков.
Великие темы жизни.

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета. Живопись монументальная и станковая. Мозаика. Фреска. Картина как выражение идейно-образной концепции автора, воплощение его взглядов и эстетических идеалов. Исторический и мифологический жанры, слияние исторической реальности с фантазией и аллегорией, трагизм противоборства и драматических дух протеста.

Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Появление исторической картины с появлением светского искусства и исторической науки. Развитие тематической картины. Картина – философское рассуждение. Отношение к прошлому как понимание современности. Образ могучего вольнолюбивого народа, его судьба и национальный характер, драматический героизм, жизнелюбие и многоликие оттенки переживаний людей в творчестве Сурикова.

Процесс работы над тематической картиной. Подготовительный рисунок. Тематическая картина как выражение идейных представлений художника, как обобщенный образ его наблюдений и размышлений о жизни. Роль подготовительной работы при создании картины. Этапы создания картины. Замысел и его выражение. Этюды и зарисовки. Развитие композиции и продолжение работы над картиной. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация. Роль наблюдательности и воображения в творчестве. Проблема правдоподобия и условности в изобразительном искусстве.

Библейские темы в изобразительном искусстве. Древнерусская иконопись. Значение и место библейских и евангельских сюжетов в развитии русского искусства. Язык изображения в христианском искусстве Средних веков, его религиозный и символический смысл. Великие русские иконописцы: Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий. Вечные темы в искусстве и их ценностное выражение в произведениях искусства разных времен.

Монументальная скульптура и образ истории народа. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самопознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы. Активность личностного видения. Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства.

Роль и место искусства в современном мире. Драматизм истории и личностные переживания человека в искусстве художников. Драматический лиризм. Проблема взаимоотношений между поколениями, личностью и обществом, природой и человеком. Беспредметное, абстрактное искусство.
Реальность жизни и художественный образ.

Художественно-творческие проекты. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Работа над проектом. Этапы работы над проектом. Выбор темы. Замысел и разработка эскизов. Обсуждение идеи проекта, реализация идеи.

Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Видимая сторона реальности, зримый художественный образ.

Зрительские умения и их значение для современного человека. Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Разные уровни понимания изображения. Композиция как конструирование реальности. Личность художника, его творческая позиция.

История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве.Анализ произведений с точки зрения определенного стиля,определенного направления. Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи. Примеры различных больших стилей: готический, мусульманского Востока, эпохи Возрождения, барокко, рококо, классицизм, модерн. Направления в искусстве нового времени. Направление как идейное объединение художников. Стиль автора. Примеры различных художественных направлений, работы импрессионистов и постимпрессионистов, передвижников.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Музеи мира: Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Метрополитен и другие. Роль художественного музея в национальной и мировой культуре. Культурная ценность музейных коллекций.
8-9 класс (34час)Дизайн и архитектура в жизни человека. Изобразительное творчество и синтетические искусства.

Синтез искусств. Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. 

Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов.

Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).

Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).

Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры.Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.

Синтез искусств в театре. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.

Изображение в полиграфии. Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).

Опыт творческой деятельностиПроектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака,разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.

Изображение в фотографии. Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.

Синтетическая природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.).

Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме.. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.

Изображение на компьютере. Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.

Опыт творческой деятельности. Проектирование сайта


Календарно-тематическое планирование

5 класс (34 часа)


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Виды

Деятельности

обучающихся

Планируемые

образовательные

результаты

Ведущие формы контроля

Домашнее задание

Примечание

1

2

3

4

6

7

8




  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск