Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Бардымская гимназия»
село Барда Бардымский район Пермский край
Урок окружающего мира
Глобус – модель Земли
2 класс
Образовательная система «Школа 2100»
Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.
| Составила учитель начальных классов Мавлютова
Гузалия Самигулловна
Категория: высшая.
Образование: высшее.
| ноябрь 2013г. Пояснительная записка.
Урок окружающего мира построен по принципам образовательной системы «Школа 2100» и соответствует деятельностному подходу, который декларируется как основная методологическая основа ФГОС НОО.
Для активизации учебной деятельности использовано проблемно-диалогическое обучение по технологии Мельниковой Е.Н. С помощью подводящих вопросов и проблемы (надо помочь инопланетянину Кинечу) детьми формулируется цель, в диалоге выдвигаются и проверяются гипотезы.
Большинство новых понятий усваивается детьми в практической деятельности: они вращают в руках против часовой стрелки теннисный шарик как модель Земли (при этом их пальчики – это оси вращения), рисуют на шарике полюсы, экватор, параллели, меридианы. Дети водят хоровод и одновременно усваивают, что такое ось вращения, почему она воображаемая, как расположены параллели относительно полюса. На этапе закрепления дети еще раз рисуют все воображаемые линии и точки Земли на листочке в круге.
Такая практическая деятельность способствует пониманию очень трудных для этого возраста терминов и явлений, снимает утомление и вносит игровые оттенки в урок. Психологический комфорт, игровые элементы урока – это еще одно требование новых стандартов к созданию здоровьесберегающих условий, которому отвечает представленный урок.
Данный урок также связан с другими учебными предметами: хоровод они знают с уроков музыки, зашифрованные имя инопланетянина, названия планеты и звезды-солнца его галактики – это не что иное, как записанная в обратном порядке звуковая запись русских названий этих же объектов. На следующем после данного урока уроке русского языка дети сделают звуковой анализ инопланетных слов, прочтут их в обратном порядке и поймут, что они обозначают: кинэчу - ученик, алмэз - Земля, эцнлос - Солнце.
Содержание урока базируется на известных детям знаниях и является в то же время пропедевтическим, так как готовит детей к усвоению темы следующего урока окружающего мира «Земля в космосе». Дети будут готовы к пониманию того, что Земля и Солнце не единственные в космосе, есть и другие солнечные системы. Кроме этого, данный урок является подготовкой к чтению карты и ориентированию по карте в следующих классах, когда будут введены координаты.
На уроке развиваются все УУД: познавательные (добывание с желанием новых знаний), регулятивные (постановка цели, рефлексия), коммуникативные (аргументированное высказывание, диалог с учителем, сверстниками, сказочным персонажем), личностные (стремление помочь другим).
Тема урока: Глобус – модель Земли (первый из двух отведенных на эту тему). Тип урока: введение новых знаний. Цель урока:
развивать познавательные УУД (наблюдение, аргументация, умозаключение, иллюстрирование на практических действиях) на основе освоения новых понятий: глобус, модель, воображаемые линии (параллели, меридианы, полюсы Земли). Коммуникативные: развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе.
Регулятивные: управление своей деятельностью, оценка собственной деятельности на уроке, личного вклада в совместную учебную деятельность.
Оборудование
демонстрационное: глобусы – 6 шт., карточки с новыми названиями, тыква, апельсин, пояс.
Примечание: в роли инопланетянина может быть пятиклассник или кукла.
индивидуальное: теннисные шары, листочки бумаги с нарисованным кругом.
Этапы
| Содержание
| Деятельность учащихся
| 1 этап - мотивационный.
| Урок окружающего мира. Вам нравятся уроки окружающего мира? Почему?
| Ответы. Интересные. Много знаний получаем.
| 2 этап - актуализация знаний.
| Что нового узнали на прошлом уроке?
| Ответы. Мы узнали, как определять стороны горизонта.
| Появляется инопланетянин:
Помогите! Я со своими родителями летел
на космолете с планеты АльмэЗь. Меня зовут Кинечу!
О! Я нечаянно нажал на кнопку пульта
управления, и кабина, в которой я сидел, катапультировалась. А мои родители улетели дальше! Они уже ищут меня, но я не могу объяснить, где я нахожусь! Мне сказали, что вы недавно научились ориентироваться на Земле. Это правда? А что вы умеете?
И как вы это определяете?
Ура! Я спасен! Вы ведь поможете мне объяснить моим родителям, где меня искать, да, ребята?
| Ответы. Да!!! ределять где север и юг, а где запад и восток.
солнцу, по Полярной звезде (подробные ответы детей). | 3 этап - постановка цели.
| Учитель:
Достаточно ли у нас знаний, чтобы указать
родителям точное местонахождение Кинечу? (гипотезы детей подвергаются сомнению. Где родителям искать сына: например, на севере? относительно чего? как далеко?)
Чтобы найти новые ориентиры, я принесла вам вот что (учитель показывает глобус). В классе 6 глобусов – для рассматривания в группах.
| Дети выдвигают разные гипотезы. Обнаруживается недостаточность знаний. ориентиры на Земле!
| 4 этап - открытие новых знаний. Понятия «глобус», «модель».
| Инопланетянин:
Ой! Что это? Точно такой же я видел у родителей на космолете.
Я не понял, что это: Земля или глобус?
С помощью учителя дети выясняют, что Земля – это планета, а глобус – это не настоящая Земля, а ее изображение, модель. Вспоминают, что бывают модели машин, модели зданий, даже человека – например, кукла. На доске появляется надпись:
Глобус – модель Земли
| Ответы.
Беседа.
| Новые знания о том, что изображено на глобусе, о вращении Земли.
Понятие «Ось вращения Земли».
| Инопланетянин:
Я видел: Земля такая же красивая, как на глобусе! А что это на нем нарисовано?
А почему глобус крутится?
А что это за палочка у него?
Учитель:
Это не палочка – это ось вращения.
Инопланетянин:
Что обозначает слово «ось?»
Учитель:
Ось вращения – это середина или центр
вращения. Ось вращения есть у многих предметов, она неподвижна, а вокруг нее происходит движение по кругу (вращение). Например: колесико от машины (показывает и крутит вокруг настоящей оси), в часах стрелки вращаются на оси. Назовите другие предметы.
Н ось вращения а доске появляется надпись:
| Дети объясняют: изображены моря и реки - синим, равнины - зеленым, горы - коричневым цветом. вращается.
Дети называют карусель, волчок, мясорубку, мельницу, пропеллер самолета, новогоднюю елку и др.
| Физкультминутка, совмещенная с усвоением новых знаний
| Учитель:
Ребята, наш хоровод тоже вращается. Есть ли у хоровода ось вращения?
Давайте проверим. Если наш гость Кинечу
с планеты АльмэЗь встанет в круг, а мы поведем хоровод вокруг него?
Только без Кинечу она была невидимая,
воображаемая. Так и планета Земля вращается вокруг своей оси, которая только воображаемая, в центре вращения настоящей Земли нет ни палочки, ни точки.
Н ось вращения воображаемая
адпись на доске дополняется:
А кто знает, в какую сторону вращается
Земля? …? Запомните: Земля вращается против часовой стрелки. Покажите еще раз вращение Земли (хоровод).
На глобусе ось вращения видна и сделана в
виде палочки, которая проходит через центр. Но самое интересное, что ось вращения Земли – наклонная. Запомните: это очень важно.
Все сопровождается показом на глобусе.
Точки, через которые проходит ось вращения, называются полюсами. На Земле 2 полюса (показывает на глобусе): Северный полюс и Южный полюс.
На доске появляется надпись:
Северный полюс. Южный полюс.
Учитель показывает на глобусе точку, примерное местонахождение Пермского края (на месте точки приклеивается стикер).
Это ближе к Южному или Северному полюсу?
Мы вращаемся вместе с Землей по кругу вокруг Северного полюса (показывает на глобусе, дети видят круг, который совершает стикер).
Учитель просит детей перестроиться в 2 круга: мальчики (10 уч-ся) и девочки (15 уч-ся). Образуется 1 большой и 1 маленький круг.
Представьте, наш гость Кинечу стоит в
центре круга, то есть он – Северный полюс. А мы вращаемся вокруг него.
Чей круг длиннее? Короче? Кто ближе к Северному полюсу? Почему?
Круги, по которым мы движемся, называются параллели. У девочек – длинная, у мальчиков – короткая параллель.
Н параллели а доске появляется надпись:
| Дети водят хоровод с песней «Каравай» или «Новогодняя хороводная ».
Ответы.
К Северному полюсу.
длиннее, девочек - короче. Поэтому мальчики ближе к Северному полюсу.
Дети садятся за парты.
| Продолжение 4 этапа.
Понятие «Ось вращения Земли», «Воображаемая ось»,
«Северный и южный полюсы».
| Посмотрите, на глобусе тоже есть параллели. Найдите их.
Покажите параллели ближе к Северному полюсу, дальше от Северного полюса. Которая длиннее? Короче?
Покажите параллели ближе к Южному полюсу, дальше от Южного полюса. Которая длиннее? Короче?
А какая параллель самая длинная? Покажите.
С экватор амая длинная параллель называется:
Параллели, экватор существуют на Земле, или они как полюсы, только воображаемые?
| Дети показывают на глобусе то, что просит учитель.
находится ровно посередине между Северным и Южным полюсом.
Параллели, экватор на Земле только воображаемые. А на глобусе они нарисованы.
| 5 этап. Первичное закрепление полученных знаний.
Дополнение новых знаний.
| Перед вами листочки бумаги с нарисованным кругом. Это Земля. Нарисуйте, как на глобусе, полюсы и параллели и подпишите их.
Посмотрите на глобусы. Кроме параллелей, какие линии вы видите еще?
Что они соединяют?
Запомните: эти линии называют
меридианы
Изобразите меридианы на листочках и подпишите их.
На что похож наш рисунок Земли с линиями?
Вспомните, как мы попадали в нужную клетку?
Откройте учебник на стр. 88.
Внимание, Кинечу, я называю адрес Барды по карте, и твои родители смогут найти тебя по этим координатам.
Ребята, ищем по карте ближе к Северному полюсу параллель 55 (помогает детям найти параллели 50°и 60° и провести карандашом в середине линию. Точно так же ищут меридиан 55°. Точка пересечения и есть Барда).
Кинечу, передавай наши координаты родителям.
| Дети рисуют под руководством учителя, обращая внимание на ось – она наклонная, и экватор – он находится на середине между полюсами.
Сверху вниз.
Северный и Южный полюс.
На известную нам с 1 класса игру «Крестики-нолики».
По адресу, например: b4.
Кинечу «передает» сообщение по телефону родителям.
| 6 этап. Закрепление знаний.
| Инопланетянин:
Спасибо, ребята. Я многому сегодня у вас научился. Эти знания помогут мне ориентироваться и на моей планете АльмэЗь.
Учитель:
Кинечу, чтобы ничего не забыть, давай еще раз все повторим.
Ребята, посмотрите, тыква (показывает) похожа на нашу планету Земля? Чем?
А линии?
(показывает апельсин) А апельсин?
Показывает рисунок огурца, разрезанного кольцами. Расскажите, по каким линиям разрезан огурец: по параллелям или по меридианам? Докажите.
А человек? Что общего можно найти у него и Земли? (учитель надевает яркий пояс)
Молодцы!
Возьмите теннисный шарик. Двумя пальчиками возьмитесь за полюсы вашей маленькой модели Земли. Покажите, в какую сторону вращается Земля? Нарисуйте на месте пальчиков точки-полюсы. Красным цветом проведите экватор, синим – меридианы, зеленым – параллели.
|
Она круглой формы, у нее вместо полюсов хвостик и донышко. Линии – это как меридианы, потому что соединяют полюсы.
Подобные ответы.
Линии - параллели, потому что расположены вокруг полюсов.
Голова - Северный полюс. Ноги -Южный полюс. Талия – экватор.
Учащиеся выполняют задание, учитель следит за правильностью их действий.
| Инопланетянин:
Извините. За мной прилетели родители. Они приземлились к востоку от Барды. Где это, ребята?
А там есть линия, по которой я полечу к родителям?
Как же быть, ведь я собьюсь с пути?!!
Спасибо, ребята. Мы будем с вами переписываться по электронной почте. Наш язык очень похож на ваш. Чем похож – это секрет, который вы раскроете, если проведете звуковой анализ моего имени Кинечу, названий моей планеты АльмэЗь и ближайшей к нам звезды Эцнлос.
До свидания, ребята! (уходит).
| Дети показывают направление из окна (выходит на восток).
Нет, на Земле никакие линии не нарисованы.
А ты ориентируйся по солнцу – оно на востоке. Лети в сторону солнца.
(урок по плану проходит в октябре и проводится первым часом)
| 7 этап. Рефлексивный.
| Учитель:
Что вам было легко на уроке? Что трудно?
Какую оценку за урок вы поставили бы себе? Почему?
На следующем уроке мы все, что узнали сегодня, повторим, но уже в работе с учебником.
Хотите ли выполнить интересное домашнее задание и получить за это отметки?
Дается домашнее задание в рабочей тетради.
| Дети дают ответы.
|
Список использованных источников:
Журналы «Начальная школа» 2008г,2010г,2012г.
Учебник А.А.Вахрушев «Окружающий мир» для 2 класса по программе « Школа 2100» 2013г. и учебник- тетрадь.
Фестиваль педагогических идей « Открытый урок»: http: // festival. Iseptember. ru
|