Урок в 6 «в» классе: «Тема одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус»





Скачать 185.82 Kb.
НазваниеУрок в 6 «в» классе: «Тема одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус»
Дата публикации21.02.2015
Размер185.82 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
c:\documents and settings\магнат\рабочий стол\мои рисунки\99eab05e5ccf.jpg

Открытый урок в 6 «в» классе:

«Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова

«Парус»

Учитель : Абдурахманова П.Н.

МКОУ КГ№1
Тема: «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»
Класс: 6
Учитель: Абдурахманова Патимат Назирбеговна

Тип урока: обучаюший
Цели урока :

Обучающие:

1) продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова;

2) расширить представление о передаче эмоций через художественный текст;

3) Познакомить с приемом инверсии.
Развивающие:

1)развивать умение обучающихся анализировать лирическое произведение текст ;

2) развивать умение строить монологические аргументированные высказывания по теме;

3)Развивать творческие способности обучающихся;

4) расширить представление обучающихся о возможностях компьютерной программы Power Point.
Воспитательные:

1)способствовать формированию нравственных качеств у обучающихся;

2)способствовать эстетическому воспитанию на примере произведений разных родов искусства;

3) Формировать положительное отношение к знаниям.
Оборудование урока:

1) Текст стихотворения «Парус» М.Ю.Лермонтова.

2)Аудиозапись романса «Белеет парус одинокий…» Стихи М.Ю.Лермонтова , музыка Варламова , исполняет С. Лемешев.

3)Компьютерные презентации по темам: «Жизнь М.Ю.Лермонтова»; « Морские пейзажи в творчестве русских художников»

  1. Портрет М.Ю.Лермонтова.

  2. Кроссворды для каждого ученика.

  3. Парусник.

  4. Книжная вставка

  5. Иллюстрации учащихся на тему: «Одиночество»

  6. Выставка картин, написанных М.Ю.Лермонтовым


picture_10

Ход урока
1. Психологическая подготовка обучающихся к изучению новой темы.
Учитель: Здравствуйте , ребята. Начнем наш урок литературы с необычного вопроса: Как вы думаете, когда человек чувствует себя по-настоящему несчастным?
Ученики: Когда болеет;

Когда получает плохие оценки;

Когда у него нет друзей;

Когда одинок;

Учитель: Действительно, человек, как личность всегда должен чувствовать окружение близких и дорогих ему людей. Я думаю, что каждый из вас уже понимает, что такое чувствовать себя одиноким. А что вы чувствуете, когда слышите слово «Одиночество»?
Ученики: грусть, растерянность, печаль и т.д.
Учитель: Как вы видите, эмоции самые разнообразные, но , увы, далеко не положительные. В моей руке маленький кораблик. Что это? С одной стороны это свобода , когда ты рассекаешь морские волны, сила, когда ты борешься один на один со стихией. А с другой - это крошечный кораблик, посреди огромного водного пространства. И сегодня мы с этим корабликом совершим путешествие в по небольшой части творчества М.Ю.Лермонтова и попробуем ответить на вопрос : Может ли быть одиноким великий человек или нет? И как его эмоциональное состояние отразилось на его творчестве?


    1. Изучение новой темы.


Учитель: Закройте глаза и мысленно перенеситесь в начало 19 века, а именно в 1814 год. Именно в этом году родился М.Ю.Лермонтов. На этой остановке мы познакомимся с наиболее важными моментами в жизни этого талантливого поэта. Потому что нельзя понять творчества писателя, не зная его жизненного пути. Здесь у нас есть собственный экскурсовод, который подготовил доклад о важных моментах в биографии Лермонтова.
3.1 Доклад о жизни М.Ю.Лермонтова.
Учащиеся:

Когда Михаил Юрьевич Лермонтов был маленьким

Жизнь замечательных детей

Про маму, бабушку и разговоры в рифму

Когда великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов был маленьким, он часто говорил в рифму.

Привезут гости механическую заводную птичку, которая может махать крылышками и красиво петь, послушает маленький Лермонтов ее пение и скажет:

"Эта птичка хороша, У нее поет душа". Или уйдет мама из комнаты, а маленький Лермонтов сядет на ковер около двери и ждет ее, ждет, а потом скажет:

"Что же мама не идет? Ведь Мишель все ждет и ждет." И взрослые гости и мама с бабушкой этому удивлялись и радовались.

– Какое дитя интересное! – говорили некоторые гости. – Еще и ходить не умеет как следует, на четвереньках ползает, а уже говорит, да все в рифму.

– Надо записывать за Мишелем его изреченья, – советовали другие гости. – Вырастет, быть может, знаменитым поэтом сделается.

Но так никто и не записывал, все только продолжали удивляться.

И получилось, что стихи, которые сочинял совсем маленький поэт Лермонтов, никто не запомнил, и мы их не знаем. А те, что вы прочитали, просто написаны для примера. Быть может, Михаил Юрьевич сочинял гораздо лучше, хотя ему было два или три года.

Маленького Михаила Юрьевича звали Мишелем. Он жил вместе с мамой и бабушкой в селе Тарханы, недалеко от города Пенза. Этим селом и всеми крестьянами владела бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева. Папу Михаила Юрьевича звали Юрий Петрович, он был офицером, но поссорился и с мамой маленького Лермонтова, и с бабушкой. Поэтому он жил отдельно. И воспитывала Мишеля бабушка, потому что мама скоро умерла.

Первое воспоминание

Некоторые думают, что человек начинается с рождения. И они, может быть, правы. Но сам для себя человек начинается со своего первого воспоминания. Наше первое воспоминание – это и есть начало нашей сознательной жизни.

Первое воспоминание у маленького Лермонтова было такое.

Ему два с половиной, и он на постели играет в игрушки. А мама стоит у окна, смотрит на унылую осеннюю природу, на мелкий дождь, который растекается по стеклу, и поет печальную песню. А маленький Лермонтов слушает мамину песню, и так на душе его сладко, грустно и одиноко, что он тихо плачет. Если же мама перестает петь, он сразу просит:

– Мама, мамочка, голубчик, спой, пожалуйста, еще.

И мама поет снова.

Прошло немного времени, и однажды маленький Лермонтов долго звал маму, но каждый раз входила или бабушка или няня. Обе они были заплаканные, а маленький Михаил Юрьевич на них обижался.

– Ты, пожалуйста, уйди! Мама, мамочка, приди!

– Мамочка твоя больше не придет никогда, ее к себе на небо Боженька взял, – объясняли ему.

Но он не хотел слушать:

– Взял, так пусть вернет! – убеждал маленький Лермонтов. – Это моя мамочка.

Не скоро он привык, что мамы уже никогда больше не будет.

Няня Христина Осиповна

С самого рождения у маленького Михаила Юрьевича была няня. Сначала он не мог выговорить ее имени, но постепенно научился. Няню звали Христина Осиповна Ремер, и она была немкой. Няня была пожилая и щурилась, потому что плохо видела. Маленький Лермонтов часто болел. И няня сидела у его постели. Он проснется ночью, голове больно, дышать трудно, лежать неудобно, жарко, – и обязательно рядом няня. Она сразу положит на лоб влажную прохладную тряпочку, которая пахнет уксусом и водкой, даст попить кисленького, и ему становится легче.

А если он раскапризничается и скажет какому-нибудь крепостному пожилому крестьянину: "Ты плохой, уходи отсюда!" – то няня сразу огорчается.

– Все люди перед небом равны, и надо уважать каждого человека, нельзя говорить плохо с теми людьми, которые от тебя зависят.

Так учила няня маленького Лермонтова, и за это все ее уважали.

Рисунки на полу и на бумаге

Дом, в котором рос маленький Лермонтов, был большим, красивым. Ведь бабушка была богатой помещицей, из старинного рода, на нее работало шестьсот крестьянских семей. Мебель в доме тоже была красивой. А детская комната маленького Лермонтова помещалась на хорах. И пол там был застлан сукном.

Маленький Лермонтов любил ползать по нему, рисовать мелом.

Сначала няня хотела это запретить, а потом смотрит – у маленького Лермонтова лошадка получилась и собачка. Его еще никто никаким наукам не учил, и рисованию тоже, а он уже очень хорошо нарисовал.

И тогда бабушка с няней принесли ему акварельные краски и листы бумаги. Маленький Лермонтов как раз снова заболел, и ему нельзя было выходить из дома. Он сидел около большого подоконника и рисовал акварелью то, что видел в окно.
А в окне он видел сад, вдалеке на поле стога, еще дальше – лес. И все это маленький Лермонтов изображал разноцветными красками.

Гости к бабушке приехали, а бабушка им сразу рисунки маленького Лермонтова показывать.

– Какой одаренный ребенок! – удивлялись гости. – Ведь это подлинные пейзажи, и рисует он восхитительно! Эти его рисунки надо обязательно сохранить, а ну как он сделается знаменитым художником! – советовали гости.

И некоторые детские рисунки любимого внука бабушка сохранила.

Французский гувернер

В то время у маленьких детей из богатых семей были не только няни, а были еще и гувернеры. Они учили иностранным языкам и приличному поведению дома, в обществе. У Михаила Юрьевича Лермонтова тоже был гувернер. Его звали Жан Капе, и он был французом.

Когда-то он жил во Франции и вместе с войсками Наполеона пришел завоевывать Россию. А в России несчастный французский офицер Жан Капе во время отступления был ранен и попал в плен. Ему сильно повезло, что он попал в плен. Потому что кругом были глубокие снега, морозы, и, если бы его не подобрали на краю зимней дороги добрые люди, он бы просто замерз.

Они не понимали французского языка, но выхаживали невезучего завоевателя. Пришлось Жану Капе учиться говорить по-русски. И когда он выздоровел, то решил навсегда остаться в России, и стал служить гувернером. Так Россия стала для Жана Капе родиной, а он – поселился в доме у бабушки маленького Лермонтова.

Жан Капе говорил с маленьким Лермонтовым по-французски, няня – по-немецки, и маленький Лермонтов свободно разговаривал на этих языках с раннего детства.

Еще он, конечно, научился латыни, английскому и читал любимые книги на тех языках, на которых они и были написаны. Стихи поэта Байрона – из английской книги, стихи поэта Гейне – из немецкой.

Военные игры

Бабушка очень любила маленького Лермонтова. Во-первых, потому что был он у нее единственный внук. Своего мужа бабушка потеряла рано, дочка, мама Лермонтова, тоже умерла, и больше у бабушки никого не осталось. А во-вторых, любила она маленького Лермонтова, потому что просто любила. Ведь часто мы любим человека непонятно за что, просто потому, что он нам нравится, и все.

Бабушка старалась, чтобы маленькому Михаилу Юрьевичу было не скучно расти. Однажды она приказала, чтобы к дому для игры привели маленького олененка и лосенка.

Маленький Лермонтов с ними быстро подружился и кормил сеном, березовыми вениками и хлебом. Но через года полтора олень так стал лягаться во время игры, так бодать людей своими огромными рогами, что многие стали от него прятаться. Да и лось тоже стал опасным, и поэтому их отвели в лес. А Михаилу Юрьевичу бабушка выписала из Москвы крошечную черкесскую лошадку. Ему сделали детское седло, и он стал носиться верхом на ней по поместью, а бабушка смотрела в окно, очень переживала, постоянно крестилась, тихо повторяя слова молитвы, чтобы Бог поберег ее внука, но лошадку не отнимала.

А маленький Лермонтов полюбил военные игры. Бабушка поселила в доме несколько мальчиков, которым было столько же лет, и они вместе строили крепости, а потом, одетые в военную форму, брали их штурмом. Впереди, размахивая деревянной саблей, скакал Михаил Юрьевич верхом на своей лошадке, а рядом с ним с игрушечными ружьями бежали его соратники, его верные воины. И такие сражения были похожи на битвы Александра Македонского и Петра Великого.

Фигуры из снега и крашеного воска

Иногда среди зимы наступала оттепель. С крыши свисали тяжелые сосульки, с них, позванивая, падали хрустальные, сверкающие на солнце капли. А снег делался влажным, рыхлым.

Маленький Лермонтов любил лепить из него разные фигуры. Приятели помогали ему катать огромные снежные шары, ставили их один на другой, и Михаил Юрьевич находил палку и вырубал ею из снега свирепых великанов, всяческих зверей.

Бабушка часто удивлялась, какие они получались натуральные, как в жизни, или как в сказках. А потом маленькому Лермонтову привезли коробку цветного воска, и он несколько дней ни с кем не играл ни в какие игры, а все лепил на ровной широкой доске. Бабушка не выдержала, попробовала подсмотреть и ничего не поняла – какие-то там стояли маленькие слоники, мчались куда-то всадники.

Наконец, однажды он открыл дверь в свою комнату и объявил:

– Смотрите все!

– Что же это? Или битва какая знаменитая? – удивилась бабушка. – Воинов-то сколько! И пешие, и конные, и на слонах!

– Сражение при Арабеллах, – торжественно сказал маленький Михаил Юрьевич, – Александр Македонский разбивает персидское войско.

– Такое надо бы в музей, это подлинное произведение искусства! – сказал кто-то из взрослых.

– А в следующий раз я вылеплю "Спасение Александра Великого Клитом при переходе через Граник".

Бабушка с гордостью показывала знакомым знаменитые сражения, которые вылепил ее внук. А для себя попросила другое:

– Ты ведь знаешь, я военное дело не очень люблю, вылепи для меня, пожалуйста, ну, например, охоту на зайца. Чтобы там и верховые были, и собаки. У меня как раз скоро день ангела, вот бы и подарил.

Через несколько недель бабушка получила в подарок "Охоту на зайца".

Эти лепные работы маленького Лермонтова бабушка долго хранила. А потом они куда-то исчезли. Их многие пытались найти, чтобы выставить в музее Михаила Юрьевича, в Тарханах. Но так пока и не нашли. Может быть, они пропали навсегда, а, может быть, где-то, в каком-нибудь доме хранятся до сих пор.
Рождение стихов

Все, кто хорошо знал будущего великого поэта, рассказывали, что был он невысокого роста, но очень сильный. А среди черных кудрей на лбу у него выделялась белая прядь. Все говорили про большие голубые глаза и называли их прекрасными.

– Бабушка, послушай, как хорошо звучат стихи, – часто говорил маленький Лермонтов и читал бабушке стихотворения поэта Василия Андреевича Жуковского или Гаврилы Романовича Державина.

– А ведь и правда, красиво звучат! – удивлялась бабушка. – Раньше я не замечала, хотя и слышала их.

– Эти стихи, как музыка, – говорил маленький Лермонтов, – и немецкие есть тоже, как музыка, и английские... А то еще есть такой поэт Александр Пушкин. Я тоже хочу так писать.

– Так и напишешь, – отвечала уверенно бабушка, – ты вон у меня какой умный, раз хочешь – значит, напишешь.

И бабушка стала замечать, что ее внук все чаще вдруг делался печальным, тихо садился где-нибудь у окна и что-то быстро писал в свои тетради.

"Не заболел бы", – подумала бабушка и на всякий случай для поправки здоровья свозила его на Кавказ, в Пятигорск.

И маленький Лермонтов гулял вместе с бабушкой и гувернером по Пятигорску, смотрел на гору Машук, и никто не догадывался, что однажды через семнадцать лет на этом месте оборвется его жизнь. И только иногда маленькому Лермонтову становилось вдруг так печально, так одиноко, словно ему было суждено почувствовать одиночество и печаль всех людей на земле. И тогда он прятался от взрослых и торопливо записывал строчки стихов, которые приходили внезапно и неизвестно откуда.

– Надо тебя везти учиться, в Москву, – сказала бабушка, и когда Михаилу Юрьевичу исполнилось двенадцать лет, поехала с ним в старую столицу.

Великий русский поэт

А через несколько лет близкие знакомые читали стихи Михаила Лермонтова и удивлялись – стихи были удивительно красивые, умные и чаще печальные. И тем, кто их понимал, казалось, что Лермонтов написал про них, про мечты, печаль и тоску их души.

После учебы в Москве Лермонтов переехал в Санкт-Петербург и поступил в офицерскую школу. Тогда ее называли Школа гвардейских подпрапорщиков.

А в дни, когда вся Россия оплакивала гибель великого поэта Пушкина, в эти же дни Россия открыла стихи другого великого поэта – молодого офицера Лермонтова. Стихи назывались "На смерть поэта". Их переписывали, заучивали наизусть. А офицера Лермонтова за то, что он в этих своих стихах говорил правду про тех, кто правил страной, арестовали и сослали на Кавказ, на войну.
Михаил Юрьевич Лермонтов прожил совсем немного лет – двадцать семь. И все-таки он успел написать такие прекрасные стихи и поэмы, что и сегодня, если вы их прочитаете, вам может показаться, что он написал про вас. А все потому, что стихи эти – словно разговор души с душою, словно рассказ о жизни души вашей, моей и того человека, который жил до вас и будет жить после вас. И такие стихи всегда вечны.

Учитель : Что нового мы узнали из этого доклада?
Ученик: Жизнь Лермонтова была очень интересной , но в то же время достаточно непростой, и это не могло не отразится на его творчестве.
Учитель: Закройте глаза и перенесемся на вторую остановку. Откройте глаза и представьте: перед вами море и вдалеке виднеется маленькое белое пятнышко – это парус. Послушайте, как о нем написал М.Ю.Лермонтов в 18 лет.

Звучит аудио запись стихотворения «Парус».

ПАРУС
Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!
3.2 Анализ Стихотворения «Парус».
Учитель: В начале может показаться, что это стихотворение простое по тематике, что все здесь понятно, но до сих пор исследователи творчества Лермонтова ведут споры , в чем главный смысл этого стихотворения.

А какие чувства вызвало при прочтении у вас данное стихотворение ?
Ученики: Чувства непонятные с одной стороны рисуется море красивое и безбрежное, а с другой парусник, который плывет по этому море неизвестно куда и просит бури.
Учитель: Давайте обратимся к образу моря. Каким рисуется оно в стихотворении? Найдите по тексту.

Ученик: Оно разное . Сначала туманное, потом игривое, затем спокойное.
Учитель: Правильно. Образ моря на протяжении стихотворения меняется. А теперь посмотрим на образ паруса. Какими определениями пользуется автор, говоря о парусе? Найдите эти эпитеты в тексте.


Ученик : «Одинокий и мятежный»
Учитель : Правильно. Известно, что В начале Лермонтов называл парус «Отдаленный», и только потом поменял это слово на слово «одинокой». Как вы думаете почему Лермонтов поменял эпитет?
Ученик: Говоря «отдаленный» мы имеем в виду предмет, а слово «одинокий» может характеризовать не только предмет , но и состояние души человека.
( Если ученики не смогут сформулировать эту мысль, учитель должен им помочь)
Учитель : Так только ли о парусе идет речь в данном стихотворении?
Ученик: Нет. Автор с помощью образа паруса передает нам и свои чувства.
Учитель : А как вы считаете , какое значение имеет слово «мятежный»?
Ученик: непослушный, и.т.д.
Учитель : Слово «мятежный» обозначает « тревожный, неспокойный , бурный» (высок). Как вы думаете, подходит ли данный эпитет образу паруса в данном контексте?
Ученик: Да. Так как парус действительно и тревожный, и неспокойный. Не зря автор говорит после данного эпитета, что парус просит бури.

3.3. Изучение понятия «инверсия»
Учитель: Если вы внимательно читали стихотворение, то обратили внимание, что порядок слов в некоторых предложениях не вполне привычный для русского языка. В литературе такой прием называется «инверсия».

Учитель проецирует, заранее подготовленную надпись на экране, дети переписывают в тетради.

Учитель: Давайте найдем пример инверсии в тексте.
Ученики: парус одинокой

моря голубом!..

стране далекой?

краю родном?..

счастия не ищет

не от счастия бежит!

луч солнца золотой...
Учитель: Итак, мы выяснили, что инверсия используется для того, чтобы выделить какие-то важные для автора слова. Так , какие слова в этом стихотворении необходимо интонационно выделить?
Ученики называют.
Учитель: Попробуйте теперь сами прочитать данное стихотворение выразительно.
3.4 Выразительное чтение стихотворения.
Два ученика пробуют прочитать стихотворение выразительно.
3.5. Сопоставление стихотворения «Парус» с произведениями других видов искусства.
Учитель: Молодцы, ребята. Теперь опять закрываем глаза. Сосчитаем до трех, расслабимся и перенесемся на третью станцию – станцию искусств.

Стихотворение «Парус» Лермонтова нашло отзвук и в творчестве других выдающихся людей. Предлагаю вам послушать романс «Парус» композитора Варламова и , слушая его посмотреть на морские пейзажи русских художников.
Ученики слушают романс и смотрят презентацию на экране.
Учитель: как вы думаете, удалось композитору и певцу передать настроение данного стихотворения.

Ученик: Да. И музыка , и исполнитель очень точно передают те эмоции , которые хотел передать Лермонтов. Темп, громкость, выделение слов помогают ощутить настроение поэта.
Учитель: А похожи ли картины на пейзаж, нарисованный Лермонтовым.
Ученик: Да, похожи.
Учитель : а на ваш взгляд какой из этих пейзажей наиболее точно отразил мысли поэта.
Ученики высказывают различные мнения.
Учитель: Среди данных репродукций есть рисунок самого Лермонтова. И возможно, что перенося образ одинокого паруса в другое художественное измерение, Лермонтов непроизвольно подчеркнул свое настроение , владевшее им в те годы.
3.6. Подведение итогов по анализу стихотворения.
Учитель: Давайте сделаем вывод. Так чувствовал ли Лермонтов себя одиноким?
Ученик: Да, чувствовал.
Учитель: Как нам становится это понятно?
Ученик: Нам это понятно из его творчества. Тех образов , которые он использует в своих стихотворениях, рисунках.

(Учащиеся представляют выполненные ими работы.)



  1. Подведение итогов урока.


Учитель: Теперь давайте подведем итоги нашей работы сегодня.

-Как вы чувствовали себя на уроке?

-О чём мы говорили сегодня на уроке?

-Что нового вы узнали из сегодняшнего урока?

-Какие термины мы сегодня изучили?
Учитель: Ребята , вы все сегодня очень хорошо трудились , старались. И особо старательным я за урок поставлю оценки.

Учитель ставит оценки за урок.


  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Учитель: Ребята, у вас на столах лежат листочки с кроссвордами, Ответив по порядку на все вопросы по горизонтали, по вертикали в выделенном столбце получится название города , в котором родился М.Ю.Лермонтов. Вам дается 4 минуты.
Учитель: дома вам предлагается сделать задания на выбор.

  1. нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

  2. нарисовать словесную иллюстрацию к стихотворению.

  3. выучить стихотворение наизусть.(всем)


Приложение №5

Кроссворд по творчеству М.Ю.Лермонтова.
Ответьте на вопросы по горизонтали , и тогда по вертикали в выделенном столбце у вас получится город , в котором М.Ю. Лермонтов в 1814 году родился.

      1. Какой образ в стихотворении «Парус» противопоставляется образу паруса.


2 Подберите синоним к слову «мятежный».
3 Художественный прием: Перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычайная последовательность слов в предложении.


4 Поэт, которому Лермонтов посвятил стихотворение «Смерть поэта».
5 Композитор романса «Белеет парус одинокий…» на стихи Лермонтова.
6 Название поместья, в котором провел свое детство М.Ю.Лермонтов.

Дополнительный материал для учителя

Доклад на тему «Жизнь М.Ю. Лермонтова».

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 3 (15) октября 1814 г.

Мать Лермонтова, Мария Михайловна, урожденная Арсентьева, происходила из рода Столыпиных. Умерла в возрасте 21 года.

Отец Лермонтова, Юрий Петрович, капитан в отставке, происходил из рода обедневших дворян. После смерти жены, рассорившись с тещей, оставляет ей сына и уезжает.

Бабушка Лермонтова, Е.А.Арсеньева, после смерти дочери вырастила внука.

Детство Лермонтова прошло в селе Тарханы Пензенской области, в именье бабушки. Несколько раз Арсентьева возила болезненного внука на Кавказ, на воды. Кавказ произвел на Михаила Лермонтова неизгладимое впечатление. Что в дальнейшем отразилось в его творчестве.

Лермонтов получил прекрасное домашнее образование – бабушка не жалела на это денег. Будущий поэт занимался живописью и музыкой, свободно владел немецким и французским языками.

1828 – 1830 годы – Михаил Лермонтов учится в Московском университетском благородном пансионе . Во время учебы начинает писать стихи, которые впервые выходят в альманахе воспитанников пансиона «Цефей».

В этот же период, будучи воспитанником Благородного пансиона, Лермонтов знакомится с семейством Лопухиных. С сыном Алексеем Михаил Лермонтов позже будет дружить, а дочь Варвара вскоре станет главной музой поэта.

1830 год – Лермонтов начинает учиться на нравственно-политическом отделении Московского университета. В этот период он активно пишет лирические стихотворения, поэмы и драмы.

1832 год – Лермонтов оставляет Московский университет. О причинах этого поступка до сих пор спорят биографы, но считается, что поводом послужило поведение самого Лермонтова, который пререкался с профессорами и вел себя на занятиях крайне непочтительно. Как бы то ни было, заявление поэт подал сам, официально его не отчисляли.

1832 – 1834 годы – учеба в Школе гвардейский подпрапорщиков, куда поэт зачислен на правах вольноопределяющегося унтер-офицера лейб-гвардии Гусарского полка. По собственному выражению поэта, это было «два страшных года». Несмотря ни на что, творчество Лермонтов не бросает, хотя пишет уже не так интенсивно.

По окончании службы юнкер Лермонтов произведен в корнеты Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Много времени проводит в Петербурге, легко входит в высшее общество, очаровывает дам, со временем приобретает репутацию светского льва. Однако отношение к обществу у поэта двоякое.

В 1835 году – Варвара Лопухина, давняя возлюбленная Лермонтова, выходит замуж за другого. Лермонтов подавлен, но не перестает ее любить.

1837 год – узнав о гибели А.С. Пушкина, Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта». Против автора завели дело.

Лермонтов был арестован и отправлен на Кавказ.

Февраль 1840 года – Лермонтов становится участником дуэли с сыном французского посла Э.Барантом. Формально причиной были некие резкости, а также остроты, которые во время разговора позволил себе Михаил Юрьевич. Дуэль проходила за Черной речкой, дрались на саблях. Лермонтов был легко ранен.

Поэт был арестован за дуэль, но строгое наказание ему не грозило. Лермонтов был переведен в Тенгинский пехотный полк на Кавказ.

После возвращения с Кавказа на Лермонтова в большом свете устанавливается «мода». И все же отношение к поэту двойственное. Он дерзок и при этом обладает повышенным чувством собственного достоинства.

На Кавказе, Лермонтов принимает участие в военных действиях и обращает на себя внимание начальника отряда "расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством", за которое его представляют к награде.
В 1841 - Лермонтов получает отпуск и приезжает Петербург.

В Пятигорске происходит ссора между Лермонтовым и его товарищем по юнкерской школе Н.С. Мартыновым.

15 июля 1841 года – состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым. Лермонтов погиб. Был похоронен в Пятигорске; через год, по желанию бабушки, прах Михаила Юрьевича был перевезен в с. Тарханы и погребен в семейном склепе Арсентьевых.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 6 «в» классе: «Тема одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» iconКонспект Тема : А. Блок «Стихи о Прекрасной Даме». Мотивы потери...
...
Урок в 6 «в» классе: «Тема одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок анализа поэтического текста по теме «Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Стихотворение «Листок» был проведен...
Урок в 6 «в» классе: «Тема одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» iconКонспект урока литературы в 8 классе Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова»
«кавказские» страницы биографии М. Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе
Урок в 6 «в» классе: «Тема одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» iconКонспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
Урок в 6 «в» классе: «Тема одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мотив одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «На севере диком…», «Утёс», «Листок»
Урок в 6 «в» классе: «Тема одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» iconКонспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М....
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Урок в 6 «в» классе: «Тема одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» iconУрок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова
Урок в 6 «в» классе: «Тема одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» icon«И вижу я себя ребенком…». Тема детства в стихотворении Н. А. Некрасова...
«И вижу я себя ребенком…». Тема детства в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». (Урок-путешествие)
Урок в 6 «в» классе: «Тема одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» iconБаландина Екатерина Васильевна, мбоу г. Иркутска сош №15 Урок литературы...
Дидактическая цель: создать условия для осмысления учащимися духовно-эстетического идеала писателя, получения знаний по творчеству...
Урок в 6 «в» классе: «Тема одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» iconУрок литературного чтения во 2 классе на тему: «С. Михалков «Сила воли»
Ребята, помогите мне разобраться. У меня проблема, я отразила ее в стихотворении
Урок в 6 «в» классе: «Тема одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» iconФеномен социального одиночества в современном российском обществе
І. теоретико-методологические основы исследования феномена социального одиночества
Урок в 6 «в» классе: «Тема одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема нашего урока «Природа в творчестве М. Ю. Лермонтова». Талант Лермонтова, как настоящего гения, многогранен. Но есть такая тема...
Урок в 6 «в» классе: «Тема одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» iconЛитература латинской Америки. Роман Г. Г. Маркеса 100 лет одиночества
Ιx. «Сто лет одиночества» как отражение судьбы латиноамериканского континента» с. 25-36
Урок в 6 «в» классе: «Тема одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование урока: портрет М. Ю. Лермонтова; небольшая выставка книг репродукции картин И. Айвазовского; раздаточный материал (тесты)....
Урок в 6 «в» классе: «Тема одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» iconУрок по литературному чтению в 3 классе по теме: И. А. Бунин «Полевые...
Цели и задачи: учить детей представлять в своём воображении картины природы, описанные автором в стихотворении
Урок в 6 «в» классе: «Тема одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск