Урок путешествие 6 класс Тема: Патриотический пафос «Повести временных лет». Сказание о Кожемяке





Скачать 67.71 Kb.
НазваниеУрок путешествие 6 класс Тема: Патриотический пафос «Повести временных лет». Сказание о Кожемяке
Дата публикации11.10.2014
Размер67.71 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ

6 класс
Тема: Патриотический пафос «Повести временных лет». Сказание о Кожемяке
Цель: дать представление о древнерусской летописи, выявить нравственно-патриотический смысл «Сказания о Кожемяке»
Задачи:

  1. Проанализировать текст сказания, характеры и поступки героев.

  2. Развивать устную речь учащихся, умение высказывать своё мнение.

  3. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к истории и литературе нашей страны


Оборудование урока: текст сказания, учебник, проектор, презентация, тетради
Тип урока: урок получения новых знаний
ХОД УРОКА:

  1. Оргмомент

Учитель: Прозвенел звонок, начинается урок. На меня все посмотрели и за парты тихо сели.


  1. Вступительное слово учителя

Слайд 1-2

Мы продолжаем изучать литературу нашей страны. И сегодня на уроке на удивительной машине времени мы совершим увлекательное путешествие в страну древнерусской литературы. А это значит, что на некоторое время вы превратитесь в путешественников, а ваши тетради на время станут дневниками путешественников. Вы уже заняли посадочные места, а сейчас запишите, пожалуйста, в своих дневниках дату и тему нашего путешествия.

Вашим экскурсоводом буду я, и мне любезно согласился помочь (называется фамилия и имя ученика).


  1. Работа по теме урока. Восприятие учебного материала

Слайд 3-5 (стихотворение читается на фоне этих слайдов)

Подготовленный ученик читает стихотворение
Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего посёлка

Отблески оставили свои.

Здесь живёт народ

Высокий и красивый,

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные, как ивы,

Дети, словно крепкие дубы.
Учитель: Ребята, о ком идёт речь?
Ученик: о славянах, так как именно славяне, наши далёкие предки, были создателями высокоразвитой, разнообразной и самобытной древнерусской литературы.
Учитель: в конце урока вы должны будете ответить на 2 основных вопроса: зачем мы обращаемся к литературе далёкого прошлого и что она даёт современному читателю? (вопросы записаны на доске)
Наша первая остановка – историческая. (слайд 6)
Экскурсовод: возникновение древнерусской литературы относится к концу 10 века, когда Русь приняла христианство и появились первые рукописные книги на церковно-славянском языке. Центральное место в древнерусской литературе занимает летописание, и началось оно в 11 веке.
Слайд 7

Учитель: Летопись - историко-повествовательное произведение, содержание которого велось по летам, т.е. по годам (определение дети записывают в тетради – дневники).
Чтение стихотворения учеником:

В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Слайд 8
Нестор: в келье (комнате при монастыре) я трудился днём при свете солнца, ночью - при свете свечи. Горела лампада у иконы. Я писал на пергаменте, эти листы делали из телячьей кожи, и они были очень дорогими.
Учитель: из древних летописей до нас дошла лишь «Повесть временных лет», написанная в 1 четверти 12 века монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. Это основной источник сведений о прошлом русской земли и книга о том, как надо и как не надо поступать. Патриотическим пафосом проникнута её главная мысль «Не погубите землю отцов и дедов своих». Любовью к Родине проникнута каждая строчка книги.

Слайд 9,10

В состав «Повести временных лет» входит сказание о Кожемяке. С текстом сказания вы знакомы, а сейчас попробуем разобраться вместе. (Анализ текста проходит в форме испытания. Класс предварительно разделён на команды - славянские племена «Русичи» и «Вятичи». Участник племени задаёт вопрос оппонентам. Экскурсовод при необходимости дополняет.)
Остановка вторая «Литературная» (слайд 11)

Слайд 12

Вопросы для племени «Вятичи»:

- Кто такие печенеги и почему они – враги земли Русской? ( печенеги – кочевники-скотоводы, часто совершавшие набеги на Русь. Враги – об этом говорит строчка «напали на Русь», а нападают только враги)
- Как выглядел печенег? (был он очень «велик и страшен», настоящий богатырь).
Вопросы для племени «Русичи»:

- Почему «старый муж» рассказал князю Владимиру о своём сыне? (отец очень любит младшего сына, но готов пожертвовать им, чтобы спасти родную землю, потому что больше никто не решался на такой поступок)
- Как выглядел сын? ( неказистый на вид, среднего роста, очень молодой. Это был Никита Кожемяка)
Вопросы для всех (задаёт учитель):

- По какому принципу созданы эти образы? ( по принципу контраста или антитезы).
- Что и кого прославляет летописец? ( летописец прославляет величие простого русского человека – труженика, его любовь к родной земле. Кожемяка совершил подвиг, который не смог совершить никто из дружинников. За непримечательной внешностью скрывается могучая сила, которой обладает русский народ, защищающий родную землю от внешних врагов).
4. Закрепление материала.
Следующая остановка «Испытания от Нестора». (слайд 13)

Каждая команда получает конверт с разрезанными на слоги двумя пословицами. Надо собрать пословицы и объяснить их смысл на примере «Сказания о Кожемяке»

А) Мал коротыш, да крепыш

Б) Враг хотел пировать, а пришлось горевать
А) Любовь к Родине сильнее смерти.

Б) Славу свою добывай в бою.

Слайд 14

Кроссворд по тексту «Сказания о Кожемяке» (работа ведётся коллективно)
По горизонтали: 1. Воин, одолевший печенегов. 2. Книга сказаний по годам. 3. Киевский князь, который ввёл христианство на Руси.
По вертикали: 1. Враги, с которыми сражались воины Владимира. 2. Место, где писались летописи. 3. Летописец, создатель «Повести временных лет». 4. Человек, который доносит народу царский указ. 5. Источник света, при котором писали книги в монастырях. 6. Киевский князь, прозванный Мудрым.
Учитель: теперь пришло время ответить на вопросы, которые вы видите на доске, и сделать соответствующие выводы.

Слайд 15
- Зачем мы обращаемся к литературе далёкого прошлого? (каждый культурный человек должен знать историю своей страны. Прикасаясь к истории нашей Родины, мы лучше понимаем своих предков, их психологию и уклад жизни. Ответом на этот вопрос могут служить слова Д.С.Лихачёва: «Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, к их борьбе, к их заботам о благе Родины»).
- Что даёт современному читателю знание древнерусской литературы? (знание прошлого даёт людям возможность лучше понимать настоящее и глубже почувствовать характер своего народа. Мы имеем возможность ценить то прекрасное, что создал народ, и осознавать себя звеном в цепи поколений).


  1. Подведение итогов урока.

Учитель: наше путешествие подходит к концу. Сегодня мы говорили о мудрых князьях, о славных и храбрых воинах, преисполненных ратного духа. Таких людей мы с полным правом можем назвать патриотами. Сейчас мне хотелось бы, чтобы каждый из вас дополнил фразу: «Патриот, кто он..?», (т.е кого мы можем назвать патриотом сегодня. Кто он, патриот 21 века?

Слайд 16
Слайд 17

Предполагаемые варианты:

Патриот – это…

- Кто любит то место, где родился и вырос.

- Кто любит и не забывает свою мать и отчий дом.

- Кто готов встать на защиту Отечества.

- Кто готов отдать своей Родине все силы и способности.

- Кто украшает Родину своим трудом.

- Кто своё будущее связывает с Отечеством.

- Кто знает родной язык.

- Кто знает историю своей страны и гордится своими предками
Учитель: и пусть ещё больше укрепится ум наш знаниями, а сердце – любовью к своему Отечеству. Спасибо за урок.

Слайд 18
6. Домашнее задание: прочитать «Сказание о белгородском киселе».

Использованная литература:


  1. Хрестоматия по древнерусской литературе («Повесть временных лет», «Сказание о Кожемяке»)




  1. Учебник по литературе для 6 класса под редакцией В.Я.Коровиной, М.Просвещение, 2011 г.




  1. Д.С.Лихачёв «Поэтика древнерусской литературы»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок путешествие 6 класс Тема: Патриотический пафос «Повести временных лет». Сказание о Кожемяке iconКонспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести)
Задачи: Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений
Урок путешествие 6 класс Тема: Патриотический пафос «Повести временных лет». Сказание о Кожемяке iconУрок литературы в 11 классе «Тема армии в повести А. И. Куприна «Поединок»
А. И. Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести
Урок путешествие 6 класс Тема: Патриотический пафос «Повести временных лет». Сказание о Кожемяке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Древнерусская литература. «Повесть временных лет»: «Сказание о белгородском киселе»
Урок путешествие 6 класс Тема: Патриотический пафос «Повести временных лет». Сказание о Кожемяке iconТема. От «Повести…к «Слову…»
Цель. Дать представление о письменных памятниках древнерусской литературы «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве», их месте...
Урок путешествие 6 класс Тема: Патриотический пафос «Повести временных лет». Сказание о Кожемяке iconВ каком году по данным «Повести временных лет» Рюрик и его братья...

Урок путешествие 6 класс Тема: Патриотический пафос «Повести временных лет». Сказание о Кожемяке iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок путешествие 6 класс Тема: Патриотический пафос «Повести временных лет». Сказание о Кожемяке icon1. Образование Древнерусского государства по «Повести временных лет»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
Урок путешествие 6 класс Тема: Патриотический пафос «Повести временных лет». Сказание о Кожемяке iconКто из князей крестил Русь?
Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и ответьте, с именем какого князя связаны описанные в летописи события
Урок путешествие 6 класс Тема: Патриотический пафос «Повести временных лет». Сказание о Кожемяке iconЭпиграфы по теме
«Повести временных лет», «Слова о погибели земли русской», «Слова о законе и благодати»
Урок путешествие 6 класс Тема: Патриотический пафос «Повести временных лет». Сказание о Кожемяке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: показать значение повести Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос...
Урок путешествие 6 класс Тема: Патриотический пафос «Повести временных лет». Сказание о Кожемяке iconЛитература,5 класс Тема: Джэк Лондон (1876- 1916). «Сказание о Кише»
Цели урока: изучить с учащимися произведение Джэка Лондона «Сказание о Кише», обучать рассказу о герое, художественному пересказу,...
Урок путешествие 6 класс Тема: Патриотический пафос «Повести временных лет». Сказание о Кожемяке iconКалендарно-тематическое планирование по литературе, 9 класс
России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и...
Урок путешествие 6 класс Тема: Патриотический пафос «Повести временных лет». Сказание о Кожемяке iconТамань Богородичная церковь, построенная Мстиславом Храбрым в Тмутаракани...
Об утверждении состава экспертного совета по организации, реорганизации и ликвидации особо охраняемых природных территорий областного...
Урок путешествие 6 класс Тема: Патриотический пафос «Повести временных лет». Сказание о Кожемяке iconУрок №25, тема «музыкальное путешествие в италию»
Вход в класс – звучит музыкальная заставка из «Путешествие вокруг земного шара» Вадима Поповича и «Песня Индийского гостя» из оперы...
Урок путешествие 6 класс Тема: Патриотический пафос «Повести временных лет». Сказание о Кожемяке iconУрок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Рассмотреть и сопоставить героев повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и различия....
Урок путешествие 6 класс Тема: Патриотический пафос «Повести временных лет». Сказание о Кожемяке iconТема урока
Повесть временных лет”- вершина ран- него летописания. Основные исторические идеи Нестора


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск