Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты





Скачать 49.61 Kb.
НазваниеТема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты
Дата публикации20.10.2013
Размер49.61 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Туризм > Документы
20 ноября 2010 г.

21. Тема: ВОСТОЧНОЕ СКАЗАНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ТРИ ПАЛЬМЫ». ТЕМА ПОВЕРЖЕННОЙ КРАСОТЫ

Цели урока:

  • образовательные: познакомиться с балладой М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», выявить ее художественное своеобразие, расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии;

  • развивающие: развивать читательские навыки учеников, умение видеть и интерпретировать художественные детали;

  • воспитательные: воспитывать стремление к знаниям; побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой.

Тип урока: урок анализа (углубленного изучения) лирического произведения.

Методы и приемы: частично-поисковый (эвристическая беседа с последующим выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность), объяснительно-иллюстративный (выразительное чтение);

Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, иллюстрации.
Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

Стихотворения «Тучи», «Листок», «Утес» наизусть.

  1. Введение темы и постановка целей урока

На прошлом уроке мы начали разговор о лирике Михаила Юрьевича Лермонтова. Сегодня мы продолжаем изучать его стихотворения. Давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока.

  1. Чтение баллады «Три пальмы» учителем

  2. Словарная работа

РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду.

КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи).

ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного.

ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь.

ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка.

ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, ковром.

  1. Беседа по вопросам

Лермонтов назвал свое произведение восточным сказанием. Почему он даёт такой подзаголовок? (Автор определяет жанр стихотворения, подчёркивает легендарность событий,  предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания).

- Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении? (В стихотворении явны фольклорные мотивы: гордые пальмы, их ропот на Бога, обращение к нему; волшебное событие. Караван описан очень реалистично, детально, подробно - пёстрые ковры, вьюки, вереница верблюдов; походные шатры, в которых находятся восточные красавицы. Выписаны даже складки белой одежды всадника, его копьё, лука седла. Реалистична и картина привала каравана,  гибели гордых пальм, исчезновения прекрасного оазиса в пустыне).

Такое стихотворение, написанное на легендарную или истерическую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой. Давайте запишем:

БАЛЛАДА — ЛИРОЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ТО ЕСТЬ РАССКАЗ, ИЗЛОЖЕННЫЙ В ПОЭТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ, ИСТОРИЧЕСКОГО, МИФИЧЕСКОГО ИЛИ ГЕРОИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА.

Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.

Давайте обратимся к сюжету баллады и проследим его развитие. Разделим балладу на части и представим картины, описанные поэтом. Сколько картин вы представили? Какие?

Составим план:

  • описание оазиса в пустыне, многолетнего бесполезного одиночества пальм,

  • упрёки пальм небу,

  • описание каравана,

  • приветливая встреча усталых путников,

  • гибель пальм,

  • описание бесплодной пустыни, опустевшей и мертвой без погубленных пальм.

- О чём мечтали пальмы до прихода каравана? (Три гордые пальмы высоко росли… Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, то есть рослыми, они хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение – «высокая жизнь»?)

- Почему стали роптать на Бога три пальмы? (Быть кому-то нужным, приносить пользу, радовать - таково желание «гордых пальм», хранящих «под сенью зелёных листов» холодную воду родника). Найдите строчки, доказывающие это утверждение (« На то мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы…»)

- Как  отнеслись пальмы к приходу гостей?

- Как  поступили люди с пальмами?

- Почему пальмы были погублены? (Они возроптали на  Бога – и были наказаны. Их лучшие устремления, желания, их щедрость и приветливость никто не оценил. Караван получил то, что хотел – отдых, воду, дрова, и никто не обратил внимания на гибель прекрасных пальм. Прекрасное и вечное гибнет под напором утилитарного и сиюминутного).

- Только ли о пальмах идет речь в этом произведении? (Деревья напоминают людей, но словно заколдованных – караван не разглядел, да и не захотел разглядеть в пальмах живую душу: «Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнём»).

- Как называется такой прием художественной выразительности, когда неживому предмету приписываются свойства и действия живых? (Олицетворение) Какую роль играет в стихотворении олицетворение? (Олицетворение показывает, что  речь в стихотворении идёт не просто о  пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой).

Картина  гибели оазиса проникнута горьким чувством неблагодарности и возмущения тем, что караван заботится только сейчас и только о себе, что люди не думали о том, что  оазис может дать воду и прохладу ещё и другим людям.

Обратим внимание на строки, в которых описывается гибель пальм:

« По корням упругим топор застучал

И пали без жизни питомцы столетий!»

Некоторые согласные здесь повторяются. Такое повторение однородных согласных звуков, помогающее изобразить картину, озвучить её, передать чувство , выделить наиболее значимые слова, называется аллитерацией. Запишем:

АЛЛИТЕРАЦИЯ — ПОВТОРЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ИЛИ ОДНОРОДНЫХ СОГЛАСНЫХ В СТИХЕ, ПРИДАЮЩЕЕ ЕМУ ОСОБУЮ ЗВУКОВУЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

- С какой целью употреблена аллитерация? (Аллитерация помогает услышать тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев).

Перечитаем первую и последнюю строфы стиха. Как они соотносятся? (Эти строфы противопоставлены друг другу. В первой – радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван. Картина смерти усиливается образом коршуна, терзающего свою добычу). Как называется этот художественный прием? (Антитеза помогает острее почувствовать печаль о разорении прекрасного уголка земли. А представьте себе, что в стихотворении не было бы этой мрачной картины. Тогда у нас не возникло бы такого сильного чувства горечи от гибели прекрасных пальм. Благодаря антитезе в предметах открываются новые свойства, мир предстаёт перед нами во всей его сложности, противоречиях, контрастах, текст становится эмоционально окрашенным).

  1. Подведение итогов урока 

Главная мысль произведения состоит в том, что поэт предупреждает нас: нельзя пользоваться  тем, что  копилось в природе столетиями, думая только о своём собственном сегодняшнем благополучии. Человек всегда должен думать о тех, кто придёт после него, и беречь природные богатства. Поэт противопоставляет красоту и благополучие оазиса до прихода каравана тому разорению, которое оставили после своего ухода люди.

  1. Домашнее задание.

Сочинение «Человек и природа в поэзии Лермонтова».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема нашего урока «Природа в творчестве М. Ю. Лермонтова». Талант Лермонтова, как настоящего гения, многогранен. Но есть такая тема...
Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты iconЛитература,5 класс Тема: Джэк Лондон (1876- 1916). «Сказание о Кише»
Цели урока: изучить с учащимися произведение Джэка Лондона «Сказание о Кише», обучать рассказу о герое, художественному пересказу,...
Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты iconКонспект урока литературы в 8 классе Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова»
«кавказские» страницы биографии М. Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе
Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты iconУрок в 6 «в» классе: «Тема одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус»
Аудиозапись романса «Белеет парус одинокий…» Стихи М. Ю. Лермонтова, музыка Варламова, исполняет С. Лемешев
Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты iconУрок путешествие 6 класс Тема: Патриотический пафос «Повести временных лет». Сказание о Кожемяке
Цель: дать представление о древнерусской летописи, выявить нравственно-патриотический смысл «Сказания о Кожемяке»
Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты iconТема : Атмосферы планет земной группы
Оборудование: Энциклопедия «Аванта» Астрономия (три штуки), Журнал «Древо познания» ( три штуки), учебник астрономия 11 (три штуки),...
Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты icon«Героическое сказание великая поэзия народов мира. Рожденные во благо...
Тема урока: «Героическое сказание – великая поэзия народов мира. Рожденные во благо народа. (на основе алтайского героического эпоса...
Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты iconТема: «Поэмы Лермонтова»
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты iconЛермонтовский праздник. Посвящается 200-летию со дня рождения м....
Конкурс чтецов (стихотворения М. Ю. Лермонтова или авторские стихотворения, посвящённые поэту)
Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты iconМ. Ю. Лермонтова в сопоставлении с поэзией
Знаменательна общность трагической судьбы двух поэтов. Стихотворение Лермонтова «Смерть поэта», в котором говорится о роковой дуэли...
Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты iconТема : Своеобразие литературы XIX века. Жизненный и творческий путь...
Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий
Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты iconУрок в 4 классе. Тема: «Все народы воспевают материнство»
...
Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты iconТема Кавказа в произведении М. Ю. Лермонтова и Л. Н. Толстого
Предлагается рассмотреть следующие вопросы на уроке (эти вопросы заранее предлагаются учащимся для самостоятельной работы)
Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты iconТема урока: «Образ Печорина в эпизоде «Погоня» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский...
Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты iconМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010
С. К. Ашванян, д-р экон наук, проф. (тема 3); Т. А. Сапожникова, канд экон наук, доц. (предисловие, тема 2); Е. А. Плосконосова,...
Тема: восточное сказание м. Ю. Лермонтова «три пальмы». Тема поверженной красоты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск