№
| Этап урока
| Название
используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
|
1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
|
1.
| Актуализация знаний и умений.
| «Три пальмы» (1). Задание: определите стихотворный размер баллады М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» (3). Репродукция картины И.К. Айвазовского «Караван в оазисе. Египет» (4)
| Предлагает прослушать стихотворение. Организует работу по восприятию и установление ассоциативных связей с произведениями живописи:
- Найдите строки из стихотворения, которые иллюстрируют изображённое на картине.
Организует индивидуальную работу по определению стихотворного размера баллады.
| Прослушивают стихотворение в исполнении актёра. Сопоставляют с иллюстрацией, подтверждая словами из текса. 2-3 учащихся выполняют работу.
| 5
|
2.
| Введение новой информации.
| «На севере диком стоит одиноко…» (2).
| Сообщает тему и цели урока. Даёт историческую справку о написании стихотворения.
Выдаёт распечатки текстов со стихотворениями других поэтов.
Анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы (стихотворения Гейне, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета):
- Отличается ли настроение и главная мысль этих стихотворений от лермонтовского?
- Какое из них вам нравится? Почему?
Задаёт вопросы на осмысление сюжета, мотивов стихотворения:
-Понравилось стихотворение?
-Какие слова в тексте стихотворения создают настроение одиночества? Как они называются? Найдите их в тексте. Подберите к ним синонимы.
Организует работу с другими видами тропов (сравнения, олицетворение).
Вводит понятие инверсии.
- Изменилось после беседы впечатление от стихотворения? Как? Обсудите в группах, как надо читать стихотворение.
| Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Готовятся к выразительному чтению стихотворения. Потом – 1 ученик читает стихотворение вслух.
Отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлениями от услышанного, выполняют задания. Обсуждают в группах.
1 ученик читает ещё раз текст стихотворения М.Ю.Лермонтова.
Приводят примеры из текста.
Записывают определение в тетрадь.
| 10
|
3.
| Первичное закрепление материала.
| Репродукция картины И.И.Шишкина «На севере диком» на мотив стихотворения М.Ю.Лермон това. (5)
| Организует работу по картине:
- Что изображено? Какова композиция, колорит?
- Какими средствами живописи художник выразил настроение стихотворения, тему одиночества?
| Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи.
Отвечают на вопросы.
| 5
|
4.
| Введение новой информации
|
| В процессе анализа обращает внимание на воссоздание необычной ситуации диалога между «листочком дубовым» и экзотической чинарой (высокое красивое дерево с густой кроной, растущее в Азии).
Организует работу по его анализу с помощью вопросов:
- Как называется стихотворение? Что особенного в этой словоформе?
- Какие чувства вызывает у вас образ листка? Какие ощущения с ним связаны?
-Какое ключевое слово в изображении листка?
-Как вы представляете такой поэтический образ?
| 1 ученик читает выразительно стихотворение «Листок».
Воспринимают чтение стихотворения.
Анализируют произведение, опираясь на вопросы учителя.
| 8
|
5.
| Словарная работа.
|
| Организует работу по знакомству со словами, используя словарь (гонимый, чинара, райские птицы, молит, пришелец, небылицы).
Использует иллюстрации для примера.
| Работают со словарями по группам, один объясняет значение слова, зачитывая словарную статью (по слову каждой группе).
| 2
|
6.
| Введение новой информации.
| Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утёс» в исполнении Е. Нестеренко. (6)
| Учитель показывает картину М.Ю.Лермонтова «Утёс» и организует работу с ней:
- Опишите.
-Кто знает, как по-другому называется высокая скала?
Предлагает прослушать стихотворение.
Направляет ход анализа стихотворения, используя вопросы:
- Красивое стихотворение? О чём?
Создаёт проблемную ситуацию: - Только лишь описание природы?
- Какие образы создаёт поэт? (выводит изображение на доску).
- Почему тучка, а не облако? Утёс, а не гора?
Формулирует вывод.
- Тучка – какая она? Что мы о ней узнали?
-Почему золотая? Какие действия совершала?
- Только ли о тучке идёт речь? Кто мог совершать все эти действия?
- Почему ночевала на груди утёса-великана?
- Почему утёса-великана? Какой он - утёс? Только ли о размере речь?
- Почему «одиноко» стоит?
- Почему остался влажный след в морщине старого утёса? Слёзы тучки? А может утёса?
Обращает внимание на концовку стихотворения:
- Почему тихонько плачет?
- Почему в пустыне? Что такое пустыня?
- Какие чувства переполняют утёс?
Подводит учащихся к выводу, что стихотворение не только о природе, но и о человеческих чувствах (открывает запись на доске).
Проводит работу на повторение средств художественной выразительности и их роли в стихотворении
| Воспринимают иллюстрацию, словесное рисование, делятся впечатлениями.
Слушают стихотворение и анализируют его, отвечая на вопросы учителя.
Ищут ответ на проблемный вопрос в процессе анализа стихотворения.
Делают выводы, записывают их в тетрадь. Работают с текстом стихотворения, приводя примеры.
Один учащийся зачитывает последнюю строку стихотворения. Работают со словарём.
Читают стихотворения, передавая чувства, изображённые в произведении.
| 10
|
7.
| Подведение итогов урока. Формулирование домашнего задания.
|
| Формулирует домашнее задание (выучить наизусть стихотворение «На севере диком…»; выразительное чтение диалога Листка и Чинары; нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений (по желанию).
Задаёт вопросы по изученным стихотворениям обобщённого характера:
- В чём сходство между «героями» лермонтовских стихотворений: пальмами, сосной, листом, утёсом?
Создаёт проблемную ситуацию:
- Когда человек чувствует себя одиноким? Что делать?
| Записывают в дневник домашнее задание.
Отвечают на вопросы, подводя итог уроку.
| 5
|