2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования;
требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
программе формирования универсальных учебных действий;
примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Базисному учебному плану общеобразовательного учреждения.
2.5. В рабочих программах компонент ООП НОО, формируемый участниками образовательного процесса (20 % от общего объема) обозначен в региональном компоненте.
2.6. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.
2.7. Рабочая программа учебного курса, предмета является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.
2.8. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплекты и индивидуальные особенности обучающихся. 3. Структура, оформление и составляющие рабочей программы 3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений, выполнена на компьютере. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.
3.2. В примерной или авторской программе может производиться корректировка в перераспределении часов, отводимых на изучение темы. Распределение резервного времени производится учителем самостоятельно и не является корректировкой программы;
3.3. Составитель рабочей программы может самостоятельно:
раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС НОО и примерной программе;
конкретизировать и детализировать темы;
устанавливать последовательность изучения учебного материала;
распределять учебный материал по годам обучения;
распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов школы;
конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися;
включать материал регионального компонента по предмету;
выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.
3.4. Структура рабочей программы
Титульный лист. (Приложение 1)
Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.
Общую характеристику учебного предмета, курса.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Содержание учебного предмета, курса.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Список литературы
Приложения к программе (при необходимости).
3.5. Структурные элементы рабочей программы педагога
Элементы
рабочей
программы
| Содержание элементов рабочей программы
| Титульный лист
| См. Приложение 1
| Пояснительная
записка
| Назначение пояснительной записки состоит в том, чтобы кратко охарактеризовать специфику и значение данного учебного предмета для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения.
В пояснительной записке указываются:
Название, автор и год издания авторской /примерной программы, на основе которой разработана рабочая программа, и учебников, которые используются в процессе обучения
Конкретизируются цели и задачи конкретного учебного предмета в области формирования системы личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и освоения содержания курса (цель и задачи формулируются в соответствии с ФГОС, примерной или авторской программой к конкретному учебно – методическому комплексу и с учетом специфики данного ОУ):
| Общая характеристика учебного предмета, курса
| - общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий;
- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
| Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
| К какой образовательной области относится, в течение, какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое кол-во часов. Если внесены изменения в авторскую учебную программу, приводится обоснование и их целесообразность.
| Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
| По программе
| Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
| Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням
Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
| Содержание тем учебного курса
| - перечень и название раздела и тем курса;
- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
- практические и лабораторные работы, экскурсии и другие используемые формы занятий; требования к знаниям и умениям обучающихся; формы и вопросы контроля; возможные виды самостоятельной работы учащихся.
| Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся
| - перечень разделов, тем и последовательность их изучения;
- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
- темы отдельных уроков и учебные материалы к ним, используемые формы обучения;
- календарные сроки;
- дополнительные разделы по усмотрению учителя.
Форма таблицы определяется особенностями класса, спецификой учебного предмета, особенностями методик и технологий.
Средства контроля могут быть зафиксированы в учебно –тематическом плане.
| Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
| В этом разделе указываются учебная и методическая литература, нормативные и инструктивно-методические материалы, перечень необходимых для реализации программы учебно-методических пособий, учебно - лабораторного оборудования, а также дидактических материалов, которые будет использовать учитель для реализации целей, указанных в программе, оборудование и приборы, методические и дидактические материалы.
| Список литературы (основной и дополнительный)
| Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, используемые учителем при составлении программы и организации учебного процесса. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает учебники, учебные пособия, справочники и другие источники, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы программы изданий, с указанием автора, названия книги, места и года издания.
|
3.6. Календарно-тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы. Форма таблицы определяется по усмотрению учителя с учетом особенностей класса, специфики учебного предмета, особенностей методик и технологий. В календарно - тематическом планировании должны быть отражены:
- перечень разделов, тем и последовательность их изучения;
- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы, в том числе на проведение контрольных, практических работ, экскурсий;
- темы отдельных уроков и учебные материалы к ним, используемые формы обучения;
- календарные сроки;
- дополнительные разделы по усмотрению учителя.
Средства контроля могут быть зафиксированы в календарно –тематическом плане.
Приведенные в таблицах организационные формы обучения и контроля носят примерный характер.
Таблица 1.
№
п/п
| Наимено
вание разделов и тем
| Кол-во часов
| Виды деятельности учащихся
| Планируемые результаты и уровень усвоения
| Формы контроля
| Наглядные пособия и технические средства
| Задания для учащихся
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2.
№ и тема раздела
| № ур.
Тема урока
| Кол-во часов
| Тип
урока
| Элементы содержа
ния урока
| Планируемые результаты и уровень усвоения
| Виды и формы контроля
| Домаш
задан
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3.
№ урока
| Тема урока,
страницы учебника
| Цели и задачи урока
| Характеристика
деятельности учащихся
| РК
|
|
|
|
|
|
Таблица 4.
№ урока
| Тема урока, страницы учебника
| Задачи урока
| Характеристика учебной деятельности учащихся
| Универсальные учебные действия
| Информационные ресурсы, интерактивные средства обучения
|
|
|
|
|
|
|
4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы 4.1. Учитель представляет Рабочую программу на заседание педагогического совета на предмет соответствия установленным требованиям. Рабочая программа анализируется на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственного образовательного стандарта; проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне. В протоколе указывается факт соответствия Рабочей программы установленным требованиям.
4.2. После согласования рабочую программу утверждает директор ОУ, ставит гриф утверждения на титульном листе.
5. Компетенция и ответственность учителя
6.1. К компетенции учителя относятся:
- разработка Рабочих программ;
- использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий;
- организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка школы, иными локальными актами к Уставу школы;
- осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями государственного стандарта общего образования, Уставом школы;
- отчетность о выполнении обучающимися практической части Рабочих программ в соответствии с учебным планом школы на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий).
6.2. Учитель несет ответственность за:
- невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
- реализацию обучающимися не в полном объеме практической части Рабочих программ в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий);
качество знаний, умений и способов деятельности, обучающихся по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю);
- нарушение прав и свобод обучающихся во время реализации Рабочих программ.
6.3. Индивидуальная подготовка учителя к уроку осуществляется в виде конспекта урока или заполнения технологической карты. Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).
Приложение 1. Примерное оформление титульного листа Рабочей программы. Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нюксенская начальная общеобразовательная школа»
Нюксенского муниципального района
Согласовано и принято «Утверждаю»
на педагогическом совете __________________________________
Протокол № ________ Ф.И.О.
от «____» _______________ 2013 г директор БОУ «Нюксенская НОШ»
Приказ № ____________________
от «____» __________________2013 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса
-------------------------------------------------
полное название курса
___________________
Разработчик программы:
Ф. И.О.
квалификация
педагогический стаж - _ лет,
___________категория 2013 г |