Автор: Ночвина Нина Анатольевна
Название работы: Проект серии уроков по теме «Кто он?», учебника «учитесь у меня китайскому языку».
Учебник «跟我学习汉语» является прекрасным коммуникативно-направленным учебным пособием, развивающим главным образом общаться на иностранном языке. К недостаткам данного учебника можно отнести недостаточность внимания к такому немаловажному аспекту языка как грамматика. При использования учебника в процессе обучения возникла проблема (Как объяснить грамматику, содержавшуюся в текстах и диалогах), а также проблема расширения видов работ и создания контрольных упражнений. Изучив проблему, оценив запросы обучаемых и проведя соответствующий мониторинг учебного процесса в начале учебного года, нами было принято решение о расширении содержания учебника. Его структура представляет собой разделы, объединённые единой лексической темой, в свою очередь разделенные на подтемы расположенные в логически выстроенном порядке, что и определило необходимость представления каждой подтемы в виде серии уроков. Главными достоинствами уроков, представляемых в таком виде, мы считаем возможность развития в процессе урока логического и наглядно – образного мышления.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Использование ЭОР (электронные образовательные ресурсы) на уроках китайского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание. Задачи, стоящие перед учителем- при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей. Они предполагают работу с текстом, с художественным слово. Учителю китайского языка необходимо сформировать прочные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и страноведческих терминов. Применение презентации в такой форме призвано повысить эффективность усвоения учебного материала, познавательно-практическую направленность, формирование языковых компетенций обучаемых. Работа с использованием программы PowerPoint, приводит к ряду положительных эффектов: обогащает урок эмоциональной окрашенностью, облегчает процесс усвоения, возбуждает интерес к предмету, расширяет кругозор, повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Цель: формирование межкультурной языковой компетентности учащихся и личностно – ориентированному подходу в обучении китайскому языку. Под языковой компетентностью здесь понимается способность учащихся применять полученные знания и умения.
Задачи: Формирование речевой компетенции, то есть формирование культуры владения коммуникативно-речевыми умениями устного общения, сформированными на основе лексико-грамматического материала. Данная компетенция обеспечивает использование иностранного языка функционально и корректно в разных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме.
Содержание работы. Данное занятие рассчитано на 5-7 часов учебных занятий и включает в себя: ознакомление и отработку лексико-грамматического материала; упражнения, которые можно использовать как для ознакомления, так и для тренировки, контроля усвоения учебного материала; ознакомление с иероглифами; вопросно-ответный вид работы.
Играть в хоккей.
Тренер
Данный способ ознакомления с лексикой позволяет эффективно перекодировать информацию и создать у обучаемых устойчивой связи (слово – наглядный образ). Метод ознакомления с иероглифическим наполнением урока позволяет не только расширить иероглифический запас ученика, но и развивать его каллиграфические умения и навыки, по средствам ознакомления с иероглифом не просто как со знаком, но и с порядком его написания по чертам.
Отработка грамматических явлений представленных в данной теме в виде презентаций направленных на вопросно-ответный вид работы позволяет не только формировать диалогические навыки обучаемых, но и развивать наглядно-образное мышление и формировать целостную картину мира.
Кто он? Он Николай II.
Кто он? Он Михаил Кутузов.
Отработка и контроль усвоения лексики и грамматики урока производится методом «снежный ком», что дает возможность всесторонне оценить уровень усвоения пройденного лексико-грамматического материала. Использование данного метода контроля позволяет даже неуспешному ученику выполнить задание и поверить в свои силы, что является немаловажным мотивационным фактором.
футбол
играть в футбол
нравиться играть в футбол
очень нравиться играть в футбол
одноклассники хотят поиграть в футбол
Утром одноклассники хотят поиграть в футбол
Данный проект дает учителю возможность реализовать и дифференцированный подход в обучении. Порядок демонстрации слайдов и задания к ним может варьироваться в зависимости от степени обученности не только конкретного обучаемого, но и языковой группы.
Уроки в интерактивном формате дают возможность учащимся приобретать знания не через простую трансляцию знаний от учителя к ученику, а активно добывать знания в учебном общении учащихся друг с другом и с учителем.
В результате внедрения и применения данных технологий были достигнуты следующие результаты:
1. повышение уровня мотивированности к обучению и школьной активности
2. улучшение качества знаний
3. снижение уровня тревожности
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность. Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость в группах 100%, учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, у слабых учащихся снижается порог тревожности.
Критерии оценивания результатов.
Знания обучаемых в ходе занятий определяются оценками: 5 «отлично», 4 «хорошо», 3 «удовлетворительно», 2 «неудовлетворительно». При этом учитывается: полнота и правильность ответа, понимание практического применения полученных знаний, логическая последовательность ответа и культура речи.
Оценка «отлично» ставится за полный, безошибочный устный ответ, умение бегло и иероглифически правильно читать предложенный текст, умение литературно его переводить, за правильное выполнение грамматического письменного (устного) задания, уметь, соблюдая порядок черт, написать иероглифы, быстро и правильно ответить на предложенный вопрос, умение воспринимать на слух иноязычную речь и адекватно реагировать на услышанное. Ошибок при ответе не допускается.
Оценка «хорошо» ставится за полный устный ответ с одной существенной ошибкой при чтении и переводе предложенного текста, допускаются незначительные ошибки в произношении, при выполнении грамматического письменного (устного) задания допускаются одна-две неточности не приводящие к нарушению правильной грамматической структуры предложений, уметь, соблюдая порядок черт, написать иероглифы, а так же правильно и без значительных затруднений ответить на предложенный вопрос .
Оценка «удовлетворительно» ставится за правильный устный ответ при двух-трех ошибках при чтении и переводе предложенного текста, допускаются ошибки в произношении, при выполнении грамматического письменного либо устного задания допускаются неточности не приводящие к нарушению правильной грамматической структуры предложений, при этом задание должно быть правильно выполнено не менее чем на 55%, уметь, соблюдая порядок черт, написать иероглифы и без значительных затруднений ответить на предложенный вопрос. |