Литература





Скачать 133.1 Kb.
НазваниеЛитература
Дата публикации06.01.2015
Размер133.1 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Военное дело > Литература





ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

  1. Обоснование темы, её актуальность и значение

  2. Целевая установка

  3. Задачи экспозиции Музея

  4. Общая характеристика источниковой, предметной базы

  5. Методы и принципы построения экспозиции

  6. Тематическая структура

  7. Формы работы с учащимися 10-11 классов в Музее в рамках курса ОБЖ

  8. Формы внеурочной работы с учащимися в Музее по гражданскому и героико-патриотическому воспитанию

Заключение

Литература





2

3

4

4

5

6

6

9
11
12

14


Введение
Первоначально в 1976г. в школе был открыт Зал Боевой Славы 27-ой Режицкой ордена Суворова II -ой степени артиллерийской дивизии прорыва Резерва Главного командования (27-ой РОСАД РГК). Инициатором и руководителем работ по созданию Зала стал первый директор Майской школы, участник Великой Отечественной войны, офицер-артиллерист 27-ой РОСАД, Полушкин Евгений Степанович.

27-ая РОСАД была сформирована 12 декабря 1942г. на Северо-Западном фронте, причем в ее состав вошли два пушечных артиллерийских полка (387-й ПАП и 643-й ПАП), образовавшие в дивизии 76-ю пушечную артиллерийскую бригаду. На вооружении 27-ой РОСАД были пушки и гаубицы производства Мотовилихинского завода. Да и в целом с начала 1942г. вины Северо-Западного фронта участвовали в уникальном соревновании с трудящимися Молотовской (Пермской) области. Таким образом, 27-ая РОСАД была одним из боевых соединений, тесно связанных с Пермским краем.

Весь коллектив школы-новостройки активно включился в поисковую работу. И уже 12 мая 1976г. пионерской дружине Майской школы было присвоено имя командира 27-ой РОСАД генерал-майора артиллерии Алексея Дмитриевича Харламова.

Коллектив школы установил контакты с рядом школ страны (школой №2 г.Резекне в Латвии, школой №178 г.Ленинграда, школами г.Луги Ленинградской области и г.Куйбышев), где существовали музеи Боевой Славы 27-ой РОСАД.

12 декабря 1977г. в день 35-й годовщины 27-ой РОСАД Зал Боевой Славы был преобразован в Музей. Сюжет об этом событии был показан по Пермскому областному телевидению.

В 1989г. Музей был размещен в новом здании, причем его экспозиции существенно расширились и пополнились экспонатами, найденными на местах боев Северо-Западного фронта в ходе первой экспедиции школьного поискового отряда «Кама» в Новгородскую область. С этого времени начинаются тесные контакты с Музеем Северо-Западного фронта в г.Старая Русса.

«Черной датой» в истории Музея стал пожар, произошедший 28 апреля 1995г. из-за несовершенства электропроводки и нанесший очень значительный ущерб экспозициям и фондам Музея.

Однако, уже к 22 марта 1996г. в честь 94-й годовщины со дня рождения А.Д. Харламова Музей вновь открыл свои двери.

Музей имеет тесные связи с краевым и городским Советами ветеранов, Пермским краевым отделением Фонда Мира, Советом ветеранов-харламовцев в г.Луга.

В настоящее время коллектив школы готовиться отметить 65-летие 27-ой РОСАД и 30-летие открытия Музея в школе.


  1. Обоснование темы, её актуальность и значение


Воспитание в его широком понимании не может быть ограничено только овладением учащимися системой научных знаний и опытом интеллектуально-познавательной и творческой деятельности. Оно включает в себя также формирование социальных и духовных отношений как важнейших компонентов личностного развития.

В современных условиях, когда в России кризис охватил практически все сферы жизнедеятельности, когда общество оказалось раздробленным, как никогда остро возникает потребность в объединяющих идеях.

Одной из таких идей во все времена и у всех народов была идея патриотизма. Она всегда подпитывалась героикой прошлого, историческими фактами, иногда – преданиями и легендами, и помогала формировать сознание молодого поколения, его цели, задачи и идеалы. А, по словам Л.Н. Толстого: «Идеал – это путеводная звезда. Без него нет твёрдого направления, а нет направления – нет жизни».

Одним из таких маяков является историческая память народа, долженствующая формировать тот нравственный климат, в котором, несмотря ни на что, молодое поколение сможет найти опору и поддержку.

Тема экспозиции Музея – «Ратные страницы истории Отечества на примере боевого пути связанной с Прикамьем 27-ой Режицкой ордена Суворова II степени артиллерийской дивизии Резерва Главного командования» должна способствовать решению вышеперечисленных проблем.


  1. Целевая установка


Возрождение, сохранение и развитие патриотических традиций Отечества как важнейшей социальной ценности на примере освещения отдельных страниц ратной истории России, реализация положений Программы гражданского и патриотического воспитания на 2006 – 2010гг.


  1. Задачи экспозиции Музея




  1. Увековечить Память о земляках – участниках Великой Отечественной войны;

  2. Собрать и сохранить материалы о боевом пути 27-ой Режицкой ордена Суворова II степени артиллерийской дивизии Резерва Главного Командования;

  3. Ознакомить с датами (памятными днями) Воинской Славы России;

  4. Продемонстрировать преемственность поколений и связь времён в делах учащихся и выпускников школы.


Работа экспозиции Музея должна способствовать:

  • повышению интеллектуального уровня учащихся, развитию стремления преумножать патриотические традиции Отечества;

  • формированию чувства собственной принадлежности к сохранению и продолжению исторического наследия, готовности внести свой посильный вклад в его развитие;

  • укреплению связи поколений, особенно ветеранов войны и молодёжи.




  1. Общая характеристика источниковой, предметной базы


Фондовую основу экспозиции составили материалы и предметы, собранные в ходе многолетних контактов коллектива школы с ветеранами Великой Отечественной войны – воинами 27-ой РОСАД и нашими земляками, поисковых экспедиций по местам боёв в Новгородской, Псковской областях и Латвии, сотрудничества со школьными музеями школы №2 г.Резекне и школы №178 г.Ленинграда, музеем Северо-Западного фронта в г.Старая Русса..

В экспозиции Музея представлены личные вещи командира 27-ой РОСАД генерала-майора артиллерии Харламова А.Д., а также предметы воинского снаряжения и личные вещи бойцов и офицеров этой дивизии , образцы боевой документации артиллеристов, артиллерийских снарядов, предметы частей стрелкового вооружения, солдатского быта, найденные на местах боёв.

Отдельную часть экспозиции составляют фотоматериалы, оформленные как на стендах, так и отдельными альбомами.

Фонды Музея постоянно пополняются материалами о текущей военно-патриотической работе: отчётами о поисковых экспедициях школьного поискового отряда «Кама», ведением школьной летописи, размещением данных о воинской службе выпускников школы, рисунками, рефератами, сочинениями учащихся на героико-патриотическую тематику.



  1. Методы и принципы построения экспозиции


Ведущим методом построения экспозиции школьного Музея является тематический метод. Поскольку Музей военно-исторический, он начинается словами А. Невского: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля!».

Композиционно экспозиция Музея состоит из четырёх основных разделов:

1. раздел: Даты Воинской Славы России

2. раздел: Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны

3. раздел: Боевой путь 27-ой РОСАД

4. раздел: Военно-патриотическая работа в школе.

Музей размещается на втором этаже отдельного здания и занимает комнату общей площадью 60 кв.м и вестибюль с двумя лестничными пролётами. Первый раздел экспозиции размещён в вестибюле, а остальные три раздела – в основном помещении Музея.


  1. Тематическая структура


В первом разделе экспозиции после слов А. Невского на стене помещены десять стендов о славных победах русского оружия, начиная с Ледового побоища и до Дня Защитника Отечества (23 февраля 1918г.). Даты Воинской Славы периода Великой Отечественной войны представлены уже у входа в основное помещение Музея.

Как школьные реликвии перед входом в основное помещение в специальном шкафе–витрине выставлены Переходящее Красное Знамя, врученное школе за победу в социалистическом соревновании, Знамя комсомольской организации, Знамя пионерской дружины имени генерала Харламова, Знамя поискового отряда «Кама».

Во втором разделе на двух стендах приведены высказывания маршалов Советского Союза Малиновского Р.Я. о высоких боевых качествах воинов-уральцев и Жукова Г.К.: «Я призвал бы нашу молодёжь бережно относиться ко всему, что связано с Отечественной войной…».

В разделе приведены фотопортреты и краткие описания подвигов пяти краснокамцев – Героев Советского Союза. В фотогалерее «Они сражались за Родину» размещены портреты ветеранов войны – жителей п.Майский и прилегающих деревень. На мемориальной доске «Памяти павших будьте достойны» - фамилии девяноста земляков, отдавших свои жизни за Победу. В этом же разделе находятся пятнадцать томов Книги Памяти Пермской области.

Как переходный мостик к третьему разделу о боевом пути 27-ой РОСАД помещён стенд с серией фотографий:

  • Памятник – танк Т-34

  • Фасад Пермского гарнизона Дома Офицеров с 3-мя гранитными стеллами, на которых – наименования воинских частей, сформированных в Прикаье, в том числе 387-го и 643-го пушечных артиллерийских полков, вошедших в 1942г. в состав 27-ой РОСАД.

Третий раздел начинается со схемы боевых действий Северо-Западного фронта (СЗФ), в составе которого воевала 27-ая РОСАД. Здесь же приведён перечень Пермских формирований на СЗФ, и на двух стендах представлены материалы об уникальном соревновании воинов СЗФ и трудящихся Молотовской области.

Далее – структурная схема 27-ой РОСАД и изображения образцов артиллерийских орудий, состоявших на вооружении в дивизии. Отдельный стенд посвящён командиру 27-ой РОСАД генералу-майору артиллерии Харламову Алексею Дмитриевичу. Семья генерала после его смерти в 1979г. передала в дар Музею некоторые его личные вещи, которые экспонируются в отдельной витрине. Одно из последних поступлений в Музей – металлический барельеф А.В. Суворова, который был подарен генералу Харламову представителем Мотовилихинского завода в 1944г., как «Лучшему потребителю продукции завода». Этот барельеф был передан Музею 12 декабря 2002г. сыном генерала в г.Луга ленинградской области на праздновании 60-летия 27-ой РОСАД.

В этом разделе имеются стенды о трёх Героях Советского Союза из 27-ой РОСАД, схема боевого пути дивизии, фотостенд о ратной деятельности артиллеристов и об итогах боевых действий дивизии. Завершается стендовая часть третьего раздела фамилиями девяти краснокамцев-харламовцев. Среди объёмных, предметных экспонатов третьего раздела – образцы артиллерийских снарядов, личные вещи и воинские принадлежности ряда офицеров 27-ой РОСАД.

Кроме того, в восемнадцати отдельных фотоальбомах приведены военные фотографии, относящиеся к отдельным артиллерийским полкам 27-ой РОСАД и другим воинским частям, входившим в её состав.

Четвёртый раздел экспозиции освещает ту героико-патриотическую работу, которая уже в течение тридцати лет проводится в школе. Есть стенды посвященные пионерской дружине имени генерала Харламова и пришедшему ей на смену в начале 90-х годов объединению юных харламовцев. Под стендом «Наш поиск» в трёх витринах находятся найденные на местах боёв образцы деталей вооружения, солдатского снаряжения, предметы солдатского быта. На стенде «Есть такая профессия – Родину защищать» - фотографии выпускников школы – солдат и офицеров Советской и Российской Армии. Отдельный стенд посвящён выпускникам, воевавшим в Афганистане. В многочисленных фотоальбомах оформлены отчёты о поисковых экспедициях, военно-патриотических конкурсах, о встречах с ветеранами войны, слётах юных харламовцев и т.д. Здесь же собраны творческие работы учащихся на героико-патриотическую тематику.

В последнем разделе хранится Летопись школы, ведущаяся со дня её основания. Этот раздел экспозиции наиболее динамично пополняется в результате повседневной работы школьного коллектива.
7. Формы работы с учащимися 10-11 классов в Музее в рамках курса ОБЖ
В течение ряда лет цикл уроков курса ОБЖ 10 классов в разделе «Боевые традиции Вооруженных Сил России» проводится на базе Музея. Так, традиционно на урок «Патриотизм и верность воинскому долгу» приглашаются первый директор школы, ветеран Великой Отечественной войны, воевавший в 27-ой РОСАД, Полушкин Евгений Степанович, а также , по возможности, выпускники школы, связанные с Вооруженными Силами РФ. В этом случае учащиеся глубже проникают в суть понятия «патриотизм как духовно-нравственная основа личности», зримо видя связь и преемственность поколений.

В цикле уроков «Память поколений – дни Воинской Славы России», используя материалы Музея, учащиеся готовят выступления по отдельным датам Воинской Славы, некоторые учащиеся пишут рефераты, темы которых связаны со славными победами Российского оружия в различные исторические периоды. При этом материалы Музея помогают учащимся методами исторического анализа и сопоставления фактов и событий глубже раскрыть заявленную тему.

Так, в реферате «Сталинградская битва» учащийся 11 класса проанализировал, как советское командование при окружении и разгроме группировки противника под Сталинградом учло опыт боев в так называемом «Демянском котле» на Северо-Западном фронте. Материалы об этом первом крупном окружении немцев нашими войсками в ходе Великой Отечественной войны слабо освещены в военно-исторической литературе, но достаточно полно представлены в экспозиции школьного Музея, так как артиллерийские полки 27-ой РОСАД участвовали в данной операции.

20 февраля 1942г. войска Северо-Западного фронта (СЗФ) завершили окружение основных сил 2-го и 10-го армейских корпусов 16-ой немецкой армии, общей численностью до 95 тысяч человек. Протяженность линии фронта «Демянского котла» составляла около 200 км, а площадь – 2300 кв.км. Гитлер запретил отвод войск, приказав нанести деблокирующий удар из района Старой Руссы в восточном направлении. Во исполнение первого этапа плана деблокады гитлеровское командование организовало «воздушный мост» в «Демянский котел». Ежедневно немцами совершалось более ста самолетных вылетов. К сожалению, малочисленная авиация и зенитные средства СЗФ сбивали не более 1-2 самолетов в день. С 20 марта 1942г. начался второй этап – наземная операция «Забортный трап»: группировка врага, численностью до 40 тысяч человек, под командованием генерала фон Зейдлица стала пробивать коридор к «Демянскому котлу». Основной удар приняла на себя 1-ая ударная армия, численностью около 20 тысяч человек, под командованием генерал-лейтенанта Кузнецова В.И. За месяц тяжелых боев враг пробил так называемый «Рамушевский коридор» длинной 25 км, ставший ареной тяжелых боев вплоть до марта 1943г.

Сопоставив военно-исторические факты, мы увидим, что под Сталинградом фашистское командование после окружения группировки Паулюса действовало по тому же шаблону. Когда Паулюс запросил разрешения отвести 6-ю армию за Дон, наметив прорыв из окружения на 24 ноября 1942г., Гитлер в радиограмме заверил, что снабжение армии будет обеспечиваться по воздуху, а операция по деблокировке будет предпринята в подходящее время. По иронии судьбы лишь командир 51-го армейского корпуса 6-ой армии генерал фон Зейдлиц, ссылаясь на свой опыт в «Демянском котле», призвал Паулюса начать действовать немедленно, даже не останавливаясь перед невыполнением приказа фюрера.

Как известно, начатая немцами 12 декабря 1942г. деблокирующая операция «Зимняя гроза» была сорвана благодаря своевременной переброске на направление удара 2-ой гвардейской армии под командованием генерала Малиновского. А попытки навести «воздушный мост» были сорваны успешными действиями советской авиации и танкового корпуса генерала Баданова, совершившего глубокий рейд по тылам врага и разгромившего ряд аэродромов.

Таким образом, анализируя вышеприведенные факты, учащийся в реферате делает правильные выводы о том, что одним из факторов коренного перелома в Великой Отечественной войне – победы в Сталинградской битве - стало возросшее боевое мастерство советских воинов, в том числе и командного состава, делавшего правильные выводы из опыта тяжелых боев 1941-42гг.

Интересны для учащихся и проводимые на базе Музея в рамках уроков и сборов по основам военной службы встречи с выпускниками школы – военнослужащими и курсантами военных училищ. При таком общении ребята из первых уст узнают об особенностях службы в Вооруженных Силах, предъявляемых при этом требованиях, получают информацию о военных специальностях.

В целом, подобного рода учебная работа с использованием возможностей Музея позволяет более целенаправленно и продуктивно решать задачи, связанные с преподаванием раздела «Основы военной службы».
8. Формы внеурочной работы с учащимися в Музее по гражданскому и героико-патриотическому воспитанию
С момента своего основания Музей стал тем стержнем, который объединил различные формы военно-патриотической работы с учащимися школы.

В Музее постоянно работает Совет Музея и группа экскурсоводов. Разрабатываются и проводятся как циклы тематических экскурсий, посвященных Датам Воинской Славы, юбилеям выдающихся полководцев и военачальников, Дню артиллерии, Дню рождения 27-ой РОСАД, Дню защитника Отечества, Дню Победы, так и обзорные экскурсии, охватывающие материалы всех разделов экспозиции.

С Музеем тесно связана работа добровольного военно-патриотического объединения учащихся 4-7 классов «Юный харламовец», с начала 90-х годов ставшего преемником славных традиций школьной пионерской дружины имени генерала Харламова.

Фонды Музея существенно пополнились материалами, собранными в ходе 20-ти поисковых экспедиций школьного поискового отряда «Кама» на территории Новгородской и Псковской областей с 1988г. по 2005г. Школу поискового отряда прошли 140 учащихся, работа в Музее позволила им лучше подготовиться к поисковым экспедициям, больше узнать об истории боевых действий СЗФ и 27-ой РОСАД, внести свою лепту в создание экспозиции Музея.

Ведется в Музее и кропотливая работа по заполнению альбомов Летописи школы с момента ее основания в 1974г., переписка с ветеранами войны, воевавшими в 27-ой РОСАД, и выпускниками школы, проходящими военную службу.

Находят свое отражение в экспозиции Музея работы учащихся, посвященные ратным подвигам своих предков, рисунки на темы войны и т.д.

Все это позволяет сказать, что Музей за свою 30-летнюю историю существования действительно оправдал свое предназначение.
Заключение
Советскому писателю-фронтовику Юрию Бондареву принадлежат строки: «Для меня ясно одно: главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. Быть историчным – это быть современным. Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулезной точностью посчитывают историки. Но они не могут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдания и слезы в глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулеметной очереди, убивающей жизнь.

В нашей крови пульсируют токи тех людей, что жили в Истории. Они не знали и не могли знать то, что знаем мы, но они чувствовали то, что уже не чувствуем мы.»

Пожалуй, именно в создании и развитии школьного военно-исторического музея самими ребятами под руководством взрослых путем непосредственного воздействия на духовно-эмоциональную сферу личности молодого человека и решается задача воспитания гражданина и патриота.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Бердников Г.И. Первая ударная. М.: Военное издательство, 1985.

  2. Митяев А. Книга будущих командиров. М.: Молодая гвардия, 1985.

  3. Полушкин Е.С. Традициям славы верны. Краснокамск, 2004.

  4. Штейдле Л. От Волги до Веймара. М.: Прогресс, 1975

  5. «Долина» нашей памяти. Великий Новгород, 2005.

  6. Край, опаленный войной. Северо-Западный фронт и его музей в Старой Руссе. М.: Престиж, 2005.

  7. Музей воспитывает юных. М.: Просвещение, 1980.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература iconЛитература по психологии,классичес
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...
Литература iconЛитература чувашская литература
Чувашский государственного университет имени И. Н. Ульянова по специальности русский язык и литература
Литература icon“ Литература + литература”
Идея проведения данного урока взята из газеты “Литература” (приложение к газете “Первое сентября”,№13 за 1998 год, страница 1)
Литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства
Литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства
Литература iconЛитература 1 Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11...
Математика. Учебное электронное издание. 5-11. Новые возможности для усвоения математики
Литература iconЛИТЕРАТУРА К КУРСУ "ФИЛОСОФИЯ"
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА и ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Литература icon"Литература народов России" (Кабардино-черкесская литература)
...
Литература iconТема урока. Основное содержание
Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;...
Литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет
Литература iconЛитература Тема: Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Учебно-методическое обеспечение: учебник 10 класс литература Коровина В. И. Литература. 10 класс, Москва Просвещение. 1часть. 2012...
Литература iconРабочая программа по литературе составлена на основе программы "Литература....
Литература. 5-11 класс" под ред. Г. И. Беленького. Реализуется в учебнике "Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных...
Литература iconСписок бесплатных электронных библиотек
Альдебаран крупнейшая электронная библиотека on-line художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров: детективы,...
Литература iconРодная литература
Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику «Родная литература» (Ана литература) 5 класс. Авторы: (Суюнчев А., Азаматова...
Литература iconРабочая программа учебного предмета: «Литература»
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина,...
Литература iconРабочая программа педагога по курсу «Литература»
Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. – М.: Мнемозина, 2009. – 110с и ориентирована на использование...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск