Литература по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся 27 Профориентация в системе общего образования





Скачать 440.28 Kb.
НазваниеЛитература по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся 27 Профориентация в системе общего образования
страница1/7
Дата публикации26.10.2014
Размер440.28 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Психология > Литература
  1   2   3   4   5   6   7
ТОМСКИЙ ОБЛАСНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра управления и экономики образования

Лаборатория профориентации


Организация профориентационной работы

в системе общего образования

Томской области
Методические рекомендации


Томск - 2013

Оглавление




Профориентация в системе общего образования 3

Типовое положение о профессиональной ориентации в общеобразовательной организации 7

Методические рекомендации по организации профориентации детей с ОВЗ 12

Методические рекомендации по организации профориентации одарённых детей 17

Профессиональное самоопределение старшеклассников – главная задача профориентационной работы в школе в условиях реализации ФГОС 18

Рефлексивно-деятельностный 21

Компетентностный подход 21

Культуро-логический подход 21

Нормативные документы по профориентации учащихся: 24

Интернет-ресурсы по вопросам выбора профессии, планирования карьеры, профориентации 25

Литература по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся 27


Профориентация в системе общего образования



Дударева Л.Н., к.п.н., зав. лабораторией

профориентации кафедры управления

и экономики образования ТОИПКРО
Правительством Российской Федерации (Поручение от 19 марта 2012 г. (№ АЖ-П12-1623), письмом Минобрнауки РФ «О комплексе мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования» от 19 июля 2011 г. № МОН-П-1968, ФГОС) указано на необходимость подготовки каждого обучающегося общеобразовательного учреждения как самоопределяющейся личности к самостоятельному, осознанному выбору профессии и построению карьеры в меняющихся социальных условиях. «Решение этой проблемы становится актуальной задачей и важнейшим условием не только совершенствования самой профориентационной работы, но и совершенствованием всей кадровой политики государства… Это предполагает постепенное перемещение акцентов в профориентационной работе от констатирующе-рекомендательных вариантов помощи к активизации самих школьников и формирования у них умения ориентироваться в разнообразных ситуациях выбора и принимать ответственные решения.

Соответственно, это возможно лишь при соблюдении следующих условий:

- увеличение времени на психолого-педагогическую поддержку самоопределяющимся клиентам (переход от одноразовых, эпизодических консультаций к многоразовым встречам);

- создание организационных условий для такой работы (к системной и комплексной работе);

- специальную подготовку профориентаторов, способных работать по разным направлениям, с разными категориями обучающихся и с использованием разных методов);

- изменение самого отношения к профориентации (осознание ее реальной важности)» (Чистякова С.Н. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе.- М.:, 2011 г.)

Департаментом образования Томской области издано соответствующее Распоряжение «Об утверждении Плана мероприятий по проведению профессиональной ориентации обучающихся образовательных учреждений общего образования на 2012-2015 годы, реализуемых на территории Томской области» от 20.06.2012 г. № 455-р. План мероприятий разработан и согласован с Департаментом труда и занятости населения Томской области. Аналогичные планы рекомендовано разработать и реализовать в каждом муниципалитете, в каждом образовательном учреждении.

В качестве регионального координатора по реализации данного плана в рамках выполнения госзадания по организационно-методическому и консультационному сопровождению утверждён ТОИПКРО. В институте создана лаборатория профориентации. Лабораторией проведён мониторинг состояния работы по профориентации в муниципалитетах и школах области, в дальнейшем мониторинги будут проводиться 2 раза в год: по состоянию на январь и июнь. В мониторинговом исследовании приняли участие 15 из 20 муниципальных органов управления образованием, 317 школ.

Исследования показали необходимость создания на всех уровнях системы образования координационных советов (комитетов, комиссий), назначения ответственных (координаторов) за профориентацию, принятия локальных актов и планов по профориентационной работе: Положения о профориентации (модель Положения прилагается), распределения должностных обязанностей по профориентации, комплексных планов по профориентации (2013- 2020г.г.), ежегодного планирования работы, разработки кластера сетевого взаимодействия (школы, учреждения дополнительного образования, социальные службы, медицина, культура, предприятия, учреждения профессионального образования, успешные предприниматели и специалисты различных сфер деятельности). Требует повсеместной проработки и система управления профориентацией: планирования, контроля (муниципалитеты, ОУ), анализа и отчетности.

В учреждениях образования необходимо создать кабинеты, уголки профориентации, продумать их содержание: указать список востребованных профессий, профессиональных учреждений Томской области, план работы, состав и план работы координационного совета, смотры, конкурсы, экскурсии и другое. В Томской области, по материалам статуправления, востребованы работники инженерного корпуса, агротехнического, лесного хозяйства, экологи, педагогические и медицинские работники, специалисты, связанные с сервисом и сферой обслуживания, механики, водители, IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения, специалисты в области нанотехнологий, электроники и биотехнологий, маркетологи, логисты.

Федеральным государственным образовательным стандартом определено место профориентации в образовательном процессе: урочная и внеурочная деятельность по предмету (в части основной образовательной программы); внеклассная и внешкольная деятельность (социальное, общеинтеллектуальное направление развития). Способом решения этого направления образовательной деятельности могут стать программы профориентации, определяющие место, тематику и содержание профориентационной работы, разработанные рабочими группами и принятые на педагогическом совете. Предварительно данные вопросы рассматриваются методических совещаниях учителей-предметников, классных руководителей с учетом соблюдения преемственности, взаимосвязи взаимосвязь теории и практики профориентации. Как инновационные формы профориентации в учреждениях образования Томской области, по результатам мониторинга, названы бизнес-инкубаторы, бизнес-классы, мини-предприятия, учебная фирма, профессиональные пробы, профильные смены (лагерь), профориентационные кластеры, сети, ярмарки, фестивали, форумы, выставки, конкурсы (робототехника, народные промыслы), проекты создания рабочих мест и востребованной продукции, страницы по профориентации на сайтах учреждений, электронные библиотеки.

Качество профориентационной работы возможно только при условии подготовленности кадров, понимания важности роли профориентации в жизни человека, сформированности культуры его профессионального самоопределения. Рекомендуем спланировать повышение квалификации специалистов муниципальных органов управления образования, работников методических служб, руководителей и педагогов образовательных учреждений. Первые бюджетные мероприятия по организации профориентации проведены ТОИПКРО 9-10 апреля 2013г. - семинар «Новый подход к школьной профориентации как системе взаимодействия личности и общества» (41 участник из 12 муниципалитетов). Курсы повышения квалификации по теме «Современные контексты управления профессиональной ориентацией обучающихся в условиях модернизации системы образования Томской области» (13-24 мая - 26 слушателей из 6 районов области). Эффективность профориентации повышается, когда она проводится квалифицированными работниками (учителями, психологами, медицинскими и социальными работниками и библиотекарями, педагогами дополнительного образования) со всеми категориями обучающихся: со здоровыми детьми и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, с одаренными и детьми, имеющими комплекс трудностей в обучении. Участвовать в такой работе должны специально подготовленные работники различных отраслей: образования, труда и занятости, культуры, с консультанты служб занятости, а также работники кадровых служб предприятий, , врачи, работники правоохранительных органов, журналисты и др.

Сотрудники лаборатории профориентации ТОИПКРО подготовили тематику и содержание выездных семинаров по профориентации и готовы к сотрудничеству по заявкам муниципалитетов и учреждений.

Лабораторией института формируется сборник рекомендаций и статей из опыта работы муниципалитетов и образовательных учреждений области по профессиональной ориентации и самоопределению школьников. Предполагается, что во всех муниципалитетах области будут проведены семинары, смотры по внедрению новых форм профориентационной работы в учреждениях общего и дополнительного образования, работы с родителями, проектов, разработанных школьниками по созданию рабочих мест, планированию профессиональной карьеры. В содержание всех курсов повышения квалификации ТОИПКРО введен обязательный компонент по профориентации.

На сайте ТОИПКРО создан раздел «Профориентация школьников» по нормативно-правовому и кадровому обеспечению организации профессиональной ориентации в школах Томской области; организационно-методическому и информационно-методическому сопровождению профориентации обучающихся, обмену опытом работы.. Необходимо открытие страниц по профориентации на сайтах образовательных учреждения с информацией для обучающихся, родителей и педагогов. Рекомендации и материалы по организации профориентации публикуются также в газете «Вестник ТОИПКРО».

Профилизация как нововведение в основной и старшей школе, актуализируемое введением ФГОС и переходом на новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», имеет высокий профориентационный потенциал (элективные курсы должны создавать образы трудовых действий, портфель индивидуальных достижений может обеспечивать образовательную и профессиональную самоидентификацию). Профилизация сможет обеспечить открытость школы для культурных, социальных и профессиональных общностей, а предусмотренная ею организация сетевых форм взаимодействия общеобразовательных учреждений между собой и с объектами внешкольной социокультурной среды также создаст условия для повышения социальной зрелости подростков. При этом необходима ориентация на выбор и освоение не одной, а нескольких профессий (включая и сочетание профессий высшего, среднего и начального образования у одного человека). Это значительно расширит возможности трудоустройства на рынке труда конкретного человека и повысит качество человеческих ресурсов (по критериям профессионализма и диапазона освоенных профессий) на уровне региона, страны.

«Реальностью ХХI века становится не просто смена профессий в течение жизни, а комбинирование своей, индивидуальной «профессии» из мозаики компетенций (того, чего в той или иной ситуации требует от него работодатель или заказчик товаров и услуг). Одно из предположений об изменении роли профессиональной ориентации в ближайшие годы заключается в том, что для значительной части людей не так важно будет найти свою нишу на рынке труда, сколько уметь сконструировать свой собственный профессиональный маршрут». (Чистякова С.Н. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе. - М.;, 2011 г.)

Профессиональная ориентация, результатом которой является социально-профессиональное самоопределение, трактуется как система равноправного взаимодействия личности и общества (различные социальные институты, ответственные за решение данной проблемы) на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая его личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.

Макет
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся 27 Профориентация в системе общего образования iconРабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»
Данная программа согласуются с программами социализации и профессиональной ориентации обучающихся на ступени общего образования
Литература по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся 27 Профориентация в системе общего образования iconИнформация о проведении мероприятий по профессиональной ориентации...
С 2008 года в Усть – Кубинской школе реализуется Программа по профессиональной ориентации «Выбирая профессию – выбираем будущее»....
Литература по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся 27 Профориентация в системе общего образования iconВикторина «Мир профессий» 50 Тематическая выставка в библиотеке «Профессия- рабочий»
Для подготовки ответа в Департамент образования и молодежной политики по вопросу выполнения мероприятий Программы профессиональной...
Литература по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся 27 Профориентация в системе общего образования iconПлан проведенияединой информационной недели профессиональной ориентации...
Проведенияединой информационной недели профессиональной ориентации обучающихся в мбоу «сош №25»
Литература по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся 27 Профориентация в системе общего образования iconОпросник профессиональной готовности
Ярославский областной центр профессиональной ориентации молодёжи и психологической поддержки населения «ресурс»
Литература по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся 27 Профориентация в системе общего образования iconПоложение о системе оценивания
Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся разработано на основании Закона РФ «Об образовании»,...
Литература по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся 27 Профориентация в системе общего образования iconМетодические рекомендации по организации тематических выставок, направленных...
Ключевые слова: внеклассная работа, факультативные занятия, тематические кружки, школьный музей, профессиональная ориентация, тематические...
Литература по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся 27 Профориентация в системе общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Дни профессионального образования Москвы» в целях совершенствования системы управления работой по профессиональной ориентации и...
Литература по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся 27 Профориентация в системе общего образования iconПубличный доклад
Программа развития «Создание эффективной модели информационного пространства как средство профессиональной ориентации обучающихся»,...
Литература по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся 27 Профориентация в системе общего образования iconВ системе образования
...
Литература по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся 27 Профориентация в системе общего образования iconПрограмма по предмету «Литература»
Фундаментального ядра содержания общего образования, раздел «Литература», требований к результатам основного общего образования,...
Литература по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся 27 Профориентация в системе общего образования iconУчебная литература
«Федоров», 2013г по системе общего развития Л. В. Занкова, инструктивно-методического письма «Начальная школа в условиях введения...
Литература по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся 27 Профориентация в системе общего образования iconИм. И. С. Черных г. Томска
Элективный курс «Художественная обработка материала» (Цветы из ткани) – курс ранней предпрофильной ориентации для обучающихся 8 классов...
Литература по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся 27 Профориентация в системе общего образования iconАннотация рабочей программы общеобразовательной дисциплины бд. 02....
Программа учебной дисциплины Литература дб. 02. предназначена для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального образования,...
Литература по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся 27 Профориентация в системе общего образования iconПрограмма профориентационной работы. Обоснование необходимости создания...
...
Литература по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся 27 Профориентация в системе общего образования iconИстория философии (для поступающих в аспирантуру)
Курс «История философии» является одним из основных в системе подготовки специалистов для поступления в аспирантуру. Дисциплина «Истории...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск