Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 128.11 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.04.2014
Размер128.11 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Бардымская гимназия»

село Барда Бардымский район Пермский край

Урок окружающего мира

Глобус – модель Земли

2 класс

Образовательная система «Школа 2100»

Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.





Составила учитель начальных классов Мавлютова

Гузалия Самигулловна

Категория: высшая.

Образование: высшее.


ноябрь 2013г.
Пояснительная записка.

Урок окружающего мира построен по принципам образовательной системы «Школа 2100» и соответствует деятельностному подходу, который декларируется как основная методологическая основа ФГОС НОО.

Для активизации учебной деятельности использовано проблемно-диалогическое обучение по технологии Мельниковой Е.Н. С помощью подводящих вопросов и проблемы (надо помочь инопланетянину Кинечу) детьми формулируется цель, в диалоге выдвигаются и проверяются гипотезы.

Большинство новых понятий усваивается детьми в практической деятельности: они вращают в руках против часовой стрелки теннисный шарик как модель Земли (при этом их пальчики – это оси вращения), рисуют на шарике полюсы, экватор, параллели, меридианы. Дети водят хоровод и одновременно усваивают, что такое ось вращения, почему она воображаемая, как расположены параллели относительно полюса. На этапе закрепления дети еще раз рисуют все воображаемые линии и точки Земли на листочке в круге.

Такая практическая деятельность способствует пониманию очень трудных для этого возраста терминов и явлений, снимает утомление и вносит игровые оттенки в урок. Психологический комфорт, игровые элементы урока – это еще одно требование новых стандартов к созданию здоровьесберегающих условий, которому отвечает представленный урок.

Данный урок также связан с другими учебными предметами: хоровод они знают с уроков музыки, зашифрованные имя инопланетянина, названия планеты и звезды-солнца его галактики – это не что иное, как записанная в обратном порядке звуковая запись русских названий этих же объектов. На следующем после данного урока уроке русского языка дети сделают звуковой анализ инопланетных слов, прочтут их в обратном порядке и поймут, что они обозначают: кинэчу - ученик, алмэз - Земля, эцнлос - Солнце.

Содержание урока базируется на известных детям знаниях и является в то же время пропедевтическим, так как готовит детей к усвоению темы следующего урока окружающего мира «Земля в космосе». Дети будут готовы к пониманию того, что Земля и Солнце не единственные в космосе, есть и другие солнечные системы. Кроме этого, данный урок является подготовкой к чтению карты и ориентированию по карте в следующих классах, когда будут введены координаты.

На уроке развиваются все УУД: познавательные (добывание с желанием новых знаний), регулятивные (постановка цели, рефлексия), коммуникативные (аргументированное высказывание, диалог с учителем, сверстниками, сказочным персонажем), личностные (стремление помочь другим).

Тема урока: Глобус – модель Земли (первый из двух отведенных на эту тему).
Тип урока: введение новых знаний.
Цель урока:

развивать познавательные УУД (наблюдение, аргументация, умозаключение, иллюстрирование на практических действиях) на основе освоения новых понятий: глобус, модель, воображаемые линии (параллели, меридианы, полюсы Земли).
Коммуникативные: развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе.

Регулятивные: управление своей деятельностью, оценка собственной деятельности на уроке, личного вклада в совместную учебную деятельность.

Оборудование

демонстрационное: глобусы – 6 шт., карточки с новыми названиями, тыква, апельсин, пояс.

Примечание: в роли инопланетянина может быть пятиклассник или кукла.

индивидуальное: теннисные шары, листочки бумаги с нарисованным кругом.



Этапы

Содержание

Деятельность учащихся

1 этап - мотивационный.

  • Урок окружающего мира. Вам нравятся уроки окружающего мира? Почему?

Ответы. Интересные. Много знаний получаем.

2 этап - актуализация знаний.

  • Что нового узнали на прошлом уроке?




Ответы. Мы узнали, как определять стороны горизонта.

Появляется инопланетянин:

  • Помогите! Я со своими родителями летел

на космолете с планеты АльмэЗь. Меня зовут Кинечу!

  • О! Я нечаянно нажал на кнопку пульта

управления, и кабина, в которой я сидел, катапультировалась. А мои родители улетели дальше! Они уже ищут меня, но я не могу объяснить, где я нахожусь! Мне сказали, что вы недавно научились ориентироваться на Земле. Это правда? А что вы умеете?

  • И как вы это определяете?

  • Ура! Я спасен! Вы ведь поможете мне объяснить моим родителям, где меня искать, да, ребята?

Ответы. Да!!!

  • Мы знаем, как оп-

ределять где север и юг, а где запад и восток.


  • По компасу, по

солнцу, по Полярной звезде (подробные ответы детей).

  • Да!!!

3 этап - постановка цели.

Учитель:

  • Достаточно ли у нас знаний, чтобы указать

родителям точное местонахождение Кинечу? (гипотезы детей подвергаются сомнению. Где родителям искать сына: например, на севере? относительно чего? как далеко?)

  • Чтобы найти новые ориентиры, я принесла вам вот что (учитель показывает глобус). В классе 6 глобусов – для рассматривания в группах.

Дети выдвигают разные гипотезы. Обнаруживается недостаточность знаний.

  • Нам нужны новые

ориентиры на Земле!

4 этап - открытие новых знаний. Понятия «глобус», «модель».

Инопланетянин:

  • Ой! Что это? Точно такой же я видел у родителей на космолете.

  • Я не понял, что это: Земля или глобус?

С помощью учителя дети выясняют, что Земля – это планета, а глобус – это не настоящая Земля, а ее изображение, модель. Вспоминают, что бывают модели машин, модели зданий, даже человека – например, кукла. На доске появляется надпись:


Глобус – модель Земли



Ответы.

  • Это Земля! Это глобус!


Беседа.

Новые знания о том, что изображено на глобусе, о вращении Земли.

Понятие «Ось вращения Земли».

Инопланетянин:

  • Я видел: Земля такая же красивая, как на глобусе! А что это на нем нарисовано?


  • А почему глобус крутится?

  • А что это за палочка у него?

Учитель:

  • Это не палочка – это ось вращения.

Инопланетянин:

  • Что обозначает слово «ось?»

Учитель:

  • Ось вращения – это середина или центр

вращения. Ось вращения есть у многих предметов, она неподвижна, а вокруг нее происходит движение по кругу (вращение). Например: колесико от машины (показывает и крутит вокруг настоящей оси), в часах стрелки вращаются на оси. Назовите другие предметы.

Н
ось вращения
а доске появляется надпись:




Дети объясняют:

  • На глобусе

изображены моря и реки - синим, равнины - зеленым, горы - коричневым цветом.

  • Земля тоже

вращается.

Дети называют карусель, волчок, мясорубку, мельницу, пропеллер самолета, новогоднюю елку и др.

Физкультминутка, совмещенная с усвоением новых знаний

Учитель:

  • Ребята, наш хоровод тоже вращается. Есть ли у хоровода ось вращения?

  • Давайте проверим. Если наш гость Кинечу

с планеты АльмэЗь встанет в круг, а мы поведем хоровод вокруг него?

  • Только без Кинечу она была невидимая,

воображаемая. Так и планета Земля вращается вокруг своей оси, которая только воображаемая, в центре вращения настоящей Земли нет ни палочки, ни точки.

Н
ось вращения воображаемая

адпись на доске дополняется:




  • А кто знает, в какую сторону вращается

Земля? …? Запомните: Земля вращается против часовой стрелки. Покажите еще раз вращение Земли (хоровод).

  • На глобусе ось вращения видна и сделана в

виде палочки, которая проходит через центр. Но самое интересное, что ось вращения Земли – наклонная. Запомните: это очень важно.

Все сопровождается показом на глобусе.

Точки, через которые проходит ось вращения, называются полюсами. На Земле 2 полюса (показывает на глобусе): Северный полюс и Южный полюс.

На доске появляется надпись:


Северный полюс. Южный полюс.


  • Мы живем здесь.

Учитель показывает на глобусе точку, примерное местонахождение Пермского края (на месте точки приклеивается стикер).

  • Это ближе к Южному или Северному полюсу?

  • Мы вращаемся вместе с Землей по кругу вокруг Северного полюса (показывает на глобусе, дети видят круг, который совершает стикер).

Учитель просит детей перестроиться в 2 круга: мальчики (10 уч-ся) и девочки (15 уч-ся). Образуется 1 большой и 1 маленький круг.

  • Представьте, наш гость Кинечу стоит в

центре круга, то есть он – Северный полюс. А мы вращаемся вокруг него.

  • Чей круг длиннее? Короче? Кто ближе к Северному полюсу? Почему?

  • Круги, по которым мы движемся, называются параллели. У девочек – длинная, у мальчиков – короткая параллель.

Н
параллели
а доске появляется надпись:



Дети водят хоровод с песней «Каравай» или «Новогодняя хороводная ».

Ответы.

К Северному полюсу.


  • Круг мальчиков

длиннее, девочек - короче. Поэтому мальчики ближе к Северному полюсу.

Дети садятся за парты.

Продолжение 4 этапа.

Понятие «Ось вращения Земли», «Воображаемая ось»,

«Северный и южный полюсы».

  • Посмотрите, на глобусе тоже есть параллели. Найдите их.

  • Покажите параллели ближе к Северному полюсу, дальше от Северного полюса. Которая длиннее? Короче?

  • Покажите параллели ближе к Южному полюсу, дальше от Южного полюса. Которая длиннее? Короче?

  • А какая параллель самая длинная? Покажите.

  • С
    экватор
    амая длинная параллель называется:



  • Параллели, экватор существуют на Земле, или они как полюсы, только воображаемые?




Дети показывают на глобусе то, что просит учитель.



  • Та, которая

находится ровно посередине между Северным и Южным полюсом.

Параллели, экватор на Земле только воображаемые. А на глобусе они нарисованы.

5 этап. Первичное закрепление полученных знаний.

Дополнение новых знаний.

  • Перед вами листочки бумаги с нарисованным кругом. Это Земля. Нарисуйте, как на глобусе, полюсы и параллели и подпишите их.


  • Посмотрите на глобусы. Кроме параллелей, какие линии вы видите еще?

  • Что они соединяют?

  • Запомните: эти линии называют


меридианы


  • Изобразите меридианы на листочках и подпишите их.

  • На что похож наш рисунок Земли с линиями?

  • Вспомните, как мы попадали в нужную клетку?

  • Откройте учебник на стр. 88.

  • Внимание, Кинечу, я называю адрес Барды по карте, и твои родители смогут найти тебя по этим координатам.

  • Ребята, ищем по карте ближе к Северному полюсу параллель 55 (помогает детям найти параллели 50°и 60° и провести карандашом в середине линию. Точно так же ищут меридиан 55°. Точка пересечения и есть Барда).

  • Кинечу, передавай наши координаты родителям.

Дети рисуют под руководством учителя, обращая внимание на ось – она наклонная, и экватор – он находится на середине между полюсами.

  • Сверху вниз.

  • Северный и Южный полюс.

На известную нам с 1 класса игру «Крестики-нолики».

По адресу, например: b4.

Кинечу «передает» сообщение по телефону родителям.

6 этап. Закрепление знаний.

Инопланетянин:

  • Спасибо, ребята. Я многому сегодня у вас научился. Эти знания помогут мне ориентироваться и на моей планете АльмэЗь.

Учитель:

  • Кинечу, чтобы ничего не забыть, давай еще раз все повторим.

  • Ребята, посмотрите, тыква (показывает) похожа на нашу планету Земля? Чем?

  • А линии?



  • (показывает апельсин) А апельсин?

  • Показывает рисунок огурца, разрезанного кольцами. Расскажите, по каким линиям разрезан огурец: по параллелям или по меридианам? Докажите.



  • А человек? Что общего можно найти у него и Земли? (учитель надевает яркий пояс)



  • Молодцы!

  • Возьмите теннисный шарик. Двумя пальчиками возьмитесь за полюсы вашей маленькой модели Земли. Покажите, в какую сторону вращается Земля? Нарисуйте на месте пальчиков точки-полюсы. Красным цветом проведите экватор, синим – меридианы, зеленым – параллели.


  • Она круглой формы, у нее вместо полюсов хвостик и донышко. Линии – это как меридианы, потому что соединяют полюсы.

Подобные ответы.

  • Линии - параллели, потому что расположены вокруг полюсов.

  • Голова - Северный полюс. Ноги -Южный полюс. Талия – экватор.


Учащиеся выполняют задание, учитель следит за правильностью их действий.

Инопланетянин:

  • Извините. За мной прилетели родители. Они приземлились к востоку от Барды. Где это, ребята?

  • А там есть линия, по которой я полечу к родителям?

  • Как же быть, ведь я собьюсь с пути?!!




  • Спасибо, ребята. Мы будем с вами переписываться по электронной почте. Наш язык очень похож на ваш. Чем похож – это секрет, который вы раскроете, если проведете звуковой анализ моего имени Кинечу, названий моей планеты АльмэЗь и ближайшей к нам звезды Эцнлос.

  • До свидания, ребята! (уходит).

Дети показывают направление из окна (выходит на восток).


  • Нет, на Земле никакие линии не нарисованы.

  • А ты ориентируйся по солнцу – оно на востоке. Лети в сторону солнца.

(урок по плану проходит в октябре и проводится первым часом)

7 этап. Рефлексивный.

Учитель:

  • Что вам было легко на уроке? Что трудно?

  • Какую оценку за урок вы поставили бы себе? Почему?

  • На следующем уроке мы все, что узнали сегодня, повторим, но уже в работе с учебником.

  • Хотите ли выполнить интересное домашнее задание и получить за это отметки?

  • Дается домашнее задание в рабочей тетради.

Дети дают ответы.


Список использованных источников:

  1. Журналы «Начальная школа» 2008г,2010г,2012г.

  2. Учебник А.А.Вахрушев «Окружающий мир» для 2 класса по программе « Школа 2100» 2013г. и учебник- тетрадь.

  3. Фестиваль педагогических идей « Открытый урок»: http: // festival. Iseptember. ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск