Урок мхк в 8 классе Интернациональная готика Цель: Расширить знания, об особенностях готического храма на основных этапах развития в разных странах. Ход урока Эпиграф: «Стихийный лабиринт и неподвижный лес Души готической рассудочная пропасть…»





Скачать 123.33 Kb.
НазваниеУрок мхк в 8 классе Интернациональная готика Цель: Расширить знания, об особенностях готического храма на основных этапах развития в разных странах. Ход урока Эпиграф: «Стихийный лабиринт и неподвижный лес Души готической рассудочная пропасть…»
Дата публикации23.08.2014
Размер123.33 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Урок МХК в 8 классе

Интернациональная готика

Цель: Расширить знания, об особенностях готического храма на основных этапах развития в разных странах.

Ход урока

Эпиграф: «Стихийный лабиринт и неподвижный лес

Души готической рассудочная пропасть…»

Осип Мандельштам

Готический стиль в архитектуру Европы пришёл в ХII веке, а последние сооружения относятся к ХV веку; некоторые храмы стоились не одно столетие. За эти века готика прошла три этапа развития:

– ранняя («новая французская манера»)

- высокая («лучистая»)

- поздняя («пламенеющая»)

Первая группа: - Собор Нотр-Дам в Шартре сохранил тяжёлую романскую стену с преобладанием в её членении горизонтали, романский полуциркульный силуэт аркад и оконных проёмов. Башни собора не имеют никакого сходства с хрупкими кружевными готическими башнями. Окно состоит из нескольких круглых проёмов с витражами, что мало похоже на окно-розу. Вывод: данный храм был возведён на первом этапе развития готики.

3_2_31

Вторая группа: - Собор в Амьене можно отнести ко второму, высокому этапу развития готической архитектуры. О чём можно судить по роскошному «лучистому» окну-розе, по глубоким перспективным порталам, по стрельчатым аркам, которые повторяются как в порталах, так и в окнах второго яруса и башнях; в более вытянутых вверх формах храма (самый высокий из готических соборов), а также обилии скульптур на фасаде здания.

3_2_30
Собор в Амьене.1218-1288 г.

Ярким образцом стиля поздней готики является собор Нотр-Дам в Руане, который характеризуется чрезмерной декоративностью, избытком скульптурных украшений, закрученными фигурными шпилями, похожими на языки пламени, сложностью окна-розы. Весь собор покрыт невероятным количеством стрельчатых арок, что делает его стены похожими на ажурное каменное кружево.
image11469

Л. Премацци «Миланский собор» 14-15 века.

Неповторимость и своеобразие готических храмов при том, что каждый есть образ мира, где всё создано по велению Божьему, заключается не только во временных рамках, но и в той земле, на которой возводился храм, в национальных традициях разных народов Европы.

Исторические и географические условия формирования изучаемого объекта

НОТР-ДАМ (франц. Notre-Dame - "Наша Госпожа") - французское прозвание Богоматери. Культ Богоматери стал приобретать важное значение во Франции в XII-XIII вв. В XII веке Бернар Каервоский интерпретировал ветхозаветную "Песнь Песней" как аллегорию "божественной невесты", прославляющую Деву Марию - "Новую Еву". Статуэтки из слоновой кости, украшенные позолотой, изображали Мадонну с Младенцем на троне как невесту, "Прекрасную Даму". Средневековая рыцарская поэзия, куртуазные сюжеты и культ женщины соединялись с религиозными представлениями, и в результате сложилось, характерное в первую очередь для средневековой Франции, нежное отношение к образу Мадонны как земной матери и одновременно - прекрасной даме. Именно тогда ее стали величать: "Notre-Dame" - "Родная, Прекрасная Госпожа, или Наша Жена". Это определение встречается в куртуазной поэзии, любовной лирике, песнях трубадуров. Капеллы, церкви, соборы во многих городах Франции посвящались Богоматери и получали название Нотр-Дам: в Амьене, Лат, Клермон-Ферране, Париже, Пуатье, Реймсе, Санлисе, Страсбурге, Шартре.10 февраля 1638 года король Людовик XIII торжественно посвятил государство франков Деве Марии. Это событие известно в истории под названием "Обет Людовика XIII". В тексте присяги король отдал под покровительство Богоматери - "Прекрасной Госпожи" - свой народ, корону и государство.

В самом сердце Парижа, на восточной части острова Сите, величественно возвышается жемчужина французской готической архитектуры - кафедральный собор Нотр-Дам де Пари (Notre-Dame de Paris) - Собор Парижской Богоматери.

Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) поражает своей красотой и изяществом.

Строительство Нотр-Дам-де-Пари началось в 1163 г. и продолжалось 167 лет, вплоть до 1330 года. Никому из первых двух поколений строителей не посчастливилось увидеть собор в законченном виде. Инициатором строительства был парижский епископ Морис де Сюлли.

Строительство, продолжавшееся в общей сложности около двух веков, было начато в 1163 году епископом Морисом де Сюлли на святой земле, где ранее располагалась церковь, построенная еще римлянами, а затем и христианская базилика. Епископ де Сюлли потратил на возведение Собора значительную часть как своего состояния, так и своей жизни.

По завершению строительства, величественный собор Нотр-Дам де Пари с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и пышных национальных похорон. Во время Французской революции в 1790-х годах Нотр-Дам де Пари, как и большинство других религиозных и монархических символов страны, сильно пострадал. Так, например, ошибочно принятые за образы королей Франции, были буквально обезглавлены каменные изваяния библейских королей Иудеи (некоторе число пострадавших от вандализма элементов статуй были найдены только XX-м веке).

Реставрация находившегося в крайне плачевном состоянии собора началась только в 1845 под руководством архитектора Эжена Виолле-ле-Дюка и продлилась более двадцати лет. За это время помимо воссоздания первоначального облика собора архитектором был возведен готический шпиль и создана Галерея Химер с поражающим и воображение статуями и образами несуществующих птиц, демонов и монстров.

В это же время перед фасадом собора были снесены все постройки и разбита площадь, с которой очень удобно рассматривать украшения Нотр-Дам-де-Пари. Ведь высота башен достигает 69 метров, а главный неф простирается на 130 метров в длину.

Будучи построенным во времена, когда большую часть населения страны никак нельзя было назвать хорошо образованной, а история религии передавалась буквально из уст в уста, Нотр-Дам де Пари излагает эпизоды и события Библии в своих порталах, картинах и витражах. Настенной живописи, как, впрочем, и в других готических храмах, здесь нет, а единственным источником цвета и красок являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон. Свет, проходя сквозь эти "стеклянные картины", приобретал загадочный цвет, вызывая у верующих священный трепет.

Одну из самых красивых смотровых площадок в Париже, находящейся в южной башне Собора, от земли отделяют 402 ступени. Если погодные условия или настроение не благоприятствуют подниматься так высоко, поднимитесь на балкон 1-го уровня - Галерею Химер - всего 255 ступеней по каменной винтовой лестнице.

На площади у подножия Собора обратите внимание на бронзовую звезду "нулевого километра" (kilometre zero) - с XVII века начало всех дорог Франции. Такую же символичную отметку Вы найдете и в Москве на небольшом "пятачке" между Манежной и Красной площадью. Нотр-Дам де Пари - третья по популярности достопримечательность Парижа - ежегодно привлекает около 12 миллионов туристов.

После длительного планирования, в ходе которого, возможно, перестраивались некоторые части старого собора, наконец состоялась официальная церемония, на которой папа Александр 3 заложил первый камень в основание совершенно нового здания - здания, которое в определенном смысле можно считать прототипом готического собора как такового. Это не означает, что Нотр-Дам-де-Пари был первым собором, построенным в готическом стиле (соборы в Сансе и Санлисе появились раньше); но именно здесь впервые была предпринята попытка сконструировать монументальное здание, которое явилось бы характерным образцом нового стиля, но в то же время обладало бы неповторимой индивидуальностью. При размерах 130 м в длину на 35 м в высоту (не считая сводов) Нотр-Дам-де-Пари далеко превосходит по масштабам большинство других готических соборов. Неудивительно, что для реализации этого проекта пришлось изменить планы застройки целого района! Но поскольку речь шла о столичном соборе, расположенном поблизости от резиденции быстро набиравших силу королей, все это не воспринималось как излишества.

Анализ конструктивных и тектонических систем

Парижский Нотр-Дам - это базилика с галереями и двойными боковыми нефами. Прежде такая конструкция использовалась очень редко - лишь в самых важных образцах храмовой архитектуры, таких, как церковь аббатства Клюни и собор Святого Петра в Риме. Уже одного этого достаточно, чтобы поставить Нотр-Дам в привилегированное положение, особенно учитывая то, что и позже готические соборы с двойными боковыми нефами строились лишь в исключительных случаях. Разделенные пополам продольными рядами гигантских колонн, эти двойные нефы в апсиде переходят в двойной деамбулаторий. Проблему деамбулатория, состоящую в том, что радиус его в восточной точке вынужденно оказывается шире, чем в местах соприкосновения с боковыми нефами, решили посредством удвоения числа колонн и установки треугольных сводов вплотную друг к другу. В результате обход Нотр-Дам может по праву гордиться своей правильной формой. Единый ритм во всем пространстве интерьера, и гармония между прямыми и округлыми линиями хора сохраняются также благодаря тому, что аркады центрального нефа оснащены единообразными колоннами, как в Сен-Жермен-де-Пре. Это тем более поразительно, что в центральном нефе Нотр-Дам использованы шестилопастные своды: ведь во всех прочих соборах для поддержки таких сводов применялось чередование массивных опор с более тонкими, в соответствии с тем, сколько нервюр сходилось в точке. Над главными колоннами центрального нефа Нотр-Дам поднимаются столь же единообразные пучки тонких пилястров. В каждом пучке - по три пилястра, вне зависимости от профиля свода в точке его пересечения с опорами. Это несоответствие маскируется тем же способом, который был использован в западной части апсиды хора Сен-Жермен-де-Пре: на один пучок пилястров приходится две подпружные нервюры и одна поперечная, на следующий - две диагональные и одна поперечная, а также две скрытые из виду подпружные нервюры и так далее. Только так можно было выстроить ряд абсолютно единообразных арок, галерей и окон и достичь наивысшей элегантности в пропорциях. Огромные лопасти шестичастных сводов - гораздо более крупные, чем слишком тесно прилегающие друг к другу секции четырехлопастного свода, - гармонируют с обширными плоскостями стен. Иными словами, создатели Нотр-Дам не старались полностью разомкнуть поверхность стены (как это было сделано в южном трансепте Суасонского собора), но стремились к эффектному контрасту между зримо тонкой и плоской стеной, с одной стороны, и изящными пилястрами (без валиков) и нервюрами сводов - с другой. Первоначально этот прием производил еще более сильное впечатление, так как плоскость стены над галереей была обширнее и ее прерывали только окна-розы с довольно скромными по размерам проемами. Однако такая конструкция не сохранилась, поскольку в соборе было слишком темно. Уже в 13 веке проемы окон были расширены, а в 19 веке Виолле-ле-Дюк произвел перепланировку окон, примыкающих к средокрестию. В ходе одной из реконструкций в контрастную систему стен и опор центрального нефа Нотр-Дам были внесены некоторые изменения. Теперь пролеты галерей разделены на три части, а боковые стены галерей поддерживаются не круглыми колоннами, а плоскими пилястрами. Эти опоры контрастируют с пилястрами центрального нефа (более тонкими, чем даже пилястры хора) - высокими монолитными стойками, уже не сливающимися со стеной, как первоначально. Тема плоской поверхности стены повторяется и на западном фасаде Нотр-Дам. Поскольку башни здесь в отличие от башен Ланского собора венчают двойные боковые нефы, они шире и устойчивее.
d:\учёба\композиция\нотердам\gotique051.gif

d:\учёба\композиция\нотердам\gotique02.gif

Собор Нотр-Дам де Пари, строительство которого началось между 1150 и 1155 гг., был задуман как самое высокое сооружение готической архитектуры. Его сводчатые потолки возвышаются на 33 м, что на 8 м превышает высоту потолков готических предшественников собора. Увеличение высоты строения примерно на одну треть в сравнении с предшествующими зданиями было рекордным за всю эпоху. Однако конфигурация хоров собора, т.е. его восточной (алтарной) части, построенной в первую очередь, была по существу той же, что и в небольших церквах. Распор от внутренних сводов на часть стены, включающую верхний ряд окон, уравновешивался только каменной четвертной аркой, скрытой под наклонной крышей примыкающей галереи. Тем не менее, проектируя несколько расширенный неф, более светлый и открытый, парижские строители, очевидно, пришли к выводу, что скрытые четвертные арки недостаточно прочны для поддержания верхнего ряда окон. Увеличение ширины не означало, что распор от сводов будет превышать распор на хорах. Еще важнее было то, что при строительстве хоров мастера

План собора столкнулись с новой проблемой, в решении которой опыт строительства более низких церквей им помочь не мог. Проблема эта состояла в том, что скорость ветра значительно возрастает с высотой. Поэтому большим ветровым нагрузкам подвержены высокие здания, поскольку давление ветра, как нам сейчас известно, пропорционально квадрату его скорости. Именно соображение о ветровых нагрузках, по нашему мнению, привело строителей нефа парижского собора к введению незадолго до 1180 г. такого элемента конструкции, как аркбутан. Несмотря на свою конструктивную аналогичность скрытой четвертной арке, аркбутан был открытым и поддерживал стену на более высоком уровне.

Менее чем за два десятилетия аркбутаны стали характерной особенностью зданий готического стиля. Вопросы, связанные с возникновением и распространением таких технических новшеств в Средние века, давно интересуют историков. Проведенный нами структурный анализ ряда средневековых сооружений показал, что их строители учитывали конструктивные особенности уже имеющихся зданий, подобно тому как нынешний инженер опирается на опыт современного строительства. Например, обнаружение трещины в кладке на известковом растворе часто приводило к изменениям конструкции, что, несомненно, служило важным источником новых решений по повышению прочности здания.

Более того, опыт сооружения одного здания использовался при строительстве другого; тем самым ранее построенное здание выполняло роль образца. Выполненный нами анализ конструкции собора Нотр-Дам де Пари и его влияния на архитектуру показывает, что средневековые зодчие быстро перенимали друг у друга опыт при строительстве различных зданий. Это можно показать на примере быстрого внедрения такого новшества, как аркбутан. Строителям более поздних соборов, например, в Шартре и Бурже, были, по-видимому, известны слабые места в системе контрфорсов собора Нотр-Дам де Пари, и они старались избежать их в своих собственных проектах.

В позднее Средневековье происходит значительное развитие ткацкого производства и расширение торговли, что привело к росту городов и небывалому расцвету строительства, изменившему облик Западной Европы. В северной Франции практически каждая деревня и каждый город хранят свидетельства об успехах готического стиля. К сожалению, сохранилось очень мало письменных документов с описанием работы готических строителей XII в. Большая часть этих документов представляет собой лишь описание нового здания и одобрительные отзывы неспециалистов - обычно заказчиков.

Примером может служить потребовавшая мучительных усилий, но так и оставшаяся незавершенной работа аббата Сугерия, в которой он описывает только что построенное (1130 г.) здание церкви аббатства Сен-Дени, близ Парижа, - первый пример готического стиля. Еще один уникальный документ - хроника перестройки Кентер-берийского собора, которую год за годом вел монах Гервазий с 1174 по 1184 гг. Ни в одном из этих текстов, однако, не говорится о каких-либо технических новшествах или о том, как строители различных сооружений перенимали друг у друга опыт. Не сохранились также и архитектурные чертежи XII столетия, если только они вообще существовали. Самое раннее свидетельство использования чертежей датируется примерно 1225 г. Это время характеризуется началом сокращения строительства в готическом стиле.

В отсутствие документов приемы строительства в готическую эпоху могут быть наилучшим образом описаны путем исследования самих зданий. Один из подходов к подобному исследованию - археологический. Отмечая мельчайшие изменения в конструкции и декоративном оформлении собора, можно определить порядок, в котором строились отдельные его части, и восстановить важнейшие этапы строительства. В отдельных случаях последовательность строительства может быть установлена почти с точностью до года, как это сделал австралийский архитектор Дж. Джеймс при исследовании собора в Шартре. Благодаря систематическим археологическим исследованиям целой серии сооружений мы получили возможность проследить деятельность отдельных мастеров, принимавших участие в строительстве различных зданий и передававших свой опыт. Почерк этих мастеров прослеживается в конструктивных и декоративных особенностях средневековых сооружений.

Анализ соразмерностей и пропорций

В композиции западного фасада собора Парижской Богоматери характерна уравновешенность горизонталей и вертикалей (фасад вписывается в квадрат), а башни имеют горизонтальное завершение. Это сближает постройку с романским стилем, который ощущается также в интерьере, в его пропорциях и колоннах нижнего яруса аркад. В то же время большая роза, перспективные порталы, стремительные аркбутаны и шпиль над средокрестием, поднимающийся на высоту 90 м, свидетельствуют о готическом стиле. Пятинефная базилика имеет 130 м в длину, 48 м в ширину и 35 м в высоту (до замка свода). Храм вмещает более девяти тысяч человек (все население средневекового Парижа). В 1793 году во время революции собор намеревались снести.

Если греческое сознание всегда было обращено к человеку, если даже в дорических колоннах греки видели торжественное могущество мужского тела, а в изящных завитках ионических волют - женскую грацию и кокетство, то ни о каких реминисценциях с пропорциями человеческого тела в готической архитектуре не могло быть и речи. Человеческая плоть презиралась христианской религией, и в пропорциях готики господствует холодная геометрия. Треугольники и квадраты - простейшие геометрические фигуры - вот основа готических пропорций; триангулирование и квадрирование - вот методы достижения гармонии в готике. Но ведь, и чистая геометрия прекрасна, и она смогла стать теоретической базой готической архитектуры, которая, по словам Гоголя, "есть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человека".

Показательны строки из завещания сыну немецкого мастера Лоренца Лахера, написанного в 1516 г.: "Впиши один в другой три квадрата - и ты получишь длину и ширину, это та единая основа, к которой сводятся почти все необходимые нам чертежи".

Среди сторонников системы триангулирования также велись споры относительно того, из каких треугольников должна состоять пропорциональная сетка готического собора: равносторонних, "египетских" и т.д. Мы не будем углубляться в эти теоретические премудрости, а только заметим, что и сторонники системы "ад триангулам", и приверженцы схемы "ад квадратум" оставили потомкам первоклассные архитектурные памятники. В качестве примера укажем на две жемчужины французской столицы: королевскую капеллу Сен Шапель (1243-1248) и знаменитый Нотр-Дам де Пари - собор Парижской Богоматери (1163-1257).

Собор Парижской Богоматери - самый величественный и самый популярный памятник ранней готики.

В гордой размеренности западного фасада собора горизонтальные линии еще соперничают с вертикальными. Еще не исчезла стена фасада (ведь это только начало готики), но она уже приобрела легкость и даже прозрачность. Как показал французский историк архитектуры Огюст Шуази, пропорциональную основу западного фасада собора Нотр-Дам составляет квадрат, а высота башен фасада равна половине стороны этого квадрата.

Домашнее задание: создать презентацию по основным архитектурным особенностям собора.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок мхк в 8 классе Интернациональная готика Цель: Расширить знания, об особенностях готического храма на основных этапах развития в разных странах. Ход урока Эпиграф: «Стихийный лабиринт и неподвижный лес Души готической рассудочная пропасть…» iconКонспект классного часа в 5 классе Тема : «День рождения. Обычаи,...
Цель: Познакомить детей с обычаями и традициями празднования дня рождения в разных странах, расширить социокультурные знания детей,...
Урок мхк в 8 классе Интернациональная готика Цель: Расширить знания, об особенностях готического храма на основных этапах развития в разных странах. Ход урока Эпиграф: «Стихийный лабиринт и неподвижный лес Души готической рассудочная пропасть…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель дисциплины – расширить и углубить знания об основных закономерностях развития и функционирования нервной системы как базы для...
Урок мхк в 8 классе Интернациональная готика Цель: Расширить знания, об особенностях готического храма на основных этапах развития в разных странах. Ход урока Эпиграф: «Стихийный лабиринт и неподвижный лес Души готической рассудочная пропасть…» iconУрок-зачет по географии на тему «Европейский Север» Цель
Цель: сформировать знания о составе, эгп европейского Севера и расширить знания об особенностях природы района
Урок мхк в 8 классе Интернациональная готика Цель: Расширить знания, об особенностях готического храма на основных этапах развития в разных странах. Ход урока Эпиграф: «Стихийный лабиринт и неподвижный лес Души готической рассудочная пропасть…» iconТематическое планирование по литературе в 9 классе
Обобщить знания, расширить представление об этапах развития отечественной литературы
Урок мхк в 8 классе Интернациональная готика Цель: Расширить знания, об особенностях готического храма на основных этапах развития в разных странах. Ход урока Эпиграф: «Стихийный лабиринт и неподвижный лес Души готической рассудочная пропасть…» iconУрока: «Преломление света» Цель урока
Цель урока: расширить знания и представления учащихся об особенностях распространения света, о практической значимости этих знаний,...
Урок мхк в 8 классе Интернациональная готика Цель: Расширить знания, об особенностях готического храма на основных этапах развития в разных странах. Ход урока Эпиграф: «Стихийный лабиринт и неподвижный лес Души готической рассудочная пропасть…» iconКонспект урока учителя географии Булько Т. Н. Тема «Районирование России. Европейский Север»
Цель: сформировать знания о составе, эгп европейского Севера и расширить знания об особенностях природы района
Урок мхк в 8 классе Интернациональная готика Цель: Расширить знания, об особенностях готического храма на основных этапах развития в разных странах. Ход урока Эпиграф: «Стихийный лабиринт и неподвижный лес Души готической рассудочная пропасть…» iconУрока информатики в 8 классе по теме «Характеристика основных устройств компьютера»
Цель самоанализа: выявление позитивных и негативных факторов, влияющих на ход урока
Урок мхк в 8 классе Интернациональная готика Цель: Расширить знания, об особенностях готического храма на основных этапах развития в разных странах. Ход урока Эпиграф: «Стихийный лабиринт и неподвижный лес Души готической рассудочная пропасть…» iconУрока – пресс-клуб Ход урока Вступительное слово учителя
Цель урока: повторить знания учащихся о стилях речи, закрепить сведения об особенностях публицистики, способствовать развитию устной...
Урок мхк в 8 классе Интернациональная готика Цель: Расширить знания, об особенностях готического храма на основных этапах развития в разных странах. Ход урока Эпиграф: «Стихийный лабиринт и неподвижный лес Души готической рассудочная пропасть…» iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Цель освоения дисциплины «История высшего образования в России» заключается в формировании у студентов цельного, представления об...
Урок мхк в 8 классе Интернациональная готика Цель: Расширить знания, об особенностях готического храма на основных этапах развития в разных странах. Ход урока Эпиграф: «Стихийный лабиринт и неподвижный лес Души готической рассудочная пропасть…» iconКонспект урока тема: «Европейский Север. Факторы формирования и особенности...
Цель: сформировать знания о составе, эгп европейского Севера и расширить знания об особенностях природы района
Урок мхк в 8 классе Интернациональная готика Цель: Расширить знания, об особенностях готического храма на основных этапах развития в разных странах. Ход урока Эпиграф: «Стихийный лабиринт и неподвижный лес Души готической рассудочная пропасть…» iconУрок по алгебре в 9-м классе по теме
...
Урок мхк в 8 классе Интернациональная готика Цель: Расширить знания, об особенностях готического храма на основных этапах развития в разных странах. Ход урока Эпиграф: «Стихийный лабиринт и неподвижный лес Души готической рассудочная пропасть…» iconИспользование интерактивных электронных карт на уроках географии
Цель: сформировать знания о составе, эгп европейского Севера и расширить знания об особенностях природы района
Урок мхк в 8 классе Интернациональная готика Цель: Расширить знания, об особенностях готического храма на основных этапах развития в разных странах. Ход урока Эпиграф: «Стихийный лабиринт и неподвижный лес Души готической рассудочная пропасть…» iconИстория экономических учений
Цель изучения дисциплины – дать студентам четкое представление об основных этапах и закономерностях развития мировой экономической...
Урок мхк в 8 классе Интернациональная готика Цель: Расширить знания, об особенностях готического храма на основных этапах развития в разных странах. Ход урока Эпиграф: «Стихийный лабиринт и неподвижный лес Души готической рассудочная пропасть…» iconУрок 1 Тема: Науки о человек. Здоровый образ жизни
Цель: усвоить понятия об основных этапах развития анатомии, физиологии, гигиены человека
Урок мхк в 8 классе Интернациональная готика Цель: Расширить знания, об особенностях готического храма на основных этапах развития в разных странах. Ход урока Эпиграф: «Стихийный лабиринт и неподвижный лес Души готической рассудочная пропасть…» iconПлан научно- методической работы 2010-2011 Методическая тема
Цель: сформировать знания о составе, эгп европейского Севера и расширить знания об особенностях природы района
Урок мхк в 8 классе Интернациональная готика Цель: Расширить знания, об особенностях готического храма на основных этапах развития в разных странах. Ход урока Эпиграф: «Стихийный лабиринт и неподвижный лес Души готической рассудочная пропасть…» iconПлан урока географии в 11 классе Дата проведения: Тема: «Франция»
Цель урока: сформировать у учащихся знания об особенностях экономико – географического положения Франции


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск