Формы и методы организации работы





Скачать 60.57 Kb.
НазваниеФормы и методы организации работы
Дата публикации25.08.2014
Размер60.57 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Военное дело > Задача



МОУ «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа»


ФОРМЫ И МЕТОДЫ

ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

(СООБЩЕНИЕ)

В системе обучения русскому языку работа над ошибками, допущенными в письменной речи занимает одно из важных мест, т.к. эта работа – путь к повышению грамотности учащихся.

Навыки грамотного письма, относящиеся числу сложнейших, требует не прерывной целенаправленной работы.

Задача учителя сделать такие уроки интересными, задуматься каким содержанием их наполнить, чтобы каждый ученик на таком уроке работал увлечённо, в полную меру своих сил и возможностей.

Каждый учитель знает, что приходится иногда по много раз повторять с учащимся один и тот же материал по грамматике и всё же он остаётся неусвоенным. Дети как будто знают правила, умеют их формулировать, приводят примеры, но в диктантах – ошибки, не говоря уже о том, что в самостоятельной работе не умеют орфографически правильно и толкова, изложить свои мысли.

В чём же причина? Почему наши дети так безграмотны? Одна из причин просматривается особенно хорошо. Мы научили детей видеть опасность. Отправляя их в плавание по безбрежному океану слов, желая, чтобы они выжили в этой стихии надеемся по-прежнему на «авось». Задача учителя – научить видеть ошибкоопасные места.

Опыт работы у меня не большой, всего два года. И всё же я хочу рассказать о некоторых формах работы над орфографическими ошибками, которые я применяю на своих уроках. Многому я научилась, занимаясь в школе. Педагогического мастерства у Татьяны Александровны, за что я вам очень благодарна.

Вначале учебного года, принимая класс с первых дней стараюсь выявить наиболее слабых учеников, средних учеников, кто какие допускает ошибки, чтобы, не теряя времени, начать с ними индивидуальную работу.

В тетради по учёту ошибок записываю фамилии учеников, ошибки, ими допущенные. После каждой письменной работы эти записи пополняются. Это лает возможность не только классифицировать ошибки, но и видеть, когда ученик допускает ошибки в одних и тех же словах (они подчеркиваются).

На каждом уроке провожу словарно – орфографическую работу. Это или «По следам ошибок», когда вызываются 2 – 3 учащихся и получают задание записать слова, в которых ранее были допущены ошибки, или работа с непроверенными или труднопроверяемыми орфограммами. Это так называемые словарные слова. Они записываются в раздел ученического словаря – «Словарь трудных слов» и заучиваются наизусть. Эти слова также систематически включаются в контрольные словарные диктанты. В словарные диктанты включают слова, над ошибками которых класс работал (в конце моей тетради учета ошибок есть страница, где указывается дата, вид письменной работы и слова, в которых было допущено наибольшее количество ошибок). Это помогает увидеть, над какими ошибками надо работать, какие новые слова ещё не усвоены.

Полезным видом словарно – орфографической работы, формирующим орфографическую зоркость, может быть работа с готовым текстом, в котором нужно устно или при списывании выделить орфограммы и объяснить их.

Проработав один год, я увидела, что учащиеся часто небрежно, формально относятся к домашней работе, проверенной учителем, недостаточно внимательно исправляют допущенные в ней ошибки.

Действительно, может быть, для учащихся 5 – 6 классов эта работа утомительна однообразна.

Чтобы повысить интерес к работе над ошибками, мы использовали в прошлом учебном году красочные закладки. На этих закладках ребята с удовольствием выполняют работу над ошибками (указывают орфограммы; определяют, в какой части слова они находятся, и т.п.). Когда на закладке не остается места, т. е. когда она вся исписана, ребята классифицируют свои ошибки и делают устные сообщения об их характере. Как же быть в том случае со слабоуспевающими учащимися. В классе назначаются консультанты, которые оказывают систематическую помощь таким ученикам. 8.Готовясь к занятиям, они просматривают закладки, выясняют пробелы в знаниях таких учащихся. Иногда дополнительно занимаются с ними. После того как, по мнению консультанта, пробел в знаниях ликвидированы, я проверяю их. Если тема сдана успешно, то и ученик, и консультант получают хорошие отметки. Это помогает не только формированию грамотности, но и воспитанию, чувства коллективизма, взаимопомощи, учит сотрудничеству сильных и слабых.

В работе над ошибками, особенно в 5-6 классах очень помогают весёлые уроки «Радионяни». На уроке ученики не просто слушают пластинку – до начала прослушивания они получают задание.

В работе по орфографии с целью проверки знаний и умений, учащихся часто использую вид контроля с применением безмашинного программирования, который даёт мне сиюминутные показатели результатов обучения. К таким формам проверки относится работа с использованием перфокарт.

Также используют такой приём, когда участвуют в работе все ученики и я могу оценить правильность его выполнения, благодаря диктанту «Проверь себя».

Этот вид работы помогает формированию у школьников умения находить ( а ученики часто просто не видят, что в слове есть орфограмма ) и объяснять орфограммы, даёт возможность постоянно заниматься попутным повторением.

В проведении диктанта «Проверь себя» несколько раз использовала магнитофон. Для этого предложения с интервалами (чтобы школьники успели записать) заранее диктуются на магнитофонную ленту. В таком случае я на уроке могу сосредоточить своё внимание не на диктовке, а на проверке работ учеников.

Вопросы дифференцированного обучения волнуют многих учителей. Уроки работы над орфографическими ошибками можно разнообразить, применив индивидуальные задания.

На подготовку к таким урокам уходит больше времени, но зато на таком уроке не будет скучающих, каждый будет занят тем делом, которое ему даст учитель.

Задание подбирается такое, чтобы ученик не механически выполнял его, а сознательно применял нужное орфографическое правило, подбирал собственные примеры.

Например, если ученик ошибся в правописании чередующихся гласных в корне, полезно дать задание подобрать предложения со словами, в которых бы встречались обе чередующиеся гласные. Задание может быть сформулировано таким образом: придумать предложение со словами: загорелый и загар; или: подобрать 5-6 слов с корнями гор - гар.

На уроке после краткого анализа типичных для класса ошибок и раздачи тетрадей учащиеся приступают к самостоятельной работе над ошибками. Каждый выполняет своё задание. С этими заданиями ученики в большинстве случаев справляются легко, так как точно такие задания они получали после проверки домашних и классных работ. У детей уже есть навык самостоятельной работы над ошибками.

Для тех, кто не сделал ошибок или мало их допустил, подбирается какое - нибудь упражнения для самостоятельной работы, чаще творческого характера, чтобы выполнять его было интересно.

Если задание выполнено правильно, ученику разрешается в рабочей тетради выполнять ту работу, которая дана ученикам, не сделавшим ошибок в контрольной работе. Эту дополнительную работу за урок успевают сделать ученики, а слабые работают только над своими ошибками.

Возможен другой вариант работы с индивидуальными карточками над текстом диктанта. В соответствии с этой карточкой ученик сам ищет допущенные в диктанте ошибки, объясняя, исправляет их и подбирает собственные аналогичные примеры.

Например;

  1. Найди и объясни ошибки в словах с безударными гласными.

  2. Правописание предлогов. Найди ошибку в тексте, найди ещё 2-3 примера из текста.

  3. Как пишется не с глаголами? Найди ошибку в тексте. Эти вопросы указывают на какие правила он допустил ошибки.

Я убедилась, что индивидуальная работа- это нелегко, но важное и нужное дело в повышении грамотности.

Трудно разграничить, где заканчивается работа над орфографическими ошибками и начинается работа по их предупреждению.

Вот один из приёмов повышения грамотности- «эстафета» по орфографии.

Раздаю листики ученикам, сидящим на последних партах каждого ряда. Называю тему. Например, в 5 классе «Безударные гласные, проверяемые ударением». Все учащиеся получают одно задание: написать слово с проверяемой безударной гласной. 1-й ученик записывает слово, передаёт лист следующему. Обязательное условие эстафеты: слова повторять нельзя. Прежде чем написать своё слово, ученик должен посмотреть, нет ли его уже в дошедшем до него листочке. Такие эстафеты наглядно демонстрируют степень усвоения учениками изученной темы. Можно давать разные задания каждому ряду.

Разнообразить работу уроков над орфографическими ошибками мне помогают книги: «Секрет орфографии» автор Грашек, «Русский язык .Учимся играть» под редакцией В. Волиной и уроки «Радионяни».

Все формы работы, перечисленные мною, не сразу, но постепенно дают неплохой результат.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формы и методы организации работы iconИнновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи
Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи: пособие для педагогов и организаторов...
Формы и методы организации работы iconЦель проведения
...
Формы и методы организации работы iconТемы уроков Методы и формы контроля Методы, формы и приемы работы
Сформулируйте правила своего поведения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих в случае...
Формы и методы организации работы iconЗаповедные территории и люди Формы и методы работы Выпуск III москва 2001
...
Формы и методы организации работы iconЗаповедные территории и люди Формы и методы работы Выпуск III москва 2001
...
Формы и методы организации работы iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Формы и методы организации учебно-исследовательской работы молодежи по инженерно-техническим направлениям. Типовые ошибки педагогов...
Формы и методы организации работы iconУчебно-методический комплекс по (предмету, курсу, факультативу, спецкурсу)....
Формы и методы формирования системного мышления в ходе изучения курсов истории (обществоведения)
Формы и методы организации работы iconМетоды работы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный и др Формы работы
Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество»
Формы и методы организации работы iconИнтерактивные формы работы с учащимися в учебном процессе
В этой связи в учебной деятельности должны использоваться такие методы обучения, которые будут способствовать самореализации личности...
Формы и методы организации работы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здоровье ребенка зависит от правильной организации оздоровительной, воспитательной работы по охране и укреплению физического и психического...
Формы и методы организации работы iconТема: «Методы и приемы, способствующие эффективности урока. Формы...

Формы и методы организации работы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция,...
Формы и методы организации работы iconФормы и методы работы кураторов студенческих групп специальности «управление персоналом»

Формы и методы организации работы iconПрограмма детской организации имени Саши Лысянского «Восхождение»...
«Саморазвитие в самоуправлении». Особое место в каждом разделе программы отводится заданиям самому себе. Программа предлагается воспитателям...
Формы и методы организации работы iconРуководство по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Методическое руководство по организации самостоятельной работы студентов соответствует внутреннему стандарту нгуэу
Формы и методы организации работы iconПоложение об организации внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов...
Спо, определяет формы учета и накопления материалов внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов, критерии оценки результатов,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск