Конкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство в коррекционно-развивающей работе»





Скачать 111.61 Kb.
НазваниеКонкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство в коррекционно-развивающей работе»
Дата публикации22.06.2014
Размер111.61 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Литература > Конкурс
МБОУ Каргасокская СОШ №1

Районный конкурс методических разработок по теме

«Педагогическое мастерство в коррекционно-развивающей работе»

Уроки развития речи для учащихся 5 класса.

Сахарных Надежда Юрьевна,

учитель русского языка и литературы.

Каргасок 2012
Пояснительная записка.

Успех учебы в значительной мере определяется уровнем общей речевой подготовки учащихся, поэтому специальные уроки развития речи очень важны. Но даже в обычных, общеобразовательных классах они проходят трудно, так как дети меньше читают, словарный запас у них небольшой, сочинения пишут без удовольствия. В коррекционных классах уровень речевого развития еще ниже, поэтому таким детям трудно освоить такие понятия, как основная мысль текста, композиция, стили речи и др., трудно понять, как подчинить все части текста основной мысли, как определить главную мысль.

Цель уроков развития речи – сформировать навыки связного изложения мыслей.

Задачи:

  • Познакомить с составляющими текста

  • Учить определять тему и основную мысль теста, видеть, как связаны части сочинения, как каждое предложение служит раскрытию основной мысли

  • Формировать умение строить текст в соответствии с темой и основной мыслью

Знания усваиваются в ходе практической деятельности. При подготовке к сочинению и другим творческим работам используются различные таблицы, схемы, чтобы были опоры для учащихся, а также образцы сочинений.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны:

  1. Уметь определять тему и основную мысль.

  2. Видеть основные части теста (вступление, основная часть, заключение).

  3. Осознанно выбирать языковые средства для выражения своих мыслей.

  4. Связывать предложения в тексте.


Литература:

  1. Е.И. Никитина. Русская речь. Развитие речи. Учебник для 5 класса. «Дрофа», М, 2005

  2. С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. Учебник для 5 класса. «Мнемозина», М, 2011

  3. И.А. Бажанова, С.И. Львова. Учимся читать, слушать, говорить, писать. Рабочая тетрадь по русскому языку. «Мнемозина», М, 2011



Как связать предложения в тексте?

(Урок русского языка в классе с учащимися с ОВЗ)

5 класс.

Задачи урока:

  • Образовательные показать особенности цепной и параллельной связи предложении в тексте

  • Развивающие углублять представления учащихся о тексте, развивать творческие способности учащихся

  • Воспитательные воспитывать внимательное отношение к тексту.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма обучения: индивидуальная и коллективная.

Место урока: первый урок по теме

Методы: словесный, частично-поисковый.

Оборудование: учебник Е.И. Никитиной «Русская речь» для 5 класса, транспаранты с предложениями, раздаточный материал.

Ход урока.

I. Оргмомент. Актуализация знаний.

Сегодня у нас урок развития речи. Давайте вспомним:

- Что такое текст?

- Что такое тема текста?

- Основная мысль?

- Для чего нужен план?

II. Лингвистический эксперимент.

- У вас на столе есть карточки с предложениями. Составьте из них тексты. Объясните свои действия.

Карточка 1.

Из данных предложений составьте текст.

  1. И песок в пустыне, как волны.

  2. Пустыня, как волны, только вместо воды песок.

  3. В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают все на своем пути.

  4. Волны песка называются барханами.

Исправьте текст.

Ёлки густо зеленели. В березках светились светло-золотые искорки. В лесу было нарядно и тихо. А осинки стояли румяные, алые и тихонько дрожали своими круглыми листьями.
- Покажите, какие тексты у вас получились, объясните, как вы догадались, что предложения надо расположить именно в таком порядке.

(На доске транспаранты с этими предложениями, ученик выходит к доске, располагает транспаранты в нужном порядке, объясняет свои действия.

В первом тексте ребята увидели сцепляющие слова, во втором – предложение, которое должно стоять в начале текста.)
III. Объяснение учителя.

Способы связи предложений в текст

Цепной параллельный






- В каком тексте цепной способ связи?

- В каком тексте параллельный?

- Спишите тексты в соответствующие колонки.

Закрепление по учебнику: упражнение 63, теоретический материал с. 39.

IV. Творческая работа.

- Для чего нужно знать способы связи предложений в тексте?

Учитель: Если мы хотим о чем-то рассказать, лучше использовать цепной способ связи. Если описать, то - параллельный.

- Давайте выберем тему для описания из упражнения 71.

(Выбрали тему «Утро было свежее, чистое»)

- Подойдите к окну. Что мы видим?

(По итогам наблюдений заполняем таблицу.)


Что?

Какой?

Небо

Высокое, голубое, безоблачное, чистое, прозрачное

Солнце

Яркое, жёлтое, круглое, слепящее

Снег

Белый, сияющий, блестящий, сверкающий

Сугробы

Глубокие, пышные, мягкие, большие

Березы

Высокие, недвижные, стройные, красивые, белоствольные

На основе таблицы ученики пишут мини-сочинение.

Учащиеся с ОВЗ получают карточки с заданием восстановить с помощью таблицы текст.

Карточка 2.

Утро было свежее, чистое. …, … лежат под деревьями сугробы. Он так ярко блестят не солнце, что ржет глаза. …, … спят березы. Синеватые тени их … стволов видны на … нетронутом снегу. Небо кажется прозрачным, как молодой лед на реке. Оно …, …. Приятно пахнет морозом, снегом. Как чудесно это утро!
Ученики читают свои работы.
V. Подведение итогов, рефлексия.

- Что мы узнали сегодня нового?

- Где мы применим эти знания?

- Как мы сегодня поработали?


Подготовка к сочинению «Сколько красок у зимы?»

(Урок развития речи в СКК с уч-ся VII вида)

Задачи урока:

  • Развивающие развивать наблюдательность, учить накапливать впечатления.

  • Образовательные учить оформлять свои наблюдения словесно, применять полученные знания о тексте.

  • Воспитательные воспитывать внимательное отношение к окружающему миру.

Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

Форма обучения: коллективная.

Оборудование урока: учебник Е.И. Никитиной «Русская речь» для 5 класса, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Сегодня нам предстоит вспомнить, что мы знаем о тексте, и применить свои знания на практике.

  1. Собирание материала к сочинению.

- Спишите текст, выделяя корни в родственных словах.

Карточка №1.

Сколько красок у зимы?
Развела зима белила,

Все окошки забелила,

Все дорожки замела.

Белой кистью повела –

И земля белым-бела…

Белка рыженьким комочком

Скачет в лес по белым кочкам.

(Л. Яхин)

- Как бы вы ответили на вопрос: «Сколько красок у зимы?»

(Распространенное мнение, что у зимы только одна краска – белая: белый снег, белые деревья, белые шапки на крышах домов и т.д.)

- А снег всегда одинаковый? Какой он на солнце и в тени?

- А еще какие краски могут быть у зимы?

- Запишите слова с корнями –бел-, -серебр-, -голуб-, -сер-.

III. Составление плана сочинения.

- Какова тема нашего сочинения?

(Краски зимы)

- А основная мысль?

(Красок у зимы много)

- Какой способ связи предложений мы используем, если нам требуется доказать, что красок у зимы много?

(Параллельный)

- Сколько частей должно быть в сочинении?

(Вступление, основная часть, заключение)

Коллективно составляется примерный план сочинения и записывается в тетради учащихся.

  1. Вступление: Красок у зимы много.

  2. Основная часть:

    • Снег на солнце и в тени

    • Небо

    • Деревья

    • Лед

  3. Заключение: Зима не так уж однообразна.

  1. Предупреждение речевых ошибок.

- Отредактируйте сочинение ученика 5-го класса. Зачеркните лишние слова.

Карточка №2.

Сколько красок у зимы?

Принято считать, что самая главная и важная краска зимы – белая. Я с этим не согласен. У зимы очень много разных и разнообразных красок. Снег на солнце переливается разными оттенками красок: голубыми, серыми, серебристыми, синими. Зимнее небо тоже бывает различным. В пасмурные дни – серым, а в ясные – синим. Цвет опушенных инеем деревьев серебристый, мерцающий. А вы видели скованную морозом речку вечером, на закате? Цвет льда на речке розовый, даже алый. Сколько же красок у зимы? Большое множество.
Коллективное обсуждение отредактированных сочинений.
Домашнее задание: написать сочинение на черновик.

Стили речи. Разговорный стиль.

(Урок развития речи в СКК с уч-ся VII вида)

Задачи урока.

  • Образовательная показать зависимость выбора стиля от условий общения, выявить признаки разговорного стиля.

  • Развивающая предупреждать смешение языковых средств разных стилей.

  • Воспитательная воспитывать внимательное отношение к выбору языковых средств для выражения своих мыслей.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма обучения: коллективная

Оборудование: учебник Е.И. Никитиной «Русская речь» для 5 класса, раздаточный материал, компьютерная презентация.
Ход урока.

I.Оргмомент. Актуализация знаний.

- Вспомните, что такое текст?

- Назовите признаки текста.

II. Наблюдение.

Карточка №1.

Что это за птицы?

Сынишка мой пришел домой и говорит:

- Что за птиц таких я видел, - просто не пойму! Идешь – все птицы от тебя удирают, разлетаются. А эти и не думают. Плавают у самого берега. Я подхожу – они не только не улетают, даже отплыть подальше не хотят. Кувыркаются головой под воду, как маленькие уточки. Ни минуты не посидят спокойно: кружат жуками по воде. А то в чехарду начнут играть: прыгают друг через друга, перепархивают – и опять на воду садятся.
Плавунчики.

Плавунчики – мелкие (со скворца или мельче) кулики на невысоких ногах и со сравнительно коротким клювом. На пальцах кожистые перепонки. Наблюдать плавунчиков чаще всего можно на воде, где они плавают, характерно кивая головой.

(«Определитель птиц»)
- Прочитайте тексты.

- Что общего и чем различаются эти тексты?

- Что хотели сказать каждый из авторов?

- Какой текст вы используете для подготовки сообщения к уроку природоведения?

Обобщение. Русский язык существует в двух разновидностях (стилях): разговорной и книжной.



Разговорный

  1. Неофициальная обстановка

  2. Обмен впечатлениями



Книжный

  1. Художественные произведения, научные труды, официальные документы, СМИ

  2. Передача информации



  1. Закрепление.

    • Чтение теоретического материала по учебнику стр. 58

    • Выполнение упражнений 102 - 103 (упражнения направлены на закрепление навыков определения и выявления признаков разговорного стиля)


По итогам данной работы в тетрадях учащихся заполняется таблица.

Признаки разговорного стиля.

Где употребляется?

В неофициальной обстановке, общение между близкими людьми.

Для чего?

Поделиться впечатлениями.

Особенности языка.

Диалог, простые, короткие предложения, разговорные слова.










  • Упражнения на предупреждение стилистических ошибок. (Тексты упражнений показываются на экране, идет коллективное обсуждение, измененные тексты записываются в тетрадь.)

Кадр 1.

Представьте себе такой разговор.

- Где ты был?

- Сегодня, 12 октября, в 8 часов утра по московскому времени я вышел из дома номер 15 по улице Широкой, где проживаю с родителями, и направился в школу №23, которая находится на той же улице в доме №45. Там я провел 4 часа 50 минут, в течение которых присутствовал на пяти уроках.

Вы скажете: обычно так люди не разговаривают! Правильно, этот ответ создан по законам не разговорного языка. А как должен выглядеть реальный ответ?

Кадр 2.

Если на доске объявлений вы увидели помещенный ниже документ, что бы вы подумали? Какие нормы не соблюдены в нем?

Объявление.

С завтрашнего дня если кто вздумает прийти без сменной обуви, пусть пеняет на себя. Он узнает, где раки зимуют.

Директор школы.
V. Подведение итогов, рефлексия.

- Что мы узнали сегодня нового?

- Где могут пригодиться полученные знания?


Самоанализ проведенных уроков.
Урок «Как связать предложения в тексте?» был проведен в рамках районного семинара по КРО. Поставленные цели были достигнуты: учащихся удалось заинтересовать, они были активны и раскрепощены, несмотря на присутствие гостей. Ученики быстро справились с небольшим лингвистическим экспериментом и даже смогли объяснить свои действия. Творческая работа тоже вызвала оживление: тему выбрали в соответствии с погодой за окном. Возможность посмотреть в окошко во время урока всех удивила и обрадовала. После наблюдений довольно быстро составили опорную таблицу, по которой легче писать сочинения, а учащимся VII вида – восстановить текст. С творческими работами справились до конца урока и даже успели их прочитать.

Если учитель хочет получить более-менее интересные и качественные работы, необходимы специальные уроки подготовки к сочинению. Тема сочинения должна быть неожиданной для учащихся, тогда она вызывает интерес, а следовательно учащиеся будут активнее. «Сколько красок у зимы?»- эта тема вызвала оживление и недоумение. С помощью наводящих вопросов учителя пришли к выводу, что у зимы много красок. На основе собранного материала легче прошло составление плана и написание черновиков. Конечно, в сочинениях учеников еще много речевых ошибок, поэтому в урок было включено упражнение на редактирование, а на следующем уроке была проведена работа с черновиками. Итог работы: из 8 человек 7 справились с работой, 3 человека на «4».

Тема «Стили речи» изучается на противопоставлении разговорного и книжных стилей. Ребята уловили разницу стилей и справились с заключительными упражнениями на предупреждение стилистических ошибок. Выявление признаков разговорного стиля – задание нелегкое для 5-тиклассников, поэтому признаки были занесены в таблицу, чтобы, пользуясь ей, они могли не только определять стиль, но и учились доказывать свой выбор.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство в коррекционно-развивающей работе» iconКонкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство...
П] образуется губами, [Т] – языком), а в остальном характеристики этих звуков одинаковы ( парные, глухие согласные). Для запоминания...
Конкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство в коррекционно-развивающей работе» iconI международный конкурс методических разработок учебного занятия
Электронное образовательное сми «Школа-21-века» проводит I международный конкурс авторских методических разработок учебных занятий...
Конкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство в коррекционно-развивающей работе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведены следующие мероприятия: школьная педагогическая конференция «Педагогические технологии в работе учителя», методическая выставка...
Конкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство в коррекционно-развивающей работе» iconПриказ №1-366 г. Курск о проведении областного конкурса методических...
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство в коррекционно-развивающей работе» iconКонкурс предполагает индивидуальное участие. Участниками конкурса...
Настоящее положение определяет порядок организации, проведения и определения результатов регионального заочного конкурса методических...
Конкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство в коррекционно-развивающей работе» iconКонкурс «Страна Безопасности»
Конкурс учебно-методических разработок и внеурочных мероприятий в начальной школе "Я исследую мир"
Конкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство в коррекционно-развивающей работе» iconКонспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М....
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство в коррекционно-развивающей работе» iconМетодические рекомендации фтд. Педагогическое мастерство тренера...
...
Конкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство в коррекционно-развивающей работе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Странства… предназначена для практического использования в коррекционно-развивающей работе с незрячими детьми в условиях предметно-развивающей...
Конкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство в коррекционно-развивающей работе» iconКонкурс методических разработок «Мой открытый урок» Конспект урока...
Тип урока: формирование и совершенствование знаний и умений с элементами лабораторной работы
Конкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство в коррекционно-развивающей работе» iconШкольный конкурс методических разработок уроков Тема методической...
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Конкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство в коррекционно-развивающей работе» iconПоложение о районном заочном конкурсе методических разработок уроков...
Конкурс методических разработок и внеурочных мероприятий для учителей истории и обществознания "Коренной перелом в войне" посвящен...
Конкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство в коррекционно-развивающей работе» iconРайонный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий:...
Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением»
Конкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство в коррекционно-развивающей работе» iconТактика и техника лыжного похода
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство в коррекционно-развивающей работе» iconКонспект Учебно-тренировочного занятия
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство в коррекционно-развивающей работе» iconПлан-конспект урока литературы
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск