Демонстрационный вариант
переводного экзамена по истории 10 класс
А1. В каком году состоялся съезд князей в Любече, принявший решение «каждый держит отчину свою»?
988 г. 3) 1223 г.
1097 г. 4) 1237 г.
А2. Кто из названных князей разгромил Волжскую Болгарию и Хазарию?
Олег Вещий
Ярослав Мудрый
Святослав
Игорь
A3. Что из названного относится к итогам внешней политики Ивана IV?
завоевание Россией выхода в Балтийское море
присоединение к России Сибирского ханства
окончание зависимости Руси от Золотой Орды
присоединение Левобережной Украины
А4. С именами С. Дежнева, В. Пояркова, В. Атласова связаны(о)
крупные географические открытия
развитие научно-технической мысли
развитие университетского образования
появление новых жанров в литературе
А 5 Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, о каком князе идет речь.
«Молодость (умер в 39 лет), исключительные обстоятельства, с 11 лет посадившие его на боевого коня, четырехсторонняя борьба с Тверью, Литвой, Рязанью и Ордой, наполнявшая шумом и тревогами его 30-летнее княжение, и более всего великое побоище на Дону наложили на него яркий отблеск Александра Невского».
Ярослав Мудрый
Дмитрий Иванович
Мстислав Удалой
Даниил Александрович
А6. Какой из названных документов был принят в царствование Павла I?
Табель о рангах
«Указ о единонаследии»
«Указ о трехдневной барщине»
Соборное уложение
А7. Согласно решениям Тильзитского мира Россия должна была
присоединиться к континентальной блокаде Англии
отдать Польше Правобережную Украину
отказаться от Финляндии
выплатить контрибуцию в пользу Франции
А8. В результате военной реформы Петра I в России
была введена всеобщая воинская повинность
были созданы военные округа
комплектование армии стало проводиться путем рекрутских наборов
было создано стрелецкое войско
А9. . Прочтите отрывок из доклада, составленного в XIX в., и определите фамилию министра, составившего доклад.
«...Исцелить новейшее поколение от слепого необдуманного пристрастия к... иноземному, распространяя в юных душах радужное уважение к отечественному... оценить... все противоположные элементы нашего гражданского образования... искать этого знаменателя в тройственном понятии православия, самодержавия, народности — такова была цель, к которой Министерство народного просвещения приближалось десять лет...»
1) Д.А. Милютин 3) М.Т. Лорис-Меликов
2) С.С. Уваров 4) Е.Ф. Канкрин
А10. Как назывался участок земли, доставшийся крестьянам в результате реформы 1861 г.?
наделом 3) отрубом
поместьем 4) имением
Часть 2
В1. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Правитель
| Война
| Событие
| Иван Грозный
| Ливонская (1558-1583 гг.)
| (А)
|
| (Б)
| Северная (1700-1721 гг.)
| (В)
|
|
| Екатерина II
| (Г)
| (Д)
| Александр I
| (Е)
| Смоленское сражение
|
| Пропущенные элементы:
распад Ливонского ордена
Отечественная война 1812 г.
русско-турецкая война 1768-1774 гг.
Чесменский бой
Полтавская битва
В2 Прочитайте отрывок из сочинения историка Н.М.Карамзина.
«Иоанн, рожденный и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитейших государей в Европе; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстанавливая свободу и целостность России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские».
Опираясь на содержание отрывка и знания по истории, укажите три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
исторический деятель, к которому относится данная характеристика, — великий московский князь, государь всея Руси Иван III
он первым из московских государей венчался на царство
при нем произошло окончательное освобождение Руси от ордынской зависимости
крупнейшее событие во время его правления — Ливонская война
при нем был создан свод законов единого государства — Судебник
реформы при этом государе проводила «Избранная рада»
Ответ
В 3. Рассмотрите схему и выполните задания В3-В5.
В3. Напишите имя полководца, вторжение войск которого в Россию показано на схеме.
Ответ:
Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой 1.
Ответ:
В4. Напишите цифру, которой обозначен населенный пункт, где русские войска встали лагерем после оставления Москвы.
Ответ: .
В5. Какие суждения, относящиеся к событиям, связанным со схемой, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) с начала войны русские войска преследовали вторгшегося неприятеля
2) в ходе войны русские войска возглавил М.И. Кутузов
3) самое кровопролитное сражение этой войны произошло под Вязьмой
4) в ходе указанной войны в России развернулась народная война против неприятеля
5) указанные на схеме военные действия продолжались больше года
6) вторгшаяся в Россию неприятельская армия получила в истории название «Великая армия»
Ответ:
Часть 3
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С2. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из Извещения от Исполнительного комитета об убийстве Александра II
«Сегодня, 1 марта 1881 г., согласно постановлению Исполнительного комитета от 26 августа 1879 г., приведена в исполнение казнь Александра II двумя агентами Исполнительного комитета. Имена этих мужественных исполнителей революционного правосудия Исполнительный комитет пока не считает возможным опубликовать. Два года усилий и тяжелых жертв увенчались успехом. Отныне вся Россия может убедиться, что настойчивое и упорное ведение борьбы способно сломить даже вековой деспотизм Романовых.
Исполнительный комитет считает необходимым снова напомнить во всеуслышание, что он неоднократно предостерегал ныне умершего тирана, неоднократно увещевал его покончить свое человекоубийственное самоуправство и возвратить России ее естественные права. Всем известно, что тиран не обратил внимания на все предостережения, продолжая прежнюю политику.
Обращаемся к вновь воцарившемуся Александру III с напоминанием, что историческая справедливость существует и для него, как для всех. Россия, истомленная голодом, измученная самоуправством администрации, постоянно теряющая силы сынов своих на виселицах, на каторге, в ссылках, в томительном бездействии, вынужденном существующим режимом, — Россия не может жить так далее. Она требует простора, она должна возродиться согласно своим потребностям, своим желаниям, своей воле. Напоминаем Александру III, что всякий насилователь воли народа есть народный враг... и тиран. Смерть Александра II показала, какого возмездия достойна такая роль.
Исполнительный комитет обращается к мужеству и патриотизму русских граждан с просьбой о поддержке, если Александр III вынудит революционеров вести борьбу с ним. Только широкая энергичная самодеятельность народа, только активная борьба всех честных граждан против деспотизма может вывести Россию на путь свободного и самостоятельного развития».
С1. О каком направлении общественного движения России идет речь в документе? Как называлась организация, подготовившая убийство Александра II? Назовите не менее двух имен руководителей организации.
СЗ. Используя знания по истории, отметьте, добились ли организаторы этим убийством своих целей? Какова была судьба организации и ее лидеров? Укажите не менее трех положений |