Информация
о проведении мероприятий по профессиональной ориентации
в МОУ «Усть – Кубинская СОШ» за 2012 – 2013 год
С 2008 года в Усть – Кубинской школе реализуется Программа по профессиональной ориентации «Выбирая профессию – выбираем будущее». Основная цель Программы: создание условий для формирования у обучающихся потребности, интереса, способности к самостоятельности, осознанному выбору профессии.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- оказание эффективной психолого - педагогической поддержки учащимся;
- формирование у обучающихся представлений о существенных сторонах профессий;
- создание условий для развития трудовых навыков, воспитание уважения к труду;
- выявление и формирование разнообразных интересов, склонностей и способностей у учащихся;
- предоставление учащимся рекомендаций по формированию элементарных профессиональных умений.
Основные направления работы по профориентации в школе:
Профессиональная информация (сведения о мире профессий, личностных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений, путях получения профессии, потребностях общества в кадрах).
Профессиональное воспитание (формирование склонностей и профессиональных интересов школьников: участие в разнообразной деятельности).
Профессиональное консультирование (изучение личности обучающегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций: наблюдение, анкетирование, тестирование, составление характеристик).
В течение года проводятся профориентационные уроки, деловые игры, беседы, встречи, экскурсии на предприятия и в учебные заведения, конкурсы рисунков, написание сочинений, тестирование, анкетирование.
Так, для семиклассников проведены уроки и тестирование «Ты выбираешь профессию со многими неизвестными». Цель данного мероприятия: выявление и формирование разнообразных интересов, склонностей и способностей обучающихся. Школьники определяли свои способности при помощи методики «Профиль».
Для того, чтобы помочь старшеклассникам определиться с выбором профессии в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда, в 9а и 9б классах проведены беседы «Роль человека в современном мире». Также в девятых классах прошли уроки «Многообразие мира профессий». Пятеро обучающихся из 9б класса подготовили творческие проекты «Презентация профессии». Дети проанализировали свои способности, черты характера, интересы. Выпускники узнали особенности выбранной профессии, будет ли она востребована на рынке труда, что нужно сделать для получения профессии, как работать над собой и где можно получить выбранную профессию. Проекты подготовили Горшков Антон, Власов Евгений, Коротаева Ксения, Коротаева Юлия, Овчинникова Мария.
С целью создания представлений о разнообразии профессий, в пятых классах прошла деловая игра «Путешествие в мир профессий». «Великими путешественниками мира профессий» стали Илья Шурманов, Алексей Кашин, Анжелика Волкова, Екатерина Аверьянова, Екатерина Кочнева.
Интегрированные уроки «Выбираем профессию «экономист»? проведены в шестых классах. Дети узнали о существенных сторонах экономических профессий. Кроме того, на данных мероприятиях, при помощи тестов, определялись личностные качества обучающихся: память, внимание, мышление.
С 12 по 18 ноября проходила всемирная неделя предпринимательства. Это масштабная международная акция, направленная на формирование предпринимательской культуры и развитие предпринимательского потенциала в молодежной среде. В связи с этим событием, для обучающихся 10-х классов проведен час профориентации «Предпринимательство и бизнес». Старшеклассники узнали о том, что такое предпринимательская деятельность и кто может стать предпринимателем, а также, что должен знать бизнесмен и каких правил придерживаться, чтобы быть успешным.
С целью оказания помощи в осознанном выборе профессионального пути, в восьмых классах прошли классные часы «Мир профессий и твое место в нем». От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Для школьников проведен тест «Профессиональные типы», который должен помочь с выбором профессии.
Беседа и деловая игра «Самооценка и самопрезентация» проведены для обучающихся 11а и 11б классов. Для того, чтобы правильно выбрать профессию, необходимо знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности, а также учитывать требования профессии и ситуацию на рынке труда. На этом мероприятии старшеклассники отвечали на вопрос «Кто я?», оценивали по десятибалльной шкале такие качества, как ум, красота и доброта, учились важным моментам самопрезентации и «секретам» написания резюме. О современном рынке труда выпускникам рассказала ведущий менеджер отдела занятости населения по Усть-Кубинскому району Сковородкина Татьяна Николаевна.
Для обучающихся начальной школы дети подготовили спектакль «Мы в профессии играем». Сама пьеса состояла из отдельных сценок-явлений. Юные артисты интересно, с чувством юмора рассказали об очень нужных и важных профессиях: пожарный, парикмахер, программист, доктор, повар, строитель, учитель.
В конкурсе рисунка «Мама, папа на работе» приняли участие 59 человек. Это обучающиеся 2а, 2б, 3б, 3в, 4а и 4б классов. Лучшими были признаны рисунки Шаровой Марии, Черепениной Елены, Блохинова Савелия, Перавина Дениса, Тепляшовой Валерии (2а класс); Петухова Даниила, Долгановой Елизаветы, Шестериковой Александры, Григорьева Никиты, Комарова Александра (4а класс); Неуступова Артема, Мерцаловой Яны, Скороходовой Карины, Воробьевой Екатерины, Фокиной Екатерины, Задумина Егора, Власовой Наталии (3б класс); Сергеевой Ирины, Плеханова Валерия, Бахтиной Виктории (3в класс); Васильева Хаяла, Путникова Никиты, Анучиной Полины, Разуваевой Оксаны, Лушковой Анастасии (3 СКК).
В декабре прошли игровые уроки в первых классах «Знакомьтесь, профессия «повар!». Дети узнали о существенных сторонах профессии повар, о ценности и важности данной профессии в современном мире. Первоклассники с удовольствием читали стихи о поварах, проговаривали скороговорки, изображали действия повара.
Праздничный классный час «Есть такая профессия Родину защищать» в феврале прошел в восьмых классах. Школьники узнали об истории военного дела в России, требованиях к профессии «военный», учебных заведениях, готовящих офицеров. Также дети приняли активное участие в викторине.
Очень интересно прошел урок – игра «Пять профессий» в специальных (коррекционных) классах. Дети инсценировали профессии: овощевод, почтальон, водитель, парикмахер, продавец. Целью такого мероприятия было познакомить детей с особенностями востребованных в нашем районе рабочих профессий.
В течение учебного года администрация школы организует встречи с представителями учебных заведений, руководителями предприятий, организаций. В прошедшем учебном году состоялись встречи: Череповецкий военный инженерный институт радиоэлектроники (29.11.12), Главный военный комиссар Сокольского района (22.01.13), Вологодский государственный технический университет (29.01.13), Зав. отделом туризма администрации района Смирновой Л.Ю. (13.02.13), Машиностроительный техникум (14.02.13), Великоустюгский филиал Московской академии транспорта (26.02.13), Сокольский педагогический колледж (15.03.13), ООО «Вологодская ягода» (22.04.13), Кубенское профессиональное училище (14.05.13).
Также администрация и классные руководители организуют экскурсии в учебные заведения, на ярмарки рабочих мест. В апреле 2013 года дети побывали на экскурсии в строительном и Губернаторском колледжах, на ярмарке рабочих мест в городе Соколе.
Всего за 2012 - 2013 учебный год в МОУ «Усть-Кубинская СОШ» проведено 51 мероприятие по профессиональной ориентации школьников, в которых приняли участие 1466 человек.
Заведующий библиотекой МОУ «Усть-Кубинская СОШ» руководитель Программы по профориентации Н.П. Лебедева |