Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №8 г. Сочи 10 занятий в летнем филологическом лагере «Юный журналист»





НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №8 г. Сочи 10 занятий в летнем филологическом лагере «Юный журналист»
страница1/11
Дата публикации06.08.2013
Размер1.24 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Журналистика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 8 г. Сочи

10 занятий
в летнем филологическом лагере
«Юный журналист»

Теория, практика, интерактивные игры, тренинги, тесты

Сочи

2007

10 занятий в летнем филологическом лагере «Юный журналист»: теория, практика, интерактивные игры, тесты, тренинги/ Составители: С.В. Дубикова, М.А.Симонова, Сочи, 2007. – 98 с.

Введение
Профильный лагерь – одна из форм летней занятости учащихся, которая дает подросткам возможность не только прекрасного отдыха, активного общения со сверстниками, но и развития их творческого потенциала.

В данное методическое пособие включены разработки занятий, которые были проведены в течение лагерной смены в тематическом филологическом лагере «Юный журналист» на базе сочинской гимназии № 8 с учениками 5 – 7 классов.

Перед нами, педагогами, преподающими основы журналистики, стояли следующие задачи:

  • адаптировать теоретический материал к возрасту воспитанников;

  • научить детей умениям составления публикаций различных жанров;

  • подобрать практические задания (тексты для редактирования);

  • подготовить детей к созданию собственных творческих проектов–макетов школьных газет.

Лето – пора каникул, поэтому мы исходили из мысли, что занятия не должны быть перегруженными. Смена форм деятельности – необходимое условие сохранение интереса к предмету у детей. Мы учитывали это при составлении плана каждого урока.

Одно из главных качеств журналиста – коммуникативность. Сюжетно-ролевые и интерактивные игры, в которых дети с удовольствием принимали участие, были направлены на развитие их коммуникативных навыков и делали занятия увлекательными, привносили в них некоторую «изюминку».

Как составляющая отдельных занятий было использовано тестирование учащихся, которое помогало выявить определенные личностные качества и заняться самоанализом.

В данном пособии представлен не только теоретический материал, адаптированный к возрасту детей 12 - 13 лет, но и ряд практических заданий, а также даны примеры интерактивных игр немецкого психолога Клауса Фопеля, которые дарят детям особое время. В ходе игр ученики имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни.

Данное методическое пособие состоит из трех разделов. В первом мы поместили планы занятий и их разработки, во втором – приложение № 1 (интерактивные игры К.Фопеля), в третьем – приложение № 2 (тесты для учащихся).

Лагерная смена закончилась. Мы, педагоги, работающие в лагере, и наши воспитанники, подвели итоги, создав данное пособие: здесь наши совместные «находки», мысли и чувства.

1 занятие
План занятия:

  1. Игра на знакомство «Меня зовут…» (как вариант

игра Паутина», см. приложение № 1).

  1. Теория. Назначение журналистики. Экскурс

в историю.

  1. Ролевая игра «Трансформация информации».

  2. Редактирование текста. Правка текста.

  3. Тест «Умеете ли вы общаться с близкими

людьми» (см. приложение № 2).
Для того чтобы ребята быстрее познакомились между собой, каждый из детей получает бейдж и пишет на нем то имя, с которым он бы хотел, чтобы к нему обращались. Затем проводится игра на знакомство.

Материалы: цветной скотч, фломастеры, листы бумаги.

Участники разделены на группы. (Разделиться на группы можно, используя карточки, например, с названиями времен года, с именами композиторов, писателей, героев мифов и т.д.)

Когда ученики составили группы, учитель сам демонстрирует, что можно рассказать о себе (метод ассоциаций).

Приводим пример такого рассказа о себе: «Меня зовут Настя. Я люблю спорт, раньше занималась легкой атлетикой. Мое хобби – комнатные растения, особенно фиалки и бегонии. У нас дома живет кот, который является членом семьи. Еще у нас есть попугай. Мне нравится, когда он садится мне на плечо и щекочет клювом. Я люблю группу «Токио–хотель», не люблю, когда мама просит убрать в комнате. Но люблю помогать на даче. У меня много друзей. Я веселая, общительная, не люблю ругаться. Много читаю, люблю смотреть фильмы…»

После того как ребята познакомились, учитель задает им вопрос: «Ребята, скажите, пожалуйста, что вы ожидаете от своего пребывания в нашем лагере?»

Дети отвечают.
Ожидания от пребывания в лагере:

  • научиться брать интервью;

  • писать статьи, рецензии;

  • верстать газету;

  • ходить в кино, парки.

(Учитель получает информацию, при необходимости корректирует план работы, меняет ход занятий)

Далее учитель начинает рассказ о назначении журналистики.
Назначение журналистики

Понятие «журналистика обозначает вид профессиональной деятельности, сущность которой заключается в обеспечении эффективного функционирования средств массовой информации. Термин «журналистика» произошел от французского слова jounal – дневник, jour – день.

Регулярное получение информации сегодня – необходимое условие полноценного участия в современной жизни. Информационная функция журналистики важна для удовлетворения потребности получать оперативную информацию. Культурно-просветительская функция приобщает людей к ценностям культуры. Образовательная функция непосредственно не относится к сфере журналистики, но регулярные печатные материалы помогают лицам, получающим образование. Реактивная функция рассчитана на развлечение, восстановление сил человека после трудового дня. Целью пропагандистской функции является распространение политических, экономических, философских и других знаний и идей. Задача этой функции не манипулировать общественным сознанием, а помогать аудитории разобраться в общественно-политической жизни государства. Организаторская функция журналистики направлена на решение конкретных вопросов в социальной практике. Зачастую редакции газет, радио и телевидения обращаются к должностным лицам для устранения определенных недостатков. Журналисты, выполняя функции организатора, ставят серьезные проблемы перед властями, побуждая их к действию. Рекламно-справочная функция является основной в работе с потребителями, для которых важна каждодневная информация, несущая ответы на каждодневные вопросы, возникающие в жизни. Это и советы врачей, правоведов, психологов, рекомендации косметологов и т.д.
История журналистики

Печатные периодические издания возникли после изобретения книгопечатания (в 1450 г. Иоганн Гуттенберг в Германии предложил наборный шрифт вместо традиционной доски, на которой вырезали буквы). Год рождения газет (термин идет от названия венецианской монеты, которой купцы платили когда-то за рукописные бюллетени торговых новостей) – 1609, когда вышли газеты в Страсбурге и Аутсбурге.

В России первое печатное издание – газета «Ведомости» - была основана указом Петра 1 в 1702 году, на смену этому изданию пришли «Санкт – Петербургские ведомости» (1727г.), а затем возникли и «Московские ведомости» (1756г.). В течение всего 18 века других газет в России не было, предпочтение отдавалось журналам, один из которых издавался Екатериной Второй.

Конечно, потребность в обмене информацией между людьми возникла еще в глубокой древности. С образованием государства стали писать актуальные сообщения на покрытых гипсом досках, которые вывешивались на видных местах, использовались папирусные свитки, потом им на смену пришли пергамент и бумага. Рукописные листки распространялись в разных странах, в том числе и в России (для царя и его приближенных изготовлялся крохотный тираж «Курантов»). Это были подобия газет, пражурналистские формы.

Подготовка журналистских кадров началась только через два века после возникновения газет: необходимость появилась в связи с размножением прессы, усилением ее влияния. В 1900г. была открыта первая школа в Германии, чуть позже организован факультет журналистики в Париже, в Высшей школе социальных наук.

Первые курсы по журналистике были открыты в России в 1905 году, но просуществовали всего несколько месяцев. Интенсивная подготовка кадров началась лишь после Октября 1917 года.

Российская и западная журналистика – накануне перехода на принципиально новый уровень: цифровое телевидение позволит любому составить программу телевизионного вечера, исходя из своих интересов и желаний. Спутники, выведенные сегодня на орбиту, располагают 150 тысячами лучших мировых фильмов и 200 тысячами программ различной направленности. Спутниковое телевидение позволяет мгновенно получать и передавать информацию, объединяя не только страны, но и континенты.

В России цифровые технологии стали широко внедряться в сферу печатных СМИ; редакции уже многих газет создают электронные версии своих изданий, осваивая тем самым виртуальное пространство Интернета.

Массовая информация распространяется главным образом через СМИ. Обращенность к массовой аудитории, освещение всей общественной жизни, политико-воспитательные цели, одновременность распространения, высокая оперативность передачи информации, частота и периодичность выхода – все это делает роль журналистики в обществе огромной. Не случайно ее называют четвертой властью (после исполнительной, законодательной и судебной) и прежде всего потому, что она своими публикациями может воздействовать на настроения людей, тем самым определять состав выборных органов первых двух ветвей власти.
Ролевая игра «Трансформация информации»

Учитель выбирает 5 человек. Они удаляются из кабинета. Учитель читает первому участнику какой–либо текст (желательно, информационного характера, в котором содержатся факты, цифры, имена). Задача игрока – внимательно прослушать и как можно более точно передать текст следующему участнику. Последний играющий пересказывает текст всей группе. Пять человек принимают активное участие в игре. Остальная аудитория внимательно наблюдает за ходом игры и фиксирует, как изменялась информация.

Эта игра показывает, как порой мы небрежно относимся к информации и как легко ее исказить. Подобная трансформация может происходить не только с текстом, но и с репутацией человека или организации.

В 1952 году на Олимпиаде в Хельсинки впервые участвовала команда СССР. Метательнице диска Нине Ромашковой была вручена первая в истории советского спорта золотая олимпийская медаль. Гимнаст Виктор Чукарин завоевал четыре золотых и две серебряных награды. Спортсмены страны, еще не залечившей глубокие раны, нанесенные Великой Отечественной войной, не имевшие опыта международных соревнований, неожиданно для спортивного мира поделили с командой США командное первенство в неофициальном командном зачете.
Задания по редактированию текста

Правка текста

Включает с себя не только исправление орфографических и пунктуационных ошибок, но и сокращение исходного текста (если произведение имеет такие недостатки, как повторы, растянутость, загромождение однотипными фактами и мелкими подробностями), устранение речевых, фактических, логических ошибок.

Глазные ошибки:

  1. подмена букв с похожим написанием (содрание сочинений);

  2. перестановка рядом стоящих букв или слогов (веселые штуки, поля продубились);

  3. пропуск букв и слогов (шейная фабрика, вхлопная труба, многоложные слова);

  4. лишние буквы (витязь в тигровой шкурке);

  5. отсутствие пробелов между словами (розы илилилии).


Задание. Найдите ошибки и сгруппируйте их.

1. Не забывайте правила хорошего стона. 2. Взятки сладки. 3. Наломать даров. 4. Кулинарный рецеп: предваритьельно очделить мясо от гостей.

5. Министервство культуры. 6. Занятия со спротивным уклоном. 7. Пушное цветение. 8. Грусно слоняются ивы. 9. Рабость стажера. 10. Бендяга проигрался.

11. Погромная выгода. 12. Великоушный поступок.

13. Потность населения. 14. Удивительное великоляпие. 15. Черомордское побережье. 16. Метод пробок и ошибок. 17. Замеченные очепатки. 18. Рукопись ввергнуть автору. 19. Вступили в барак по любви. 20. Изысканный укус.

21. Мыло для души. 22. Тела давно минувших даей.

23. Пенсионеры по страсти. 24. Продолженик следует.

25. Способность более эффективно вешать актуальные проблемы. 26. Рабочее место, на которое целенаправленно подтирается сотрудник. 27. Компьютер не только обличает работу, но и экономит средства. 28. Эту статью решили внять с пубикации, а другую сдать с коментариями специалсиста. 29. Эта железообразная масса разливается в формочки. 30. Первоопечатник.

2 занятие
План занятия:

1. Игры «Что важно для меня», «Говорящие очки».

2. Теория. Этика журналиста. Профессиональные

качества журналиста.

3. Практика. Сюжетно–ролевые игры.

4. Редактирование текста. Типы речи. Описание.

5. Тест «Умеете ли вы вести беседу».
Свобода журналистики – качества журналиста – право – этика - ответственность

Существующая система СМИ складывалась постепенно: вначале были только газеты и журналы, в 19 веке добавились информационные службы, а в 20 – сначала – радиостанции, а потом и студии телевидения.

Газеты разделились на качественные и массовые, государственные и коммерческие; деловые и развлекательные и т.д. Появились и новые формы печатных изданий: дайджесты, журналы–ревю, журналы на дискетах, версии газет и журналов.

Результативность журналистики во многом зависит от соблюдения правовых и этических норм. Журналист обязан обладать высокой юридической культурой, строго соблюдать Кодекс этики и, конечно, знать и правильно толковать основные положения законов.

Принятый в 1991 году закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» формулирует права и обязанности журналистов.

Ст. 47 этого закона журналисту предоставлены права искать, запрашивать, получать и распространять информацию; получать доступ к материалам, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или охраняемую законом тайну; копировать, публиковать документы и материалы; вести записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кинофотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью.

Таким образом, свобода печати предполагает право человека на информацию: ее поиск и получение.

Свобода искать, получать и распространять информацию и идеи любыми способами и независимо от государственных границ закреплена во Всеобщей декларации прав человека (статья 19) и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 19). Европейский суд по правам человека, Фонд защиты гласности, Комиссия Союза журналистов по этике защищают права журналиста. Нарушение этих прав, а также введение цензуры, вмешательство в работу редакции, необоснованное приостановление выпуска СМИ влекут уголовную, административную или иную ответственность.

Этика – система норм нравственного поведения людей.

Этика журналиста запрещает плагиат, пользование диктофоном, кино и фотосъемки скрытно от собеседника (нет единого мнения); личная встреча с героем публикации обязательна, когда предполагается дать его поведению негативную оценку, в остальных случаях встреча желательна. Нельзя запугивать собеседника, провоцировать тщеславие, поощрять попытки с помощью прессы свести личные счеты, сохранять конфиденциальность информации или ее источника, перед передачей массовой аудитории информации проверять ее достоверность, получать согласие на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей, журналист не должен использовать в личных интересах полученную информацию: реклама себя недопустима. (Кодекс профессиональной этики журналистов составлен в 1994 году.)

Учитель дает задание ребятам, работающим в группах: «Пожалуйста, обсудите и запишите те профессиональные качества, которые необходимы журналисту». Дети обсуждают, спорят, озвучивают свои мысли.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №8 г. Сочи 10 занятий в летнем филологическом лагере «Юный журналист» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №41 муниципального...
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №41 муниципального образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №8 г. Сочи 10 занятий в летнем филологическом лагере «Юный журналист» iconРасписание уроков, факультативов, занятий до; методическая работа в гимназии
Полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дмитровская...
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №8 г. Сочи 10 занятий в летнем филологическом лагере «Юный журналист» iconКомпьютер в жизни учителя
...
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №8 г. Сочи 10 занятий в летнем филологическом лагере «Юный журналист» iconУроке математики, разработанной на основе информационных технологий
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №10 г. Шахты Ростовской области (моу гимназия №10)
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №8 г. Сочи 10 занятий в летнем филологическом лагере «Юный журналист» iconНазвание реферата
Класс, образовательное учреждение: 7 «А» класс, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» (мбоу «Гимназия»),...
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №8 г. Сочи 10 занятий в летнем филологическом лагере «Юный журналист» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия 7 (мбоу гимназия 7) г. Красноярск
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №8 г. Сочи 10 занятий в летнем филологическом лагере «Юный журналист» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1 г. Балашова...
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1 г. Балашова Саратовской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №8 г. Сочи 10 занятий в летнем филологическом лагере «Юный журналист» iconПубличный отчет мбоу мо г. Нягань «Гимназия»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город нягань «гимназия»
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №8 г. Сочи 10 занятий в летнем филологическом лагере «Юный журналист» iconМ. В. Калугина Директор моу гимназия№16
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №16 работает в режиме развития, обеспечивая превышение государственных стандартов...
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №8 г. Сочи 10 занятий в летнем филологическом лагере «Юный журналист» iconПубличный отчет о деятельности муниципального автономного общеобразовательного...
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №47 имени А. П. Гайдара – многопрофильное образовательное учреждение,...
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №8 г. Сочи 10 занятий в летнем филологическом лагере «Юный журналист» iconДоклад муниципального общеобразовательного учреждения
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №31 расположена по адресу: 354340, г. Сочи
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №8 г. Сочи 10 занятий в летнем филологическом лагере «Юный журналист» iconИнновационных образовательных проектов
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Общеобразовательное учреждение гимназия №11 имени А. Н. Кулакова»
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №8 г. Сочи 10 занятий в летнем филологическом лагере «Юный журналист» iconОбщая характеристика гимназии
Полное название организации: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение культуры общеобразовательное учреждение (мбоук оу)...
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №8 г. Сочи 10 занятий в летнем филологическом лагере «Юный журналист» iconI исполнение критерия деятельности
Таймырское муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Дудинская гимназия»
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №8 г. Сочи 10 занятий в летнем филологическом лагере «Юный журналист» iconИ. В. Горловой г. Хабаровск, 2013
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия восточных языков №4
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №8 г. Сочи 10 занятий в летнем филологическом лагере «Юный журналист» iconОрганизация класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени М. М. Вахитова города Буинска рт»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск