Скачать 409.23 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 28" г. Владимир Рассмотрена на заседании МО Утверждена руководителем Протокол № __ образовательного учреждения от «___» __________ 2012 г. Директор школы: ______ А.Е Родионов Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса начального общего образования Составлена учителем начальных классов высшей квалификационной категории Романовой Л.В. 2012-2013 год Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса 2 часа в неделю (всего 66 часов) Пояснительная записка Особенности класса: в классе обучаются 30 ребят. Из них 13 девочек и 17 мальчиков. По итогам предварительных бесед с детьми и родителями можно сделать вывод, что уровень готовности к школе у всех разный. Дети посещали разные ДОУ. Объективно можно говорить о средней и ниже средней подготовленности детей к обучению в школе. Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина«Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2009). Учебно-методический комплект составляет следующие пособия
Программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа в неделю). Темы уроков сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям для учителя. Рабочая программа предполагает использование новых подходов в работе, направленных на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Общая характеристика учебного предмета Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру — важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Чтобы достичь целей для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира -при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир . При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний» объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируема вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания. Деятельностный подход — основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе. Задача курса познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира. Используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны усвоить. Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач. Большинство тем рассчитано на 1-2 часа, поэтому уроки окружающего мира, как правило, относятся к типу комбинированного урока изучения нового, включающего как этап изучения нового материала, так и этап закрепления. Содержание тем учебного курса по окружающему миру (66 часов) Тема «Как мы понимаем друг друга» - 9 часов. В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать: -связь жеста и слова; -названия пальцев; -роль слова как символа предметов; -слова обозначают не только предметы, но и их признаки; -правила разумного поведения; -понятия «верх», «низ», «вперед», «назад», лево», «право»; уметь: -пользоваться указкой при показе предметов в школе; -показывать и называть окружающие предметы, их признаки, действия; -обмениваться знаниями со своими друзьями; -использовать свой жизненный опыт в разных жизненных ситуациях; -различать предметы, расположенные спереди и сзади от себя и от другого ученика; -называть предметы, расположенные спереди, сзади, слева, справа, вверху и внизу от самого себя и другого человека; -различать правую и левую руки. Рука и указательный палец - самый простой способ общения.(2) Речь - основной способ общения людей. (2) Ценный совет. (1) Зачем нужен жизненный опыт? (1) Учимся определять положение предметов и направления движения (2) Учимся определять направления «вверх» и «вниз» (1) Учимся пользоваться словами «раньше» и «позже» (1) Тема «как мы узнаем, что перед нами» - 4 часа. В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать: -признаки предметов; уметь: -по набору признаков определять название предмета; -называть признаки предметов; -по свойству, действию и части предмета определять название предмета. Предметы и их признаки (2) Сочетания предметов (2) Тема «Времена года» - 3 часа. В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать: -осенние месяцы; -признаки осени; -осенние явления природы; -как живая природа готовится к зиме; уметь: -вести дневник наблюдений за живой и неживой природой осенью; -по признакам живой и неживой природы определять время года, -оценивать правильность поведения в природе. Осень - природа готовится к зиме. (1) Как мы узнаем, что наступила осень? Экскурсия в парк «Осенняя природа».— 1час Тема «Как ты узнаешь мир» - 4 часа. В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать: -что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг; -основные органы чувств и их роль в жизни человека; -что книги сохраняют и передают знания и опыт всего человечества; уметь: -соотносить органы чувств и их работу в организме человека; -с помощью разных органов чувств различать предметы; -пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы. Твои помощники - органы чувств (2) Наши помощники - ум и память (2) Родители, учителя и книги (2) Тема «Твоя семья и твои друзья» - 7 часов. В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать: -значение семьи в жизни человека; -режим дня; -роли, которые выполняют члены семьи; -правила общения; уметь: -с помощью заданий в учебнике уметь анализировать взаимоотношения в семье; -выбирать поручение в семье по своим силам; -составить рассказ о своей семье с помощью родителей; -вежливо общаться со сверстниками и взрослыми. Ты и твоя семья (2) Один дома (2) Ты и твои друзья (1) Как нужно общаться (2) Тема «Времена года» - 6 часов. В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать: -зимние месяцы; -особенности погоды зимой; -особенности живой и неживой зимней природы ; -свойства воды в различных агрегатных состояниях; уметь: -вести дневник наблюдений за живой и неживой природой зимой; -наблюдать за превращением веществ (таяние и испарение снега и льда); -оказывать помощь птицам зимой; -различать признаки зимы и их называть; -правильно выбирать одежду для зимней прогулки. Зима - покой природы (1) Как мы узнаем, что наступила зима (1) Экскурсия в парк «Зимняя природа» (1) Тема «Что нас окружает» - 10 часов. В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-некоторые виды дорожных знаков; виды улиц; -основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
-примеры основных профессий людей и взаимопомощь людей разных профессий; -основные структуры города, села; -примеры продуктов животноводства, растениеводства; -что такое природные богатства; -признаки твердых , жидких и газообразных состояниях вещества. уметь: -различать жилые дома и специализированные учреждения, виды машин, по их назначению; -правильно вести себя на проезжей части; -различать разные профессии ; -различать полевые культурные растения, овощи , фрукты; -различать морской, воздушный, автомобильный транспорт; -бережно относится к природным богатствам; -отличать твердые тела от жидкости и газа. Мой дом, моя улица (2) Учимся быть пешеходами (1) Учимся быть самостоятельными в городе (1) Хозяйство человека (3) Богатства природы (2) Твердые тела, жидкости и газы (1) Экскурсия «Безопасная дорога в школу» (1) Тема «Времена года» - 4 часа. В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать: -весенние месяцы; -особенности погоды весной; -особенности живой и неживой весенней природы; -определять последовательность событий в природе и их связи; уметь: -вести дневник наблюдений за живой и неживой природой весной; -вместе с родителями делать домик для птиц; -выбирать одежду для весенней прогулки. Весна - природа пробуждается (1) Как мы узнаем, что наступила весна (1) Экскурсия в парк «Весенняя природа» (1) Тема «Живые обитатели планеты» - 9 часов. В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать: -отличия живых организмов от неживых предметов; -свойства живых организмов; -сходство и отличия растений и животных; -что все в природе взаимосвязано; -названия 5-10 названий растений и животных; -отличия человека от животного; -что такое экология; -правила поведения в природе; уметь: -характеризовать отличительные особенности разумного существа - человека; -называть основные группы домашних животных и растений; -различать растения и животных; -перечислять сходство и различие растений и животных; -перечислять свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов. Живые организмы и неживые предметы (2) Растения и животные (2) Связь живого и неживого (1) Многообразие живых организмов (2) Домашние животные и растения - наши друзья (2) Культурные растения — (1) Человек - разумное существо (2) Природа и мы (2) Тема «Времена года» - 2 час. знать / понимать: -знать названия летних месяцев; - особенности живой и неживой природы летом; уметь: -оценивать правильность поведения в природе. Тема «Отчего и почему» - 4 часа. В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать: -что такое причина и следствие; уметь: -уметь находить причины явлений и следствия; Отчего и почему. Дневник наблюдений (1) Повторение — 4 часа Что нас окружает. Живые природные богатства —1ч Природа и мы — 1 час Времена года — 1 час Экскурсия в природу — 1 час Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. |
Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир, 1 класс... А. А. Вахрушева, А. С. Раутиана; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования... | Программа начального общего образования 2012-2013 Окружающий мир... «школа 2100» и обеспечено умк: учебниками «Я и мир вокруг» в 2-х частях, рабочими тетрадями, тетрадями для проверочных работ, методическими... | ||
В помощь библиотекам и библиотечным системам Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2 частях. Часть М.: Баласс, 2011 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. 1класс. ("Я и мир вокруг"). Учебник в 2 частях. Часть Изд. 3-е, перераб.... | ||
Конспект Построение отделения Развернутый строй Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2 частях. Часть М.: Баласс, 2011 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. «Окружающий мир». Учебник-тетрадь 1кл. «Я и мир вокруг». 2011 | ||
Пояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2 частях. Часть М.: Баласс, 2011 | Конспект занятия №18 средняя группа «Значение воздуха на Земле» Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2 частях. Часть М.: Баласс, 2011 | ||
Тема: экосистема озера А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли»). Учебник в 2-х частях. Часть... | Конспект урока «Весна: пробуждение природы» фио (полностью) Кадушкина Вера Алексеевна Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2 частях. Часть М.: Баласс, 2011 | ||
Семинар практикум Базовый учебник Окружающий мир «Я и мир вокруг», 1 класс, часть 2 А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Рутиан | Урок окружающего мира по теме «экосистема озера» А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли»). Учебник в 2-х частях. Часть... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан). М., Баласс, 2013 | Конспект урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Степь» Базовый учебник Окружающий мир «Я и мир вокруг», 1 класс, часть 2 А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Рутиан | ||
Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир, 2 класс. Учебник в 2 частях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной... | Кировское областное государственное общеобразовательное автономное... Базовый учебник Окружающий мир «Я и мир вокруг», 1 класс, часть 2 А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Рутиан |