министерство здравоохранения и социального развития
российской федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский национальный исследовательский
медицинский университет имени Н.И. Пирогова»
| УТВЕРЖДАЮ
|
|
Декан
Лечебного факультета
_________________ / Г.В.Порядин /
подпись ФИО
|
| « 31 » августа 2011 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФАКУЛЬТЕТСКАЯ ХИРУРГИЯ, УРОЛОГИЯ
(наименование учебной дисциплины
Направление подготовки (специальность) Лечебное дело Форма обучения очно-заочная
(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная) Срок освоения ООП 7 лет
(нормативный срок обучения)
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:
ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело, утвержденный Министерством образования и науки РФ « 8 » ноября 2010 г., приказ № 1118.
2) Учебный план по специальности 060101 Лечебное дело, одобрен Учёным Советом ГОУ ВПО РГМУ «16» мая 2011 г. Протокол № 10.
Рабочая программа учебной дисциплины факультетская хирургия, урология одобрена на заседании кафедры факультетской хирургии лечебного факультета от «30» мая 2011 г. Протокол № 8. Заведующий кафедрой ____________________ (Савельев В.С.)
подпись ФИО
Рабочая программа учебной дисциплины факультетская хирургия, урология одобрена Учёным Советом лечебного факультета от «_____» ____________20___г. Протокол № _____
Председатель
Учёного Совета факультета ____________________ (Порядин Г.В.)
подпись ФИО Разработчики: ___Зав. кафедрой________ ____________________ ___В.С.Савельев__________
(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
___Зав. учебной частью __ ____________________ ___В.В.Андрияшкин______
(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
Рецензенты:
_______________________ ____________________ _________________________
(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения учебной дисциплины факультетская хирургия, урология являются обучение студентов умению клинически диагностировать наиболее распространённые хирургические, урологические заболевания и их осложнения, определять тактику инструментальных и диагностических исследований, необходимых для подтверждения и уточнения диагноза, выбирать оптимальные методы лечения и необходимый объём хирургического вмешательства, определять пути эффективной профилактики болезней. Задачи дисциплины: Этиологии и патогенеза наиболее распространённых хирургических заболеваний.
Клинической картины этих заболеваний и их осложнений.
Современных методов клинического, лабораторного и инструментального обследования.
Способов хирургического и консервативного лечения данных заболеваний, включая миниинвазивные, эндоскопические, эндоваскулярные методы и показаний к их применению.
Основных путей профилактики хирургических заболеваний.
Деонтологии в хирургии.
Формирование представлений:
Об организации в России помощи больным с хирургическими заболеваниями.
О проводимых в нашей стране и за рубежом научных исследованиях, направленных на предотвращение, улучшение ранней диагностики и результатов лечения наиболее распространённых хирургических заболеваний.
О вопросах диспансеризации больных, реабилитации пациентов, оценке трудоспособности.
2.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП УНИВЕРСИТЕТА 2.2.1. Учебная дисциплина факультетская хирургия, урология относится к циклу «Профессиональные дисциплины» (ПД). Она основывается на теоретических и практических знаниях, приобретённых студентами в течении предшествующих трёх лет обучения на кафедрах, изучающих основные физико-химические и биологические законы, строение и функционирование организма человека в норме и патологии, основы фармакотерапии, базовые принципы диагностики и лечения заболеваний, деонтологию, социальные и культурологические аспекты медицины. 2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Нормальная анатомия человека
| 1. Строение тела человека.
2. Возрастные, половые, индивидуальные особенности организма,
3. Вариантная анатомия.
4. Рентгеноанатомия.
5. Анатомическая терминология.
6. Места и точки прощупывания отдельных частей скелета.
7.Учение о внутренностях - спланхнология
| Медицинская и биологическая физика
| 1. Волоконная оптика, световоды.
2. Лазерная техника в медицине.
3.Электрическая аппаратура.
4. Электронные приборы.
5. Плазменная техника.
6. Физические основы различных методов сканирования и томографии.
7. Ультразвук в медицине.
| Органическая и неорганическая химия, биохимия
| 1. Полимеры и биополимеры. Синтетические нити и ткани.
2. Гетерофункциональные органические соединения - метаболиты и родоначальники важнейших групп лекарственных средств.
3. Взаимосвязь обмена углеводов, липидов, белков. Регуляция обмена веществ. Гормоны.
4. Обмен воды и минеральных солей.
5. Биохимия печени.
6. Биохимия крови.
| Нормальная физиология
| 1. Единство организма и среды.
2. Организм и его защитные системы. Регуляция физиологических функций. Терморегуляция.
3. Кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровообращение.
4. Пищеварение.
5. Железы внутренней секреции.
| Патологическая физиология
| 1. Общая нозология.
2. Этиология. Учение о патогенезе.
3. Болезнетворные воздействия факторов внешней среды.
4. Кислородное голодание.
5. Патофизиология инфекционного процесса.
6. Опухоли.
7. Нарушения обмена веществ.
8. Патофизиология пищеварения.
9. Патофизиология эндокринной системы.
| Патологическая анатомия
| 1. Стереотипные общепатологические процессы.
2. Частная патологическая анатомия хирургических болезней: - органов дыхания, - органов пищеварения, - сердечно-сосудистой системы, - желёз внутренней секреции.
3. Злокачественные новообразования.
| Фармакология
| 1. Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных средств.
2. Действие лекарственных препаратов в организме. Побочное и токсическое действие лекарственных веществ.
3. Общая рецептура.
4. Частная фармакология в хирургии:
- медиаторные средства,
- обезболивающие средства, вещества для комбинированного обезболивания,
- средства заместительной терапии,
- средства, влияющие на систему свёртывания крови,
- кровезаменители,
- основные средства, использующиеся при терапевтическом лечении болезней органов пищеварения.
| Гистология
| 1. Гистологическая характеристика органов грудной и брюшной полости, магистральных сосудов.
| Топографическая анатомия
и оперативная хирургия
| 1. Проекционная и ориентирная анатомия. Области человеческого тела и их границы. Синтопия и скелетотопия органов грудной и брюшной полости.
2. Фасциальные футляры. Клетчаточные пространства.
3. Послойное изучение тканей в границах различных областей.
4. Изучение поперечных распилов.
5. Рациональные доступы к органам.
6. Оперативные приемы на основе знаний топографической анатомии.
7. Анатомо-физиологическое обоснование оперативных вмешательств.
8. Основные виды операций. Хирургический инструментарий.
9. Соединение тканей. Кишечный шов, клеевое соединение тканей.
10. Эксперимент в хирургии.
| Лучевая диагностика и терапия
| 1. Рентгенологические методы исследования в диагностике острой патологии грудной и брюшной полости. Рентгеновское изображение органов в норме и при патологии.
2. Основы рентгеновской семиотики хирургических заболеваний.
3. Радиоизотопная диагностика. Общая и частная лучевая терапия.
4. Специальные рентгенологические методы.
5. Ультразвуковая диагностика при хирургической патологии.
6. Компьютерная томография, магнитно-ядерный резонанс в диагностике патологии грудной и брюшной полости.
| Пропедевтика внутренних
болезней
| 1. Особенности сбора анамнеза у больных с различной патологией.
2. Методы исследования органов дыхания.
3. Методы исследования органов кровообращения.
4. Методы исследования органов пищеварения.
5. Методы исследования эндокринной системы.
| Общая хирургия
| 1. История хирургии.
2. Асептика. Антисептика.
3. Методика обследования хирургических больных.
4. Обезболивание.
5. Кровотечение и кровопотеря. Компонентная гемотерапия.
6. Хирургическая операция.
7. Десмургия.
8. Основные виды хирургической патологии: повреждения, гнойная инфекция, некрозы, гангрены, язвы, свищи, опухоли, пороки развития.
| Врачебная этика. Деонтология. Культурология.
| 1. Философия, её предмет, роль в обществе, основные законы.
2. Общество и природа.
3. Наука и культура в демократическом обществе.
4. Деонтология в хирургии.
| Иммунология
| 1. Иммунные нарушения при хирургической патологии.
2. Способы диагностики и коррекции иммунных нарушений.
3. Переливание крови, влияние гемотрансфузии на показатели клеточного и гуморального иммунитета. Необходимость учёта эритроцитарных и лимфоцитарных антигенов донора и реципиента. Опасность развития реакции трансплантат против хозяина (при переливании крови и трансплантации органов).
4. Сепсис, как общая гнойная инфекция. Общие вопросы гнойной инфекции. Патогенез развития гнойной инфекции. Профилактика гнойных осложнений в послеоперационном периоде.
5. Биологические виды трансплантации. Роль антигенов НLА, принципы подбора аллотрансплантатов. Профилактика и лечение кризов отторжения, условия применения иммунодепрессивной терапии.
|
2.2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
- Факультетская терапия
- Госпитальная хирургия
- Госпитальная терапия
- Онкология
- Травматология и ортопедия
- Анестезиология и ортопедия
- Детская хирургия
- Военно-полевая хирургия 2.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
№
п/п
| Номер/
индекс
компе-
тенции
| Содержание компетенции (или её части)
| В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
| Оценоч-ные средства
|
| Знать
| Уметь
| Владеть
|
|
1
|
ОК-1
|
Способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
|
- Заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием климатических и социальных факторов.
|
- Планировать, анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияние на него факторов окружающей и производственной среды.
- Оценить социальные факторы, влияющие на состояние физического и психологического здоровья пациента: культурные, этнические, религиозные, индивидуальные, семейные, социальные факторы риска, синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, её вызывающих.
|
- Оценками состояния общественного здоровья.
|
Опрос,
тесты,
ситуации-онные задачи
|
|
2
|
ПК-5
|
Способен и готов проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного.
|
- Методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного хирургического профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы, ультразвуковую диагностику).
- Методы лечения и показания к их применению; механизм лечебного действия лечебной физкультуры и физиотерапии, показания и противопоказания к их назначению, особенности их проведения.
|
- Определить статус пациента; собрать анамнез, провести опрос пациентаи/или его родственников, провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение свойств артериального пульса и т.п.); оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи; провести первичное обследование систем и органов.
- Определить по рентгенограмме наличие свободного газа в брюшной полости, гидро-пневмоторакса.
- Наметить объём дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата.
- Заполнять историю болезни, выписать рецепт.
|
- Правильным ведением медицинской документации.
- Методами общеклиничес-кого обследования.
- Интерпрета-цией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики.
- Основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.
|
Опрос,
тесты,
ситуации-онные задачи, написание истории болезни
|
|
3
|
ПК-17
|
Способен и готов выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знание основ медико-биологических и клинических дисциплин с учётом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учётом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний.
|
- Этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся хирургических заболеваний, современную классификацию заболеваний.
- Клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространённых хирургических заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп.
- Клинические проявления основных хирургических синдромов.
- Критерии диагноза различных заболеваний.
|
- Поставить предварительный диагноз – синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, её вызвавших.
- Наметить объём дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата.
- Сформулировать клинический диагноз.
|
- Алгоритмом постановки предварительного диагноза.
- Алгоритмом развёрнутого клинического диагноза.
|
Опрос,
тесты,
ситуации-онные задачи, написание истории болезни
|
|
4
|
ПК-20
|
Способен и готов назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной терапии больным с неинфекционными заболеваниями.
|
- Особенности организации и объём работы врача амбулаторно-поликлинического звена, современные диагностические возможности поликлинической службы, методы проведения неотложных мероприятий, показания для плановой госпитализации больных.
|
- Установить приоритеты для решения проблем здоровья пациента: критическое (терминальное) состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием.
- Разработать план хирургических и терапевтических действий с учётом протекания болезни и её лечения.
- Подобрать индивидуальный вид оказания помощи для лечения пациента в соответствии с ситуацией: первичная помощь, скорая помощь, госпитализация.
- Сформулировать показания к избранному методу лечения с учётом этиотропных и патогенентических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях.
|
- Основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.
|
Опрос,
тесты,
ситуации-онные задачи, написание истории болезни
|
|
5
|
ПК-26
|
Способен и готов к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек.
|
- Основы профилактической медицины, организацию профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения.
|
- Участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической помощи населению с учётом его профессиональной и возрастно-половой структуры.
|
- Оценками состояния общественного здоровья.
|
Опрос,
тесты,
ситуации-онные задачи
|
|
|
|
|
|
|
|
|