Скачать 427.48 Kb.
|
На правах рукописи ГРИГОРЬЕВА Любовь Васильевна ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Тверь 2013 Диссертационная работа выполнена на кафедре педагогики, социальной работы и социальной психологии ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет».
Защита состоится 22 мая 2013 г. в 12.00 на заседании диссертационного совета Д 212.263.01 при Тверском государственном университете по адресу: 170100, г. Тверь, Студенческий пер., д.12, корп. Б, ауд. 425. С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет». Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru; на сайте ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» http://univеrsity.tvеrsu.ru Автореферат разослан 19 апреля 2013 г. Ученый секретарь диссертационного совета кандидат психологических наук М.В. Мороз ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Вопросы развития детей дошкольного возраста неразрывно связаны со стратегией национального развития и являются неотъемлемой частью государственной политики. Новым федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», вступающим в силу 1 сентября 2013 г., дошкольное образование впервые закреплено в качестве первого уровня общего образования и предусмотрена разработка федерального государственного стандарта дошкольного образования1. В связи с этим особую актуальность приобретает изменение взглядов на дошкольное образование, которое направлено на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Многолетние исследования, проведенные ведущими учеными, доказали, что именно дошкольный возраст является сенситивным периодом для интеллектуального развития, личностного роста, социализации, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру у растущего человека. Первостепенное значение при этом имеет овладение родным языком который является средством общения, мышления, присвоения культурного наследия, «врастания в культуру» (Л.С. Выготский). Хорошее владение родным языком становится одним из ведущих факторов личного благополучия ребенка в детском сообществе, а в последующем – и в школьном коллективе. Все это проявляется в речевой готовности, которая позволяет детям задавать вопросы, свободно рассуждать, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями, делать выводы. По данным исследования Ф.А. Сохина, при речевом развитии, происходящем стихийно, лишь некоторые дети достигают высокого уровня речевой готовности к школьному обучению, поэтому необходимо организовывать специальное обучение, направленное на освоение языка ребенком. Главная цель данного обучения – формирование элементарного осознания явлений языка, речи и языковых обобщений. Доступность осознания в дошкольном возрасте явлений языка и речи отмечают лингвисты, педагоги, психологи (Д.Н. Богоявленский, А.И. Гвоздев, Л.Е. Журова, С.Н. Карпова, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). В педагогической литературе достаточно полно освещены такие вопросы, как структура речевой деятельности и механизмы порождения речи (Л.С. Выготский, A.M. Шахнарович, И.A. Зимняя, A.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Жинкин и др.); овладение дошкольниками единиц языка и речи (A.M. Гвоздев, М.И. Лисина, М.Ф. Фомичева, Ф.A. Сохин, A.M. Шахнарович и др.); развитие речи у ребенка как показатель его готовности к школьному обучению (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.И. Бабаева, A.В. Запорожец, B.Г. Маралов, A.П. Усова, Р.С. Буре, Л.A. Венгер, A.A. Леонтьев, Г.Г. Кравцов, К. Ингенкамп, Я.Л. Коломинский, Е.Е. Кравцова, и др.). Как известно, формирование речи у детей осуществляется в таком ведущем виде деятельности, как игра, в которой ребенок осваивает язык, общается, накапливает знания, развивает мышление и воображение. Между тем формирование речевой готовности к обучению в школе представляет собой планомерный и целенаправленный процесс развития познавательных, речевых способностей детей, усвоения ими соответствующего словаря и системы элементарных знаний об окружающем, формирования речевых умений и навыков. Л.А. Венгер, проводя исследования по данному вопросу, сделал вывод, что у детей можно формировать речевую готовность, используя при этом прежде всего специально организованные занятия, руководимые педагогом. В данном контексте, сравнивая различные модели образовательного процесса, обоснованным представляется вывод о необходимости осуществления педагогической поддержки в работе с дошкольниками. Это обеспечивает наиболее эффективную форму взаимодействия педагога с ребенком, которая предполагает принципиально отличный от авторитарного способ постановки целей образования и заключается в оказании педагогом превентивной и оперативной помощи детям дошкольного возраста в решении их индивидуальных проблем, связанных с речевым развитием, успешным продвижением в обучении, эффективной межличностной коммуникацией. Однако анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что на современном этапе имеет место дефицит исследований, посвященных изучению особенностей педагогической поддержки в контексте формирования речевой готовности детей к обучению в школе, например, недостаточно разработаны теоретические, а также практические аспекты осуществления данного процесса. Все это позволило установить следующее противоречие, возникающее между потребностью в обеспечении педагогической поддержки формирования речевой готовности детей к обучению в школе и недостаточным теоретическим осмыслением, а также дефицитом практической разработанности осуществления данного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения. Выявленное противоречие обусловило проблему диссертационного исследования:
Необходимость нахождения способов разрешения данной проблемы определила актуальность настоящего исследования и послужила основанием для выбора темы диссертационной работы: «Педагогическая поддержка формирования речевой готовности детей к обучению в школе». Объектом исследования является процесс формирования речевой готовности детей к обучению в школе. Предмет исследования составляют организация, содержание и условия осуществления педагогической поддержки формирования речевой готовности детей к обучению в школе. Цель исследования: разработать и экспериментально проверить модель педагогической поддержки формирования речевой готовности детей к обучению в школе. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование речевой готовности детей будет эффективным и достаточным для успешного обучения в школе, если:
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования.
Теоретико-методологической основой исследования являются научно-теоретические положения о сложной иерархической структуре речевой деятельности и взаимодействии ее компонентов (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); о поэтапном формировании умственных действий (П.Я. Гальперин); о зоне ближайшего развития (Л.С. Выготский); психолого-педагогические концепции речевой готовности к школе (О.С. Ушакова, JI.С. Выготский, Л.А. Венгер, К.Д. Ушинский, Д. Чейни и др.), теория речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.), теория деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, и др.), теория формирования и становления речи дошкольников на различных возрастных этапах (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.И. Максаков), педагогические исследования по развитию речи детей дошкольного возраста (Е.И. Радина, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, О.С. Ушакова, В.И. Яшина). Решение поставленных задач обеспечивалось применением следующих методов исследования: теоретических (анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы); эмпирических (педагогическое наблюдение, беседа, тестирование, констатирующий и формирующий эксперимент); моделирования; математико-статистических (методы математической статистики). Экспериментальная работа проводилась в три этапа с 2007 по 2012 г. на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений № 105 Московского района г. Твери, № 135 Центрального района г. Твери. На каждом этапе экспериментальной работы (констатирующем, формирующем, аналитико-результативном) выделялись свои задачи исследования, которые являлись промежуточными по отношению к цели исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие 90 детей 6–7-летнего возраста. Первый этап (2007–2008 гг.): теоретический анализ психолого-педагогической литературы; анализ состояния проблемы речевой готовности детей к обучению в школе; проведение констатирующего эксперимента. Второй этап (2008–2011 гг.): уточнение теоретико-методологических положений, составляющих основу диссертационного исследования; проведение формирующего эксперимента. Третий этап (2011–2012 гг.): теоретическое обобщение материалов, полученных в ходе исследования; анализ экспериментальных данных, систематизация и оформление результатов исследования в текст диссертации. Научная новизна диссертационного исследования: 1. На основе междисциплинарного теоретического анализа конкретизировано понятие «педагогическая поддержка». Применительно к проблеме формирования речевой готовности детей к обучению в школе данная дефиниция определяется как гуманистически ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, направленное на установление между ними субъект-субъектных взаимоотношений, базирующихся на принципах самоценности личности, эмоциональной открытости субъектов воспитательного процесса, безоценочного принятия ребенка и доброжелательности. Все это способствует формированию у детей познавательно-речевых процессов, способности к анализу и оценке собственной речевой деятельности, совершенствованию навыков общения, взаимодействия с окружающими людьми. 2. Уточнено и дополнено понятие речевой готовности детей к обучению в школе, трактуемое как личностное новообразование, включающее в себя стойкую мотивацию к школьному обучению, предполагающее наличие и использование необходимых речевых знаний и умений в индивидуальной и совместной деятельности, что детерминировало выделение таких компонентов структуры речевой готовности, как мотивационный, когнитивный и деятельностный. 3. В контексте обоснованного представления о сущности формирования речевой готовности детей к обучению в школе разработана и экспериментально апробирована модель педагогической поддержки данного процесса, которая включает совокупность взаимосвязанных структурных блоков (целевого, педагогической поддержки, проектировочного, реализующего, аналитико-результативного) и компонентов (мотивационного, когнитивного, деятельностного). 4. Выделены этапы формирования речевой готовности детей к обучению в школе (подготовительно-ознакомительный, содержательно-процессуальный, коррекционно-аналитический), а также представлена содержательная характеристика особенностей педагогической поддержки ребенка на каждом из этих этапов. 5. Выявлены и научно обоснованы педагогические условия (дидактическое обеспечение данного процесса; поддержка мотивации детей к школьному обучению; умение детей применять полученные речевые знания и навыки в индивидуальной и совместной деятельности) и педагогические средства реализации и внедрения модели педагогической поддержки формирования речевой готовности детей к обучению в школе. 6. Выявлены критерии и показатели уровней по каждому компоненту речевой готовности детей к обучению в школе (низкий, средний, высокий), позволяющие определять сформированность мотивации, уровень овладения речевыми знаниями и результативность применения детьми речевых умений и навыков в индивидуальной и совместной деятельности. |
Психологическая готовность детей шестилетнего возраста к обучению в школе оглавление Различные подходы на определение психологической готовности к школьному обучению | Социально-педагогическая поддержка детей группы риска Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е. В. Жижко, А. Н. Гончарова.... | ||
Рабочие программы внеурочной деятельности младших школьников научно-... Ллектуальное развитие у многих детей значительно отстает от темпов роста объёма знаний. Благодаря существованию психологической службы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучение практическим навыкам по формированию у ребенка готовности к обучению в школе, в частности по формированию мотивационной... | ||
Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир, 1 класс... Из них 13 девочек и 17 мальчиков. По итогам предварительных бесед с детьми и родителями можно сделать вывод, что уровень готовности... | Решение: 1-й случай Сентябрь- октябрь 2011г. –мониторинговые обследования готовности первоклассников к обучению в школе | ||
Управление образования –––––––––––––––––––––––– прика з Сентябрь- октябрь 2011г. –мониторинговые обследования готовности первоклассников к обучению в школе | Литература по педагогике: воспитание и обучение одаренных детей Попова С. И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя. – М., 2005 | ||
Об утверждении предметов и форм итоговой аттестации выпускников Сентябрь- октябрь 2011г. –мониторинговые обследования готовности первоклассников к обучению в школе | «Детский сад присмотра и оздоровления№10» утвержден на педагогическом совете Создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе 24 | ||
Краткое описание ким егэ 2011 года по математике Сентябрь- октябрь 2011г. –мониторинговые обследования готовности первоклассников к обучению в школе | Рабочая программа по подготовке детей к обучению грамоте Разработчики:... Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит и подготовка... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разговор за «круглым столом» о формировании готовности ребёнка к обучению в школе | Образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Социально-педагогическая... В 2012-2013 учебном году на пмпк обследовано 693 ребенка дошкольного и школьного возраста. Из них: 639 человек – организованные дошкольники,... | ||
Пояснительная записка к экзаменационным материалам для проведения... Сентябрь- октябрь 2011г. –мониторинговые обследования готовности первоклассников к обучению в школе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С помощью следующего теста Вы можете выявить уровень общей готовности Вашего ребенка к обучению в школе |