Актуализация знаний
Мир, в котором мы живем, течет и изменяется - а значит, изменяемся мы сами, и наши дети становятся другими. В последние годы эти изменения стали столь очевидны, что с ними нельзя не считаться. У детей возникают новые образовательные потребности: новое время выдвигает новые условия существования в нем, и на первый план выступает личностное развитие ребенка.
Школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии.
Для этого надо сформировать у учащихся такие умения как:
- умение учиться;
- ставить перед собой цель;
- самостоятельно находить путь решения проблемы;
- самостоятельно выявлять и преодолевать возникшие затруднения;
- уметь анализировать и адекватно оценивать свои действия;
- уметь общаться;
- делать адекватный выбор.
Главная задача школы сегодня - не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний «на всю жизнь», а сформировать у него умение учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Научить развиваться можно только при постоянном включении ребенка в деятельность по преодолению затруднений с последующим осознанием шагов, позволивших выйти из затруднений. Какой урок нам помогает в этом? Узнайте его по цели деятельности. («открытия» нового знания)
На данном уроке происходит организация учебной деятельности в соответствии с определённой структурой.
Давайте её восстановим.
Для этого поработаем в парах с тестом под № 1.
Вставьте, пожалуйста, недостающие слова. Тест №1.
На уроке «открытия» нового знания происходит организация учебной деятельности в соответствии со следующей структурой:
………………………. деятельность ученика;
- ………………....... в индивидуальной деятельности;
выявление …………………. затруднения;
определение ……………………. из затруднения и осознания ……………..…………………. по выходу из затруднения.
мотивация деятельность ученика;
затруднение в индивидуальной деятельности;
выявление причин затруднения;
- определение пути выхода из затруднения и осознания
собственной деятельности по выходу из затруднения.
Давайте проверим нашу работу. (индивидуальная деятельность ученика);
Что происходит в индивидуальной деятельности?
(затруднение в индивидуальной деятельности);
Что необходимо выявить ученику?
(выявление причин затруднения);
- Что он должен сделать дальше?
(определение пути выхода из затруднения и осознания собственной деятельности по выходу из затруднения). Обобщающий вывод: Действительно, включение учащихся в деятельность – основной вид освоения знаний в деятельностном подходе. Основные этапы этого метода обеспечивают системное прохождение необходимых этапов учебной деятельности, которыми являются:
постановка учебной задачи;
учебные действия;
действия самоконтроля и самооценки.
2. Построение (продумывание) проекта будущих учебных действий. Постановка проблемы.
- На уроке «открытия» ребята совершили учебные действия, в результате которых они «открыли» новое знание. А что дальше будем делать? (нужно закреплять знания)
- Какие уроки нам в этом помогают?
(урок закрепления и развития ЗУН и урок рефлексии)
- У нас появились две гипотезы. Давайте их проверим и выясним, какой же урок будет наиболее удачным для реализации поставленной перед нами цели.
Реализация построенного проекта
(фиксация нового способа действий в речи и в знаках).
- Проверим нашу первую гипотезу. Проанализируем урок закрепления и развития ЗУН, который верой и правдой служил нам долгое время.
Задание: пропишите деятельность учителя и ученика на этом уроке. Урок закрепления и развития ЗУН
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| 1. Сообщение учащимся цели предстоящей работы;
| сообщает
| слушает
| 2. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных знаний;
| управляет
руководит
| воспроизводит
| 3. Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
| управляет
сообщает
даёт
предлагает
| выполняет
решает
| 4. Проверка выполненных работ;
| управляет
руководит
проверяет
| проверяет
исправляет
со слов учителя
| 5. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
| управляет
руководит
сообщает
указывает на ошибки
| слушает,
участвует в беседе
исправляет
| 6. Задание на дом
(если это необходимо).
| сообщает
даёт
| воспринимает
принимает
выполняет
|
- Какой вывод у вас получился?
На уроке закрепления и развития ЗУН главенствующая роль принадлежит (учителю), функцией детей является (воспроизведение), следовательно урок построен в технологии (объяснительно – иллюстративного) метода. - Добьёмся мы поставленной перед нами цели с помощью урока закрепления и развития ЗУН? (нет) Действительно, технология объяснительно - иллюстративного метода, на котором строится сегодня обучение в «традиционной» школе, не включает учащихся в деятельность. - Что же делать? Давайте рассмотрим другую гипотезу:
урок рефлексии.
- Каковы же особенности урока рефлексии?
(Приглашаем педагогов 2 группы) Задание: Запишите этапы урока и отметьте в таблице (+), на каких этапах происходит формирование соответствующих умений у учащихся. - Итак, мы рассмотрели урок рефлексии, посмотрите, как вы заполнили таблицу, проверьте её по образцу.
- Обсудите в группе и сделайте вывод.
- Какой вывод у вас получился?
- У кого другой?
На уроке рефлексии главенствующая роль принадлежит (учащимся), учитель занимает позицию (учитель - помощник, учитель - режиссёр), следовательно урок построен в технологии (деятельностного) метода.
- Мы с вами рассмотрели 2-ую гипотезу. Добьёмся мы поставленной перед нами цели с помощью урока рефлексии? (да)
Мы пришли к выводу, что если раньше цели определяли как усвоение знаний, умений и навыков, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Именно деятельностный подход наиболее адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс. В рамках деятельностного подхода признается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. А ведь заседание мы проводили тоже в технологии деятельностного метода в форме урока общеметодологической направленности, т. к. на заседании происходили установка локальных связей и нахождение места урока в образовательной системе, в соответствии с целями, которые поставлены перед нами жизнью и обществом.
Вывод:
На уроке «открытия» нового знания происходит организация учебной деятельности в соответствии со следующей структурой:
………………………. деятельность ученика;
- ………………....... в индивидуальной деятельности;
выявление …………………. затруднения;
определение ……………………. из затруднения и осознания ……………..…………………. по выходу из затруднения.
Урок закрепления и развития ЗУН
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| 1. Сообщение учащимся цели предстоящей работы;
| сообщает
| слушает
| 2. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных знаний;
| управляет
руководит
| воспроизводит
| 3. Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
| управляет
сообщает
даёт
предлагает
| выполняет
решает
| 4. Проверка выполненных работ;
| управляет
руководит
проверяет
| проверяет
исправляет
со слов учителя
| 5. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
| управляет
руководит
сообщает
указывает на ошибки
| слушает,
участвует в беседе
исправляет
| 6. Задание на дом
(если это необходимо).
| сообщает
даёт
| воспринимает
принимает
выполняет
|
Вывод:
На уроке закрепления и развития ЗУН главенствующая роль принадлежит (учителю), функцией детей является (воспроизведение), следовательно урок построен в технологии (объяснительно – иллюстративного) метода. Вывод:
На уроке рефлексии главенствующая роль принадлежит (учащимся), учитель занимает позицию (учитель - помощник, учитель - режиссёр), следовательно урок построен в технологии (деятельностного) метода.
Вывод:
На уроке «открытия» нового знания происходит организация учебной деятельности в соответствии со следующей структурой:
………………………. деятельность ученика;
- ………………....... в индивидуальной деятельности;
выявление …………………. затруднения;
определение ……………………. из затруднения и осознания ……………..…………………. по выходу из затруднения.
|