Скачать 56.46 Kb.
|
Как определить уровень готовности ребенка к обучению школе? С помощью следующего теста Вы можете выявить уровень общей готовности Вашего ребенка к обучению в школе. Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл. 1. В школе у меня будет много новых друзей. 2. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья – уже первоклассники 3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками. 4. Каникулы - это самое лучшее в школьной жизни 5. Интересно, как выглядит классная комната. 6. Я обязательно буду учиться хорошо. 7. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены. 8. Я думаю, что в школе будет интереснее, чем в детском саду. 9. Мне очень интересно, какие в школе уроки.. 10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад. Подсчитайте результаты. 1-3 б. – Ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу. 4-8 б. – Ваш малыш хочет в школу, но важно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует - новые друзья или уроки. Если больше утвердительных ответов получено по вопросам первой части теста, то ребенок еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов по вопросам второй половины, то ваш малыш вполне представляет, для чего ходят в школу. 9-10 б. – Ваш малыш хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно. По итогам теста побеседуйте с ребенком. Важно заинтересовать малыша, показать ему, что в школе ему может быть очень интересно, расскажите, что в школе у него появится много новых друзей, что он будет весело и интересно проводить каникулы. Объясните ему, что учеба - это занятие само по себе весьма занимательное, но непростое, что в школе он узнает много нового и интересного. Рассказывая ему о школе, не приукрашивайте будущую действительность. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно. Уделяйте больше внимания целенаправленной подготовке к школе – в этом Вам помогут материалы данного пособия. Необходимые занятия с мамой, папой или бабушкой, особенно в игровой форме, должны вызвать у ребенка интерес к учебе, к процессу познания. Помимо определения уровня общей готовности ребенка к обучению в школе, родителям следует обратить внимание и на некоторые другие показатели развития ребенка: Развитие речи и готовность к овладению грамотой Умение интонационно выделять заданный звук в начале слова; Умение различать гласные и согласные звуки. Умение членить слова на слоги. Умение строить простые предложения из 4 и более слов. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному. Умение составлять рассказы о предметах, событиях. Умение самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов. Развитие элементарных математических представлений Умение считать и отсчитывать предметы заданного количества. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного. Знание цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Умение соотносить цифру и число предметов. Умение измерять длину предметов с помощью условной меры. Умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги. Кругозор ребенка: Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей, перечислить состав семьи. Иметь общие понятия о профессиях, занятиях взрослых. Знать правила поведения в общественных местах. Знать правила безопасного поведения на улице. Иметь общие представления о временах года, сезонных явлениях. Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность. Знать названия частей суток и их последовательность Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе? Отдельный разговор о социально-личностной и психологической готовности ребенка к обучению в школе объясняется тем, что зачастую именно они становится предметом тестирования, изучения при приеме ребенка в школу. Задание для взрослых: Внимательно и терпеливо наблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на поведение вашего ребенка во время его общения со сверстниками. Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не подталкивайте его к каким-либо действиям. Помните: ваша цель - наблюдение. Основой для наблюдения могут стать следующие вопросы: 1. Легко ли Ваш ребенок вступает в контакт с незнакомыми детьми? 2. Нравится ли он сам себе? Доволен ли он собой? 3. Часто ли Ваш ребенок обижается и плачет? 4. Участвует ли он в играх-соревнованиях или избегает их? 5. Есть ли у ребенка желание играть со сверстниками? 6. Часто ли он участвует в драках? 7. Как Ваш ребенок выходит из конфликтных ситуаций? 8. Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется? 9. Разговорчив ли ваш ребенок или молчалив? 10. Спокойный ли у него сон? 11. Есть ли у Вашего ребенка друзья? 12. Принимают ли его в игру знакомые дети? 13. Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распределить роли и т. д.)? 14. Умеет ли отстаивать свое мнение? 15. Есть ли у него трудности с речью? Материалы наблюдений дадут Вам ответ о социально-личностной готовности ребенка к обучению в школе. Идеальный вариант – ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых). Если что-то в социально-личностной развитии ребенка Вас беспокоит, советуем Вам обратиться к диагностике М. Корепановой и др. О психологической готовности к обучению в школе свидетельствуют: - учебная мотивация ребенка (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний); - умение ребенка принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание); - развитие школьно-значимых психологических функций, познавательных способностей: ·развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами). ·пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — назад, слева — справа). ·координация в системе глаз-рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг). ·развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам). ·развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут). ·развитие произвольной памяти (способность связывать запоминаемый материал с конкретным символом: слово-картинка либо слово-ситуация). Рекомендации родителям будущих первоклассников: - Следует рассказать ребенку, что означает "быть школьником" и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению новых знаний, вытесняя тем самым привлекательность внешних проявлений школьной жизни (учебники, ранец и пр.) и заменяя ее содержательной стороной. - Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами. - Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не лишая его при этом разнообразной и своевременной обратной связи. Реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми - на одинаковые. - Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, проявляйте уважение к школе как самому важному делу вашего ребенка. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то малыш делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной никчемностью. - Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей не должна стать разрушительной, снижать самооценку ребенка, увеличивать его неуверенность и тревожность. - Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздороваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте покачаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседских детей, с кем ваш ребенок дружил до школы. - Очень важно - уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему. Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В такой тетради он сможет описывать каждый свой день или хотя бы одно событие. Благодаря этой возможности у ребенка появится опыт размышлений о себе и своей жизни. |