| МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
|
Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения
и медицины катастроф
Учебно-методический комплекс по дисциплине
безопасность жизнедеятельности
для студентов факультета социальной работы
Основная образовательная программа 62 бакалавр
Утверждено на заседании
кафедры МПЗ и МК СГМУ:
Протокол № 7
« 11 » апреля 2013 г.
Зав. кафедрой д.м.н., доц.
Ю.Е. Барачевский Авторы-составители:
Барачевский Ю.Е., д.м.н., доц., зав. каф.
Коробицын А.П. к.м.н., ст. преп.
Кубасов Р.В., к.б.н., ст. преп.
Бойко И.М., к.м.н., доц.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
|
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой мобилизационной Декан факультета психологии и
подготовки здравоохранения социальной работы
и медицины катастроф
д.м.н., доц. к.м.н., доц.
Ю.Е. Барачевский С.В. Маруняк « 21 » января 2013 года « » апреля 2013 года РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине – безопасность жизнедеятельности
По направлению подготовки – специальность 040400-социальная работа
Курс – III (5 семестр)
Вид промежуточной аттестации – экзамен
Кафедра – мобилизационной подготовки здравоохранения
и медицины катастроф
Трудоемкость дисциплины – 216 час (6 зачетных единиц)
Архангельск, 2013
1. Цель и задачи освоения дисциплины 1.1. Целью освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) является формирование культуры безопасности, под которой понимается овладение выпускником по специальности «Социальная работа» общекультурными и профессиональными компетенциями для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, готовности и способности к действиям по решению задач в различных видах чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирного и военного времени.
1.2. Реализация цели достигается путем:
а) понимания:
- проблем, угроз и рисков, связанных с жизнедеятельностью человека в повседневных условиях;
- рисков, обусловленных воздействием поражающих факторов различных видов ЧС;
- роли и значения специалистов по социальной работе в ликвидации последствий ЧС;
- особенностей профессиональной деятельности специалистов по социальной работе в очагах массового поражения;
- необходимости познания основ научного анализа в сфере безопасности.
б) приобретения:
- теоретических знаний о сущности и развитии крупных аварий и катастроф, с последующим формированием ЧС на той или иной территории (объекте)
- знаний о создании и функционировании Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
- знаний по организации оказания первой помощи пострадавшим в ЧС мирного и военного времени;
- знаний, умений и навыков обеспечения безопасности персонала и людей, находящихся в социальных учреждениях в режимах повседневной деятельности, угрозы или возникновения ЧС;
- навыков по основам научного анализа прогнозируемых и свершившихся ЧС, их последствий, порядка и организации их ликвидации.
в) формирования:
- умений предвидеть, предупреждать влияние на человека поражающих факторов угроз и опасностей;
- готовности к участию в проведении мероприятий по защите населения и медицинского персонала от угроз мирного и военного времени;
- гражданственности, патриотизма и ответственности;
- мотивации и способностей к профессиональному самообразованию в области безопасности жизнедеятельности будущего специалиста в управленческой сфере.
Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к циклу профессиональных дисциплин по специальности Социальная работа ВПО.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
- в цикле гуманитарных, математических и естественнонаучных дисциплин: история, введение в профессию «Социальная работа», современная, научная картина мира;
- в цикле профессиональных дисциплин: теория социальной работы, история социальной работы, правовое обеспечение социальной работы, современные теории социального благополучия, конфликтология в социальной работе, методы исследования в социальной работе, управление в социальной работе, социальная информатика, основы социальной медицины, психология социальной работы.
Требования к результатам освоения дисциплины
Изучение дисциплины направлено на формирование:
а) общекультурных компетенций (ОК):
- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- готовности к сотрудничеству с коллегами и работе в коллективе, команде (ОК-3);
- способности вырабатывать грамотные управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовности нести за них ответственность (ОК-4);
- знание нормативных правовых актов в сфере безопасности жизнедеятельности и умение использовать их в своей деятельности (ОК-5);
- стремления к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК- 6);
- осознания социальной значимости своей будущей профессии, обладания высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
- использования в профессиональной деятельности основных законов развития естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
- понимания сущности и значения информации в развитии современного общества, сознания опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдения основных требований информационной безопасности, в том числе в сфере ее защиты (ОК-11);
- умений и владения оказанием основных методов медико-социальной помощи, защиты производственного персонала и населения от негативных последствий прогнозируемых аварий, катастроф и стихийных бедствий (ОК-15);
- готовности к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия (ОК-20).
б) профессиональных компетенций (ПК)
- готовности к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих специфику социокультурного развития общества, особенности современного сочетания глобального, национального и регионального компонентов (ПК-1);
- готовности к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-3);
- способности к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5);
- способности целенаправленно и эффективно реализовывать современные проблемы и технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населения, в том числе в условиях чрезвычайных ситуациях (ПК-9, 15);
- способности к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (ПК-11);
- способности определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия (ПК-16);
- готовности к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья (ПК-17);
- способности к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работе, медико-социальной помощи; (ПК-20);
- способности к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной и медико-социальной защите, помощи; (ПК-24);
- способности к организационно-управленческой работе в социальных учреждениях и службах (ПК-25);
- готовности к координации психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий, а также деятельности различных специалистов в решении задач социальной зашиты населения (ПК-26);
- способности к работе с персоналом учреждений социальной сферы, к планированию и координации деятельности по решению актуальных задач социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-27);
- способности создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для сохранения и обеспечения физического, психического и социального здоровья людей (ПК-35). В результате изучения дисциплины студент обязан:
а) знать:
основные этапы развития социальной культуры, обеспечения безопасности общества;
специфику социокультурного развития своей страны и региона проживания;
основы современного медицинского знания;
основы современной теории социального благополучия, качества жизни, физического, психического и социального здоровья, безопасности жизнедеятельности;
основные технологии и области применения психосоциальной работы, социальной медицины для обеспечения безопасности;
источники и систему права, систему законодательства в России касательно безопасности жизнедеятельности;
общенаучные и специальные методы исследования безопасности жизнедеятельности в социальной работе.
б) уметь:
давать объективную оценку опасным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе;
учитывать специфику социального здоровья и социокультурного развития объекта социальной помощи при возникновении опасности;
юридически правильно квалифицировать обстоятельства, возникающие при осуществлении профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в случае опасности;
основывать выбор технологий в соответствии с эффективной моделью теории и практики социальной работы, в том числе медико-социальной помощи для обеспечения безопасности.
в) владеть:
понятийным аппаратом современной психологии, социальной медицины и социологии, способами самостоятельной работы для обеспечения безопасности;
основными навыками и умениями, необходимыми для реализации практики психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы при возникновении опасности;
технологиями организации комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи при нарушении нормального ритма жизнедеятельности.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часов)
Вид учебной работы
| Всего часов
5 семестр
| Аудиторные занятия (всего)
| 108
| В том числе:
| лекции (Л)
| 36
| практические занятия (ПЗ)
| 72
| Самостоятельная работа
| 72
| Экзамен
| 36
| Общая трудоемкость (час.)
| 216
|
5. Содержание дисциплины 5.1 Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
|
| Понятие о жизне-деятельности человека и основах его безопасности.
| Понятие о жизнедеятельности человека и среде его обитания. Окружающая человека среда, ее эволюция и факторы риска. Составляющие системы «человек-среда обитания»: бытовая, производственная, городская, природная среда.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД), как наука (секьюритология): определение, цель, задачи, методы, способы и средства ее обеспечения; нормативно-правовое регулирование. Значение БЖД в России, проблемы и перспективы развития.
Классификация негативных факторов: естественные, антропогенные, физические, химические, биологические, психофизиологические, травмирующие. Показатели оценки воздействия негативных факторов: численность погибших и травмированных, проблемы демографии, материальный и социальный ущерб и т.п.
Безопасность быта и услуг: воды, продовольствия, лекарств, бытовой техники и бытовой химии.
Здоровье человека, как один из основных факторов БЖД. Факторы среды обитания, формирующие здоровье человека (режим труда и отдыха, питание, физкультура, семья) и разрушающие его (гиподинамия, вредные привычки, заболевания, профессиональные вредности и т.д.).
Культура БЖД, механизмы ее привития, роль человеческого фактора в снижении рисков опасности и значение морально-психологической подготовки населения.
|
| Национальная безо-пасность, правовое регулирование внешние и внутрен-ние угрозы.
| Национальная безопасность, ее сущность и правовая основа. Геополитическое положение России в мировом сообществе. Стратегия национальной безопасности и система национальных интересов России. Внешние и внутренние угрозы России, их виды (в том числе в здравоохранении, образовании и науке), характеристика и пути нивелирования.
|
| Характеристика сов-ременных средств боевого воздействия и виды войн.
| Военная доктрина РФ и угрозы военной безопасности. Современные средства вооруженной борьбы, их характеристика и поражающие факторы. Виды войн и их медико-социальные аспекты.
|
| Чрезвычайные ситуации, их медико-социальные аспекты и классификации.
| Понятие о ЧС, их источники, распространенность, среднегодовая структура, фазы развития, поражающие факторы, виды поражений (повреждений), структура социально-экономических и медико-санитарных послед-ствий. Классификации ЧС.
Источники, виды прогнозируемых ЧС и структура поражений населения при их возникновении на территории европейского севера России и Архангельской области.
|
| Защита населения в чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
| Понятие о защите населения в ЧС мирного и военного времени, ее нормативно-правовое регулирование. Цели, задачи, принципы, способы и средства защиты населения и личного состава Вооруженных Сил РФ. Классификация и характеристика средств индивидуальной и коллективной защиты, их физиолого-гигиеническая и санитарно-гигиеническая оценка. Табельные и подручные средства оказания первой помощи пострадавшим в ЧС. Медицинские средства защиты, их характеристика, роль и значение.
Эвакуация и рассредоточение населения, как способ его защиты в ЧС, организационные основы их подготовки и проведения.
Понятие об индикации высокотоксичных веществ, ее методы, их биолого-экономическая оценка. Технические средства индикации.
Специальная обработка населения и предметов окружающей среды, зараженных высокотоксичными веществами. Виды специальной обработки и ее составные части. Средства проведения специальной обработки.
|
| Безопасность функционирования объектов социально-экономической сферы
| Характеристика и формы проявления угроз здоровью и жизни персонала, пациентов и обеспечиваемых в учреждениях здравоохранения, социальной защиты населения и других социально-значимых объектах.
Система обеспечения охраны труда, техники безопасности персонала объектов социально-экономической сферы: подходы и методы, способы и средства, вопросы и проблемы. Роль медицинского освидетельствования персонала объектов экономики и всего населения.
Пути и направления обеспечения пожарной, энергетической, технологической, радиационной, химической, биологиче-ской, психологической и иной безопасности на объектах социально-экономической сферы.
|
| Единая государст-венная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
| Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): цели, задачи, структура, силы и средства, организация и принципы работы на всех уровнях территориального устройства РФ.
Виды режимов функционирования РСЧС и выполняемые в них мероприятия. Основы организации подготовки и порядка проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР) при ЧС.
|
| Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) и служба санитарно-эпидемиологическо-го надзора (ССЭН): цели, задачи и организационная структура.
| Структура органов управления и учреждений здравоохра-нения (УЗ) в РФ, их предназначение.
Организация ведения работы по совершенствованию готовности УЗ и их персонала к работе в ЧС.
Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК): история развития, цели, задачи, структура, уровни и режимы функционирования. Нормативно-правовая основа.
Служба санитарно-эпидемиологического надзора (ССЭН): цели, задачи, структура уровни и режимы функционирования. Нормативно-правовая основа.
Учреждения и формирования ВСМК и ССЭН: предназначение, структура, варианты использования в повседневных условиях и при возникновении ЧС.
|
| Основы организации лечебно-эвакуацион-ного, санитарно-про-тивоэпидемического обеспечения насе-ления и территорий, пострадавших в ЧС, и порядок медицин-ского снабжения уч-реждений и форми-рований СМК и ССЭН, участвующих в ликвидации пос-ледствий ЧС
| Сущность системы лечебно-эвакуационного обеспечения, в том числе медико-психологического, (ЛЭО) и санитарно-противоэпидемического обеспечения (СПЭО), их цели, задачи и составные части.
Организация и порядок обеспечения формирований и учреждений ВСМК и ССЭН медицинским имуществом и оборудованием.
Психотравмирующие факторы ЧС, виды нервно-психических расстройств и особенности их развития у населения и различных категорий спасателей, участвующих в ликвидации последствий ЧС.
|
| Медико-социальные аспекты безопаснос-ти населения в ЧС
| Причины роста ЧС в РФ. Основные направления обеспечения медико-санитарной защиты населения в ЧС.
Медико-социальные аспекты демографической проблемы.
Виды и характеристика социально-обусловленных болезней в РФ, их причины и пути предотвращения, снижения..
Вопросы и проблемы экологической безопасности населения и пути ее совершенствования.
|
| Медико-социальная характеристика химических катаст-роф.
| Источники техногенной и бытовой химической опасности. Понятия об аварийно-опасных химических веществах (АОХВ), боевых отравляющих веществах (БОВ) и химически-опасных объектах (ХОО), их классификации.
Виды аварий на ХОО и этапы их развития. Понятие об очагах химического поражения и заражения, их классификация и тактическая оценка.
Простейшая токсикологическая характеристика АОХВ и БОВ нейротоксического, цитотоксического, пульмоно-токсического, общеядовитого, психотического и раздражающего действия; ядовитые технические жидкости. Закономерности взаимодействия организма с этими токсикантами (пути поступления в организм, механизм взаимодействия, симптомы отравлений).
Основы медико-социального обеспечения населения пострадавшего в ЧС химического генеза (первая помощь, эвакуационные мероприятия, меры профилактики).
|
| Химико-экологиче-ская характеристика Архангельской об-ласти и пути совер-шенствования ее токсикологической безопасности.
| Распространенность и роль химических веществ в бытовой и производственной сфере деятельности человека, в том числе и на территории Архангельской области. Угрозы возникновения ЧС химического генеза и вялотекущего воздействия малотоксичных веществ для населения.
Комплекс мер по совершенствованию токсикологической безопасности.
|
| Организация профи-лактической работы по химической безо-пасности в учрежде-ниях социальной сферы.
| Структура и распространенность химических веществ в учреждениях медико-социальной сферы и их вклад в состояние здоровья медицинских специалистов.
Модель организации профилактической работы по химической безопасности в учреждениях социальной сферы, ее сущность и порядок внедрения в рабочий процесс.
|
| Медико-социальная характеристика радиационных катастроф.
| Виды и характеристика ионизирующих излучений, их биологическое действие и количественная оценка. Структура радиационно-опасных объектов (РОО).
Классификация радиационных аварий и катастроф. Характеристика очагов и зон радиационного поражения.
Виды радиационных поражений и их характеристика, исходя из путей поступления радиоактивных веществ (РВ) и доз внешнего облучения. Допустимые дозы облучения и дозы, вызывающие острую лучевую болезнь. Ближайшие и отдаленные последствия облучения.
Медико-социальное обеспечение населения при ликвидации последствий ЧС радиационного характера. Средства профилактики радиационных поражений.
|
| Медико-социальная характеристика транспортных ава-рий и катастроф.
| Виды транспортных катастроф, их характеристика.
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и катастрофы (ДТК): причины, частота, последствия, структура повреждений у людей.
Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте: причины, структура повреждений у людей.
Аварии и катастрофы на авиационном транспорте: характеристика, структура повреждений у людей.
Аварии и катастрофы на водном (морском и речном) транспорте: особенности и структура повреждений у людей.
Аварии на трубопроводном транспорте, их медико-социальные аспекты.
Основы оказания медицинской помощи пострадавшим в различных видах транспортных катастроф.
|
| Медико-социальная характеристика террористических актов.
| Понятие о терроризме, как виде социальных ЧС и глобальной мировой проблеме.
Классификация терактов по виду используемых средств, характеру их применения и способу причинения ущерба. Масштабы терактов в зависимости от целей и способов их осуществления.
Виды терактов по исполнению (на открытой территории и в закрытых помещениях), структура повреждений у людей.
Основы оказания медицинской помощи пострадавшим при террористических актах.
Общие правила поведения при захвате террористами социально значимого объекта.
|
| Медико-социальная характеристика чрезвычайных ситу-аций пожаро-взры-воопасного характе-ра.
| Понятие о пожаре, взрыве, пожаровзрывоопасных веществах и объектах. Классификация пожаров.
Величина и структура потерь среди населения при пожарах.
Основы оказания медико-социальной помощи пострадавшим при пожарах.
|
| Медико-социальная характеристика чрезвычайных ситуаций природно-го характера.
| Понятие о природных катастрофах (стихийных бедствиях), их классификация.
Наводнение – причины, структура травм и нарушений здоровья, их зависимость от внешних факторов и периода суток.
Землетрясение – характер, величина и структура потерь среди населения.
Прочие природные ЧС и их оценка (морозы, снегопады; жара, засуха; ураганы, циклоны, смерчи; сели, сход лавин и т.п.).
Организация оказания медико-социальной помощи пострадавшим. Превентивные меры, проводимые на территориях, потенциально-опасных по возникновению ЧС природного характера.
|
| Медико-социальная характеристика чрез-вычайных ситуаций биолого-социально-го характера.
| Понятие о биолого-социальных ЧС: источники возникнове-ния, факторы развития и распространения. Виды вспышечной инфекционной заболеваемости и особо-опасных инфекций, их медико-социальная характеристика.
Организация ликвидации последствий биолого-социальных ЧС (введение режимов обсервации и карантина, проведение экстренной профилактики, взаимодействие с ведомственным здравоохранением и исполнительной властью).
|
| Гражданская оборона: предназна-чение, задачи, струк-тура и ее медицин-ская составляющая.
| Понятие о гражданской обороне (ГО): предназначение, задачи, структура и ее исторические аспекты. Роль здравоохранения в системе ГО, его задачи и структура, принципы создания и подготовки персонала, включенного в формирования гражданской обороны в сфере здраво-охранения (ГОЗ). Силы и средства здравоохранения в системе ГО.
|
| Организация подго-товки и проведения эвакуации и рассре-доточения населения в загородную зону.
| Сущность понятий об эвакуации и рассредоточении населения в загородную зону военного времени. Понятие об эвакуационных органах и пунктах эвакуации и организации подготовки предприятий, учреждений и их персонала к эвакуационным мероприятиям.
|
| Основы мобилизационной подготовки и мобилизации населения
| Понятие, сущность, принципы, содержание, правовая основа мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохра-нения. Воинский учет, его виды и организация проведения.
Мобилизационный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества: предназначение, порядок создания, накопления, хранения и освежения.
| |