Скачать 46.27 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Гимназия №1 г.Балашова Саратовской области Мастер – класс «Сложные слова» (русский язык, 3 класс, УМК «Начальная школа 21 века») Разработала: учитель начальных классов Филоненко Светлана Александровна 2009 г. Сложные слова Цели:
Тип урока: актуализация и закрепление знаний. Методы: проблемный, исследовательский. Оборудование: текст на карточках (по количеству учеников), мультимедийный проектор, компьютер, словари: энциклопедический, толковый, словообразовательный, иностранных слов. Ход урока.
- Доброе утро, мои жизнерадостные, любознательные третьеклассники!
- Ребята, какие слова я подобрала сегодня для приветствия? Если вы были внимательны, то обязательно их услышали. (жизнерадостные, любознательные, третьеклассники) - Верно, это сложные слова. Запишите их, обозначьте орфограммы. (слайд 1 ) - Какие ещё орфограммы встретились? Объясните их. - Дайте определение сложным словам. (алгоритм) - Как же образуются сложные слова? (2 корня + соединительная гласная) (слайд 2,3 )
Текст есть у каждого ученика на парте. (слайд 4) - Прочитайте текст. Выпишите все сложные слова в рабочую тетрадь. Выделите корень, подчеркните соединительную гласную. Кораблестроители строили всё новые пароходы. Лучшие из них превратились в настоящие водоплавающие города. В начале нашего века вышел в свой первый рейс через Атлантический океан пассажирский пароход «Титаник». Он мог бы отправиться даже в кругосветное путешествие. Высота бортов гигантская – с многоэтажный дом. На «Титанике» плыл президент пароходной компании Брюс Исмей. Президент получил радиограмму. В ней говорилось об айсбергах. Но Брюс был уверен в быстроходном судне и слишком поздно отдал радиограмму штурману. «Титаник» затонул. Гибель этого парохода – самый горький урок, который океан преподнёс мореплавателям. Проверка (слайд 4 ): Кораблестроители, водоплавающие, пароход, кругосветное, путешествие, многоэтажный, пароходной, радиограмму, быстроходном, мореплавателям. - Как разобрали слово радиограмма? Какой из вариантов верный? (слайд 5 )
- Буква «о» в этом слове является соединительной гласной или входит в корень?
По рядам. 1 ряд – подбирают слова – ассоциации. (радио, телеграмма, сообщение) 2 ряд – толкование слова. Материал из Википедии — свободной энциклопедии (толковый словарь С.И.Ожегова) Радиограмма - радиограммы, ж. (от слова радио и греч. gamma - письмо). Сообщение, переданное по радио. РАДИО Французское – radio. Немецкое – Radio. Латинское – raius (палочка, спица, луч). Появилось в русском языке в начале XX в., сначала слово употреблялось только как начальная часть сложных слов, например «радиограмма», «радиоприемник». Широкое распространение получило в 20-е гг. XX в., тогда же значение существительного несколько изменилось. Словом «радио» в новом употреблении сокращенно обозначалось новое явление общественной жизни. Производные: радист, радировать. 3 ряд – словообразование. (работа со словообразовательным словарём А.Н.Тихонова) 4 ряд – подбор однокоренных слов. (Радиоста́нция, радиовеща́ние («радио» + «вещать», то есть сообщать), радиоприёмник, радиоволна, радиотелеграф, радиоточка, радиотехник. После групповой работы – обмен информацией. Вывод: в этом слове нет соединительной гласной. В данном случае слово радиограмма образовалось путём сложения двух основ. *Физминутка.
Замени одним сложным словом. (слайд 6,7, 8 ) Корабль, который расчищает путь во льдах (ледокол) Человек, ловящий рыбу (рыболов) Человек, разъезжающий по миру (путешественник) Техника, с помощью которой делают снимки (фотоаппарат) Люди на улице, идущие по тротуару (пешеходы) Участник кружка по изучению природы (юннат) Машина, которая проедет по любой дороге (вездеход) Человек, путешествующий по морю (мореплаватель)
Творческое задание. - С помощью опорных слов составьте текст радиограммы о спасении терпящего бедствие корабля. (слайд 9 ) КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ РЫБОЛОВЕЦКОЕ СУДНО ЛЕДОКОЛ САМОЛЁТ ОСТРОВ НАДЕЖДЫ (Внимание! Всем, кто нас слышит! У берегов острова Надежда потерпело кораблекрушение рыболовецкое судно. Нас 12 человек. Вышлите на помощь ледокол или самолёт. Ждём помощи!)
- Найди части сложных слов и составь слова (один ученик работает с компьютером, все дети следят, какие сложные слова получаются). Задание всему классу: - Запишите все сложные слова, которые запомнили. Разберите их по составу.
- Что НОВОГО узнали на уроке? - Что теперь умеете? - Для чего нужны сложные слова в речи?
Составьте и запишите 6 сложных слов с соединительными гласными О и Е (по 3 слова) и 3 сложных слова без них. - Вот и прозвенел долгожданный звонок! Спасибо за урок! |
Конспект урока. Назначение документа: для учителей иностранного языка Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17 г. Балашова Саратовской области» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12, г. Балашова Саратовской области» | ||
Конспект урока обособление деепричастий и деепричастных оборотов... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17 г. Балашова Саратовской области» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 города Балашова Саратовской области» | ||
Мастер-класс «Использование проектного метода при изучении темы «Моя... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Ртищево Саратовской обл.» | Название реферата Класс, образовательное учреждение: 7 «А» класс, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» (мбоу «Гимназия»),... | ||
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №41 муниципального... Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №41 муниципального образования | Уроке математики, разработанной на основе информационных технологий Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №10 г. Шахты Ростовской области (моу гимназия №10) | ||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Колесурская... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Карловка Пугачёвского района Саратовской области»... | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная... | ||
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная... | Образовательное учреждение: моши «Лицей-интернат г. Балашова Саратовской области» Образовательные: Повторить различные способы деления и умножения суммы на число, а также деление двузначного числа на двузначное | ||
"степени сравнения прилагательных" Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Новоселовка Екатериновскогорайона Саратовской... | Муниципальное образовательное учреждение Черепановская специальная... Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Головановский» Балаковского... | ||
Рабочая программа «Изобразительное искусство» ... | Тема реферата Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области |