Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Примечание
| І.
ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
| Проверка готовности учеников к уроку.
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь, ощутите поддержку друг друга и пожелайте себе и другим хорошей плодотворной работы.
Поэтическая минутка.
Всё в тающей дымке-
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки…
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы. (Н. Рыленков)
- Ребята, о чём пишет автор в данном стихотворении? Конечно же, о природе. Мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё много обитателей. Наш общий дом – природа.
- А что такое природа? - На какие 2 группы можно разделить природу?
- Как отличить живую природу от неживой?
- Как называется наука, которая изучает живую природу? - На какие царства (группы) ученые-биологи разделили живую природу? - А вот про какое царство мы будем сегодня говорить, вы узнаете, разгадав шифр. Для этого, нужно зачеркнуть буквы, которые не подходят к шифру.
к
| р
| о
| м
| а
| д
| с
| у
| п
| т
| е
| в
| ё
| н
| ф
| и
| я
| ы
|
Шифр: Ответ: растения
| 1. Проверяют наличие учебных вещей к уроку.
- Это то, что нас окружает и не сделано руками человека. - Живая и неживая.
- Живые существуют, дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают. -Биология - Царства растений, животных, грибов, бактерий. Разгадывают шифр.
| Слайд 1
Слайд 2
Слайд3
| ІІ.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
| 1) Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы узнаем новое о растениях.
- Как называется наука о растениях.
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о растениях.
- Почему растения можно разделить на большое количество групп?
- Вы несколько раз употребляли слово «разные». Назовите тему урока?
2) Знакомство с новой классификацией растений.
-Ученые-ботаники разделили растения на несколько групп. Откройте учебники, страница 54. Посмотрите, сколько разных групп растений. И наша задача узнать, каковы характерные признаки этих групп.
3) Знакомство с новым понятием:
Группа растений - растения, объединённые наличием или отсутствием каких-либо общих признаков. - Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Что это значит?
- Чем мы будем пользоваться, проводя исследование?
Мы будем работать группами.
1-я группа: Что такое водоросли?
2-я группа: Что такое мхи?
3-я группа: Что такое папоротники?
4-я группа: Что такое хвойные растения?
5-я группа: Что такое цветковые растения?
4)Практическая работа.
|
Ботаника
- Какие бывают растения:
деревья, кустарники, травы;
дикорастущие, культурные растения; комнатные растения;
части растения;
лиственные и хвойные деревья. - Растения очень разные.
- Разные растения или Разнообразие растений.
Это значит надо провести небольшую исследовательскую работу.
- Учебниками по окружающему миру, энциклопедиями, гербарием.
· Изучают новый материал.
· Каждая группа готовит сообщение.
|
Слайд 4
Слайд 5
Учебник, с. 54
Слайд 6
Учебник, стр.54-58 Слайд 7
| ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
| - Маленькому семечку зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи.
Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки и первые листочки. Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями.
И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам.
А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву. Вот так целый год росло растение.
| (мышечное напряжение, глаза зажмурены) (расслабление мышц) (дети встают на ноги, открывают глаза)
(поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях).
(дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук).
(дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону) (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения).
| Ибрагимова Елена
|
| 5)Выступление групп.
- Вы изучили признаки различных групп растений, и теперь можете проанализировать и обобщить новые знания.
-Каждой группе было дано задание подготовить информацию об одной из групп растений, которую мы сейчас послушаем.
Полученные данные о группах растений надо внести в таблицу.
Группы
растений
| Стебли
| Листья
| Цветы
| Корни
| Плоды и
семена
| Где живут?
| Размножение
| Водоросли
| -
| -
| -
| -
| -
|
| спорами
| Мхи
| +
| +
| -
| -
| -
|
| спорами
| Папоротники
| +
| +
| -
| +
| -
|
| спорами
| Хвойные
растения
| +
| +
хвоинки
| -
| +
| +
шишки
|
| семенами
| Цветковые растения
| +
| +
| +
| +
| +
|
| семенами
|
Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы:
- Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему?
- Водоросли относятся к низшим растениям. А как можно назвать остальные группы растений? - Пользуясь столбиком «Размножение», разделите растения еще на 2 группы
| Каждая группа выступает.
Заполняют таблицу «Разнообразие растений». Дети оценивают выступающую группу.
Водоросли
Высшие растения. Объединяют растения в «Споровые» и «Семенные»
| Слайды 8-12
| Физкульт минутка для глаз.
ІII.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
| Давайте поиграем. Будьте внимательны. Если я покажу цветковые вы смотрите вправо, хвойные – влево, а если покажу папоротники – закрывайте крепко глаза.
- Теперь вы сами сможете различать растения разных групп. Давайте посмотрим, как у вас это получится.
- Проводится игра:
1) «К каким группам относятся растения».
2) «Найди лишнее название»: выберите лишнее растение и объясните свой выбор.
- Тест
- Творческая работа для учащихся (дополнительно): написать синквейн.
|
Синквейн:
Растения. Разнообразные, прекрасные. Украшают, радуют, восхищают. Зелёный наряд Земли. Красота!
| Слайд 1-8 (до крапивы)
Слайд 9 Слайд 10-20
Ответы-21
| ІV . ОБОБЩЕНИЕ.
РЕФЛЕКСИЯ.
| Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На след ующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно.
Продолжите высказывание:
- Сегодня на уроке я узнал… - Мне понравилось …
- Я могу использовать эти знания…
|
|
| V.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
| - Дома вы еще раз повторите пройденную тему по учебнику. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение о каком-либо виде растений, пользуясь справочником или энциклопедией.
Для всех:
1. Прочитать в учебнике статью на стр. 54 – 58.
Для юных ученых:
Подготовить сообщение о каком-либо виде растений любой группы:
Творческие работы:
сочинить сказку, стихотворение, загадку, составить кроссворд, синквейн.
| Записывают д/з в дневник.
|
| |