Опросник профессиональной готовности





Скачать 176.91 Kb.
НазваниеОпросник профессиональной готовности
Дата публикации21.05.2015
Размер176.91 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЁЖИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ «РЕСУРС»

МИНИТРУДА РОССИИ, МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

И АДМИНИСТРАЦИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

(ОПГ)

Ярославль

2004

ББК 88.53.в7 Печатается по решению

методического совета Центра «Ресурс»

Опросник профессиональной готовности (ОПГ).

Ярославль: Центр «Ресурс», 2004. 12 с.

Составитель: О.В. Большакова
Издание cодержит описание методики ОПГ, направленной на изучение склонностей, предпочтений учащихся старших классов к различным типам профессиональных занятий (по предмету труда). Опросник основан на классификации профессий Е.А.Климова.

Предназначено для практических психологов, студентов психологических факультетов, специалистов службы занятости.


© Ярославский областной центр

профессиональной ориентации молодежи и психологической

поддержки населения «Ресурс», 2004.

ВВЕДЕНИЕ
Человек постоянно взаимодействует с окружающим миром. Виды и формы этого взаимодействия на протяжении истории человечества претерпевали многообразные изменения. Что является источником этого движения? Что служит причиной активности человека, побуждает его к действию?

Побуждением к деятельности для человека выступают его потребности – то, что мы обозначаем словом «хочу». Но применительно к профессиональному выбору в это слово вкладывается более глубокий смысл, чем в любое «хочу», обусловливающее формы реализации физиологических потребностей человека.

Интерес – это индивидуально-психологическая особенность человека, проявляющаяся в положительном эмоциональном отношении к различным объектам и явлениям окружающей действительности, а также в интеллектуальной, познавательной активности.

Интересы побуждают овладевать знаниями, расширяют кругозор, помогают преодолевать препятствия. Интересы различаются по содержанию (например, музыкальные, технические и т.п.), по широте (разносторонние и узкие), по глубине (глубокие и поверхностные), по длительности (устойчивые и неустойчивые).

Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. Склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.

Между интересом и склонностью много общего, но есть и различие. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности – «хочу делать». Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и собирать их фотографии, но при этом самому совершенно не стремиться к деятельности в области кино.

Очевидно, что профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. Когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.

Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора – когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга по их предметной соотнесенности, по широте содержания, по устойчивости, по силе, по длительности.

Развитие интересов и склонностей учащихся – это длительный процесс, который предполагает:

- повышение информированности об интересующем предмете деятельности (чтение специальной литературы, подготовка рефератов, докладов, сочинений о выборе профессии, участие в днях открытых дверей и т.д.);

- практическую деятельность с учетом возрастных особенностей (факультативные занятия по предметам, кружковая работа, занятия в специальных детских школах и т.д.);

- самопознание и развитие индивидуальных качеств (анализ устойчивости и степени выраженности интересов и склонностей, их соответствие профессиональным намерениям, индивидуальным особенностям).

Определить интересы и склонности можно с помощью специальных методик. Одной из таких методик является опросник профессиональной готовности (ОПГ), модификация Л.Н.Кабардовой.

Предлагаемая методика направлена на выявление склонностей, предпочтений учащихся старших классов к различным типам профессиональных занятий (по предмету труда) и может быть использована в практике профориентационной работы.
ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ТЕСТА

Данных о психометрической проверке теста не найдено.
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ

Опросник включает 50 утверждений, характеризующих отдельные виды работ (см. Приложение 1). Учащимся предлагается оценить степень своей профессиональной готовности к выполнению каждого вида работ по заданным критериям.

В основу опросника положен принцип оценки учащимися:

- своих возможностей в реализации определенных умений (учебных, творческих, трудовых, социальных и т.д.) – шкала А (оценка умений);

- своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности – шкала В (оценка эмоционального отношения);

- своего предпочтения, желания (или нежелания) иметь оцениваемые виды деятельности в будущей профессии – шкала С (оценка пожелания на будущее).

ОПГ дает возможность консультанту получить в достаточной степени достоверную информацию о наличии, взаимном сочетании, успешности реализации и эмоциональном подкреплении у подростков профессионально ориентированных умений и навыков, что позволяет судить о степени готовности учащихся к успешному функционированию в определенной профессиональной сфере.

Основные принципы, положенные в основу ОПГ:

1.Виды деятельности, занятия, ситуации, представленные учащемуся для оценки, должны быть близки и понятны ему, то есть должны быть обязательно представлены в его прошлом опыте. Оценивая свои возможности, свое отношение и профессиональное предпочтение, учащийся лишь фиксирует свойственный ему способ поведения, свои осознанные и не раз оцененные (им самим, родителями, учителями, сверстниками) успехи и неудачи в реализации определенной деятельности, свое эмоциональное переживание, которым, как правило, сопровождалось выполнение этой деятельности. В этом случае специалист с достаточной степенью надежности может судить об обоснованности, либо необоснованности профессиональных предпочтений школьника.

2. Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации по требованиям, которые они предъявляют человеку, по условиям, средствам или предмету труда должны соотноситься с наиболее типичными профессиями пяти профессиональных сфер: «Ч - З» (Человек - Знак), «Ч - Т» (Человек - Техника), «Ч - П» (Человек - Природа), «Ч - Х» (Человек – Художественный образ), «Ч - Ч» (Человек - Человек).

Инструкция: «Вам предлагается опросник, состоящий их 50-ти утверждений. Внимательно прочитайте каждое утверждение. На него Вы должны дать три ответа и оценить их в баллах от 0 до 2 следующим образом:

А. Насколько хорошо Вы умеете делать то, что написано в утверждении (оценка Ваших умений):

2 балла - делаю, как правило, хорошо

1 балл - делаю средне

0 баллов - делаю плохо (совсем не умею)

В. Какие ощущения возникали у Вас, когда Вы это делали (оценка Вашего отношения):

2 балла - положительные (приятно, интересно, легко)

1 балл - нейтральные (все равно)

0 баллов - отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно)

С. Хотели бы Вы, чтобы описанное в утверждении действие было включено в Вашу будущую работу (оценка Вашего пожелания на будущее):

2 балла - да

1 балл - все равно

0 баллов - нет

Свои оценки в баллах Вы заносите в таблицу бланка ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру утверждения). В каждую клетку таблицы рядом с номером утверждения Вы должны поставить баллы, соответствующие Вашим ответам на все три вопроса (А - оценка Ваших умений, В – оценка Вашего отношения, С – оценка Вашего пожелания на будущее).

Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т.д. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.

До начала работы обратите внимание на следующие моменты:

- если Вы никогда не делали того, что написано в утверждении, то рядом с номером утверждения в клетках А (оценка Ваших умений) и В (оценка Вашего отношения) вместо баллов Вы ставите прочерки и отвечаете только на третий вопрос, т.е. ставите оценку в баллах только под буквой С (оценка Вашего пожелания на будущее);

- если из перечисленных в утверждении нескольких действий Вы умеете делать что-то одно, то именно его Вы и оцениваете тремя оценками;

- ставить 2 балла при оценке своих «умений» Вы можете лишь тогда, когда указанный вид работ Вы выполняли много раз, и это, как правило, хорошо получалось;

- ставить 0 баллов при оценке своих «умений» Вы можете лишь тогда, когда Вы что-то делаете плохо, либо совсем не умеете этого делать (т.е. пробовали, но не получалось)».

Далее консультант может пояснить, как заполнять бланк ответов на примере одного-двух утверждений.

Время выполнения методики – 20-30 минут.

Методика может быть использована как для индивидуальной, так и для групповой работы.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Пять основных столбцов на бланке ответов обозначены в соответствии с типами профессий слева направо:

З («Человек - Знак»)

Т («Человек - Техника»)

П («Человек - Природа»)

Х («Человек – Художественный образ»)

Ч («Человек - Человек»).

В каждом отдельном столбце (под буквами А, В, С) подсчитывается сумма баллов и записывается внизу в отдельной клетке каждого столбца. Далее суммируются баллы по каждому из пяти основных столбцов (А+В+С), и итог по каждой профессиональной сфере записывается в нижней строке столбца (Е общ.).

Характер работы с опросником и форма фиксации результатов предоставляют специалисту возможность количественно оценивать в сравнительном плане соотношение «умений», «эмоциональных отношений» и «профессиональных предпочтений» учащихся как внутри каждой профессиональной сферы, так и между сферами. Это дает возможность дифференцировать полученные результаты, даже если количественно (по общей сумме баллов) они совпадают в нескольких профессиональных сферах.

Определение предпочтительной профессиональной сферы (или нескольких сфер) осуществляется посредством анализа результатов по следующим позициям:

1.Сравнение количественных показателей разных профессиональных сфер по шкале С (оценка пожелания на будущее). Обращается внимание на ту или те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие.

2.Сравнение количественных показателей разных профессиональных сфер по соотношению трех шкал каждой сферы. Положительно оценивается такое сочетание, в котором оценки по шкалам В и С сочетаются количественно с реальными умениями учащегося, то есть со шкалой А. Например, соотношение 3-х оценок типа «10-12-11» благоприятнее, чем соотношение «3-8-12». Предпочтения учащегося в первом примере более реалистичны, так как подкреплены наличием у него соответствующих умений.

3.Сравнение количественных показателей разных профессиональных сфер по итоговой сумме баллов в целом. Наиболее предпочтительной является та профессиональная сфера, в которой сумма баллов по всем трем шкалам наибольшая с учетом соответствующего распределения баллов по шкалам (см. п.2).

4.Анализ вопросов, на которые учащийся дал наибольшую оценку в баллах, т.е. «2-2-2» (в первую очередь), а также вопросов, в которых две наивысшие оценки сочетаются со средней (ответы типа «2-2-1 или 1-2-2»). Это позволяет определенным образом сузить предпочитаемую профессиональную сферу до некоторых специальностей этой сферы. Например, работа в области «Ч-З» может осуществляться с «буквами, текстами, словами». Соответственно рекомендованными профессиями могут быть филолог, историк, редактор и т.д. При предпочтениях работы с «иностранным текстом» возможными профессиями могут быть технический переводчик, гид-переводчик и т.д. Работа с «математическим знаком» характерна для профессий программиста, математика, экономиста и т.д. Кроме того, анализ отдельных вопросов позволяет выйти за пределы одной профессиональной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными сферами (например, профессия учителя математики, сочетающая в себе типы «Ч-Ч» и «Ч-З»).

Все выводы и гипотезы, сделанные специалистом в результате использования ОПГ, должны быть соотнесены со сведениями, полученными с помощью других методических средств, используемых в практике индивидуальной профконсультации.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии с одной из наиболее распространенных в нашей стране классификаций профессий Е.А.Климова все профессии можно разделить на несколько типов в зависимости от особенностей предмета труда.
Человек - Знак (Ч-З)

Если главным, ведущим предметом труда являются условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки, то это тип «Ч–З» (Человек - Знаковая система). Пробой сил в этой области может быть выполнение письменных работ по разным предметам, ведение записей, дневников, упорядоченное накопление и хранение разного рода сведений (вырезок, выписок, картотек), перевод с одного языка на другой, выполнение вычислений, подсчетов, чертежей, схем.

В профессиях этого типа труд направлен:

- на создание и оформление документов, делопроизводство, анализ текстов или их преобразование, перекодирование (секретарь, оператор связи, технический редактор, переводчик, оператор электронной почты, регистратор и пр.);

- на числа, их количественные соотношения (контролер-кассир, бухгалтер, экономист, программист и пр.);

- на системы условных знаков, схематические отображения объектов (чертежник, картограф, топограф, специалист по гидрографии и пр.).

Человек - Техника (Ч-Т)

Если главным, ведущим предметом труда являются технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии, то это тип «Ч–Т» (Человек - Техника). Пробой сил в этой области может быть выполнение лабораторных, практических работ по физике, химии, электротехнике, работа в технических кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники.

Это профессии, связанные:

- с обработкой металла, сборкой и монтажом машин, приборов, оборудования (токарь, фрезеровщик, шлифовщик, слесарь, сборщик, машинист, инженер-технолог и пр.);

- с ремонтом, наладкой, обслуживанием механического оборудования, машин, транспортных средств (слесарь-ремонтник, наладчик, инженер-механик, механик по ремонту швейных, вязальных машин и пр.);

- с монтажом, строительством, ремонтом зданий и сооружений, конструкций (бетонщик, каменщик, кровельщик, такелажник, технолог по строительным материалам, инженер-строитель, архитектор и пр.);

-  с монтажом, сборкой и использованием электро-, радио-электронного оборудования, приборов (сборщик микросхем, сборщик часов, мастер по ремонту видеоаппаратуры, электромонтажник по осветительным сетям, слесарь-электрик, инженер электронной техники, инженер - технолог телекоммуникационных систем, инженер радиосвязи и пр.);

- с применением подъемных, транспортных средств, управлением ими (водитель автомобиля, машинист, лоцман, диспетчер полетов, пилот, инженер путей сообщения и пр.).

Человек - Природа (Ч-П)

Если главным, ведущим предметом труда являются живые организмы, биологические, микробиологические процессы, то это тип «Ч-П» (Человек - Природа). Пробой сил в этой области может быть выполнение лабораторных, практических работ по биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, в саду, в огороде, уход за животными.

В профессиях типа «Ч-П» труд направлен:

- на растения (овощевод, садовник, лесничий, цветовод, инженер садово-паркового хозяйства, инженер по ландшафту и пр.)

- на животных (фермер, ветеринар, техник по племенному делу, охотник, пчеловод, пастух, смотритель заповедника, физиолог, биолог и пр.)

- на микроорганизмы (лаборант химико-бактериологического анализа, оператор по производству кисломолочных продуктов, микробиолог, бактериолог, эпидемиолог и пр.).

Человек – Художественный образ (Ч-Х)

Если главным, ведущим предметом труда являются художественные образы, условия их создания, то это тип «Ч-Х» (Человек-Художественный образ). Пробой сил в этой области может быть разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках пения, рисования, участие в оформлении класса, школы, участие в художественной самодеятельности, в соответствующих кружках, студиях.

Это профессии, связанные:

- с изобразительной деятельностью (художник, дизайнер, мультипликатор, специалист по компьютерной графике, лепщик архитектурных деталей, декоратор, фотограф, художник-гример, художник по свету, реставратор, флористик и пр.);

- с музыкальной деятельностью (настройщик музыкальных инструментов, артист-вокалист, настройщик музыкальных игрушек, изготовитель музыкальных инструментов, инструменталист и пр.);

- с литературно-художественной деятельностью (редактор литературный, редактор художественный, журналист, критик и пр.);

- с актерско-сценической деятельностью (актер драмы, актер разговорного жанра, хореограф, конферансье, клоун, радио- и телекомментатор, диктор и пр.).
Человек - Человек (Ч-Ч)

Если главным, ведущим предметом труда являются люди, группы, коллективы, то это тип «Ч-Ч» (Человек-Человек). Пробой сил в этой области может быть опыт общественно-организаторской, шефской работы, опыт участия в проведении коллективных, групповых мероприятий, анализ психологических особенностей окружающих, разбор характеристик литературных героев и т.д.

Это профессии, связанные:

- с управлением производством, руководством людьми, коллективами (продюсер, капитан судна, менеджер по персоналу, гид, политический деятель, специалист по связям с общественностью и пр.);

- с обучением и воспитанием людей, их профессиональной подготовкой (воспитатель детского сада, гувернер, социальный педагог, учитель, тренер, инструктор, и пр.);

- с работой в сфере бытового обслуживания (продавец, проводник пассажирского вагона, парикмахер, официант, приемщик заказов, стилист, визажист и пр.);

- с медицинским и социальным обслуживанием людей (медсестра, фельдшер, врач, социальный работник, священник, психолог, специалист по трудоустройству, юрист и пр.).
В завершение описания типов профессий следует отметить, что не все профессии строго укладываются в данную классификацию. В этом случае уточняющим фактором может быть оценка степени приоритетности тех или иных функций в предполагаемой деятельности.


Литература
1. Профессиональное консультирование: методические указания к практическим занятиям. Сыктывкарский государственный университет, кафедра психологии, Сыктывкар, 1988г.

2. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст.кл. сред.шк. – М.: Просвещение, 1991. – 144 с.

3. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2000. – 128с.

4. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-11 кл. общеобразовательных учреждений / М.С.Гуткин, Г.Ф.Михальченко, А.В.Прудило и др.; под ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1998. – 191.с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОПРОСНИК

1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.

2. Выполнять практические работы на лабораторных занятиях по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципах действия приборов и т.п.)

3. Длительное время (более 1 года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.).

4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.

5. Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.

6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план или новый текст.

7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

8. Вести регулярные наблюдения за развивающимися растениями и записывать данные наблюдений в специальный дневник.

9. Мастерить красивые изделия своими руками: из дерева, ткани, металла, засушенных растений, ниток и т.д.

I0. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.

11. В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.

12. Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии.

13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.

14. Создавать законченные произведения графики, живописи, скульптуры.

15. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.

16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составленные рассказы по заданной теме.

17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник и пр.).

18. Преимущественно свое свободное время тратить на уход и наблюдение за каким-нибудь животным.

19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.

20. Внимательно, терпеливо, не перебивая выслушивать людей.

21.При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей

работать с иностранными текстами.

22. Налаживать и ремонтировать электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).

23. Регулярно, без напоминания взрослых, выполнять необходимые работы по уходу за животными (кормить, чистить, лечить, обучать, убирать).

24. Публично, для многих зрителей разыгрывать разные роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.

25. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.

26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.

27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.

28. Разбираться в породах и видах животных (лошадей, собак, птиц, рыб, насекомых), знать их характерные внешние признаки и повадки.

29. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно.

30. Организовывать людей на какие-либо дела, мероприятия.

31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания математических формул и законов, умения их правильно применять при решении.

32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, швейной машине, производить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.

33. Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.

34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.

35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.

36. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого различные закономерности, следствия.

37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.

38. Специально заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии, читать научную литературу, слушать лекции и доклады.

39. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений и т.д.

40. Оказывать влияние на людей: убеждать, разрешать споры, предотвращать конфликты.

41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.

42. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве.

43. Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в питомниках.

44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.

45. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.

46. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную работу»: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.

47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи - технической, математической, логической.

48. При работе с растениями или животными переносить ручной физический труд, неблагоприятные погодные условия, специфический запах, грязь.

49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).

50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опросник профессиональной готовности icon1. Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии
Этот тест подойдет вам, если вы хотите поближе узнать своего ребенка, а так же определить тип его темперамента
Опросник профессиональной готовности iconОпросник для выявления готовности школьников к выбору профессии
Рабочая программа предназначена для учащихся 10 класса базового уровня образования, при 2 часах в неделю (1 час добавлен за счет...
Опросник профессиональной готовности iconПедагогические условия формирования физической готовности к профессиональной...
Охватывают представителей тех специальностей, где профессиональная деятельность носит ярко выраженный характер. В то же время нерассмотренными...
Опросник профессиональной готовности icon«Астрономия» № п/п
Учебные творческие проекты по естественно-научнымдисциплинам, как средство формирования у выпускников медицинского колледжа готовности...
Опросник профессиональной готовности iconФормирование готовности будущих офицеров внутренних войск мвд россии...

Опросник профессиональной готовности iconПедагогическая поддержка формирования речевой готовности детей к обучению в школе
Фгаоу дпо академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Опросник профессиональной готовности iconКонкурсы, проводимые Российским фондом фундаментальных исследований
Учебные творческие проекты по естественно-научнымдисциплинам, как средство формирования у выпускников медицинского колледжа готовности...
Опросник профессиональной готовности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрирующая роль пфсс в формировании профессиональной готовности будущего педагога по физической культуре
Опросник профессиональной готовности iconМетодические указания по изучению дисциплины Целью учебной дисциплины...
Целью учебной дисциплины «Психология в профессиональной (служебной) деятельности» является формирование психологической культуры,...
Опросник профессиональной готовности iconПубличный доклад мбоу «Ижморская средняя общеобразовательная школа №1»
Учебные творческие проекты по естественно-научнымдисциплинам, как средство формирования у выпускников медицинского колледжа готовности...
Опросник профессиональной готовности iconМетоды и методики диагностики экологической культуры учащихся и готовности...
Составители: В. И. Глазунов, директор регионального центра тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи
Опросник профессиональной готовности iconНаучно-исследовательская работа студентов
Целью самообследования является определение готовности фгбоу впо «Нижегородский государственный педагогический университет имени...
Опросник профессиональной готовности iconМуниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №8 г. Сочи...
Учебные творческие проекты по естественно-научнымдисциплинам, как средство формирования у выпускников медицинского колледжа готовности...
Опросник профессиональной готовности iconБезопасность жизнедеятельности
«Социальная работа» общекультурными и профессиональными компетенциями для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности,...
Опросник профессиональной готовности iconЗапятая ольга Валентиновна формирование социальных умений младших...
Учебные творческие проекты по естественно-научнымдисциплинам, как средство формирования у выпускников медицинского колледжа готовности...
Опросник профессиональной готовности iconАкадемия Естествознания проводит II общероссийскую студенческую электронную...
Учебные творческие проекты по естественно-научнымдисциплинам, как средство формирования у выпускников медицинского колледжа готовности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск