Скачать 64.55 Kb.
|
Никульшин В.И. г. Старый Оскол МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов» Проблемы патриотического воспитания в образовательной области ОБЖ и пути их решения «Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой». А.В. Суворов. Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Я считаю, что обучение молодежи безопасности жизнедеятельности бессмысленно без формирования нравственных ценностей, патриотического сознания. Таким образом, цель моего преподавания ОБЖ – подготовка физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире. На уроках ОБЖ по вопросам патриотического воспитания, я использую следующие направления:
Задача патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является приоритетной. Развивать патриотическое сознание детей, с моей точки зрения, необходимо ещё в дошкольном возрасте. И я, соблюдая преемственность, продолжаю решать эту задачу, начиная со среднего звена, используя различные методы обучения и воспитания, а также разнообразные виды деятельности учащихся. Чтобы формирование понятия «патриотизм» было для учащихся ненавязчивым, последовательным, я разработал систему урочной деятельности с 5-9 класс: «Кто такой патриот?», «Портрет патриота». Уроки с данной направленностью логически встроены в основные разделы и темы курса ОБЖ. Например, в 5 классе в теме « Пожарная безопасность» учащиеся выполняют творческие работы на тему: « Герои пожарные» и на уроке, используя конкретные примеры из реальной , жизни сами делают вывод о том, какими качествами должен обладать человек, профессия которого пожарный. В курсе 6 класса при изучении темы «Автономное существование человека в природных условиях», используя межпредметные связи, в частности, изучая отрывки из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, перед учащимися ставятся следующие вопросы: - С чем пришлось столкнуться А. Маресьеву в условиях вынужденной автономии? Как вы думаете, что помогло ему выжить? Таким образом, на примере художественного произведения у обучающихся создаётся образ настоящего героя, и одновременно решаются учебные задачи урока. Показать детям, что патриотизм- это чувство любви к своему народу, можно удачно в курсе 7 класса, изучая раздел «Чрезвычайные ситуации природного характера». Обобщающий урок этого раздела я называю « Люди- призванные спасать». Учащиеся приводят примеры из жизни, из средств массовой информации о работе спасателей и отвечают на следующие вопросы: - Как вы думаете, что заставляет людей выбирать профессию спасателя?- С каким риском сопряжена эта работа? Охарактеризуйте портрет человека- спасателя. Выработать у учащихся потребность быть похожим на спасателей, быть полезным обществу – вот конечный и наилучший результат урока. Изучение раздела « Чрезвычайные ситуации техногенного характера» в 8 классе, а в частности, темы « Аварии с выбросом радиоактивных веществ» даёт огромную возможность связать патриотизм с любовью к своей Родине. Отдельный урок я посвящаю Чернобыльской трагедии. Этот урок вызывает у учащихся сильное эмоциональное восприятие изучаемой темы. Материал курса ОБЖ 9 класса представляют широкие возможности для развития линии патриотического воспитания. В ряде уроков по разделу «Основы безопасности личности, общества и государства» я рассматриваю с учащимися понятие «патриотизм» как духовное и нравственное начало каждого гражданина страны. Духовное начало связываю с понятием «духовное здоровье». Реализация патриотического направления осуществляется через внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, города, области. Организуются встречи с ветеранами войн и труда, работниками силовых структур, знакомятся с жизнью воинских подразделений. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Военная подготовка – это изучение в 10-11 классах раздела «Основы военной службы», которая направлена на подготовку молодёжи к выполнению конституционного долга по защите Отечества. Поэтому основной своей задачей в этом направлении я считаю: показать и доказать выпускникам, что патриотизм для военнослужащих проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы, целостность и независимость. Осуществлять эту задачу мне помогают разнообразные формы и методы обучения, главное назначение которых, на мой взгляд, состоит в том, чтобы наиболее полно воздействовать на личность, наиболее основательно рассмотреть изучаемый материал, позволить увидеть его во всём многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами. Этому способствуют проводимые пятидневные учебно-полевые сборы, диспуты, на которых выпускники в игровой форме решают довольно серьёзные вопросы и проблемы по военной тематике. Таким образом, данная система, на мой взгляд, позволяет разносторонне формировать патриотическое сознание детей. Добиться реализации поставленных задач в направлении патриотического воспитания просто невозможно без внеурочной деятельности, имеющей, прежде всего, военно-прикладную направленность. В период проведения месячника оборонно-массовой работы учащиеся встречаются с участниками Великой Отечественной войны, проживающими в нашем городе, которые рассказывают ребятам, что в жизни есть место подвигу. В школе организуются и проводятся экскурсии и походы по местам боевой и трудовой славы. Экскурсии и походы сами по себе, кроме познавательных задач, решают важнейшую задачу сплочения коллектива и оставляют заметный след в патриотическом воспитании. Ежегодно с 23 января по 23 февраля в школе проводится месячник военно-патриотической работы. И каждый раз он включает в себя новые мероприятия. Каждый год в рамках месячника проходит конкурс «А ну-ка, парни!» Но традиционно - это не значит одинаково. Конкурс - это встреча команд старшеклассников и наших гостей из военно-патриотического клуба «Омега». Результаты моей деятельности отражаются в успехах моих воспитанников. Они занимают призовые командные и личные места в городских соревнованиях, на олимпиадах по ОБЖ, поступают в высшие военные училища нашей страны, достойно выполняют долг перед Родиной в армии и поступают в гражданские вузы, где подтверждают свои знания, полученные на уроках ОБЖ. Данная система патриотического воспитания, созданная в нашей школе, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, я считаю, что школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Остаюсь при мнении, что воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы, была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!” Дети хорошо усваивают главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота. 1. Спартакиада допризывной подготовки школьников. 2. Урок по основам военной службы. 3. Изучение средств индивидуальной защиты на уроке ОБЖ. 4. Военно-спортивная игра «Зарница». 5. Военно-патриотический конкурс «А ну-ка, парни!». |
Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» для учащихся... «Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов» | С углубленным изучением отдельных предметов Рекомендовано Методическим советом мбоу «сош №7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Дзержинска | ||
С углубленным изучением отдельных предметов Рекомендовано Методическим советом мбоу «сош №7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Дзержинска | С углубленным изучением отдельных предметов Рекомендовано Методическим советом мбоу «сош №7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Дзержинска | ||
Cоставила Огарцева Наталья Владимировна учитель начальных классов... «Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов» | Рабочая программа мбоу «Средняя общеобразовательная школа №55 с углубленным... Заместитель директора по учебно-воспитательной работе мбоу «сош №55 с углубленным изучением отдельных предметов» | ||
Итоговый отчет инновационной площадки моу сош с углубленным изучением... Наименование учебного заведения – Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением... | П р о грамм а развития Госуда рс т венногобюд жетногообразов ательногоу... Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных... | ||
Рабочая программа по курсу обж в моу богородская сош с углубленным... Моу богородская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов | Расписание государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов... «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов» | ||
Публичный отчет муниципального общеобразовательного учреждения «средняя... Полное наименование оу: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением... | Программа составлена для преподавания географии в моу «сош №26 г.... Сыктывкара с углубленным изучением отдельных предметов в 10 классах. Преподавание географии осуществляется на основе переработанной... | ||
Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного... «Средней общеобразовательной школы №37 с углубленным изучением отдельных предметов» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» является оу с классами с углубленным изучением... | ||
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная... «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» | Мыльникова Светлана Михайловна учитель географии моу «Средняя общеобразовательная... Моу «Средняя общеобразовательная школа №41 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары |