В данной работе раскрывают такие вопросы как: принципы





Скачать 353.63 Kb.
НазваниеВ данной работе раскрывают такие вопросы как: принципы
страница1/2
Дата публикации30.09.2014
Размер353.63 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Военное дело > Пояснительная записка
  1   2
Пояснительная записка

Вопросы начального обучения привлекают все больше внимания
преподавателей-аккордеонистов. Начальное обучение на
аккордеоне играет большую роль в формировании музыкальных
навыков, гарантирующих развитие учащегося, обеспечение
разносторонней его подготовки.
В данной работе раскрывают такие вопросы как: принципы
начального обучения, развитие слуха на начальном этапе
обучения, звукоизвлечение, формирование исполнительских
навыков, подбор по слуху. Эти вопросы поэтапно раскрываются в работе.
В работе поставлена цель - выявить направленность
деятельности педагога в работе с учащимися на первоначальном
этапе обучения игре на аккордеоне.

В.А. Сухомлинский говорил: «Нет на свете более тяжелого и напряженного труда, чем обучение в годы детства, отрочества и ранней юности».Музыкальность ребенка зависит от его врожденных индивидуальных задатков. Но они являются результатом развития, воспитания обучения. Музыкальные данные ребенка, развиваясь, способствуют обогащению музыкальных впечатлений, а следовательно и расширению интереса к музыке. Для начала обучения на инструменте, ребенок должен «созреть». Созревание происходит либо естественным путем, либо под руководством опытного специалиста, который, развивая музыкальные данные ребенка, пробуждает в нем интерес к мелодии, к характеру настроения музыки. Маленький ребенок еще до начала обучения на аккордеоне уже духовно владеет какой-то музыкой, так сказать хранит её в своем уме, носит в своей душе, слышит своим слухом. Ведь музыка живет внутри каждого, в сознании, чувстве, воображении, её «местожительство» - слух. Музыка - это искусство звука, она не дает видимых образов, не «говорит» словами и понятиями. Она «говорит» только звуками. Поэтому важную роль на начальном этапе обучения следует уделить именно слуху. Ребенок должен слышать и понимать, что звук будет зависеть от того, как он воспроизведен. Ведь всякая игра на аккордеоне, поскольку целью её является звукоизвлечение, т.е. производство звука, есть неминуемо слуховая работа над звуком, вернее со звуком, без разницы - играется ли упражнение или художественное произведение.

Также на первоначальном этапе обучения игре на аккордеоне перед педагогом стоит трудная, ответственная задача - «создать» руки ребенка; постараться сделать их гибкими, свободными, естественными. В этой работе каждый педагог старается проявить искусство, изобретательность, талант своего рода. Надо помнить, что в маленьких и беспомощных руках

- секрет всей будущей биографии маленького человека. Вот почему наряду с воспитанием слуха у ребенка, также необходимо особое внимание уделять развитию начальных двигательных навыков. Обобщение данных именно этого направления представляется важным для первоначального этапа обучения учащегося на любом музыкальном инструменте. На этот момент направлено внимание педагога в работе с начинающими.

Среди множества решаемых задач, педагогу, работающему с начинающими, важно в этот ответственный период не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям. Хорошо сказал об этом Д. Б. Кабалевский: «Интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней - обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту для того, чтобы она могла выполнять свою воспитательную и познавательную роль». Эти слова должны стать девизом каждого педагога, работающего с детьми. Зажечь, «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки, побудить в нем любовь к музыке — вот что главное в работе с начинающими. Надо постараться околдовать ребенка музыкой, как интересной сказкой, не имеющей конца. Практика показывает, что буквально к каждому ребенку, независимо от степени его одаренности, можно найти соответствующий подход, «подобрать ключи» для вхождения в страну музыки.

Работая с начинающими, педагог приступает к возведению своего рода музыкального фундамента. Его качества и направленность в болей мере определяет ход дальнейшего обучения и могут отразиться и на всем будущем начинающего исполнителя. Это как - бы посадка первого семени, из которого в последствии вырастает огромное дерево.

И так, актуальность выбранной темы заключается в том, что начальный этап обучения игре на аккордеоне способствует как развитию интереса к музыке, так и общему развитию ребенка; а также во многом предопределяет успех дальнейшей учебной деятельности. Исходя из сказанного, в своей работе поставлена цель - выявить направленность деятельности преподавателя в работе с учащимися на первоначальном этапе обучения игре на аккордеоне.

В соответствии с этой целью необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть литературные источники по вопросу развития слуха у начинающего обучения игре на аккордеоне.
2. На основе изученной литературы определить главные направления работы над формированием первоначальных двигательных навыков у начинающих обучение игре на аккордеоне.

В работе использованы следующие методы:

- Анализ литературы по вопросам музыкальной психологии и методики обучения игре на аккордеоне.

Принципы начального обучения

Вопросы начального обучения привлекают все большее внимание преподавателей – аккордеонистов. На современном этапе обучение не сводится лишь к изучению устройства нотной грамоты, к умению примитивно воспроизводить нотный текст. На первый план теперь выдвигается приобретение профессиональных навыков, гарантирующих надлежащее развитие учащегося обеспечение разносторонней его подготовки. Поэтому начальное обучение на аккордеоне должно решить целый ряд важных задач:

1. Приобретение достаточных теоретических знаний;

2. усвоение основ подготовки;

3. овладение определенными техническими навыками;

4. приобретение элементарных навыков выразительности исполнения

музыки.

Рассмотрим их более подробно:

1. Под приобретением теоретических знаний подразумевается последовательное изучение музыкальной грамоты, устройство клавиатур и особенности нотной графики для аккордеона, развитие навыков чтения нот;

2. Усвоение основ постановки - это создание наиболее подходящих условий для исполнения (посадка, установка инструмента, постановка рук).

3. Овладение практическими навыками - одна из самых трудоемких задач в начальном обучении включает:

- освоение клавиатур (ощущение мензуры, т.е. расстояние между клавишами), овладение навыками исполнения различных фактур;

- выработку фактурной дисциплины;

- овладение навыками владения меха;

- изучение основных исполнительских приемов;

- развитие двигательных навыков;

- координацию движения рук.

Таковы основные задачи начального обучения.

Далеко не маловажно и соблюдение определенной последовательности в начальном обучении.

Постепенное систематическое накопление исполнительских навыков и есть последовательность в обучении. Именно это и должно определять выбор репертуара в начальном периоде обучения.
Каковы же основные этапы последовательного обучения?

На первом году они характеризуются так:

а) ознакомление с правильной посадкой, установка инструмента, повседневная работа над овладением этими навыками;

б) усвоение основного положения рук и способа прикосновения к клавишам;

в) овладение правильным способом ведения меха.

Под этим понимается приобретение ощущений поочередной работы тыльных мышц при разжиме и ладонных - при сжиме меха и сохранение, таким образом, общей свободы левой руки. Навыки ведения и смены меха приобретаются на упражнениях. Первоначально смена меха производится лишь между повторяющимися звуками:

правой рукой левой рукой

Ознакомление с элементарными навыками ведения меха может быть осуществлено в течении нескольких уроков.

г) воспроизведение длительности от 0 до ♪ с определенной сменой меха. Это позволяет перейти к изучению пьес;

д) овладение приемами поп 1еgаtо и 1еgаtо. Знакомство с основами аппликатуры правой руки. Усвоение постановки левой руки. Правильное исполнение простейшего аккомпанемента;

е) освоение мелодий со скачкообразным и арпеджированным движением (правая рука). Особенности аппликатуры (А. Иванов «Полька»);

ж) основные динамические оттенки (р, f);

з) stассаtо (эпизодическое) ♪ в левой минорные аккорды;

и) развитие координации рук. Динамика;

к) двойные ноты (эпизодически).

Таков приблизительно перечень навыков, которые учащиеся должны освоить в первом год обучения. Усложнение обучения на аккордеоне как известно, возможно лишь при наличии музыкальных способностей, а также физических данных, характерных для исполнительства на данном инструменте.

Ученик должен иметь мелодический слух, гармонический слух, память, ритм, координацию рук.


Развитие слуха на начальном этапе обучения игре на аккордеоне.
1. Рассмотрим сначала, какое значение уделяет слуху на начальном этапе обучения педагог и музыкант Н. Любомудрова. На начальном этапе педагог вообще какое – то время работает непосредственно над развитием у учащегося слуха, памяти, старается пробудить музыкальность. Музыкальный слух нуждается в постоянном развитии. Развитие слуха обусловлено всем ходом занятий, т.к. на начальном этапе педагог уже учит слушать. По мнению автора все последующее обучение строится на вслушивании. Вообще, умение слушать - движущая сила работы учащегося, основа исполнения, способствующая в то же время дальнейшему углублению слухового развития, которая находится в прямой зависимости от данных ученика, и продолжительности работы педагога. В самом начале занятий педагог заботится в основном о развитии мелодического слуха. Но довольно скоро внимание учащегося будет направляться также на тембровую, динамическую сторону звучания, на его выразительность. На легких песенках возникает потребность в слышании не только того ЧТО звучит (в звуковысотном отношении), но и КАК звучит. В связи с этим можно сказать, что забота о красочности, выразительности звучания неотделима от обогащения и развития музыкального слуха ученика.

Далее педагогу и ученику придется постоянно встречаться с понятиями «внутренний слух», «слуховое представление. Что это такое ? Это и одно из проявлений музыкальных способностей учащегося. Но и в то же время и умение, навык, являющийся результатом направленного развития задатков учащегося. Первые уроки основываются главным образом

на пении легких песен. Приобретая опыт в этом отношении с помощью педагога, ученик постепенно начинает осваивать клавиатуру.

По мнению Н. Любомудровой все песенки и простые мелодии следует играть в разных октавах. Это поможет познакомиться с клавиатурой, со звучанием разных регистров, и самое главное - приучить к ним слух.

Ученику необходимо помочь освоиться с нотной грамотой, не боясь, что это займет много времени. Важно, чтобы нотная грамота не заучивалась механически, а была усвоена как неотъемлемая часть той музыки, которой занимается ученик.

Нужно стремиться к тому, чтобы уже на первоначальном этапе развития зрительные впечатления от текста вместе с поиском нужной клавиши и направленным на неё движением руки составляло бы для ученика одно целое.

Исходя из сказанного, следует, что по мнению Н. Любомудровой -первое место на начальном этапе должно занять единство зрительного и слухового представлений, а также слуховой контроль за качеством звучания.

2. Е. М. Тимакин, рассматривая первоначальный период обучения, говорит о том, что следует остановиться на главном условии, которое как бы перебрасывает мост между музыкальным развитием ученика и практикой работы за инструментом; оно помогает донести яркое ощущение музыкального образа до конечного этапа исполнения, не растрачивая в длинной дороге силы, настроения, интереса, без которого крайне затруднительно приобретение любых навыков. Это условие заключается в том, чтобы научить разбирать музыку и научить разучиванию по слуху. Что такое разбор ?Это первое знакомство. Очень важно, чтобы оно пробуждало интерес, а не гасило его. В качестве материала следует выбрать пьески разнообразные, доступные по трудности, ясные по строению Главная цель в том, чтобы как можно быстрее перейти от разрозненного процесса складывания отдельных звуков к слитному процесс исполнения. По мнению Е. Тимакина, только в условиях связного и цельного исполнения формируется художественно-выразительная задача, которая определяет пути дальнейшей работы. Поэтому достижение связного процесса (без ошибок и остановок) должно быть целью первого этапа в разучивании пьесы, а не заключительного. Нужно с первых шагов добиваться, чтобы ученик, воспринимая нотный текст играл сразу группами по 2-3-4 ноты, в зависимости от того, как они укладываются в мотивы, такты, или слова. Для иллюстрации можно привести 2 примера разбора песенки «Василек»

Красев «Василек»

Процесс будет выглядеть так: опознание ноты, поиск клавиши и, наконец, извлечение звука. И так с каждой нотой, вне мелодической связи, вне ритмической пульсации. При таком разборе ученик обычно теряет терпение и интерес раньше, чем добьется связного исполнения. Кроме того, он обретет такие «навыки» звукоизвлечения, на исправление которых потребуется больше времени, чем на разбор. Совершенно по-иному будет проходить разучивание с помощью педагога. Для ускорения процесса разбора Е. Тимакин рекомендует применить способ чтения текста группами нот. Назвать ноты: ученик это делает быстро - фа, фа, ми... «Сыграть их!» - выполняется также без затруднений. «Назвать следующие три!». «Сыграть их!». «Теперь сыграть целиком!». «Сыграй и спой!». «Теперь сыграть без пения, послушай как звучит. Тебе нравится ?». «Не забывай, что это цветок - красивый, нежный, да еще и любимый». «А теперь он какой-то бледный худосочный!». «Это же песня, пусть твои пальцы споют глубоко и красиво». Показать педагогу. «Послушай, посмотри, как звучит «кончик пальца». Вся красота звука в нем».

Сравнивая эти два примера можно убедиться, что в случае самостоятельной работы недоставало осмысления, внимание и слуховое восприятие были раздробленными, связная музыкальная фраза - далекая и неясная цель.

Во втором случае (с помощью педагога) в разборе появилось больше смысла, внимания стало длительным, повысился слуховой контроль и ученик быстро добился исполнения связной фразы. Повышается интерес к процессу разучивания. Е. Тимакин считает, что чем больше принцип разбора по нотам будет приближен к подбору на слух, или показу с рук, тем лучше, т.к. тогда в процессе разбора буде меньше промежуточных звеньев, а конечный результат - звучащая музыка — будет достигнут легко и возбудит интерес и желание играть и разбирать новые пьесы.

Практика показывает, что большинство педагогов с самых первых уроков обучают игре на инструменте. Ученик знакомится с грамотой, учится читать ноты и переводит на клавиатуру то, что он видит. Эта схема выглядит так: вижу - играю - слышу. Это, как считает А. Новиков, и приводит к тому, что ученик приучается к чтению нот без предварительного слухового представления об их звучании. Слух, таким образом, не выполняет функции главного контролера звучания. Представление о звучащей ноте появляется только в результате действия пальцев на клавишах. В этом процессе отсутствует музыкальная цель. Такой метод занятий с первых уроков уводит от восприятия музыки и её образного смысла.

Выходом из этого положения, по мнению А. Николаева, может только путь, реализующий принцип обучения основанный на формуле вижу -слышу - играю. Но на первых уроках начальный пункт «вижу» еще не включается, т.к. ученик не знает нотной грамоты. Отсюда формула: слышу - пою. Итак, работая над развитием слуха ученика, его способности вслушиваться в звучание и добиваться правильной фразировки мелодии педагогу необходимо уделить внимание овладению музыкальной грамотой и правильными игровыми приемами. Анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:

- идти от слуха к движению, а не наоборот - этот принципиально важный тезис приобретает все больше приверженцев;

- у всех рассматриваемых авторов кристаллизируется убеждение, согласно которому слуховой фактор является основным, определяющим в музыкальном исполнительстве;

В процессе игры слуховому представлению надлежит быть первичным, а клавиатурному действию (двигательно-моторному зрительному) - вторичным.

Итак, теория и передовая практика преподавания сходятся в обоюдном утверждении «слухового принципа» в обучении игре на инструменте.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В данной работе раскрывают такие вопросы как: принципы iconРеферат по дисциплине «психология»
В данной работе описаны различные теории мышления, такие как теория гештальтпсихологии, бихевиоризма, ассоциации и другие. Также...
В данной работе раскрывают такие вопросы как: принципы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Как они взаимодействуют между собою и зрителем? Как научится он в театре анализировать пьесу? Как узнает принципы диалога с автором,...
В данной работе раскрывают такие вопросы как: принципы iconРеферат на тему: Системы передачи информации
Введение: в данной работе рассмотрены принципы скремблирования и дескремблирования линейного сигнала
В данной работе раскрывают такие вопросы как: принципы iconТемы для рефератов с. 3 2 Экзаменационные вопросы с. 9 3 Вопросы...
Космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм как принципы понимания мира и человека
В данной работе раскрывают такие вопросы как: принципы iconРеферат по дисциплине «Групповое проектное обучение»
В данной работе были изучены история, текущие проекты и перспективы развития квантовой электроники, общие принципы и закономерности,...
В данной работе раскрывают такие вопросы как: принципы iconУкраины Харьковский Государственный Университет Радиофизический факультет...
В данной курсовой работе сделан обзор теоретических методов исследования высыпания энергичных электронов на средних широтах и реакция...
В данной работе раскрывают такие вопросы как: принципы icon«Кто же такие птицы?»
«Б» классе дети изучали мир птиц. Ученики искали ответы на такие вопросы: «Кто такие птицы? Зачем птицам перья? Почему птицы поют?...
В данной работе раскрывают такие вопросы как: принципы iconПринципы муниципального избирательного права
«принципы избирательной системы», «принципы выборов», «принципы организации и проведения выборов», «принципы избирательных прав»....
В данной работе раскрывают такие вопросы как: принципы iconВ данной работе рассмотрены вопросы использования медийного искусства,...
Для написания работы использовано пять литературных источников и интернет-ресурсы
В данной работе раскрывают такие вопросы как: принципы iconКонкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство...
В коррекционных классах уровень речевого развития еще ниже, поэтому таким детям трудно освоить такие понятия, как основная мысль...
В данной работе раскрывают такие вопросы как: принципы iconПровести аналитический обзор литературы, проанализировать, исследовать,...
Целью курсовой работы является рассмотрение и изучение элементов современной кредитной системы рф, а также изучение механизма их...
В данной работе раскрывают такие вопросы как: принципы iconЭлективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов
Население страны, особенно молодёжь, неосознанно относится к своему здоровью. Школьные курсы не рассматривают такие важные вопросы,...
В данной работе раскрывают такие вопросы как: принципы iconКультуры и искусств
Целью данной работы является оценка эффективности поисковых стратегий в информационно-поисковых системах (ипс), в качестве исследуемых...
В данной работе раскрывают такие вопросы как: принципы iconTaphrorychus bicolor Hbst. // Научные труды. Т. 38. Вопросы защиты леса, млти, М., С. 37-46
Охватывает все образовательные области и учебные предметы, включая такие инновационные для начальной школы, как информатика и иностранный...
В данной работе раскрывают такие вопросы как: принципы iconУчебно методический курс по информатике для 8 класса (1 полугодие)
Каждый специалист рассматривает вычислительную машину с позиции стоящей перед ним задачи, абстрагируясь от несуществующих, по его...
В данной работе раскрывают такие вопросы как: принципы iconВ образовательных учреждениях выстраивается с учетом возрастных и...
Информация о выполнении решений заседаний Антинаркотической комиссии Пензенской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск