Скачать 111.61 Kb.
|
МБОУ Каргасокская СОШ №1 Районный конкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство в коррекционно-развивающей работе» Уроки развития речи для учащихся 5 класса. Сахарных Надежда Юрьевна, учитель русского языка и литературы. Каргасок 2012 Пояснительная записка. Успех учебы в значительной мере определяется уровнем общей речевой подготовки учащихся, поэтому специальные уроки развития речи очень важны. Но даже в обычных, общеобразовательных классах они проходят трудно, так как дети меньше читают, словарный запас у них небольшой, сочинения пишут без удовольствия. В коррекционных классах уровень речевого развития еще ниже, поэтому таким детям трудно освоить такие понятия, как основная мысль текста, композиция, стили речи и др., трудно понять, как подчинить все части текста основной мысли, как определить главную мысль. Цель уроков развития речи – сформировать навыки связного изложения мыслей. Задачи:
Знания усваиваются в ходе практической деятельности. При подготовке к сочинению и другим творческим работам используются различные таблицы, схемы, чтобы были опоры для учащихся, а также образцы сочинений. Ожидаемые результаты. Учащиеся должны:
Литература:
Как связать предложения в тексте? (Урок русского языка в классе с учащимися с ОВЗ) 5 класс. Задачи урока:
Тип урока: урок усвоения новых знаний. Форма обучения: индивидуальная и коллективная. Место урока: первый урок по теме Методы: словесный, частично-поисковый. Оборудование: учебник Е.И. Никитиной «Русская речь» для 5 класса, транспаранты с предложениями, раздаточный материал. Ход урока. I. Оргмомент. Актуализация знаний. Сегодня у нас урок развития речи. Давайте вспомним: - Что такое текст? - Что такое тема текста? - Основная мысль? - Для чего нужен план? II. Лингвистический эксперимент. - У вас на столе есть карточки с предложениями. Составьте из них тексты. Объясните свои действия. Карточка 1. Из данных предложений составьте текст.
Исправьте текст. Ёлки густо зеленели. В березках светились светло-золотые искорки. В лесу было нарядно и тихо. А осинки стояли румяные, алые и тихонько дрожали своими круглыми листьями. - Покажите, какие тексты у вас получились, объясните, как вы догадались, что предложения надо расположить именно в таком порядке. (На доске транспаранты с этими предложениями, ученик выходит к доске, располагает транспаранты в нужном порядке, объясняет свои действия. В первом тексте ребята увидели сцепляющие слова, во втором – предложение, которое должно стоять в начале текста.) III. Объяснение учителя. Способы связи предложений в текст Цепной параллельный - В каком тексте цепной способ связи? - В каком тексте параллельный? - Спишите тексты в соответствующие колонки. Закрепление по учебнику: упражнение 63, теоретический материал с. 39. IV. Творческая работа. - Для чего нужно знать способы связи предложений в тексте? Учитель: Если мы хотим о чем-то рассказать, лучше использовать цепной способ связи. Если описать, то - параллельный. - Давайте выберем тему для описания из упражнения 71. (Выбрали тему «Утро было свежее, чистое») - Подойдите к окну. Что мы видим? (По итогам наблюдений заполняем таблицу.)
На основе таблицы ученики пишут мини-сочинение. Учащиеся с ОВЗ получают карточки с заданием восстановить с помощью таблицы текст. Карточка 2. Утро было свежее, чистое. …, … лежат под деревьями сугробы. Он так ярко блестят не солнце, что ржет глаза. …, … спят березы. Синеватые тени их … стволов видны на … нетронутом снегу. Небо кажется прозрачным, как молодой лед на реке. Оно …, …. Приятно пахнет морозом, снегом. Как чудесно это утро! Ученики читают свои работы. V. Подведение итогов, рефлексия. - Что мы узнали сегодня нового? - Где мы применим эти знания? - Как мы сегодня поработали? Подготовка к сочинению «Сколько красок у зимы?» (Урок развития речи в СКК с уч-ся VII вида) Задачи урока:
Тип урока: урок закрепления полученных знаний. Форма обучения: коллективная. Оборудование урока: учебник Е.И. Никитиной «Русская речь» для 5 класса, раздаточный материал. Ход урока.
Сегодня нам предстоит вспомнить, что мы знаем о тексте, и применить свои знания на практике.
- Спишите текст, выделяя корни в родственных словах. Карточка №1. Сколько красок у зимы? Развела зима белила, Все окошки забелила, Все дорожки замела. Белой кистью повела – И земля белым-бела… Белка рыженьким комочком Скачет в лес по белым кочкам. (Л. Яхин) - Как бы вы ответили на вопрос: «Сколько красок у зимы?» (Распространенное мнение, что у зимы только одна краска – белая: белый снег, белые деревья, белые шапки на крышах домов и т.д.) - А снег всегда одинаковый? Какой он на солнце и в тени? - А еще какие краски могут быть у зимы? - Запишите слова с корнями –бел-, -серебр-, -голуб-, -сер-. III. Составление плана сочинения. - Какова тема нашего сочинения? (Краски зимы) - А основная мысль? (Красок у зимы много) - Какой способ связи предложений мы используем, если нам требуется доказать, что красок у зимы много? (Параллельный) - Сколько частей должно быть в сочинении? (Вступление, основная часть, заключение) Коллективно составляется примерный план сочинения и записывается в тетради учащихся.
- Отредактируйте сочинение ученика 5-го класса. Зачеркните лишние слова. Карточка №2. Сколько красок у зимы? Принято считать, что самая главная и важная краска зимы – белая. Я с этим не согласен. У зимы очень много разных и разнообразных красок. Снег на солнце переливается разными оттенками красок: голубыми, серыми, серебристыми, синими. Зимнее небо тоже бывает различным. В пасмурные дни – серым, а в ясные – синим. Цвет опушенных инеем деревьев серебристый, мерцающий. А вы видели скованную морозом речку вечером, на закате? Цвет льда на речке розовый, даже алый. Сколько же красок у зимы? Большое множество. Коллективное обсуждение отредактированных сочинений. Домашнее задание: написать сочинение на черновик. Стили речи. Разговорный стиль. (Урок развития речи в СКК с уч-ся VII вида) Задачи урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний. Форма обучения: коллективная Оборудование: учебник Е.И. Никитиной «Русская речь» для 5 класса, раздаточный материал, компьютерная презентация. Ход урока. I.Оргмомент. Актуализация знаний. - Вспомните, что такое текст? - Назовите признаки текста. II. Наблюдение. Карточка №1. Что это за птицы? Сынишка мой пришел домой и говорит: - Что за птиц таких я видел, - просто не пойму! Идешь – все птицы от тебя удирают, разлетаются. А эти и не думают. Плавают у самого берега. Я подхожу – они не только не улетают, даже отплыть подальше не хотят. Кувыркаются головой под воду, как маленькие уточки. Ни минуты не посидят спокойно: кружат жуками по воде. А то в чехарду начнут играть: прыгают друг через друга, перепархивают – и опять на воду садятся. Плавунчики. Плавунчики – мелкие (со скворца или мельче) кулики на невысоких ногах и со сравнительно коротким клювом. На пальцах кожистые перепонки. Наблюдать плавунчиков чаще всего можно на воде, где они плавают, характерно кивая головой. («Определитель птиц») - Прочитайте тексты. - Что общего и чем различаются эти тексты? - Что хотели сказать каждый из авторов? - Какой текст вы используете для подготовки сообщения к уроку природоведения? Обобщение. Русский язык существует в двух разновидностях (стилях): разговорной и книжной. Разговорный
Книжный
По итогам данной работы в тетрадях учащихся заполняется таблица. Признаки разговорного стиля.
Кадр 1. Представьте себе такой разговор. - Где ты был? - Сегодня, 12 октября, в 8 часов утра по московскому времени я вышел из дома номер 15 по улице Широкой, где проживаю с родителями, и направился в школу №23, которая находится на той же улице в доме №45. Там я провел 4 часа 50 минут, в течение которых присутствовал на пяти уроках. Вы скажете: обычно так люди не разговаривают! Правильно, этот ответ создан по законам не разговорного языка. А как должен выглядеть реальный ответ? Кадр 2. Если на доске объявлений вы увидели помещенный ниже документ, что бы вы подумали? Какие нормы не соблюдены в нем? Объявление. С завтрашнего дня если кто вздумает прийти без сменной обуви, пусть пеняет на себя. Он узнает, где раки зимуют. Директор школы. V. Подведение итогов, рефлексия. - Что мы узнали сегодня нового? - Где могут пригодиться полученные знания? Самоанализ проведенных уроков. Урок «Как связать предложения в тексте?» был проведен в рамках районного семинара по КРО. Поставленные цели были достигнуты: учащихся удалось заинтересовать, они были активны и раскрепощены, несмотря на присутствие гостей. Ученики быстро справились с небольшим лингвистическим экспериментом и даже смогли объяснить свои действия. Творческая работа тоже вызвала оживление: тему выбрали в соответствии с погодой за окном. Возможность посмотреть в окошко во время урока всех удивила и обрадовала. После наблюдений довольно быстро составили опорную таблицу, по которой легче писать сочинения, а учащимся VII вида – восстановить текст. С творческими работами справились до конца урока и даже успели их прочитать. Если учитель хочет получить более-менее интересные и качественные работы, необходимы специальные уроки подготовки к сочинению. Тема сочинения должна быть неожиданной для учащихся, тогда она вызывает интерес, а следовательно учащиеся будут активнее. «Сколько красок у зимы?»- эта тема вызвала оживление и недоумение. С помощью наводящих вопросов учителя пришли к выводу, что у зимы много красок. На основе собранного материала легче прошло составление плана и написание черновиков. Конечно, в сочинениях учеников еще много речевых ошибок, поэтому в урок было включено упражнение на редактирование, а на следующем уроке была проведена работа с черновиками. Итог работы: из 8 человек 7 справились с работой, 3 человека на «4». Тема «Стили речи» изучается на противопоставлении разговорного и книжных стилей. Ребята уловили разницу стилей и справились с заключительными упражнениями на предупреждение стилистических ошибок. Выявление признаков разговорного стиля – задание нелегкое для 5-тиклассников, поэтому признаки были занесены в таблицу, чтобы, пользуясь ей, они могли не только определять стиль, но и учились доказывать свой выбор. |
Конкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство... П] образуется губами, [Т] – языком), а в остальном характеристики этих звуков одинаковы ( парные, глухие согласные). Для запоминания... | I международный конкурс методических разработок учебного занятия Электронное образовательное сми «Школа-21-века» проводит I международный конкурс авторских методических разработок учебных занятий... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проведены следующие мероприятия: школьная педагогическая конференция «Педагогические технологии в работе учителя», методическая выставка... | Приказ №1-366 г. Курск о проведении областного конкурса методических... Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | ||
Конкурс предполагает индивидуальное участие. Участниками конкурса... Настоящее положение определяет порядок организации, проведения и определения результатов регионального заочного конкурса методических... | Конкурс «Страна Безопасности» Конкурс учебно-методических разработок и внеурочных мероприятий в начальной школе "Я исследую мир" | ||
Конспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М.... Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | Методические рекомендации фтд. Педагогическое мастерство тренера... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Странства… предназначена для практического использования в коррекционно-развивающей работе с незрячими детьми в условиях предметно-развивающей... | Конкурс методических разработок «Мой открытый урок» Конспект урока... Тип урока: формирование и совершенствование знаний и умений с элементами лабораторной работы | ||
Школьный конкурс методических разработок уроков Тема методической... Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления нового материала | Положение о районном заочном конкурсе методических разработок уроков... Конкурс методических разработок и внеурочных мероприятий для учителей истории и обществознания "Коренной перелом в войне" посвящен... | ||
Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий:... Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением» | Тактика и техника лыжного похода Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | ||
Конспект Учебно-тренировочного занятия Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | План-конспект урока литературы Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... |