Организационная информация
|
Тема урока
| Рок музыка 60-70 х.
|
Предмет
| Элективный курс по Обществознанию.
«Рок музыка и молодежные субкультуры»
|
Класс
| 9
|
Автор/ы урока (ФИО, должность)
| Учитель истории и обществознания Татьяна Игоревна Александрова
|
Образовательное учреждение
| Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия 7 (МБОУ Гимназия 7) г. Красноярск
|
Методическая информация
|
Тип урока (мероприятия, занятия)
| Занятие
|
Цели урока (мероприятия, занятия)
(образовательные, развивающие, воспитательные)
| 1. Воспитательная:
- создание условий для работы в группе;
- формирование уважительного отношения к музыкальному наследию человечества;
2. Образовательная:
- формирование знаний о музыкальных направлениях и жанрах рок музыки;
3. Развивающая:
создание условий для развития у обучающихся:
- аудиовизуального восприятия;
- историчности;
- причинно-следственной связи.
|
Задачи урока (мероприятия, занятия)
| - формирование понятия рок музыка;
- формирование представлений о разнообразных жанрах рок музыки;
- выявление связи рок музыки и молодежных субкультур;
- выявление связи музыкальной культуры и особенностей исторического периода;
- выработка навыков работы в группе;
- формирование аудио восприятия;
- выработка навыков рефлексии и самопроверки;
|
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
| Групповая самоорганизация, наглядно-практическая демонстрация, аудиовизуальное восприятие, тестовая самопроверка
|
Время реализации урока (мероприятия, занятия)
| 45 минут
|
Знания,
умения,
навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)
| Знания:
- жанры рок музыки
- рок музыканты оказавшие влияние на молодежные субкультуры;
- формы передачи музыкального настроения;
- стили и формы игры на музыкальных инструментах.
Умения: - различать жанры рок музыки;
-оценивать степень влияние на молодежную аудиторию;
- проводит логическую связь
- аудиовизуального восприятия.
Навыки: работа с ПК, с тестами, с «бортовым журналом.
|
Необходимое оборудование и материалы
| - персональные компьютеры;
- экран;
- аудиосистема
- Программное обеспечение:
|
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)
| - Презентация Power Point 2007
|
Список учебной и дополнительной литературы
| Музыкальная энциклопедия All-Music Guide (на англ. яз.) (http://www.allmusic.com).
Музыкальная энциклопедия Gromko.Ru (http://www.gromko.ru).
Шостак Г.В. Рок-культура как основа формирования молодежных субкультур (http://www.cheap-software-megastore.com).
|
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),
деятельность учителя и учеников.
|
Мотивация учащихся
| Знания в области музыкальной культуры позволяют не только быть образованным человеком, но и проявить свое творчество.
Рок музыка как никакая другая давала возможность творить создавать, что- то новое. Большинство рок-музыкантов исполняют композиций собственного сочинения.
|
Подробное описание всех этапов урока (мероприятия, занятия).
|
Актуализация темы урока
| С учащимися проводится беседа
Какую роль играет музыка в субкультурах?
Сегодня молодежь слушает рок музыку?
Если да то какую? Если нет, то какую слушают?
|
Введение новых знаний учителем.
Рассказ учителя с использованием презентации
|
1. Первые шаги рок музыки
Слайд 2.
| Рок-му́зыка— общее название направлений музыки, возникших в середине 1950-х годов. Характерные признаки рок-музыки использование электрогитар, творческая самодостаточность
|
Рок-музыка имеет большое количество направлений: от лёгких жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, бритпоп до жестких и агрессивных жанров - дэт-метала и грайнда. Содержание песен варьирует от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского.
|
Истоки рок-музыки находяться в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры — рок-н-ролл и рокабилли. Первые поджанры рок-музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени — в первую очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл.
|
Слайд 3-5. Рассказ учителя сопровождается прослушиванием музыкальной композиций
| Развитие раннего рок-н-ролла связано в основном с американскими исполнителями, однако установить, какая песня или пластинка может считаться первой в жанре не представляется возможным.
Среди тех, кто заложил основы рок-н-ролла , фаворитами являются Фэтс Домино, Бо Диддли и Чак Бэрри. Чак Берри положил начало рок-стилю в текстах песен, имидже, игре на гитаре.
Поначалу рок-н-ролл считался специфической музыкой, характерной только для афроамериканской аудитории. Однако уже появлялись первые белые певцы, исполнявшие рок-н-ролл. Прорывом рок-н-ролла в мейнстрим стала песня Билла Хэйли «Rock Around The Clock». Однако титул «короля рок-н-ролла» завоевал другой белый певец — Элвис Пресли.
|
Слайд 6 Рассказ учителя сопровождается прослушиванием музыкальной композиций
| В 1957-м году была записана композиция «Rumble» гитариста Линка Рея, в которой впервые был использован эффект фузза на гитаре; таким образом, от этой песни в какой-то степени происходят все «тяжёлые» жанры рок-музыки, в частности, хард рок и панк-рок. Линк Рэй вместе с Диком Дейлом и The Surfaris положил начало новому жанру инструментального танцевального рок-н-ролла — сёрфу, основанному на гавайских мотивах звучании гитары.
|
Слайд 7-13 Рассказ учителя сопровождается прослушиванием музыкальной композиций
| «Британское вторжение» термин возникший когда популярная британская музыка начала активно завоевывать США. The Beatles, с успеха синглов которых и начался новый этап рок-истории, закрепили успех «высадкой» на американский берег в феврале 1964 года. The Beatles Внешний вид, манера поведения и убеждения музыкантов сделали их законодателями стиля, что, вкупе с огромной популярностью, привело к значительному влиянию группы на культурную и социальную революцию 1960-х гг.
Охватившая практически весь мир популярность The Beatles (её началом можно примерно считать выступление на шоу Эда Салливана в 1964 году) положила начало небывалому для того времени явлению — «битломании».
|
Слайд 13 Рассказ учителя сопровождается прослушиванием музыкальной композиций
| «Тяжёлая» музыка и классический рок вообще традиционно берут начало с сингла группы The Kinks «You Really Got Me». Здесь впервые в рок-музыке были использованы «тяжёлые» гитарный рифф и соло прифуззованной гитары.
|
Слайд 14 Рассказ учителя сопровождается прослушиванием музыкальной композиций
| Конец 60-х начало 70-х из танцевальной, развлекательной роке- н - ролл становится серьезным искусством появляется психоделический рок.
Основами роста психоделической культуры стали развитие субкультуры хиппи и наркотики (прежде всего галлюциногены) — в частности, ЛСД, мескалин и даже марихуана. Характерными для жанра стали «мистические» саунд и тексты песен и, нередко, философия хиппи (в частности идеалы любви и пацифизм).
Апогеем американской психоделии конца 1960-х стал легендарный фестиваль в Вудстоке, начавшийся 15 августа 1969 и получивший название «три дня мира и музыки».
|
Слайд 14 Рассказ учителя сопровождается прослушиванием музыкальной композиций
| В начале 70-х наблюдается кризис рок-сцены.
Рок превратился в лавку в лавку экзотических товаров с витриной во всю стену. Рок становится все более коммерческой музыкой, происходит полный отход от духовных корней рока, рожденного и созданного для бунта.
Новое поколение, пришедшее на смену поколению 60-х, требовало своего, собственного самовыражения, отрицающего современного положения вещей.
В 70-е гг. возникает панк-рок, сознательно стремящийся примитивизированными муз. средствами и эпатажной практикой выразить протест против коммерциализации рок-музыки (“Секс Пистолз”, “Кисс” и др.).
УЧАЩИМСЯ ПРИ ПРОСЛУШИВАНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИИ 70-Х ГГ. ПРЕДЛГАЕТСЯ ЗАПОЛНИТЬ ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ СТОЛБЦЫ «БОРТОВОГО ЖУРНАЛА»
|
Самопроверка учащихся с помощью теста в презентации
|
Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)
| Ученики получают в начале занятия «бортовой журнал», содержащий три графы
Что я знал о рок музыке
| Что я узнал на занятии
| Что мне пригодится из знаний, полученных на занятии
|
|
|
| ЗАПОЛНЯЕМ ТРЕТИЙ СТОЛБИК ТАБЛИЦЫ «БОРТОВОГО ЖУРНАЛА»
|
Домашнее задание
| Составить Трек-лист ди-джея для вечеринки в стили 70-х.
|
В помощь учителю
|
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
| Учебник по курсу Право 8-9 класс, автор С.И. Володина предполагает в своем УМК использование Справочно-правовых систем. Курс Право не возможен без обращения к нормативным источникам, которые легче всего представить и с которыми легче работать на уроке в электронной форме.
|
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
| Логике перехода не требуется, поскольку урок право в принципе предполагает обращения к НПА. Это создает обращение к СПС КонсультантПлюс после этого урока естественным и необходимым, как в урочной, так и в домашней работе. Без ресурсов Сети Интернет это возможно, только через CD и базы данных библиотек. Желательно использовать именно сайт.
CD - быстро устаревает
Библиотеки – только при выполнении домашнего задания.
|
Автор/ы проекта (ФИО)
| Т.И. Александровой
|
Должность (с указанием преподаваемого предмета)
| Учитель истории и обществознания
|
Образовательное учреждение
| МБОУ Гимназия 7
|
Тема урока
| Рок музыка 60-70 х.
|
Операционная система, с помощью которой подготовлен мультимедийный компонент (Windows, Linux)
| Windows
|
Форма (презентация, тест и т.п.)
| Презентация Microsoft Office PowerPoint.
Документ Microsoft Office Word 2007 «Бортовой журнал»
|
Размер ресурса (мегабайт)
| Презентация Microsoft Office PowerPoint 382 КБ
Документ Microsoft Office Word 2007 «Бортовой журнал»
|
Необходимое оборудование
(компьютер, интерактивная доска и другие.)
| Проектор, ПК, колонки
|
Учебный предмет
| Элективный курс по Обществознанию.
«Рок музыка и молодежные субкультуры»
|
Класс
| 9
|
Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс
| -
|
Название темы или раздела учебного курса
| Раздел: Рок музыка и субкультуры. Вводная информация
|
Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие)
| -Презентация Microsoft Office PowerPoint
|
Вид ресурса
(презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие)
| Презентация Microsoft Office PowerPoint.
|
Образовательный тип
(Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие)
| Документ Microsoft Office Word 2007 «Бортовой журнал»
|
Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал
| Microsoft Office Word 2007
Microsoft Office PowerPoint 2007
|
Цели, задачи дидактического материала
| Наглядное оформление и аудиовизуальное сопровождение рассказа учителя;
Самопроверка знаний;
Рефлексия
|
Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)
| Презентация содержит фотографии, сопровождающие их пояснение истории развития рок музыки 60-70-х гг.XX в.
Слайд 1. Тема занятия
Слайд 2 Первые шаги рок-н-ролла
Слайд 3.Свинг
Слайд 4 Скиффл
Слайд 5.Рок-н-Ролл (Чак Берри, Элвис Преси, Билл Хейли
Слайд 6 Музыкальные рок-жанры 60-х
Слайд 8-12 Музыканты 60-х
Слайд 13 «Тяжёлая» музыка и классический рок
Слайд 15 - 70-ые
Слайд 16-17 тесты самопроверки
Слайд 18 «Тяжёлая» музыка и классический рок
|
Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)
| Презентация сопровождается музыкальными файлами
|
Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)
| Музыкальная энциклопедия All-Music Guide (на англ. яз.) (http://www.allmusic.com).
Музыкальная энциклопедия Gromko.Ru (http://www.gromko.ru).
Шостак Г.В. Рок-культура как основа формирования молодежных субкультур (http://www.cheap-software-megastore.com).
|
Возможности использования дидактического материала:
- педагогом на уроке (указать этапы урока);
- учащимися
| Педагоги: Элективный курс по Обществознанию.
«Рок музыка и молодежные субкультуры»
В курсе история – «Духовное развитие европейских стран во второй половине XX в.»
Учащимися:
Для получения систематизированных знаний о рок музыке.
|
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений
| нет
|
Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе.
| Используется в качестве аудиовизуального сопровождения. Играет ведущую роль в усвоении элективного курса.
|